Литературное чтение. Урок-праздник. Прощание с "Азбукой"
методическая разработка (1 класс) на тему

Материал позволит увлекательно подвести итог изученного материала. На этот праздник я обычно приглашаю родителей.У родителей есть возможность увидеть степень усвоения материала детей и подарить им книги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy.docx39.21 КБ
Файл 2018_azbuka.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Прощание с Азбукой.

Цели праздника:

  • мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.

Ученик 1:

Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей. 
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Ученик 4:

Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Ученик 2:

Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.

Ученик 3:

Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

Учитель: 

Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.

Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!                                          И вспомним, как всё начиналось.

– Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку» и показать, чему научились.

Вспомнить нам поможет игра «Собери пирамидку!»

Из первых страниц Азбуки мы узнали, что всё, что мы говорим называется? (Речь.)

Речь бывает? (Устная и письменная)

Речь делится на(предложения), предложения на (слова), слова на (слоги), слоги на (буквы).

 А вы знаете, почему «Азбуку» так называют?

Дети: Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.

Учитель: Более тысячи лет назад появилась первая азбука. И называлась она тогда кириллица. Кто её создатель?

Дети: Это два брата – Кирилл и Мефодий создали первую азбуку.

Дети поют частушки

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.

Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.

Припев:

Припев:

Елочки-сосёночки 
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю вашу книжку
Одним махом “проглочу”!

Припев:

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Припев:

С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг – 
Уважаю с детства труд!

Припев:

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Припев:

Почему малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Припев:

Буквы гласные мы любим                                                                  И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем – 
Эти буквы мы поем!

Припев:

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Учитель: Праздник начался. А самой главной гостьи – Азбуки, нет. Давайте ее позовем!

Появляется Кощей Бессмертный

Я Бессмертный Кощей!
Не люблю я детей.
Так что смотрите, меня не гневите!                                                                                                                                                   Смех и веселье вы прекратите!

Учитель: Подожди, Кощей, мы не тебя звали.

Кощей Бессмертный 

Ваша Азбука в темнице

У меня давно томится.

Буквы в Азбуке поссорил

И закон там свой устроил!

 Учитель:

Как же ты посмел злодей?                                                                                                                                   Огорчил детей, гостей!                                                                                                                                        Книжку нам не прочитать,                                                                                                                                               Новых знаний не видать!                          

 - Ребята, давайте попробуем помирить буквы.

Сценка “Азбука”                                                        Автор:

Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!

Буква Я:

Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы по всюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Автор: Говорят ей:

Буквы: Встань на место!

Автор: Отвечает:

Буква Я:

Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною - 
Недоразумение! Недоразумение – 
Не более, не менее!

Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.

Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!

Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.

Буква С: “Срам!”

Автор: Сердито ЭС сказала!

Все кричат.

Буквы: Воображала!

Автор: Проворчала П:

Буква П: “Попробуй потолкуй с такой особой!”

Автор: Я затопала ногами.

Буква Я:

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Автор:

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы: Хорошо, идем на спор!

Буква А:

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!

Буква Я:

Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!

Автор:

Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!

Автор: Как зальется буква ХА:

Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Буква О: О от смеха покатилась!

Буква А: А за голову схватилась!

Буква Б: Б схватилась за живот…

Автор:

Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!

Буква Я:

Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!

Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -

Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!

Кощей Бессмертный:

Что ж, вы буквы помирили,

Но я их заколдовал!..

Вот вам новое задание –

Игра на внимание.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ

1 задание: Найдите и назовите, какие буквы спрятались!

Описание: Описание: img1

2 задание: Отгадайте ребусы. Какое слово заколдовано?  (Презентация)

Кощей Бессмертный:

У-у-у! Опять вы обыграли!                                                                                                                                                                              Ну и я не лыком шит.                                                                                                                                             Зашифрованные телеграммы                                                                                                                                                                                                                         Печкин в плащ себе сложил.                                                                                                                                                                Я ж обманом их добыл,                                                                                                                                                                  А вот шифр спросить забыл.                                                                                                                                                         Так что вы мне помогите,                                                                                                                                                                                 Если Азбуку спасти хотите.

Учитель: -  Делать нечего, поможем. (Зачитывают дети и называют автора и название сказки) Презентация

1. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. («Кот в сапогах» Ш. Перро.)

2. Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку. («Золушка» Ш.Перро.)

3. Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин.)

4. Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар–победитель сделал мне предложение. ( «Муха-цокотуха», К.Чуковский.)

5. Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. («Колобок» русская народная сказка)

Кощей Бессмертный: Яга, Иди на подмогу!

Баба Яга: Очень сказки я люблю.

Жёлтая кепочка.
Илья – царевич и серый кабан.
Гадкий цыплёнок.
Сказка о рыбаке и акуле.
Луковая девочка Чапилина.

Учитель: Стоп, вы опять всё перепутали. Ребята, как правильно называются сказки?

Дети: Красная Шапочка. Иван-царевич и серый волк. Гадкий утёнок. Сказка о рыбаке и рыбке. Луковый мальчик Чиполино.

Баба Яга:

Ты смотри-ка, знают сказки!                                                                                                                                                                                         Ну да я запутаю.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Фразу я начну сейчас,                                                                                                                                                                                                     Вам продолжить сей же час.

Лежебока рыжий кот отлежал себе ...

Дети. Живот!

В реке большая драка поссорились два ...

Дети. Рака!

Михаил залез на дуб

Чтобы врач не вырвал ...

Дети. Зуб!

Зимой на нашей речке купаются ...

