Внеклассное занятие "Мёд - пища богов"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Прокопова Татьяна Алексеевна

Внеклассное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennik_myod-pishcha_bogov.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«МЁД – ПИЩА БОГОВ»

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

 школа №15» г. Калуги

Прокопова Татьяна Алексеевна

Калуга 2015 г.

Цели:

обогащение знаний учащихся о пользе мёда;

знакомство с полезными и целительными особенностями меда.

Задачи:

Познакомить детей с пчелиным мёдом и его свойствами, видами, способом получения;

Развивать умения анализировать, обобщать и выделять главное в информации.

Развивать творческую и познавательную активность.

Формировать навыки работы в коллективе: взаимовыручку, сплоченность.

Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов общеобразовательного учреждения.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Под музыку входит Винни-Пух и поёт свою любимую Шумелку:

«Хорошо живет на свете Винни-Пух. …»

Хорошо быть медведем, ура!

Побежу…

(Нет, победю!)

Победю я жару и мороз,

Лишь бы мёдом был вымазан нос!

Кристофер Робин сидел у порога и напяливал свои Походные Сапоги. Как только Пух увидел П.С., он сразу понял, что предстоит Приключение.

- Ой, ура, мы снова пойдём в экспедицию! – обрадовался Винни-Пух.

- На этот раз, - ответил Кристофер Робин, - мы пойдём не в экспедицию, а совершим путешествие, - успокоил его Кристофер Робин. – Но только особое, не покидая школы.

- Как это? – удивился Пух.

- Это такое путешествие, - терпеливо объяснил Кристофер Робин. Идёшь как бы не ногами, а головой.

- Вот здорово! – радостно сказал Винни-Пух. Только мы не умеем -  мы же ещё маленькие!

- Глупенький мой мишка! – успокоил Пуха Кристофер Робин. – Мы же не одни пойдём, а вместе с ребятами. Они, знаешь, какие умные! Учатся в школе и уже столько всего знают и умеют

- Итак, в путь!

Учитель: Богата наша земля, и хлебом, и урожаем овощей, фруктов, но еще она богата чем?

- Вы можете ответить, если отгадаете загадку:

- Кто в каждый встречный цветок

Свой опускает хоботок,

А после – в улей,

Мчится пулей

И что - то прячет в уголок (Пчела)

А что дает пчела людям (Мёд)

-Так чем же славится наша земля (Медом)

Учитель: Ребята, вы уже поняли, сегодня мы поговорим о пчёлах, их труде и продукте, который они делают. Сегодня мы поговорим о мёде и продуктах пчеловодства. Пчеловодством  люди занимались с далёких времён. В пирамидах Древнего Египта были найдены запечатанные кувшины с этим замечательным продуктом. О его целебных свойствах складывают легенды.

Ученик: (читает, пчела кружит)

Все собрав свои дела,

Жужжит и кружится пчела.

Вот важно села на цветок,

Она ведь знает в этом толк,

Суть её земных забот -

Сладкий и душистый мёд

Хлопотливая пчела,

Деткам мёду принесла.

Пчела:

Я про мёд вам прож-жу-жу,

Как полезен расска-ж –жу,

Тот, кто мёдик мой лизнёт,

Здоров будет, подрастёт!

Учитель: Начнём мы наш разговор сегодня с самого начала.

Ученик:

Исследования  археологов показали, что пчелы существовали  примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии  

( Испания ), он относится к каменному веку. Мёд уникален как медикамент, успешно выдерживавший тысячелетние испытания на безвредность. Египетские папирусы, написанные более 3 тысяч лет назад, свидетельствуют, что уже тогда он широко применялся для лечения и профилактики самых различных заболеваний. На страницах древних китайских и индийских манускриптов также можно найти немало изречений, свидетельствующих о чудодейственных свойствах мёда. Великий древнегреческий математик Пифагор полагал, что достиг преклонного возраста благодаря вегетарианской пище и мёду.  На Руси, первое упоминание мёда, датируется 945 годом, в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке.

Учитель: Вспомним строки А.С.Пушкина из «Руслана и Людмилы»

«Там русский дух… Там Русью пахнет!

