Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Т е м а: УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ. ПАУТИНКА. УЗОР НА СТЕКЛЕ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и: создать условия для ознакомления с украшениями, которые создала природа; способствовать развитию наблюдательности, фантазии, художественного вкуса, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища, формированию навыков работы с гуашевыми красками; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
О б о р у д о в а н и е:
- для учителя: учебник, изображения природных объектов (снежинок);
- для учащихся: гуашь, кисти, палитра, альбом, чёрный и синий картон.
С ц е н а р и й у р о к а
I Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.
- Назовите слова, которые украсят наш урок. (Творчество, фантазия, активность, наблюдение, успех, яркость, оригинальность, неповторимость, загадочность.)
- Я желаю, чтобы все эти «украшения» сопровождали вас весь урок, и тогда вас ждёт успех.
II. Постановка учебной задачи.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «узор»? (Красота, морозный узор, узоры на одежде, салфетка, ограда и т. д.)
- Зачем нужен узор? (Чтобы украсить изделие.)
- Тема нашего урока сегодня – «Украшение и реальность».
III. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, что такое украшение?
- Украшение всюду вокруг нас. Украшены орнаментами одежда, игрушки, посуда и многие предметы в помещениях и на улицах. Сегодня на уроке нас будет интересовать, как природа умеет себя украшать.
- Рассмотрите снежинки. Они хрупкие и изящные. И ни один узор в них не повторяется. Посмотрите, какое богатство форм придумала природа. Человек подсматривает у природы образы, когда украшает различные предметы. Предложите, где можно использовать снежинки в качестве украшения.
- Рассмотрите сосульки (учебник, с. 66), они, как хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. А вы бы, с чем сравнили сосульки?
- Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. А что ещё можно увидеть в морозных узорах на стекле?
- В глубинах океана живут удивительные рыбы. Природа и их украсила: ярко и пестро.
- Перед вами птицы, насекомые. Какие узоры придумала природа? Зачем природа так украшает животных? (Защита от врагов, привлечение партнёра, отпугивание.)
- Как много украшений в лесу! Природа щедро украсила листья, цветы. Встречали ли вы похожие украшения на предметах, созданных человеком? Где?
- Действительно, красота в лесу всюду, куда ни посмотри. Особенно нарядна паутинка – хрупкое, нежное творение древнего мастера природы – паучка. Подумайте, где человек использует образ паутинки в жизни? (Орнамент на одежде, вязаные, плетёные салфетки, платки, кружева.)
- Видели ли вы в лесу паутинку? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, прилипших насекомых. Паутинки – это тоже украшение леса. Чаще всего встречаются, конечно, большие. Похожие на колёса сети пауков-крестовиков. Несколько реже можно увидеть серебристые купола-балдахины из паутины пауков-липифидов. Осенью тысячи этих пауков покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тонких нитей расстилается на подушках мха. Паучьи сети – это нежные, недолговечные создания. За день клейкие нити высыхают и становятся ломкими. А более толстые нити, наоборот, теряют упругость и провисают. Такая сеть уже не годиться для ловли добычи. Поэтому паукам приходится каждую ночь заново плести паутинку. Представим, что наступила ночь, а мы – пауки…
Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
В самых тихих и тёмных углах
Пауки вешают свои гамаки.
(Подняли руки вверх, потянулись.)
Лежит паук в своём гамаке
(Наклоны головы вправо-влево.)
И считают мух на потолке:
(Наклоны головы вперёд-назад.)
«Раз, два, три, четыре, пять…»
Пауки умеют до ста считать!
(Махи кистями рук.)
Узелков в гамаке девяносто девять!
Вот и считает старый паук.
(Сгибание и разгибание пальцев рук.)
А молодой паучок сидит на лесенке
И распевает песенки:
(Приседания.)
«Я весёлый паучок,
Что ни лапка,
То крючок.
(Подскоки.)
Лапкой, лапкой посучу,
Веретёнце поверчу,
Навяжу узелков,
Наплету гамаков;
(Ученики имитируют движения по тексту.)
