Внеклассное мероприятие по окружающему миру
классный час (4 класс) на тему

Живаева Ольга Дмитриевна

Внеклассное мероприятие по окружающему миру для начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropiyatie_po_okr.miru_.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру.

Экологическая игра «Живая планета»

Организационный момент.

(ВОЖАТАЯ 1)     Есть на земле огромный дом

 Под крышей голубой.

 Живут в нём солнце,

 дождь и гром,

 Лес и морской прибой.

 Живут в нём птицы и цветы,

 Весенний звон ручья,

 Живёшь в том светлом доме ТЫ

 И все твои друзья.

 Куда б дороги не вели,

 Всегда ты будешь в нём.

 ПРИРОДОЮ родной земли

 Зовётся этот дом.

Ведущий - Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы нашей экологической  игры. В этой игре будут участвовать две команды: команда 2 класса и команда 3-4 класса.

  1. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий - Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

(ВОЖАТАЯ 2)      Когда ты идешь по тропинке лесной,

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

 Одно «почему?» меж деревьями мчится,

 Летит по пятам за неведомой птицей.

 Другое – пчелою забралось в цветок,

 А третье – лягушкою скок в ручеек.

 «Что?» мышкой шныряет  под листьями в норах,

 «Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

 Сидит «отчего?» на зеленом листке.

 «Куда?» полетело верхом на жуке.

 «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

 Вопрос за вопросом, и так –целый день!

 Мы с вами, друзья, по тропинке идем

 Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс.

Викторина «Узнай растение».

Ведущий -Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

-Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

-Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

-На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

-Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

-У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

-Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

 И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)

Ученик 1:

       Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям.

Ведущий – Молодцы, ребята!

2-й конкурс.

Какие листья и плоды на дереве  растут?

Ведущий 1 команда

- Лист берёзы – берёзовый.

 Лист липы – …

 Лист клёна – …

 Шишка ели – …

 Плод дуба – …

2 команда

Лист дуба – ….

 Лист осины – …

 Лист ивы – …

 Шишка сосны – …

 Плод яблони – …

3-й конкурс.

Игра «Четвёртый лишний».

Ведущий -Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

 1.команда:  

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

2.команда:  

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

4-й конкурс.

«Загадки»

Ведущий 1 команда

 -Русская красавица,

 Всем нам очень нравится.

 Бела она, стройна,

 Одежда зелена. (Береза).

Прямо в небо рвутся, ввысь;

 Ты внимательно всмотрись:

 Не березы, не осинки,

 Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

2 команда

Вот бочонок с шапочкой,

 С дерева упал.

 Год прошел – и деревцем

 Маленьким он стал. (Желудь).

Что за дерево такое

 Угощает снегирей?

 Снег стоит, трещат морозы,

 Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

      В дополнение к тому, что вы знаете о растениях, мой помощник познакомит вас с интересными фактами из их жизни.  

Ученик 2:

       Небольшой хвойный лес за год очищает воздух от  35 тонн пыли, а такой же лиственный лес от  70 тонн.

Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте вырастает новая иголочка.

Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый.

II. Вторая станция. «Царство Животных».

 

Ведущий -Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

- На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир.

(Я)    Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс.

Викторина «Живые загадки».

Ведущий 1.команда:  

-Что человек делает для сохранения животного мира?

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки).

2.команда:  

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

Есть на речках лесорубы

 В серебристо-бурых шубах

 Из деревьев, веток, глины

 Строят прочные плотины. (Бобры).

Скачет зверюшка:

 Не рот, а ловушка.

 Попадут в ловушку

 И комар, и мушка. (Лягушка).

На спине я дом ношу,

 Но гостей не приглашу:

 В костяном моём дому

 Место только одному. (Черепаха).

Лежит верёвка,

 Шипит плутовка,

 Брать её опасно –

 Укусит. Ясно? (Змея).

2-й конкурс.

«Жалоба»

Ведущий -Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.

№1. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. (сова)

№2. Сама  знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)

№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (волк)

Ведущий - Послушайте несколько интересных фактов из жизни животных.

Ученик3 :

       Журавлиха откладывает два яйца. Птенцы высиживаются отдельно. Один отцом, другой – матерью в двух гнездах. Позже семья собирается вместе.

Гнездо белки – надежное убежище от холода. На улице температура -10, -15, в гнезде – +10, +15.

Разные животные спят по-разному: мышь – 13 часов, белка, хомяк – 14 часов, крот, еж – 8-19 часов, лось – 6 часов.