И я там был, и мёд я пил»

Учитель: С незапамятных времён народы Земли  почитали мёд небесной пищей, даром неба. По преданию, медоносные пчёлы – любимцы Богов, стали благодетельницами человека. В течении многих тысячелетий мёд был единственным концентрированным источником сахаров. Богатый состав углеводов и ферментов, набор органических кислот и ценные биологические стимуляторы ставят его на первое место среди основных пищевых продуктов. Как же пчёлы его делают?

Ученик:

Есть в саду пчелиный домик -

Ульем все его зовут.

— Кто живет в нем? Сладкий гномик?

— Пчелы в нем, друзья, живут.

Там узорчатые соты,

В клетках — мед, пчелиный труд…

Тесно, жарко… Тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут…

Там пчелиная царица

Яйца белые кладет.

Перед ней всегда толпится

Умных нянек хоровод…

В суете неутомимой

Копошатся тут и там:

Накорми ее да вымой,

Сделай кашку малышам.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты…

Пчелы все их облетают -

И нектар весь собирают.

Учитель:

 Пчелы живут не по одиночке, а семьями. Один рой насчитывает около 100.000 пчёл. В семье есть:

матка- царица, самцы –трутни, и рабочие пчелы.

Рабочие пчелы лепят из воска соты в виде шестигранных ячеек.

(Демонстрация рамки с сотами.)

Вот в них-то пчёлы и собирают цветочный сок и пыльцу цветов .

Пчелы перекладывают цветочный сок и пыльцу цветов с ячейки на ячейку, проветривают улья, из цветочного сока испаряется вода и постепенно превращается в мёд. Дальше мёд согревается в сотах.

Пасечники вынимают вот такие рамки с медом.

(Демонстрация мёда в сотах.)

Они ухаживают за пчёлами и качают мёд в специальной одежде.

Знакомьтесь Пчеловод:  (в гостях настоящий пчеловод в костюме рассказывает о пчёлах, угощает мёдом)

Добрый день!

Это белый халат, т. к. белый цвет успокаивает пчёл.

На голову надевают маску, чтобы защитить лицо и шею от укусов пчел. А в руках дымарь, для того, чтобы разогнать пчел.

Одна пчелиная семья может дать до 150 кг меда.

Пчелы относятся и «жалящим» насекомым. Обычно они не нападают на человека, а жалят для самозащиты. - Послушайте, как защитить себя от укусов пчелы.

1) Не приближайтесь, особенно в жаркие дни к пчелиным домикам. Вблизи не делайте резких движений.

2) Если насекомое залетела в комнату, не гоняйтесь за ней. Открой пошире окно и подожди, когда насекомое улетит.

3) Пчелы частенько забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьете, чтобы пчела не ужалила вас.

4) Что же делать, если вас все-таки укусило насекомое?

При укусе насекомого надо в первую очередь, удалить жало (так же, как занозу, рану надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например, платок, смоченный водой.

Пчеловод ученик:

— Пчелок разводить полезно,

И не в смысле лишь болезней.

С ними связаны приметы.

Вы не знаете об этом?

Пчеловод задает вопросы о приметах, связанных с пчелами.

Пчеловод - ученик:

— Тучки навстречу друг другу летят,

Дождиком сильным пролиться хотят.

Но пчелок они не пугают —

Летают себе и летают...

А почему? Кто-то знает?

(Дождя не будет.)

Пчелы будто бы взбесились,

Роем к домикам летят.

От чего так быстро скрыться

Насекомые хотят?

(От дождя.)

Уже утро наступило — пчелы в поле не летят.

Почему они трудиться над цветками не хотят?

(Ожидается дождь с утра.)

Учитель:

- Сразу ли пчёлы стали жить в пчелиных домиках - ульях?

- Что такое борть (Дупло)

- Чем отличается бортничество от пчеловодства?

(ответы уч-ся)

Учитель:

- Природные условия для пчеловодства в нашем крае на редкость благоприятные. В наших лугах и лесах произрастает до 380 видов медоносных растений.

Растения - .это сокровища природы. Одни из них служат как строительный материал, другие дают съедобные плоды и ягоды, третьи – являются кормом для животных. Многие растения обладают целебными свойствами, одаривают пчёл нектаром и пыльцой, поэтому мёд считается продуктом растительного происхождения.

Липа – непревзойденный медонос. Во время цветения липы в воздухе стоит неповторимый запах, аромат. Ароматные, налитые нектаром цветы привлекают пчел. Пчелы охотно посещают цветы, собирая нектар и пыльцу.