Качайтесь, мальчишки, девчонки, -
Пауки. Паучки, паучонки».
(Покачивания вправо-влево.)
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Я предлагаю самим выбрать тему своей работы.
1-я тема. Вы будете в роли Мороза и нарисуете морозный узор на стекле.
- Определите, какими материалами вы будете выполнять узор? (Кистью и белой гуашью.)
- Какая кисточка необходима для работы? (Тонкая, № 2.)
- Что можно изобразить на стекле?
2-я тема. Вы будете в роли вьюги и нарисуете полёт снежинок. Эта работа выполняется на картоне белой гуашью. Вы видели, какие разные снежинки придумывает природа. Придумайте свою снежинку – неповторимой формы, с загадочным узором.
3-я тема. Вы паучки, пора плести паутинку. Эту работу надо выполнить в альбоме гуашевыми красками. С чего начнёте работу?
- Для начала выберем место, то есть нарисуем фон. Это могут быть травы, цветы, корни деревьев. Какие цвета выберете для фона? (Потемнее, чтобы было видно белую паутинку.)
- Когда фон высохнет, тонкими линиями нарисуем паутинку, соединяя тончайшие линии в прочную конструкцию. Какую кисточку выберете для изображения паутинки? (Самую тонкую, № 2.)
- Когда высохнет паутинка, можно нарисовать в ней листок, паучка, бабочку-пленницу и т. д.
- Выберите тему по душе. Я желаю вам успехов.
Учитель во время работы оказывает индивидуальную помощь учащимся.
V. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул паук.
Жёлтый лист осины
Ветреной порой
Вьётся в паутине
Рыбкой золотой.
- Какие нарядные паутинки получились! Особенно хороши с капельками росы, которые мерцают, как самоцветы.
А л г о р и т м с а м о о ц е н к и:
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе сделать работу?
- Ты справился с работой или есть недочёты?
- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
- Как бы ты оценил свою работу?
- Кто желает оценить свою работу по образцу?
Рисунки делятся на 2 группы и вывешиваются на доску.
- Давайте совершим путешествие в царство Вьюги и Мороза. Посмотрите, какие получились интересные узоры на стекле и снежинки. Чьи работы вам понравились и почему? Что вы увидели на стекле?
- А теперь переносимся в лес. Какие чудесные паутинки перед нами! Найдите самую оригинальную работу.
2. Обобщение по теме.
- Откуда человек черпает образы для украшения?
- Какие материалы были необходимы на уроке?
- Что у вас получилось лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Как бы вы оценили своё настроение после урока?
3. Уборка рабочего места.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_oseni.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦАРИЦА ОСЕНЬ
Праздник
Ученики. Осень! Славная пора! Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград – все поспело для ребят.
И арбуз увидев важный, оживится детвора.
И радушно скажет каждый: «Здравствуй, осени пора!»
Бродит в роще листопад по кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер, яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер легкий и игривый.
И послушно ветру вслед листья улетают.
Значит, лета больше нет. Осень наступает.
Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй, Осень!
Приходи на праздник к нам, очень, очень просим.
Все. Осень, Осень, в гости просим!
На сцене появляются два глашатая.
1-й глашатай (разворачивая свиток). Внимание! Внимание! Сегодня государыня наша Царица Осень соизволила пригласить всех своих подданных на праздник!
2-й глашатай (разворачивая свиток). Внимание! Внимание! Всем Ванюшкам и Катюшкам! Всем Андрюшкам и Танюшкам! Всем Иришкам и Мишкам! Всем Коленькам и Оленькам! Всем Светкам и другим деткам! Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на празднике до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит – не сносить тому головы!
1-й глашатай. Внимание! Внимание! На праздник веселый прибудет сама государыня наша Царица Осень и три ее сына-Царевича: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. (Оглядывается.) Да вот и они сами! Встречайте!
1-й глашатай (выходит вперед). В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
2-й глашатай (выходит вперед).
