В помощь воспитателю и учителю
методическая разработка (2, 3, 4 класс) по теме

Гладских Елена Павловна

Сценки "Недоросль" и "Урок Мальвины".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г-жа Простакова. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему его выучили.

Г-жа Простакова, Простаков (вместе):

– Всем наукам, батюшка.

– Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин(Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.

Правдин(взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Митрофан. Каково, мой отец?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.

Милон. Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын, откуда что берется!

Г-жа Простакова. Однако все-таки не придет против Адама Адамыча.

Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Простаков (тихо матери). А я почем знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан(тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин. География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. 



Предварительный просмотр:

Сценка к уроку «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Мальвина: - Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь…

Мы займёмся арифметикой. Сейчас будем решать задачу.

И так у вас в кармане два яблока…

Буратино: (Хитро подмигнул.) – Врёте, ни одного..

Мальвина: - Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко, Сколько у вас осталось яблок?

Буратино: - Два.

Мальвина: - Подумайте хорошенько.

Буратино: (Сморщился – так здорово подумал.) – Два…

Мальвина: - Почему?

Буратино: - Я же не отдам же некто яблоко, хоть он дерись!

Мальвина: - У вас нет никаких способностей к математике… Займёмся диктантом.

(Подняла к потолку хорошенькие глазки.)

                     - Пишите: «А роза упала на лапу Азора».

Буратино: (Он никогда не держал ручку в руках. После слов  «Пишите!» он сунул свой нос в чернильницу и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала клякса.)

Мальвина: - Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

(Девочка увидела жирную кляксу на бумаге, всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.)

- Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Тексты для дополнительного чтения на уроке.

1. Он опять взял топорик и опять – только ударил по полену…

- Ой, больно же, говорю! – завыл тоненький голосок.

На этот раз Джузеппе испугался не на шутку, у него даже очки вспотели… Он осмотрел все углы в комнате, залез даже в очаг и, свернув голову, долго смотрел в трубу.

- Нет никого…

2. Но едва Карло окончил выстругивать последний пальчик, Буратино начал колотить кулачками его по лысине, щипаться и щекотаться.

- Послушай, - сказал Карло строго,- ведь я ещё не окончил тебя мастерить, а ты уже принялся баловаться… Что же дальше-то будет… А?

3. Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.

     По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках,- маковые треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.

     Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажных змей…

     Улицу переходил полосатый кот Базилио, которого можно было схватить за хвост. Но Буратино удержался и от этого…

4. Буратино кинулся направо – топко. Налево – топко. А позади опять затрещали сучья…

- Держи, держи его!

Разбойники уже подбегали.

- Вот он!

Буратино увидел белого лебедя, спавшего близ берега, засунув голову под крыло.

Буратино кинулся в озерцо, нырнул и схватил лебедя за лапы.

- Го-го,- гоготнул лебедь, пробуждаясь,- что за неприличные шутки! Оставьте мои лапы в покое!

Лебедь раскрыл огромные крылья, и в то время, когда разбойники уже схватили Буратино за ноги, торчащие из воды, лебедь важно полетел через озеро.

Открытый урок по чтению во 2 классе.

Тема: А.Н.Толстой «Говорящий Сверчок дает совет Буратино…» (2-ой урок).

Цели:1. Продолжить знакомство с содержанием сказки А.Толстого, главными героями.

           2. Учить учащихся умению анализировать, выделять главное, давать поведенческую оценку героям.

            3. Развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения.

            4. Воспитывать послушание, уважение к старшим, исполнительность.

Оборудование: х/ф «Приключения Буратино», рисунки главных героев сказки, сюжетные рисунки, дополнительные отрывки из сказки А.Толстого, предметы, используемые в сказке Буратино и др. героями (шапка-колпак, сольдо, яйцо, перо (гусиное), бревно, азбука, ключик).

1. Сообщение темы урока.

- Продолжаем знакомство с содержанием сказки, её героями.

11. Проверка домашнего чтения «Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино».

      1. Показ отрывка из сказки «Приключения Буратино». (Бревно у папы Карло. Он мастерит Буратино).

      - Почему папа Карло решил назвать мальчика Буратино?

      - А что было дальше? Составить рассказ.

      2. Выборочное чтение по заданию учителя, по опорным рисункам и иллюстрации учебника.

      а/  - Прочитайте, как выглядела каморка?

            - Как жил папа Карло? Чем зарабатывал на жизнь?

      б/ - Прочитать отрывок к рисунку: папа Карло не поймёт, кто пищит.

      в/ - Прочитать отрывок к рисунку: Буратино дерётся.

      г/ - Прочитать отрывок, раскрывающий содержание иллюстрации учебника на странице 29.

111. Дальнейшее знакомство с содержанием сказки.

       1. Продолжение показа отрывка из сказки «Сверчок дает совет Буратино».

      - Какой совет даёт Сверчок Буратино?