В природе липу называют царицей медоносных растений. Липовый мед прозрачен, светло янтарного цвета .

К чему мне камни-самоцветы,

Ценю иную красоту.

Дороже мне, чем камни эти,

Шиповник розовый в цвету.

Шиповник тоже является медоносом. Пчелы активно посещают цветки. Мед с шиповника бесцветный, обладает приятным ароматом.

Хорошими медоносами являются гречиха, подсолнечник, клевер, люцерна, плодово-ягодные и овощные культуры.

Пчелы перелетают с цветка на цветок 100 раз.

- Жизнь пчелиной семьи тесно связала с окружающей средой, поэтому пчела очень нуждается в охране природы. Когда растения обрабатывают от вредителей химическими веществами, пчелы посещая их могут погибнуть. Поэтому обрабатывать нужно после цветения растений.

Учитель:

- Если пчелам предложить все цвета радуги, то они выберут свои любимые- голубой и желтый. При случае насекомое не обидят вниманием цветки с иной окраской, однако красный цвет они не видят, он кажется им серым.

Учитель: Оживим пасеку. С восходом солнца пчёлы вылетают из ульев и весь день собирают нектар и, набравшись, возвращаются в ульи. Песня про пчел (Н Ветлицкая), исполняют девочки и украшают пасеку цветами.

 

Послушайте стихи о жизни пчел.

Доктор

(Обращается к детям.)

Скажите, что такое мед

И где в природе он растет?

Пчелки над цветком летают

И пыльцу с него сбирают,

В свой пчелиный дом несут.

Мед готовить — пчелки труд.

Маша:

— А кто такие пчелки? Откуда они прилетели и сколько лет живут?

(На сцену выходит Пчеловод.)

Пчеловод:

— Не поверишь, Маша, ты,

Не поверят дети:

Восемьдесят с лишним лет

Живет пчела на свете!

Она не только мед дает —

Растенья опыляет.

И людям помогает!

И этот факт уже давно

Ученые все знают!

Погибли б многие растения

Без пчелкиного опыления!

Доктор:

— В Древней Руси выше всяких конфет

Блюда из меда ценились в обед.

Чтоб безопаснее ульи стояли,

Близ поселений деревья срубали,

Семьями пчел возле рек поселяли.

(Пчеловод обращаясь к детям):

— Скажите мне, как те места называют,

Где живут пчелы, где мед собирают? (пасека)

Даша:

— Очень интересный факт

В книге прочитала:

Что полезен яд пчелиный,

Из нее узнала!

Радостно размахивает книгой.

Участники представляют инсценировку стихотворения А. Барто «Пчелиный яд» с последующим вручением призов за лучшее исполнение роли или выразительное чтение.

1-й Чтец:

— На Неглинной новый дом.

В зелени балконы.

А на них томаты зреют,

Огурцы, лимоны.

2-й Чтец:

— А еще здесь есть балкон —

Пчелы расплодились в нем.

Лишь бульвары расцветают,

Пчелы на цветы слетают.

Даша:

— Пчелки, чтобы защититься,

Жало выпускают!

3-й Чтец:

— В руки мальчикам вцеплялись,

Жалили девчонок.

Люди в доме возмущались:

Уберите пчелок!

Пчеловод:

— Знаете? «Пчелиный яд

Многим прописали,

Доктора теперь велят,

Чтоб больных кусали!

И с пчелиным ядом

Сестры ходят на дом».

4-й Чтец:

— После слов таких жильцы

Стали просто молодцы.

Поменяли мнение,

Стали вдруг все применять

Новое лечение:

«Раз все пчелок хвалят,

Пусть они нас жалят!»

Соседка:

— Пчелкам я соседка

И болею редко.

«Пчел боюсь я как огня,

Но на всякий случай

Пусть ужалят и меня,

Так, пожалуй, лучше».

2-й Чтец:

— А Старушки говорят:

Старушки:

— «Нас кусайте тоже!

Может быть, пчелиный яд

Делает моложе?»

Чтецы хором:

— «Об одном твердит весь дом —

Пусть кусают пчелы!

Даже мы теперь идем

Прямо после школы

К пчелам на уколы».

Учитель:

А теперь посмотрим, есть ли среди вас настоящие знатоки пчеловодства.

- Проведем викторину.