Добрая волшебница
Все переиначила:
Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.
Вдвоем. Осень наступает.
Осень. Привет осенний вам, друзья!
Я с радостью сюда пришла.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Ведь перед вами – Осень. (Кланяется.)
Звучит песня «Листопад».
Царевич Сентябрь (обращаясь к царице Осени). Дорогая матушка, мы сыны твои любимые: я, братец Октябрь и братец Ноябрь решили сегодня потешить, повеселить тебя да показать, на что мы способны. У каждого из нас есть помощники верные, на все горазды. Дозволь же, матушка, начать наш праздник!
Царица Осень (трижды ударяет посохом). Дозволяю начать праздник! Повеселимся же сегодня вволю! (Обращается к Сентябрю.) Начинай-ка ты, Сентябрь-чародей, сынок мой любимый, милый, шаловливый. Представь нам своих помощников!
Царевич Сентябрь кланяется Царице Осени и что-то шепчет на ухо первому глашатаю. Тот достает барабан и начинает в него бить: раз-два, раз-два. Дети входят попарно и исполняют «Марш грибов».
Грибы. Раз-два, раз-два,
Три – ребятушки, вперед!
Все с дороги, прочь с дороги –
Наш грибной отряд идет!
Вот и мы! Встречаем солнце –
Разноцветных шляпок ряд.
Праздник празднует осенний,
Наш грибной отряд ребят.
ЧАСТУШКИ
Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир,
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир.
Не играйте вы, опятки,
Дотемна с Ванюшей в прятки.
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
– Возраст мой – всего два дня!
Ты пойди поутру нынче
В травяных низинах,
Сыроежек набери
Полную корзину.
Царица Осень. Да, бравые молодцы! Конечно, братец Сентябрь, всем известно, что ты богат грибами. А чем еще ты нас повеселишь-потешишь?
Царевич Сентябрь. У меня и другие помощники есть.
Ведущий. Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем!
Под музыку «Во саду ли, в огороде…» выходят дети в костюмах (баклажаны (двое), морковь, горошек, помидор, свекла, картофель, лук, капуста, огурец, редис.)
Инсценировка «Спор овощей»
Ведущий. Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьезный спор.
Морковь. Кто из нас, из овощей
И вкуснее, и нужней.
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Ведущий. Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!
Горошек (весело). Я такой хорошенький,
Зелененький мальчишка.
Если только захочу
Всех горошком угощу!
Ведущий. От обиды покраснев,
Свекла вдруг сказала:
Свекла (важно). Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая). Ты уж, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой!
Огурец (задорно). Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска (скромно). Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.
Морковь (кокетливо). Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Ведущий. Тут надулся помидор
И промолвил строго.
Помидор. Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Дети. Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.
Ведущий. У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда как верный друг
К вам придет зеленый…
Дети. Лук!
Лук. Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? – Я вам друг,
Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка так нужна,
И большим, и малым!
Баклажаны. Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…
Ведущий. Спор давно кончать пора.
Овощи. Спорить бесполезно.
Слышится стук в дверь.
Овощи (весело). Это доктор Айболит!
Айболит. Ну конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Лук. Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Морковь. Кто при всех болезнях
Будет вам полезней?
Айболит (расхаживая). Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения,
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее?
Ведущий. Перед вами выступили овощи, но мы знаем, что осень одаривает нас и ягодами, и фруктами.
Ведущий. Сейчас мы будем отбирать овощи и фрукты для борща и компота. Что необходимо для борща?
Дети. Овощи.
Ведущий. А для компота?
Дети. Фрукты.
Игра
В игре участвуют 4 человека. Из общей корзины, где лежат овощи и фрукты, дети выбирают то, что им надо: 2 ученика – овощи для борща, 2 ученика – фрукты для компота.
1-й глашатай. Старший сын Осени, щедрый Сентябрь,
Каждой зверюшке подарок припас:
Белке – орешки, зайке – капусту,
Ежу-непоседе – грибы про запас.
