Литературная гостиная." Сами с усами"
методическая разработка (4 класс) на тему
Литературная гостиная: «Сами с усами»
Цель: помочь ребенку ощутить родную речь как живое, развивающееся явление.
развитие чувства юмора, актёрских способностей, внимания к языку.
1 страница: «ВМЕСТО ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ - СИНОНИМЫ»
Замените фразеологические обороты словами – синонимами.
В час по чайной ложке (медленно)
Рукой подать (близко)
Повесить нос (грустить)
Кот наплакал (мало)
Куры не клюют (много)
кожа да кости (худой)
шаром покати (пусто)
заткнуть за пояс (победить)
за тридевять земель (далеко)
через пень колоду (медленно)
во все лопатки (быстро)
бьюсь об заклад (клянусь)
вертеться как белка в колесе (суетиться)
дать маху (ошибиться)
дым коромыслом (беспорядок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная гостиная." Сами с усами" | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная: «Сами с усами»
Цель: помочь ребенку ощутить родную речь как живое, развивающееся явление.
развитие чувства юмора, актёрских способностей, внимания к языку.
1 страница: «ВМЕСТО ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ - СИНОНИМЫ»
Замените фразеологические обороты словами – синонимами.
В час по чайной ложке (медленно)
Рукой подать (близко)
Повесить нос (грустить)
Кот наплакал (мало)
Куры не клюют (много)
кожа да кости (худой)
шаром покати (пусто)
заткнуть за пояс (победить)
за тридевять земель (далеко)
через пень колоду (медленно)
во все лопатки (быстро)
бьюсь об заклад (клянусь)
вертеться как белка в колесе (суетиться)
дать маху (ошибиться)
дым коромыслом (беспорядок)
2 страница: «С ГОЛОВЫ ДО ПЯТ»
ГОЛОВА
Не сносить головы, как снег на голову
сломя голову
свалить с больной головы на здоровую
морочить голову
потерять голову
отвечать головой
голова идёт кругом
каша в голове
НОС
Задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа, с гулькин нос
ГЛАЗ
Мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, как бельмо на глазу, глаза на лоб лезут, глаза разбежались, смотреть во все глаза, в глазах рябит, не в бровь, а в глаз, говорить за глаза, куда глаза глядят
УХО
Держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке, уши вянут, вешать лапшу на уши, не видать как своих ушей
ЗУБ
Зуб на зуб не попадает, око за око, зуб за зуб, говорить сквозь зубы, иметь зуб (на кого-либо), в зубах навязло, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, скалить зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб (кому-либо)
ЯЗЫК
Язык без костей, острый на язык, тянуть за язык, злые языки, язык проглотить, найти общий язык, язык не поворачивается, держать язык за зубами, язык до Киева доведёт, не сходить с языка, язык, как помело, бежать, высунув язык
РУКА
Валиться из рук, дать руку на отсечение, из рук вон плохо, как без рук, лёгкая рука, мастер на все руки, умывать руки, прибрать к рукам, взять себя в руки, сидеть сложа руки, сходить с рук, на скорую руку, своя рука владыка, всё в руках горит, рука об руку, сбыть с рук, золотые руки, дать по рукам, руку дать на отсечение, распускать руки, от рук отбился, видно как на ладони, руки коротки
НОГИ
Со всех ног, встать на ноги, встать с левой ноги, падать с ног, потерять почву под ногами, сбиться с ног, идти в ногу, путаться под ногами, ног под собой не чуя, одна нога здесь, другая там, быть на короткой ноге, еле ноги унёс, вверх ногами, больше ни ногой, ноги больше не будет
3 страница: «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ»
а). Вместо точек вставьте названия животных.
Голоден как … Нем как …
Хитёр как … Грязный как …
Труслив как … Упрям как …
Здоров как Болтлив как …
Изворотлив как … Колючий как …
Надут как …
(волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока, ёж).
б). Назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём, свиньёй, курицей.
(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют).
в).Отгадайте загадку и вспомните, в каких крылатых словах упоминаются птицы.
Я скажу вам без затей:
Скучно жить без новостей.
Я их всех собрать спешу,
На хвосте их разношу.
Сорока на хвосте … . Соловья баснями … . Всяк кулик … . Гусь свинье … . Курочка по зёрнышку … . Одна ласточка … . Слово не воробей…. Старого воробья … . Цыплят по осени … .
4 страница: «РИСУНКИ - ПОДСКАЗКИ»
а) Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
1. Об очень большой тесноте в помещении.
2. О полной тишине.
3. О первых признаках появления чего–нибудь хорошего, радостного.
4. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.
5. Об удачливом, счастливом человеке.
6. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.
7. О том, к чему трудно придраться.
Ответы:
1. Яблоку негде упасть.
2. Слышно, как муха пролетит.
3. Первая ласточка.
4. Козёл отпущения.
5. В рубашке родился.
6. На душе кошки скребут.
7. Комар носа не подточит.
б). А теперь вспомните несколько постоянных сравнений. Подсказкой вам и на этот раз будут рисунки.
1. Очень много людей в тесном помещении.
2. Хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать.
3. Быть в постоянных хлопотах, суетиться.
4. Ничего не действует на кого-либо.
5. Очень быстро бежать.
6. Появляться быстро, в большом количестве.
7. Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.
Ответы:
1. Как сельдей в бочке.
2. Как рыба в воде.
3. Вертеться как белка в колесе.
4. Как с гуся вода.
5. Лететь стрелой.
6. Как грибы после дождя.
7. Сидеть как на иголках.
5 страница: «10 фразеологизмов»
В рассказе нужно найти 10 выражений, употреблённых в переносном значении, и объяснить их смысл.
Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покоя не давал: «Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
10 фразеологизмов:
пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.