      - Прислушался он к его совету?

       2. Чтение по ролям отрывка из сказки «Говорящий сверчок дает совет Буратино».

      - Какое качество Буратино проявилось в разговоре со Сверчком?

1У.    Работа с классом по результатам домашнего чтения.

      1. Расположить рисунки в нужном порядке, подтвердить чтением отрывка из сказки:

      а/ Буратино идёт в школу.

      - Попал Буратино в школу? (Нет.) – А почему?

      б/ Приключения Буратино. (Рисунок «Спасает Лебедь»).

      - А закончились ли на этом приключения Буратино? (Нет.)

      2. Рассказ ученика о новом приключении Буратино. (Мальвина сначала ему не помогает. Разбойники вновь догоняют  Буратино.)

      3. «Кто лишний?»

На карточке написано: Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас.

(Можно разбить на две группы: 1) Лишний Карабас Барабас – он враг Буратино и его друзей. 2) Лишний Артемон – это животное.)

      - Кто же помогал Буратино и пытался его воспитывать? (Мальвина.)

      4. Показ сценки «Мальвина учит Буратино Грамоте».

      5. «Что лишнее?» Чем не мог пользоваться Буратино? Что не имеет к нему отношения?

       На столе лежат предметы: шапка-колпак, брёвнышко, ручка, перо, ключик, азбука, яйцо.   (Буратино никогда не пользовался ручкой.)

У. Обобщение.

      1. - Ребята, так кто же такой Буратино?

      - Какими качествами он обладал?

      2. На доске написаны слова: непослушный, бесстрашный, весёлый, добрый, доверчивый, легкомысленный, находчивый, резвый, лживый, жестокий, упрямый.

      - Каким был Буратино по отношению к папе Карло? А к Сверчку?

      3. Повторное чтение отрывка из сказки «Говорящий Сверчок дает совет Буратино».

У1. Просмотр х/ф (отрывка) «Приключения Буратино».

      - Чем закончилась сказка?

У11. Рефлексия. Закончить предложение.

- На уроке я узнал, что …

- Мне понравилось поведение героев (героя) сказки … , потому что …

- Я хотел бы ещё узнать …

- Я сделаю свой рисунок к этой сказке по теме …

Тексты для дополнительного чтения на уроке.

 

      Карло  старательно обмёл паутину.  Тогда  стала видна  небольшая дверца.  На четырёх углах на ней были вырезаны смеющиеся рожицы, а посредине – пляшущий человечек с длинным носом.

     Когда смахнули пыль, Мальвина, Пьеро, папа Карло и Артемон воскликнули в один голос:

     - Это потрет самого Буратино!

     - А вот и ключ от дверцы. Папа Карло, открой…

     Папа Карло вложил ключик в замочную скважину и повернул… Раздалась негромкая музыка.

     Папа Карло толкнул дверцу. Со скрипом она начала открываться.

     В это время раздались торопливые шаги за окном, и голос Карабаса Барабаса проревел:

     - Именем Тарабарского короля – арестуйте старого плута Карло!

     Но двери были закрыты. В каморке никто не отозвался.

     В это время Буратино впереди, а за ним Мальвина, Пьеро, Артемон и – последним – папа Карло спускались по крутой каменной лестнице в подземелье.

     Папа Карло держал огарок свечи.

     - Глядите, глядите скорее! – позвал Буратино. Он обеими руками приподнимал истлевший войлок,- им было занавешено отверстие в каменной стене. Оттуда лился голубой свет.

     Широкие лучи освещали круглую комнату. Посреди неё стоял чудной красоты кукольный театр. Никто никогда не видывал такой красоты. Буратино, засунув руки в карманы, задрав нос, сказал хвастливо:

     - В этом театре мы поставим комедию «Золотой ключик, или Необыкновенные приключения Буратино и его друзей». Карабас Барабас лопнет с досады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь воспитателю и учителю начальных классов.

Данная статья предназначена для того, чтобы в игравой форме помочь детям разобраться в непростых вопросах повседневной жизни....

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...

"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю

 Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги  для развития интеллектуально-творческих способностей   детей...

методический сборник "В помощь воспитателю" (для педагогов социально-реабилитационных центров(

Методический сборник предназначен для воспитателей социально-реабилитационных центров в проведении часов общения...

В помощь воспитателю ГПД

для работы в группе продлённого дня...

В помощь воспитателю ГПД "О значении игры в развитии ребенка"

Тыпы игр.Знакомство с правилами игры. Вовлечение в игру.Развитие таких качеств, как сплоченность, взаимодеуствие в коллективе, сотрудничество., здоровая конкуренция....

Копилка различных видов игр ( в помощь воспитателю ГПД, родителям и всем интересующимся).

В данной статье я делюсь накопленной игротекой, в которой есть различные виды игр для разных возрастов детей и взрослых. Материал - в помощь родителям для более весёлого и тесного общения со своими де...