Царица Осень. Молодец, сынок Сентябрь. (Обращается к царевичу Октябрю.) А теперь пришел твой черед, сын мой второй, Октябрь золотой! Покажи свое умение и представь свои творенья!
Царевич Октябрь. Дорогая матушка! В октябре лист с деревьев облетает, кружится, недаром зовут меня листопадником. А вот и помощники мои, листья золотые.
Звучит песня «Падают, падают листья…».
Загадки об осени.
Ученик. Как жадно к югу рвутся птицы
Сквозь листопад, сквозь холода,
Чтоб солнца досыта напиться
И на чужбине убедиться,
Что Родина не повторится
Ни в чем,
Нигде
И никогда.
Вячеслав Молодяков
Звучит песня «Улетел скворец от стужи».
Царица Осень. Спасибо, сынок Октябрь. И твои помощники мне очень понравились. (Обращается к Ноябрю.) А теперь твоя очередь, сын мой серьезный Ноябрь морозный.
Царевич Ноябрь. Уж не представляю, чем тебя, матушка, порадовать. Сама знаешь, тоскливая пора – поздняя осень! И мое второе имя – холодень.
Ученик. Какая хмурая погода,
То дождь, то слякоть на дворе,
И кажется, сама природа
Грустит о чем-то в ноябре.
Под музыку входят Cлякоть и Холодрыга, поют песню на мелодию из к/ф «Джентльмены удачи».
Лишь осень настает,
Приходит наш черед,
И слякоть с холодрыгой наступают.
А нас никто не ждет, а нас наоборот,
А нас всегда ругают и ругают.
Слякоть. Я – Слякоть, я кругом,
В галошах и с зонтом,
Брожу по лужам, сырость нагоняя.
Холодрыга. А, Холодрыга – друг,
Все бегает вокруг,
На всех прохожих стужу напуская.
Слякоть. Эй, помощники удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!
Дети (громко). Кап-кап-кап-кап!
Холодрыга. А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?
Дети (хором). У-у-у-у!
(Вместе: один класс изображает дождь, другой – ветер.)
Слякоть. Ну что, царевич Ноябрь, похоже?
Царевич Ноябрь. Похоже, еще как похоже!
Холодрыга. Ой, что это у тебя? «Сникерс»?
Слякоть. Читай внимательней – «насморк». А у тебя что? «Баунти»?
Холодрыга. Какой там «Баунти»? «Чихаунти»!
2-й глашатай. Сможем ли мы полюбить вот такую Осень – холодную и дождливую? Что хорошего в дожде и холоде?
Слякоть. Как что? Можно чихать!
Холодрыга. Можно болеть!
Слякоть. Ходить с мокрыми ногами…
Холодрыга. … И с синими носами!
Ведущий. Неужели дождь – это так плохо?
Ученики. Разве дождик – это плохо?
Ты надень лишь сапоги,
И не только по дорогам,
А по лужицам беги.
Как приятно под дождем
Шептаться с зонтиком вдвоем,
Можно даже зонтик взять
Под дождем потанцевать.
Танцуют девочки с зонтиками.
Ученики. Кто сказал, что осень грустная пора?
Радостно по лужам скачет детвора.
Желтые листочки в воздухе кружат,
По стеклу дождинки весело стучат.
И запели песни в небе журавли,
Косяками к югу тянутся они.
Кто сказал, что осень грустная пора?
Столько ярких красок дарит нам она!
Пусть бушует непогода,
Мы не будем унывать,
И в такое время года
Можно петь и танцевать.
Осень радует всех нас,
Даже и с дождем,
Поступили в первый класс
Мы осенним днем.
За окошком дождь и ветер –
Все нам нипочем!
Для тебя мы, наша Осень,
Пляшем и поем.
Звучит песня на мелодию «Первые шаги».
Ведущий. Осень – прекрасное время года! Осень дарит нам и грибы, и ягоды, и овощи, и фрукты. Но самый дорогой подарок… это Хлеб.
Ученики. 1. Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел.
3. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
4. В нем земли родимой соки, солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки – вырастай богатырем.
