ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ Внеклассное мероприятие для начальной школы
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergiy_radonezhskiy_urok_2.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ

Внеклассное мероприятие для начальной школы

Тема. Что ты знаешь о Преподобном Сергии Радонежском?

Цели и задачи. Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии, развивать речь, память, мышление, воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества.

Ход занятия

Учитель. Сегодня мы узнаем о житие Преподобного Сергия. Для этого мы проведем игру. У меня на столе цветные фигуры, пусть каждый подойдет к столу и выберет себе фигуру. (Дети выполняют.) Теперь те, кто выбрал фигуры одного цвета составят одну команду. (Дети группируются в команды по 4–6 человек.)

Задание 1. Сейчас я задам командам несколько вопросов. Та команда, которая быстрее поднимет руку, будет отвечать. За каждый правильный ответ команде дается одно очко.

1. Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)

2. Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)

3. Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу? (Пресвятой Троице)

4. Какое чудо произошло с Преподобным Сергием еще до рождения? (Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)

5. Как звали братьев Преподобного Сергия? (Стефан и Петр)

6. На какую битву благословил Преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву)

7. Кто из святых явился Преподобному Сергию вместе с Божией Матерью? (Святые апостолы Петр и Иоанн)

8. Кто из учеников Преподобного Сергия написал икону «Троица» (Преподобный Андрей Рублев)

Задание 2. Каждой команде я раздаю стихотворение В. Афанасьева «Схимник Пересвет» о Куликовской битве, на которую Преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского и дал ему в помощь двух монахов-воинов – Пересвета и Ослябю. Но это стихотворение

разрезано на несколько частей. Ваша задача – восстановить последовательность событий.

Победит та команда, которая первой соберет стихотворение и выразительно прочитает его.

1. С ханской силой биться,

Мощно ополчась,

В Лавру помолиться

Прибыл Дмитрий князь.

2. Молвил князю Сергий,

Подавая меч:

– С Богом! Ныне свергнем

Иго с наших плеч.

Мы теперь не слабы.

Не страшись, иди –

Пересвет с Ослябей

Будут впереди.

Бог и Церковь с вами

Против всех угроз.

Русской силы знамя

Освятил Христос.

3. Поле Куликово!

Древние года!

Дмитрия Донского

Рать пришла сюда –

Битвы ждет без страха,

Хоть и грозен враг,

С ними два монаха

В схиме, на конях.

Скоро грянет битва!

И звучат в тиши Воинов молитвы,

Как одной души.

А за этой ратью

Вся святая Русь:

– Стойте крепко, братья,

Я за вас молюсь!

4. Копий лес вздымая,

Утром, в ранний час,

Встала рать Мамая

Тучей против нас.

5. Начал тут хвалиться

Некто Челубей:

– Кто не побоится

Силушки моей? –

Конь под ним громадный,

Сам, как Голиаф,

Страшный и нескладный,

И такой же нрав.

Он трясет копьищем

В целое бревно:

– Выходи хоть тыща,

Будет всем одно!

6. Выезжает конный

В куколе с крестом,

С ликом, истомленным

Бденьем и постом,

–Вот и он свое

Поднял боевое

Длинное копье.

Без щита, без лат он,

В стремени нога –

В мантии крылатой

Мчится на врага.

Тот ему навстречу

Бурею летит –

Под железом плечи,

Есть и шлем, и щит.

7. Смотрят оба войска –

Кто кого собьет,

Кто из них геройски

Общий бой начнет...

Вот они все ближе,

Жмет копье рука, –

Вот склонились ниже,

Метя в грудь врага.

8. На дыбы их кони

Разом поднялись,

Затрещали копья...

Крики раздались...

Тот и другой убиты!

Рати сошлись, и вот

На смерть, не на живот.

9. Люди кричат: «Победа!»

Трубы трубят: «Победа!»

Слава тем, кто полег!

Их да прославит Бог!

Войско несет с собою

Первую жертву боя:

Иночества то цвет –

Схимник Пересвет.

(В зависимости от подготовки детей стихотворение можно сократить.)

Задание 3. На доске вы видите изображения храмов Троице-Сергиевой Лавры. Я буду читать описания храмов, а вы должны показать их на доске. (В зависимости от подготовки детей учитель может называть храмы, а дети – показывать, либо учитель только описывает храм, а дети показывают и называют его.)

1. Построен над гробом Преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают святые мощи Преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году. (Троицкий собор)

2. Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звездами. (Успенский собор)

3. Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены ее покрыты разноцветными красками, окна обставлены резными из камня колоннами, вокруг нее идет открытая галерея. (Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского)

4. Маленькая церковь с одной главою, овальной формы. (Церковь Божией Матери «Одигитрии» (Смоленская)

5. Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырехугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объеме. (Колокольня)

Задание 4. У Лидии Чарской есть повесть «Один за всех» о Преподобном Сергии. Я сейчас зачитаю оттуда отрывки, а вы попробуйте ответить, кто это сказал и кому.1. «Врешь! Рцы это! Доколе тебе твердить? Становись на колени, протяни руку». (Учитель – Варфоломею)

2. «Отрок этот будет некогда обителью Пресвятой Троицы». (Старец – родителям Варфоломея)

3. «Братец, невмоготу... Привык я к обители, тянет в монастырскую келлию». (Стефан – Преподобному Сергию)

4. «Победиши враги твоя». (Преподобный Сергий – князю Димитрию Донскому)

Задание 5. Сейчас каждая команда получит карточку с изображением эпизода из жизни Преподобного Сергия. Команды должны догадаться, что изображено на рисунках. На обдумывание дается две минуты. (Эпизоды могут быть такими: видение отроку Варфоломею; Преподобный Сергий воскрешает мальчика; Преподобный и медведь; благословение князя Димитрия и другие.)

Задание 6. Сейчас каждый член команды получит фломастер. Задача команды – на одном большом листе бумаги изобразить за пять минут вид Троице-Сергиевой Лавры. Обязательное условие: рисовать должны все члены команды.

Задание 7. Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)

2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.)

3. Послушание паче поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему

читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.)

4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца,

которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.)

5. С молитвою в устах, с работою в руках. (Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)

Задание 8. У меня в руках шкатулка, а что там, предстоит вам угадать. Для этого команды по очереди задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». После того как вы отгадаете, что прячется в шкатулке, вы должны сказать, какое отношение эта вещь имеет к Преподобному Сергию. (В шкатулке находится деревянная игрушка или ложка. С времен Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были «благословением монастыря».)

На этом наш конкурс заканчивается. Подсчитываются очки, и выбирается победитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!"

В статье предлагается материал к празднику по окончанию начальной школы. Этот день , каждый человек должен запомнить , как день перехода на почти"взрослую" ступеньку жизни. Цель этого праздника -...

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра «Брейн-ринг».

Внеклассное мероприятие в начальной школе.Игра «Брейн-ринг».Подготовила учитель начальных классовАлексеева Маргарита Рудольфовна    Класс делится на три команды, каждая команда пр...

Внеклассное мероприятие в начальной школе: "Весёлый КВС"

Внеклассное мероприятие в  спортивной форме. Учащиеся соревнуются в виде эстафет....

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Играем по-английски""

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку в начальной школе. Презентация к игре....

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школы.Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школыЦель классного часа - праздника:   -Развивать у учащихся желание устраивать праздники для близких людей;- Воспитывать уважительное отнош...