Сценарий фольклорного праздника "Ильин день"для младших школьников.
методическая разработка на тему

Бокачева Анастасия Валерьевна

Сценарий фольклорного праздника "Ильин день"для младших школьников направлен на приобщение к народной культуре..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Ильин день»

                2 августа Ильин день –  это не только праздник верующих, но также и переход к осени, когда ночи становятся холодными, уменьшается световой день, меняется поведение насекомых и животных. В день Ильи, кроме того, даже рыбаки осматривают пристально свой улов. Они выбрасывают рыбу, глаза которой имеют красноватый оттенок. Вдруг коварные черти вселились в нее. 2 августа весь скот должен был находиться дома. Его не выпускали на пастбище, боясь разгневать Илью, активно разъезжающего в это время по небу и высматривающего в своей огненной колеснице нечистую силу. Если начиналась гроза, то дождевую воду люди собирали и хранили ее, считая, что она обладает целебной силой и может уберечь от дурного глаза. Также считается, что тот, кто в этот день попал под дождь, на весь год запасся здоровьем. Девушки и женщины обязательно покрывали в этот день голову платком, поскольку в случайно оброненный волосок в это время может попасть молния. Кроме того, в растрепанных волосах может легко укрыться нечистая сила. Прежде всего, в этот день водятся хороводы и поются песни.                 Купаться в этот день запрещено, так как водяной или русалка утянут вас в глубины, вам угрожает риск серьезно заболеть, а также покрыться нарывами и фурункулами.

Направление работы: духовно-нравственное.

Цель: приобщение младших школьников  к народной культуре, знакомство с  обычаями, традициями русского народа, с фольклорным праздником «Ильин день».

Задачи:  

  • Познакомить с музыкальной культурой русского народа на приметах русских народных песен, частушек;
  • Создать условия для развития творческих способностей детей,
    - Воспитывать у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции.

Оборудование и материалы:

  1. Скрепки, верёвка, 2 ложки, теннисные мячи, стаканчики;
  2. Звуковая аппаратура;
  3. Костюмы для ведущих, Ильи, девушек и парней;
  4. Музыкальные инструменты;
  5. Снопы и ленты.

Подготовительная работа: приготовление костюмов персонажей для праздника. Подготовка участников праздника, исполняющих роли, разучивание слов. Создание декораций и украшений для праздника. Разучивание творческих номеров.

Рекомендации по проведению: праздник проводится в лесу, на поляне, в парке, в озелененном школьном дворе 2 августа. Так как праздник проходит на улице заранее необходимо продумать – где будет установлено музыкальное оборудование.

Действующие лица:
- 2 ведущих;

- Илья;

- 4 девушки;
- 3 парня;
- Дети.

Ход мероприятия

(Звучат позывные праздника (фанфары), выходят ведущие  парень и девушка в русских народных костюмах.)

Ведущий 1:Добрый день, девицы красивые,
Парни сильные, дети малые.
Скромные и удалые,
Кто пришел к нам пешком.
И кто прилетел на метле,
Ведущий 2: У нас сегодня важная  задача,
Всех  ждёт  большая удача!
Потому как в такой день,
Что ни дать, ни взять:
Веселиться нам  не лень!
Будем «Ильин день»  встречать!
Ведущие (оглашают по очереди народные приметы):А вы знаете народные приметы этого праздника?

- Петр и Павел на час день убавил! - А Илья-Пророк два уволок!
- С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются!
- До Ильина дня мужик купается, а с Ильи
 с водой прощается!
- До Ильи грачи - поодиночке, а после -стаями!

 Все: С праздником вас, христиане!

Ведущий 1: Веками в сознании православных христиан Илья-Пророк (или Громовик)  повелитель дождей, грома и молний  разъезжал на громыхающей колеснице и карал грешников. Однако, он же посылал на землю плодородие и помогал урожаю. Ильин день  один из почитаемых народных праздников. Иногда Пророк спускался на землю, выходил из огненной колесницы и приходил в ту деревню, где его чествовали.

 (Звучит  гром, грохот, стук колес. Дети разбегаются, прячась за ограды, деревья.)