Дети. Овечки!

Нет, моржи!

Летом, летом на лугу дети прыгают в ...

Дети. В снегу!

Нет, в траве!

Ранней осенью у нас

Пойдут папы ...

Дети. В первый класс!

Нет, на работу!

Баба Яга:

Наша победа! Съедим вас за обедом!

Учитель: Подожди, Яга! Мы вам тоже загадаем загадки.

 - Послушайте, как однажды букве пришлось утешать свою сестру.

Выходят две девочки - буквы И и Й.

Учитель. Сказала Й сестре родной:

1-я девочка (Й).

Вот ты, сестра-соседка,

Бываешь часто прописной,

А я - уж очень редко.

2-я девочка (И).

Ну, редко - это не беда.

Иные буквы - никогда!

1-я девочка (И).

И много их?

2-я девочка (И).

Да целых три:

Сестра и с ней два брата.

1-я девочка (Й).

Зовут их так...?

2-я девочка (И).

Не говори! Яга, Кощей                

Ответу будем рады!

(Пытаются, но у них ничего не получается.)

Скажите вы, ребята!

Дети. Ъ, Ь, Ы.

Баба Яга: Что это за буквы такие, которые ничего не могут. Съесть их – и всё!

 Выходят ученики с табличками, на которых написаны Ь и Ъ.

1 -й ученик (в костюме Ь).

Мягкий знак и твердый знак

Разговаривали так:

- Сколько я пирожных съем?

Мягкий знак ответил: (Баба Яга и Кощей выкрикивают 5, 10)

- Семь.

2-й ученик (в костюме Ъ).

Был мягкий знак высоковат...

Сказали буквы строго:

- Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак.

Учитель: Эти буквы очень важны. Что мы знаем о Ь и Ъ?

Дети стараются вспомнить все, что знают.

Учитель: Буквы в твоём имени тоже непростые. Ребята, что можем сказать о слове Яга?

Дети: 2 слога, 4 буквы, 5 звуков; я даёт 2 звука й-а. Характеризуют каждый звук.

Кощей Бессмертный: Да, Яга ведать на старости лет и нам придётся сесть за парту.

Учитель: Я рада, что вы хотите подружиться с Азбукой, ведь в ней заключена народная мудрость. И мы вам сейчас это продемонстрируем.  (Вызываются 4 ученика и им выдаются таблички со словами).

3адание: собери пословицы о книге и учении

Мало уметь читать - надо уметь думать.

Красна птица пером, а человек – ученьем.

Грамоте учиться- всегда пригодится.

Лучший подарок- хорошая книга.              

Литературное чтение:

Здравствуйте, ребята. Поздравляю вас с первой победой. 

Я от "Азбуки" слыхала,               Что вы знаете немало.      Любознательных люблю,     Щедро знания дарю.                  Всем, кто хочет много знать, Хорошо надо читать.

Девочка-первоклассница

Здравствуй, гостья дорогая!
Приходи сюда скорей!
Расскажи нам про Россию,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете,
Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!

Литературное чтение: 

Будь, школьник, бережным со мной: Мой чистый вид всегда приятен, Оберегай меня от пятен!                      Привычку скверную оставь:           Листая, пальцы не слюнявь!       Страницы пачкать - не годиться.       Опять загнул мои листы!                           Мой переплет не выгибай!                             Мой корешок не поломай!                                Не забывай меня в саду,                                 Вдруг дождь нагрянет на беду?       Запомни: я твой лучший друг,                   Но только не для грязных рук.

Для торжественного посвящения первоклассников в юные читатели прошу первоклассников встать.

  • Обещайте, бережно относится к каждому учебнику, каждой книге.
  • Обещайте подружиться с книгой.
  • Обещайте стать активными читателями библиотеки.

Мы простимся с Азбукой, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем!

Учитель: Дорогие первоклассники. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.

                                                                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Игра «Собери пирамидку» Единицы Азбуки Речь Предложение Слово Слог Буква

Слайд 5

Частушки

Слайд 6

Сценка «Азбука»

Слайд 7

Игра на внимание Т Ф Р В Б Ь Г К Х Ж П Ш

Слайд 8

А сла сл а в а 7 я с е мь я Ю Н вь ю н тра тр а в а

Слайд 9

к а н а т ЖУР Л КА Т ж у рн а л

Слайд 11

Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку.

Слайд 12

Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта.

Слайд 13

Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературное чтение: В. Берестов Прощание с другом

Презентация к уроку Родное слово Грехнёва, Корепова. Содержит материал развивающего характера(нахождение лишнего) и познавательного. Имеется биография писателя...

Прощание сазбукой

Веселый праздник для первоклассников...

Презентация по литературному чтению по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия» 3 класс. 2100.

Презентация по литературному чтению по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия» 3 класс. 2100....

Разработка урока по литературному чтению по теме «Прощание с Азбукой» 1 класс

Разработка урока по литературному чтению в 1 классе УМК "Школа России" по теме «Прощание с Азбукой».Данный урок позволяет систематизировать знания обучающихся о буквах и звуках р...

Урок-праздник по литературному чтению в 1 классе "Прощание с Азбукой"

В ходе праздника дети подводят итог своей работы и прощаются с Азбукой....

Литературное чтение Открытый урок «Прощание с «Азбукой» 1 класс

Тема: Прощание с "Азбукой" Воспитание у учащихся интереса к учёбе, чтению.В игровой форме повторить и закрепить знания по курсу литературного чтения в первом классе.Развивать активность...