6 страница: «ЧТО ЭТО?»
а). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
б). Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
в). Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
г). Её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
д). Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего; его проглатывают, упорно не желая проглотить.
е). Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь.
Ответы: нос, уши, ветер, вода, язык, каша.
7 страница: «ОДИНАКОВЫЕ СЛОВА».
Предлагаем несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их и составьте предложения.
1. … об… . Из … вон плохо. Сбыть с … . Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые …
2. как в … канул. Толочь … в ступе. Решетом … черпать. Тише … ниже травы. Много … утекло. Выйти сухим из … .
3. … на лоб лезут. … на мокром месте. … разбежались. Выплакать все … .Смотреть во все … . В … рябит. Как бельмо на … .Не в бровь, а в … .
4……на…. не попадает, положить ….на полку, ни в …..ногой, скалить….., говорить сквозь….. .
Ответы: руки, вода, глаза, зубы.
8 страница: «В ТРИ КОЛОНКИ»
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, одним махом, вводить в заблуждение, высунув язык, толочь воду в ступе, одна нога здесь, другая там.
Ответ: «бездельничать», «быстро», «обманывать».
9 страница: «ТВОРЧЕСКАЯ»
а). Объясни смысл предложенных фразеологизмов. Попробуй составить предложение с одним устойчивым сочетанием
капля в море; без сучка и задоринки; в одну минуту; рука об руку; на скорую руку. |
б). Выбери сочетание, которое наиболее точно характеризует жизнь девочки
Оля занималась вязанием, рисованием, танцами, ходила в музыкальную школу и плавала в бассейне. А ещё девочка успевала сделать все уроке, сходить за хлебом и погулять с собакой. И так всю неделю! Ух! Для справок: собак гоняла; впросак попала; трудилась до седьмого пота ; вертелась как белка в колесе. |
В). ГОВОРЯТ ДЕТИ.
Используя фразеологизмы, расскажите какую-нибудь свою историю на любую тему.
* * *
Вызывает учитель моего отца в школу и начинает рычать как лев:
- Ведёт он себя из рук вон плохо! Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!
Отец, конечно, человек с головой, но чувствую, что скоро он потеряет голову и тогда мне не сносить своей головы, мчусь домой сломя голову, ног под собой не чуя.
***
Встала я как-то не с той ноги. А тут гости, как снег на голову. Стали мы китайские церемонии разводить. У них язык без костей, а я свой язык словно проглотила. Сижу, слушаю – в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Не голова, а решето.
Долго мы друг другу глаза мозолили, пока я не сказала им: «Ни пуха, ни пера!»
***
Сидим мы на уроке, как на иголках. Сегодня пишем контрольную работу. У мальчиков трясутся коленки, а девочки дрожат как осиновые листы. Только Колька – отличник чувствует себя как рыба в воде, видно он в рубашке родился. А мы чувствуем, что не видать нам пятёрок, как собственных ушей, зато двоек будет, будто грибов после дождя. Урок закончился, а у всех кошки на душе скребут.
***
Моя соседка по парте пишет так, что комар носу не подточит, а я – как курица лапой. У неё золотые руки, а у меня всё из рук валится. И я дал свою руку на отсечение, что тоже буду писать красиво. Сказано – сделано. Много воды с тех пор утекло, но пишу я – ни в сказке сказать, ни пером описать.
***
Бежим мы со всех ног на автобус. Заходим, а там людей как селёдки в бочке, яблоку негде упасть. Кондуктор – злой как волк, рычит на всех словно лев. Вдруг, как снег на голову – кондуктор. Пассажирам, у которых в кармане шаром покати, пришлось покинуть автобус.
***
Мама все уши прожужжала, что от меня остались только кожа да кости. Что я ем в час по чайной ложке, да ещё и как кот наплакал. Я, конечно, чувствую себя не в своей тарелке, но пытаюсь убедить маму, что я ем хорошо, просто не в коня корм.
***
Наш Федя хитрый, как лиса. На улице, с малышами, он задирается как петух. Со сверстниками ведёт себя тише воды, ниже травы. Бывает, придёшь домой, а там дым стоит коромыслом и всё вверх дном. А Федя словно в воду канул. Все его ищут, с ног сбились. Появляется Федя неожиданно. Умеет он прятаться от всей семьи, в этом деле он собаку съел. Хотя смешно это звучит, ведь он и есть собака.
«10 фразеологизмов»
Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покоя не давал: «Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
«10 фразеологизмов»
Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покоя не давал: «Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
«10 фразеологизмов»
Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покоя не давал: «Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
«В ТРИ КОЛОНКИ»
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, одним махом, вводить в заблуждение, высунув язык, толочь воду в ступе, одна нога здесь, другая там.
«В ТРИ КОЛОНКИ»
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, одним махом, вводить в заблуждение, высунув язык, толочь воду в ступе, одна нога здесь, другая там.
«В ТРИ КОЛОНКИ»
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, одним махом, вводить в заблуждение, высунув язык, толочь воду в ступе, одна нога здесь, другая там.
«В ТРИ КОЛОНКИ»
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, одним махом, вводить в заблуждение, высунув язык, толочь воду в ступе, одна нога здесь, другая там.
«В ТРИ КОЛОНКИ»
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, одним махом, вводить в заблуждение, высунув язык, толочь воду в ступе, одна нога здесь, другая там.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Литературно- музыкальная гостиная "Самый добрый урок"
Конспект открытого общешкольного мероприятия ко Дню матери...
Проектная работа "Сырная история или сами с усами"
Сыроделие в России никогда не славилось, и в литературе мало что написано о сырах России, о том были ли известны сыры, приготовленные в России, всему миру. Поэтому цель нашей экскурсии была узнать все...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....