Ведущий 2:Что такое, что случилось? Откуда грохот такой?
Девочки (из укрытий, с опаской):
-
Ой, это Илья-Громовик!
-
Сюда, едет на шести жеребцах!
-
Илья-Пророк грозу наводит!
-
Свят! Свят! Свят!

Ведущий 1: А вот и сам Илья в колеснице к нам на праздник явился!

 (На площадку въезжает колесница, в ней Илья в соответствующем костюме. Делает один круг, останавливается).

Илья (грозно): Приветствую тебя, народ честной! В небесах сидел я, отдыхал, вдруг услышал шум громкий да песни звонкие. Решил посмотреть, кто это мой покой нарушает?

Ведущий 2: Что ты, что ты, господь с тобой, илья! Народ здесь собрался не греха ради, — а имя твое славить, именины праздновать. Присядь, Илья, на почетное место!

Илья (садится в кресло): Ну, коли так... приму участие в вашем празднестве. Посмотрю, как имя мое славить будете.

 (В центр выходитт группа ребят и исполняет песню «У нас было..» поют величаво)

У нас было на сырой земле —
Претворилися такие чудеса:
Растворилися седьмые небеса,
Сокатилися златые колеса,
Златые еще огненные.
Уж на той колеснице огненной

А наш батюшка покатывает,
Над пророками Пророк гремит,
А наш батюшка покатывает,
Утверждает святый Божий закон.

Под ним белой, храбрый конь. Хорошо его конь убран. Золотыми подковами подкован. Уж и этот конь не прост: У добра коня жемчужный хвост, А гривушка позолоченная, Крупным жемчугом унизанная, В очах его камень-маргарит, В уста его огонь-пламень горит.

Илья: Ну, красны девицы, спасибо! Порадовали старика. А вот я хочу спросить у селян здешних: знают ли они приметы и поговорки обо мне. Я вам – примету, а вы мне – ответ. Кто правильно скажет, того призом уважу. (Проводит викторину)
-
Глухой гром на Ильин день – (к тихому дождю).
-
Гулкий гром на Ильин день  (к ливню).
-
Гром беспрерывный  (будет град).
-
Гремит долго и беспрерывно  (к ненастью)
-
Гремит отрывисто и непродолжительно (будет ясно).
-
На Ильин день дождь  (будет мало пожаров).
-
На Ильин день ведро  (будет много пожаров). (Награждает ответивших)

(Выходят  4 девушки в народных платьях и начинают друг другу рассказывать:)
1-я Девушка: Мне бабушка рассказывала, Илья-пророк ездит на конях по небу. От быстрого бега конь теряет подкову. Та падает в воду, и вода холодеет.

2-я Девушка: Говорят, что от удара стрел Ильи появляются святые родники.

3-я Девушка: Под ними крестьяне ставили колодцы и в Ильин день совершали возле них молебны, чтоб защитить посевы от засухи или затопления.

4-я Девушка: Воде таких колодцев приписывались чудесные свойства.
Илья: Да, много вы о моем празднике примет знаете. Я для вас приготовил воду, тоже с  чудесными свойствами. Сейчас  мы проведем конкурс, для этого вам нужно разделиться на 2 команды. Помните, что вода чудесна, постарайтесь как можно больше ее сохранить.

                                        ( Конкурс «Водоносы»)

В течении 3 минут члены команд ( по очереди) в ложке переносят воду на другой конец площадки и сливают в мерные стаканы. Выигрывает та команда, у которой больше воды в мерном стакане по окончании времени

Ведущий 2: Молодцы ребята, как вы быстро, но аккуратно все выполняли.

1-я Девушка: Девчата, после 2 августа запрещено купаться. Вода делается холодной, оттого что бросает в неё Илья кусочек льда.

2-я Девушка: Говорят также, что лось обмакивает в воду рога, а медведь опускает туда лапы.

3-я Девушка: А ещё святой Илья зажинает ниву.

4-я Девушка: В наших краях к этому дню на столе должен появиться хлеб нового урожая.

1-я Девушка: А у моей бабушки в деревне Мужиково новый хлеб относили в церковь, полагая, что без благословения священника новину есть нельзя.

