Детям о Чайковском. Комплексное занятие (подготовительная группа)
план-конспект по теме
Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_chaykovskiy.docx | 522.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект для детей подготовительной группы «Детям о Чайковском»
Цель: познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
Задачи: дать детям представление о П.И.Чайковском, как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу, русского человека. Вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года», побуждать детей к активному восприятию музыки. Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него. Научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.
Муз. рук:
Добрый день, ребята!
Мы сердечно рады видеть сегодня в нашей музыкальной гостиной!
Стихотворения детей
Сегодня наш рассказ будет посвящён творчеству известного русского композитора Петра Ильича Чайковского, музыку которого знают во всём мире, а его произведения исполняют лучшие музыканты планеты.
Вальс
172 года тому назад в г. Воткинске родился мальчик и назвали его Петей.
В семье было много детей. Петя был младшим. Все его любили, с ним всегда было радостно и интересно. Он был неистощим на выдумки, на забавные истории, веселые игры. Но была у него одна странность, которая всех удивляла. Иногда он вдруг задумывался, бросал игру и уходил куда-нибудь в дом или сад.Оставаясь один, он сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он, к звукам, раздававшимся, внутри него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Мелодии звучали громко, порой часто ему мешали.
Соведущий:
Однажды произошёл такой случай. В доме были гости. Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали. Петя был оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла мама, он не спал, а плакал. Мама спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову:
«Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле, в комнате Никакой музыки не было. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от неё. Она не даёт мне покоя».
Муз. рук:
Все чаще и больше звуки мелодий захватывали мальчика. Он садился за рояль, пробовал сыграть звучащие в нём мелодии и даже сочинить свои.
Лизочек
Соведущий:
Как то раз мама уехала в Петербург, он уселся за рояль, Напевал и подбирая на клавишах сочинил песенку, Которую так и назвал: «Наша мама у ехала в Петербург». Песенка вышла немного грустная, но ведь это и правда грустно, когда мама уезжает.
Муз. рук:
Мальчик долго не знал, что будет музыкантом, но уже тогда Почувствовал, что через музыку можно передать свои самые Разные чувства любовь к людям, природе. в музыке можно передать и весёлое и грустное, смешное и очень серьёзное. Когда Петру Ильичу исполнилось 10 лет, их семья переезжает в г. Санкт-Петербург. Здесь будущий композитор поступает в училище правоведения, семья хочет, чтобы он стал юристом. В это же время, он начинает серьёзно заниматься музыкой, часто посещает оперный театр, где на него оказывает сильнейшее впечатление музыка и постановки опер М. Глинки, В. Моцарта и др. В1861г. П. И. Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию.
Соведущий:
По окончании Петербургской консерватории с золотой медалью. Чайковский переезжает в Москву, преподавать в Московской консерватории. И, с этого времени он целиком посвящает себя музыке. Пётр Ильич Чайковский – композитор, творчество которого, проявилось во всех музыкальных жанрах, от маленьких детских пьес до самых сложных, таких как : опера, балет, концерты для фортепиано с оркестром, симфония.
Музыкальный руководитель:
СИМФОНИЯ – сочинение для оркестра, состоит из нескольких частей, разных по характеру, может выразить не только разные чувства и настроения, но и великие события, как например, звучащая сейчас симфония № 6 «Патетическая»
Слушание фрагмента.
Соведущий:
П. И. Чайковский подлинно русский композитор, его по праву Считают создателем русской классической симфонии. А почему? Сейчас вы, послушав только один маленький отрывок, Из «4-ой симфонии», где композитор использует очень известную русскую народную песню, а какую, вы сейчас догадаетесь, всё поймёте и обязательно ответите на этот, казалось бы, очень сложный вопрос.
Слушание фрагмента
Музыкальный руководитель:
Ребята, кто мне скажет, какую песню использовал П. И Чайковский?
Ответы детей.
Вы правы, народную песню «Во поле берёза стояла» Берёт в основу, как главную тему, композитор и развивает Во всём блеске и многообразии звучания симфонического Оркестра. А теперь послушаем ещё один музыкальный фрагмент.
Дети играют на музыкальных инструментах
Слушание музыкального фрагмента в исполнении
Музыкальный руководитель:
Ребята, это балет. А балет- это музыкальный спектакль, где содержание музыки раскрывается в движении, пластике, в позах . П. И. Чайковским написано три балета. Кто знает, как они называются?
Дети:
«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
Соведущий:
Правильно, молодцы. Давайте сейчас послушаем фрагмент одного из этих знаменитых произведений.
