ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ Внеклассное мероприятие для начальной школы
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergiy_radonezhskiy_urok_2.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ
Внеклассное мероприятие для начальной школы
Тема. Что ты знаешь о Преподобном Сергии Радонежском?
Цели и задачи. Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии, развивать речь, память, мышление, воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества.
Ход занятия
Учитель. Сегодня мы узнаем о житие Преподобного Сергия. Для этого мы проведем игру. У меня на столе цветные фигуры, пусть каждый подойдет к столу и выберет себе фигуру. (Дети выполняют.) Теперь те, кто выбрал фигуры одного цвета составят одну команду. (Дети группируются в команды по 4–6 человек.)
Задание 1. Сейчас я задам командам несколько вопросов. Та команда, которая быстрее поднимет руку, будет отвечать. За каждый правильный ответ команде дается одно очко.
1. Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)
2. Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)
3. Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу? (Пресвятой Троице)
4. Какое чудо произошло с Преподобным Сергием еще до рождения? (Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)
5. Как звали братьев Преподобного Сергия? (Стефан и Петр)
6. На какую битву благословил Преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву)
7. Кто из святых явился Преподобному Сергию вместе с Божией Матерью? (Святые апостолы Петр и Иоанн)
8. Кто из учеников Преподобного Сергия написал икону «Троица» (Преподобный Андрей Рублев)
Задание 2. Каждой команде я раздаю стихотворение В. Афанасьева «Схимник Пересвет» о Куликовской битве, на которую Преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского и дал ему в помощь двух монахов-воинов – Пересвета и Ослябю. Но это стихотворение
разрезано на несколько частей. Ваша задача – восстановить последовательность событий.
Победит та команда, которая первой соберет стихотворение и выразительно прочитает его.
1. С ханской силой биться,
Мощно ополчась,
В Лавру помолиться
Прибыл Дмитрий князь.
2. Молвил князю Сергий,
Подавая меч:
– С Богом! Ныне свергнем
Иго с наших плеч.
Мы теперь не слабы.
Не страшись, иди –
Пересвет с Ослябей
Будут впереди.
Бог и Церковь с вами
Против всех угроз.
Русской силы знамя
Освятил Христос.
3. Поле Куликово!
Древние года!
Дмитрия Донского
Рать пришла сюда –
Битвы ждет без страха,
Хоть и грозен враг,
С ними два монаха
В схиме, на конях.
Скоро грянет битва!
И звучат в тиши Воинов молитвы,
Как одной души.
А за этой ратью
Вся святая Русь:
– Стойте крепко, братья,
Я за вас молюсь!
4. Копий лес вздымая,
Утром, в ранний час,
Встала рать Мамая
Тучей против нас.
5. Начал тут хвалиться
Некто Челубей:
– Кто не побоится
Силушки моей? –
Конь под ним громадный,
Сам, как Голиаф,
Страшный и нескладный,
И такой же нрав.
Он трясет копьищем
В целое бревно:
– Выходи хоть тыща,
Будет всем одно!
6. Выезжает конный
В куколе с крестом,
С ликом, истомленным
Бденьем и постом,
–Вот и он свое
Поднял боевое
Длинное копье.
Без щита, без лат он,
В стремени нога –
В мантии крылатой
Мчится на врага.
Тот ему навстречу
Бурею летит –
Под железом плечи,
Есть и шлем, и щит.
7. Смотрят оба войска –
Кто кого собьет,
Кто из них геройски
Общий бой начнет...
Вот они все ближе,
Жмет копье рука, –
Вот склонились ниже,
Метя в грудь врага.
8. На дыбы их кони
Разом поднялись,
Затрещали копья...
Крики раздались...
Тот и другой убиты!
Рати сошлись, и вот
На смерть, не на живот.
9. Люди кричат: «Победа!»
Трубы трубят: «Победа!»
Слава тем, кто полег!
Их да прославит Бог!
Войско несет с собою
Первую жертву боя:
Иночества то цвет –
Схимник Пересвет.
(В зависимости от подготовки детей стихотворение можно сократить.)
Задание 3. На доске вы видите изображения храмов Троице-Сергиевой Лавры. Я буду читать описания храмов, а вы должны показать их на доске. (В зависимости от подготовки детей учитель может называть храмы, а дети – показывать, либо учитель только описывает храм, а дети показывают и называют его.)
1. Построен над гробом Преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают святые мощи Преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году. (Троицкий собор)
2. Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звездами. (Успенский собор)
3. Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены ее покрыты разноцветными красками, окна обставлены резными из камня колоннами, вокруг нее идет открытая галерея. (Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского)
4. Маленькая церковь с одной главою, овальной формы. (Церковь Божией Матери «Одигитрии» (Смоленская)
5. Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырехугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объеме. (Колокольня)
Задание 4. У Лидии Чарской есть повесть «Один за всех» о Преподобном Сергии. Я сейчас зачитаю оттуда отрывки, а вы попробуйте ответить, кто это сказал и кому.1. «Врешь! Рцы это! Доколе тебе твердить? Становись на колени, протяни руку». (Учитель – Варфоломею)
2. «Отрок этот будет некогда обителью Пресвятой Троицы». (Старец – родителям Варфоломея)
3. «Братец, невмоготу... Привык я к обители, тянет в монастырскую келлию». (Стефан – Преподобному Сергию)
4. «Победиши враги твоя». (Преподобный Сергий – князю Димитрию Донскому)
Задание 5. Сейчас каждая команда получит карточку с изображением эпизода из жизни Преподобного Сергия. Команды должны догадаться, что изображено на рисунках. На обдумывание дается две минуты. (Эпизоды могут быть такими: видение отроку Варфоломею; Преподобный Сергий воскрешает мальчика; Преподобный и медведь; благословение князя Димитрия и другие.)
Задание 6. Сейчас каждый член команды получит фломастер. Задача команды – на одном большом листе бумаги изобразить за пять минут вид Троице-Сергиевой Лавры. Обязательное условие: рисовать должны все члены команды.
Задание 7. Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.
1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)
2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.)
3. Послушание паче поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему
читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.)
4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца,
которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.)
5. С молитвою в устах, с работою в руках. (Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)
Задание 8. У меня в руках шкатулка, а что там, предстоит вам угадать. Для этого команды по очереди задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». После того как вы отгадаете, что прячется в шкатулке, вы должны сказать, какое отношение эта вещь имеет к Преподобному Сергию. (В шкатулке находится деревянная игрушка или ложка. С времен Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были «благословением монастыря».)
На этом наш конкурс заканчивается. Подсчитываются очки, и выбирается победитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!"
В статье предлагается материал к празднику по окончанию начальной школы. Этот день , каждый человек должен запомнить , как день перехода на почти"взрослую" ступеньку жизни. Цель этого праздника -...
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра «Брейн-ринг».
Внеклассное мероприятие в начальной школе.Игра «Брейн-ринг».Подготовила учитель начальных классовАлексеева Маргарита Рудольфовна Класс делится на три команды, каждая команда пр...
Внеклассное мероприятие в начальной школе: "Весёлый КВС"
Внеклассное мероприятие в спортивной форме. Учащиеся соревнуются в виде эстафет....
Внеклассное мероприятие в начальной школе "Играем по-английски""
Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку в начальной школе. Презентация к игре....
Открытое внеклассное мероприятие для начальной школы
Я только раз видала рукопашный,...
«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школы.Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4
«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школыЦель классного часа - праздника: -Развивать у учащихся желание устраивать праздники для близких людей;- Воспитывать уважительное отнош...
Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школы «Олимпийские игры начинаются в школе»
Спортивно – концертное мероприятие....