2-я Девушка. Да, девушки, всё так.
Ведущий 1: А на Илью знаете, что ещё бывает?

Девушки: Расскажи, расскажи!

Ведущий 1: Завивание бороды. Ну-ка, парни, выходите да покажите нам свою удаль. (Хозяйка машет рукой. Выходят Парни со снопами, кланяются. )
Парни: Мир вам!
Девушки: С миром принимаем! (Парни становятся рядком и связывают снопы у основания красивыми лентами («завивают бороду»). 
Девушки поют:

Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
У Васильевича да на широком,
Обрядовая культура моего села
У Васильевича да на широком,
На нивы великой.

На полосы широкой
Да на горы высокой.
На земли чернопахатной.
На земли на пахатной.

Уж мы вьём, вьём бороду
У Авдотьи на поле,
Завиваем бороду
У Степановны
На нивы великой.
На полосы широкой.
Уж мы вьём, вьём бороду
У Васильевича.
Парни. Илье-пророку на бородку.

1-й Парень: Первый закрут оставляли под кустом.
2-й Парень: Дотрагиваться до него нельзя.

3-й Парень: Считалось, кто дотронется до закрута, того скорчит.

1-й Парень: У куста этого жницы обращались к Илье-пророку с просьбой вернуть силу и здоровье, потраченные в поле.

2-й Парень. А мы просили у Ильи силу на новый и большой урожай.

(Парни по очереди кувыркаются. Девушки, прихлопывая, поют.)

Илья: Ай да ребятки, ай да девушки. Не пропадут, зная приметы, будут хорошими хозяевами.(Девушки и парни  уходят, Илья садится в кресло)

                                (Конкурс «Лучшая командная работа».)

Две команды должны «пришить» всех членов команды друг к другу. Вместо иголки используется чайная ложка, к которой привязана нитка. «Пришивать» можно через ремешок, лямку, петлю на брюках. Выигрывает та команда, члены которой быстрее «пришьются».

                        (Конкурс «Проверка на слаженность в работе».)

В игре участвуют несколько пар. Каждой паре даётся по коробке со скрепками.Под музыку начинают составлять из скрепок цепочку. Побеждает та пара, у которой получилась самая длинная цепочка.

                                        (Конкурс  « Пронеси мяч»)

Члены команд, по очереди, в чайной ложке с теннисным мячиком проходят дистанцию. Если мячик упал- возвращаются на стартовую позицию. Побеждает команда, первой закончившая маршрут.

Ведущий 1:  Наш праздник подходит к концу, давайте мы поблагодарим Илью, за то, что он сегодня был этот праздник с нами. В качестве благодарности прийми этот музыкальный номер.

(Выходят ребята  с музыкальными инструментами и исполняют русско-народную мелодию)

Илья: Спасибо вам за праздник, на ваши песни, за настроение прекрасное, но мне пора обратно. До свидание, до новых встреч.

Вместе: с праздником вас!

(Гулянье па природе продолжается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...

"Как на масляной неделе" сценарий фольклорного праздника для детей младшего школьного возраста.

Вданном театрализованном празднике участвуют   дети от 7 до 11 лет. У каждого ребёнка есть своя роль. Сценарий состоит из пяти действий. В музыке представлены песни, танц...

Сценарий родительского собрания "Развитие личности младшего школьника"

Сценарий родительского собрания "Развитие личности младшего школьника"...

Сценарий игры «Рыцарский турнир» ( для младших школьников)

Данная игра способствует военно-патриотическому воспитанию школьников; привлекает учащихся к занятиям спортом; развивает силу, ловкость, смекалку, творческое мышление....

Сценарий игровой – познавательной программы для младших школьников «День пиратов».

Сценарий разработан для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования....

Методическая разработка к сценарию праздника "Новый Год" для младших школьников

Данная методическая разработка праздника к  сценарию предназначена для детей младшего школьного возраста (1-4 классы). Воспользоваться в своей работе им могут педагоги – организаторы, учителя нач...

Сценарий мероприятия экологической направленности для младших школьников

Внеклассное мероприятие в начальной школе  «Как ухаживать за комнатными растениями»  Цель: создать условия для представления обучающихся о комнатных растениях и  их зна...