  1. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий - Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

 В лес за ними мы идём.

 Если место попадётся,

 То лукошко наберём. (Грибы).

-Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.  

(ВОЖАТАЯ 3)    

Вот растёт гриб – боровик

 И красив он, и велик.

 В толстой шляпке набекрень,

 Ножка крепкая, как пень.

Шоколадная папаха,

 Белый шёлковый мундир.

 Посмотрев, опёнок ахнул:

 Настоящий командир.

Сколько лет тебе, сморчок?

 Ты по виду старичок.

 Удивил грибок меня:

 Возраст мой – всего два дня.

Спрятались под ёлками

 Рыжики с иголками.

 Не малы, не велики,

 И лежат, как пятаки.

А во мху, как на подушке,

 Чьё-то беленькое брюшко.

 Это груздь нас просит взять,

 А за ним ещё штук пять.

Под осинами на кочке

 Гриб в малиновом платочке,

 Подосиновиком звать,

 И его придётся взять.

1-й конкурс.

«Грибники».

Назвать правила сбора грибов. (Каждая команда)

2-й конкурс.

 «Собери грибочки».

– Кто больше соберёт грибов.

3-й конкурс. «Собери пословицу».

«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко». (Каждая команда)

      Ведущий “Любопытные факты о грибах”.

Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.

Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.

Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.

3.Четвёртая станция. «Экологическая».

Ведущий – Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть на природе.

(ВОЖАТАЯ 4)      

Мы приехали на речку

 Воскресенье провести,

 А свободного местечка

 Возле речки не найти!

 Тут сидят, и там сидят:

 Загорают и едят,

 Отдыхают, как хотят,

 Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли,

 Место новое нашли.

 Но и здесь до нас сидели;

 Тоже пили, тоже ели,

 Жгли костёр, бумагу жгли –

 Насорили и ушли!

 Мы прошли, конечно, мимо

 – Эй, ребята! – крикнул Дима, –

 Вот местечко хоть куда!

 Родниковая вода,

 Чудный вид!

 Прекрасный пляж!

 Распаковывай багаж!

 Мы купались, загорали,

 Жгли костёр.

 В футбол играли –

 Веселились, как могли:

 Пили квас, конфеты ели,

 Хороводом песни пели…

 Отдохнули – и ушли!

 И остались на поляне

 У потухшего костра:

 Две разбитых нами склянки –

 Две размокшие баранки –

 Словом мусора гора.

 Мы приехали на речку

 Понедельник провести,

 Только чистого местечка

 Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс

«Правила друзей природы».

      Ведущий -Подумайте и закончите фразу: (Поочерёдно)

- если ты встретил на тропинке птенца…

- если набрёл на земляничную поляну…

- если на твоём пути встретился большой муравейник…

- если ты взял с собой походный приёмник…

- если ты увидел на поляне красивые цветы…

– Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).

1. Нельзя сорить и бросать мусор.

2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.

5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.

6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.

7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.

8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.

9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

       Ведущий - Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

(ВОЖАТАЯ 5)          Как яблоко на блюдце,

 У нас Земля одна.

 Не торопитесь, люди,

 Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться

 До скрытых тайников,

 Разграбить все богатства

 У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

 Одной судьбы родня,

 Нам пировать позорно

 В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

 Как собственный приказ.

 Не то Земли не будет

 И каждого из нас.

Ведущий    – Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, получили листочки за правильные ответы. Теперь подсчитаем их и решим кто победитель нашей игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

Занятие подготовлено в виде заочного экологического путешествия по лесу. В процессе которого ребята читают стихи, поют песни и работают над экологическим рассказом, находят ошибки, допущенные  в ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Внеклассное мероприятие по Окружающему миру для 2 класса КВН "Земля наш дом"

КВН Земля – наш дом (2 класс)Дивина Светлана Ивановна,  учитель начальных классов МОУ Лицея № !5 г.Саратова Цель: повторение и обобщение знаний, полученных на уроках окружающего мира, ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 классе

Данное мероприятие проводится в виде путешествия и в доступной, игровой форме знакомит с разнообразием растительного мира....

"Веселый зоопарк" (внеклассное мероприятие по окружающему миру)

Учащиеся получают огромную коробку, в которой находится... Чебурашка!  Но он очень расстроен - ребят так много, а он совсем один. Но ребята просят Чебурашку не расстраиваться, а вместе с ...

внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему "Красная книга России"

этот урок может использоваться как во внеклассной работе по окружающему миру, так и на уроке...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»...