Дети вносят каравай.
Ученик. Осень дивная!
Осень славная!
Спасибо тебе за дни твои погожие!
Спасибо за листопад веселый!
За красоту лесов и полей – Спасибо!
Ученик. Осень величавая! Осень сытая!
Спасибо за хлебушек душистый,
За яблоки ароматные,
За богатый урожай – Спасибо!
Осень. Да, разная я бываю – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и с мокрым снегом. Но я очень рада, что вы любите меня за щедрость и красоту.
1-й глашатай. Славно мы попраздновали сегодня!
2-й глашатай. Спасибо за то, что пришли сегодня на наш чудесный праздник.
Месяцы. Всем низкий поклон!
Осень. А теперь, гости дорогие, милости прошу к праздничному столу! Отведайте вкусных моих даров!
Приложение
ПЕСНЯ НА МЕЛОДИЮ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» (ТОП-ТОП)
Кап-кап, дождь идет с утра,
Но не унывает детвора.
По окошку капельки стучат,
Словно колокольчики звенят.
Припев: Кап-кап, кап-кап, капельки дождя,
Кап-кап, кап-кап, радуют меня.
Кап-кап, топает народ.
Бабушка под зонтиком идет.
И хотя ненастный, хмурый день,
Ей шагать по лужицам не лень.
Кап-кап, солнышко взойдет,
Дождик поиграет и пройдет,
Будет солнце лучиком светить
Золотую Осень веселить!
ПАДАЮТ, ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ…
1. Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
2. Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
3. В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
ЛИСТОПАД
1. Тучи в небе кружатся, что ни шаг, то лужица.
Что ни шаг, что ни шаг, что ни шаг, то лужица.
2. День осенний хмурится, листопад на улице.
Листопад, листопад, листопад на улице.
3. По дороге стелется желтая метелица.
Желтая, желтая, желтая метелица.
СТИХИ ОБ ОСЕНИ
Как красива осень в пестром сарафане!
В чистом небе – просинь, клен горит как пламя.
Над водой березка золотою свечкой,
И плывут листочки вниз по тихой речке.
Т. Шорыгина
* * *
Золотая осень – прекрасная пора!
Серебром и золотом укрыла лес, поля,
Разукрасила листочки, как цветные мотылечки.
Но подули ветры, оголили ветви.
Листья с дерева упали, все вокруг ковром устлали.
Ну а лес, а лес он весь с чудной золотинкой,
И грибов в лесу не счесть, собирай в корзинку!
Ю. Шведова
НЕПРИЯТНОСТЬ ЭТУ МЫ ПЕРЕЖИВЕМ
В небесах высоко ярко солнце светит.
До чего ж хорошо жить на белом свете.
Если вдруг грянет гром в середине лета –
Неприятность эту мы переживем! (2 раза)
Мелкий дождь бьет в окно, хмурится природа,
Но известно давно – нет плохой погоды.
Все желтеет кругом, и уходит лето –
Неприятность эту мы переживем! (2 раза)
Я иду и пою обо всем хорошем,
И улыбку свою я дарю прохожим.
Если в сердце чужом не найду ответа –
Неприятность эту мы переживем! (2 раза)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по изобразительному искусству 2 класс
Класс 2 Вид занятия: декоративное рисованиеТема: Филимоновская игрушка....
Конспект урока по изобразительному искусству (2 класс)
Урок по теме: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок....
Конспект урока по изобразительному искусству, 3 класс. Тема: Учимся видеть. Русский музей.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...
Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс "Древо жизни"
Конспект по УМК "Песпектива"...
Конспект урока по изобразительному искусству, 1 класс. Тема: Знакомство с мастером Воображения. Цветы.
Цель урока:Научить учащихся рисовать основной силуэт цветка.Задачи урока:расширение эстетического опыта учащихся, т. е. умения наблюдать явления окружающего мира, удивляться его красоте и разнообразию...
Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс "Мир полон украшений"
Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс "Мир полон украшений"...