1. Как называется домик, где живут пчёлы (Ульи)

2. Место, где стоят много ульев (Пасека)

3. Дерево  – лучший медонос (Липа)

4. Как называется цветочный сок (Нектар)

5. Куда откладывают пчёлы мёд (Соты)

6. Как называется пчелиная семья (Рой)

7. Как называют людей, которые ухаживают за пасекой (Пчеловоды)

8. какой цвет пчёлы не воспринимают? (красный)

9. Как называют главную пчелу, отвечающую за продление рода? (матка)

10. Сколько граней в одной ячейке пчелиных сот? (6)

11. Как называют первый месяц после свадьбы? (медовый)

12. Как называется размножение пчелиной семьи?  (роение)

-Теперь ребята, вы знаете, что пчёлы трудолюбивы, быстрые, дружные. Ведь они живут большой семьей.

ИГРА «Заготовь медок» (Команды от класса по 5 человек. Первый бежит, берет маленькую баранку, окунает её в мед, съедает, берет конфетку «Пчелка» и возвращается в команду, передавая конфетку второму участнику и т.д.)

Дети:

-Всем калужский мёд известен,

Он и вкусен и полезен

Тот, кто ест наш вкусный  мёд,

Тот, здоровый круглый год.

Ох и вкусен этот мёд,

Кто не ел, тот не поймёт.

Все конфеты «Марс» и «Сникерс»

Поменял бы я на мёд.

Врач:

Мёд - переработанный нектар. Обладает противогрибковым эффектом, убивает кишечные инфекции. Мёдом лечат раны, простуды, заболевание горла, легких, болезни сердца, почек, глазные, кожные заболевания.

Если у вас заболело горло, надо прополоскать мёдом, разведенным водой или чаем.

Кондитер:

Мёд содержит свыше 80% сахара (глюкозу, фруктозу) белки, ферменты, ароматические вещества. Из меда мы готовим торты: «Медовый», «Пчелиный улей», «Муравейник», делаем щербет, конфеты, а еще кисель, морс.

Учитель:

В мире есть много памятников не только выдающимся людям, но и животным. Есть памятники собаке, лошади, верблюду, свинье, мамонту и даже зайцу. А в Японии и Польше поставили памятники медоносной пчеле.

Дети:

Поставьте памятник Пчеле,

На высоте, чтоб было зримо,

Чтоб всяк, живущий на Земле,

Не проходил беспечно мимо.

Чтоб он отвесил ей поклон,

Услышал звук ее жужжанья,

Вновь пережил роенья звон,

Облета юных ликованье.

Чтобы он вспомнил летний зной,

Пропахший мёдом вечер тихий,

И луг, разбуженный пчелой,

И поле белое гречихи.

Поставьте памятник Пчеле

За гимн в лесах, где было глухо,

За мёд на праздничном столе

И за хмельную медовуху,

Поставьте памятник Пчеле!

Учитель: Очень хочется закончить нашу встречу дружной и весёлой песенкой. Её мотив вам всем известен. Давайте споём.

Песня на мотив «Учат в школе»

  1. Как на свете долго жить,

Как здоровье сохранить,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Чтоб пятёрки получать,

Надо мёд употреблять,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

  1. Как полезен чудо-мёд,

Он спасёт от всех невзгод.

Мы на встрече нашей

Только что узнали.

И хотя продукт один,

В нём так много витамин

От него теперь откажемся едва ли.

  1. В общем чтобы сильным стать

Надо знать и изучать

Все полезные советы нам о мёде.

Знает даже древний Рим,

Что наш мёд незаменим

И полезен он, полезен всё в народе.

Учитель: Я вам желаю,

Пусть наш каждый класс,

Пчелиный рой

Будет дружною семьёй!

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Здоровая пища"

Внеклассное мероприятие по правильному питанию, 1 класс...

Внеклассное мероприятие «Питание ради жизни. Здоровая пища»

Мероприятие проводится во 2 классе. Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни, расширение знаний о правильном питании....

внеклассное мероприятие по теме "Из чего состоит наша пища"

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у младших школьников основ здорового образа жизни через культуру правильного питания....

Исследовательская работа по теме: «Почему шоколад называют « Пищей богов»?»

                                                Паспорт проектаI.Тем...

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"

"Твори добро на всей Земле"  презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"...

ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ Внеклассное мероприятие для начальной школы

Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии....

Презентация к внеклассному занятию "Мёд - пища богов"

Презентация к внеклассному занятию...