Видео «Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».
Музыкальный руководитель:
Большое место в творчестве Чайковского занимает Музыка для детей Этот цикл фортепианных пьес называется «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» .
П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.
Как-то Чайковский приехал погостить на Украину, в семью своей сестры В свободное время композитор любил возиться со своими маленькими племянниками. У сестры Чайковского было семеро детей, и Пётр Ильич без устали придумывал для них праздники с разными развлечениями и танцами, где он сам аккомпанировал на рояле. Его маленький племянник пытался научиться играть на фортепиано, и это у него не очень хорошо получалось. Петру Ильичу стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, запоминающихся, с интересными названиями.
Мы с вами знакомы с этим альбомом. В нём встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
Сейчас мы посмотрим и прослушаем фрагмент одного знакомого вам произведения и поговорим о том, какие детские впечатления и настроение передаёт нам П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки. Мы с вами знакомы с этим альбомом.
Марш деревянных солдатиков (танец мальчиков)
Молодцы! Очень хорошо слушаете и танцуете! Браво! Творчество П. И. Чайковского еще при жизни композитора Получило широкое признание. В наше время его музыка известна во всём мире, его произведения исполняются лучшими музыкантами. Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской Консерваториям, многим театрам оперы и балета, Концертному залу в Москве. Во многих городах установлены памятники П. И. Чайковскому, проходят музыкальные конкурсы им. Чайковского. Дом в котором композитор провёл последние годы жизни И создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-Музей П. И. Чайковского. Уже больше ста лет прошло с тех пор, как нет Чайковского, Но два раза в год в день его рождения и в День памяти композитора.
Выдающиеся пианисты исполняют его великие сочинения на рояле, на котором играл композитор.
Соведущий:
Ребята! Сегодня мы с вами коснулись только малой частицы Творческого наследия великого русского композитора.
В заключение этой встречи с Музыкой Петра Ильича Чайковского,наши девочки исполнят нам прекрасный танец-
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Муз. рук. :
Ребята, сегодня мы слушали прекрасную музыку, она вызывала у нас разные чувства и мы о них говорили. Музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать.
Соведуший
Музыку можно даже нарисовать. Я предлагаю вам, ребята, выполнить дома несложное задание- попробовать нарисовать музыку, которая особенно понравилась и запомнилась вам сегодня или то, что вы чувствовали, когда слушали произведения П. И. Чайковского. Ведь наверняка вы представляли себе какие-то образы или картины природы. Дома нарисуете, а на следующем занятии мы с вами сделаем выставку ваших работ на тему «Мы рисуем музыку» и поговорим о них.
Концерт окончен, Музыка вдруг смолкла
Но так ли это? Кажется сейчас она звучит
И будет долго-долго еще звучать для каждого из нас
И будет звать в неведомые дали
Звенеть, искриться радугой-дугой
Как-будто нам Жар-птицу в руки дали
И напоили всех живой водой
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна
Что кажется, как солнце негасимой
Как океан безбрежного она
Тот каждый день с волненьем будет ждать
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнём опять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия (математика, грамота) в подготовительной к школе группе
Закреплять у детей названия геометрических фигур, навыки порядкового обратного счета, учить видеть количество предметов и обозначать цифрами, отражать в речи. Упражнять детей в решении логических зада...
Комплексное занятие в подготовительной группе «По дороге к знаниям»
Комплексное занятие в подготовительной группе «По дороге к знаниям»...
Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Космический друг»
Конспект занятия....
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы «Паучок в паутине»;Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»
1.Показать детям возможность получения изображения с помощью нити. Продолжать знакомить детей с пауком, его паутиной. Р азвивать художественные навыки, умение отражать свой замысел в изображении, нахо...
Номинация - Конспект занятия Группа/возраст – подготовительная группа, 6-7 лет. Форма реализации – комплексное занятие
Тема: «Лесные звери»Цель: обобщение и расширение представлений детей о жизни обитателей зимнего леса.Задачи:Познавательное развитие-Познакомить с интересными фактами из жизни животных;-Раз...
Конспект индивидуально-подгруппового занятия подготовительной группы по автоматизации звука [л] в слогах
Конспект индивидуально-подгруппового занятия подготовительной группы по автоматизации звука [л] в слогах....
Оригами из цветной бумаги "Ежик с грибами" у детей с нарушением зрения в подготовительной группе
Цель: овладение ребенком дошкольником техники оригами выполнения ёжика.Задачи:1. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понят...