Фольклорный праздник "Кудёсы-именины Домового"
план-конспект на тему
Сценарий праздника Именины Домового, отмечается 10 февраля. В сценарии игры, песни, театрализованное представление, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 32.25 КБ |
презентация | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Именины домового»
Цель: развитие творческого потенциала и активности у депривированных детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- возрождение этнической культуры и народных промыслов;
- приобщение детей к историко-культурному наследию родного края;
- развитие творческих способностей и мотивации духовного
роста подрастающего поколения через изучение и пропаганду
этнической культуры родного края.
Предварительная работа: разучивание частушек, песен к занятию.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Кудесы- именины домового», инвентарь к конкурсам, русская народная одежда, посуда, короб.
Ход занятия:
- Организационное начало. Введение в тему занятия.
Под музыку в зал заходит ведущая в русском народном костюме.
Ведущая: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости! Обратимся сейчас к Народному календарю и узнаем, какой сегодня день и каким событием он отмечен.
Слушайте загадку:
Тихо стало, ночь приходит
И уснули все давно,
Но по дому кто-то бродит,
Хотя дома и темно.
Шевелит в углу поленьем
Половицами скрипит
Что-же это за явленье
Кто-же ночью там не спит
И куда исчезли ножик, ложки,
кочерга с метлой,
Это всё конечно сделал
Хитрый добрый…(домовой).
Кудёсы будем справлять,
Домового угощать!
- Основная часть
- Рассказ воспитателя с презентацией.
1 слайд. Итак, на календаре 10 февраля. Ребята, это день Ефрема Сирина. Он считался прибаутником, сверчковым заступником, запечником. Одним словом, сегодня Именины Домового. Хотя он и придуманный, а день именин у него самый настоящий, 1О февраля. Еще в народе этот день назывался Кудесы — день угощения домового.
2 слайд. Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.
3 слайд. Этот день был целиком посвящен домовому, хорошо теперь известному под шутливым именем Барабашка. В старое время его называли прибаутником, дедушкой, запечником, сверчковым заступником, ветродуем, соседушкой, доможилом.
4 слайд. Домовой считался самым добрым духом изо всей нечисти – духом дома. Много добрых примет связано с домовым: коснется ночью своей мохнатой рукой – к добру, начнет скакать – к радости, будет подыгрывать на гребешке – к свадьбе.
5 слайд. Но в этот день он вдруг превращался из доброго в злого: если гремел посудой – будь осторожней с огнем, если ночью дергал за волосы – опасайся семейного раздора.
6 слайд. В Кудесы его задабривали гостинцами, подарочками. Хозяйки, например, ставили на загнетку сладкую кашу, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», поминали перед сном добрыми словами.
7 слайд. По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает – с той поры он целый год бывает услужлив и смирен.
8 слайд. Домовой - любитель кудесничать. Считалось, что он может превращаться в кошку, собаку, змею или лягушку. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.
- Инсценирование «Встреча домового»
Сцена оформлена в виде крестьянской избы. В углу – макет русской печки, лавка, возле нее деревянная лопата и ухват. Рядом стоит деревянный стол. На нем самовар, деревянные и глиняные кружки. Хозяйка суетиться по хозяйству, а в это время...
Вдруг за печкой раздаётся шум, падает кочерга.
Мать хватается за голову и причитает:
Ой, батюшки! Забыла. Сегодня же Кудёсы, угощенье нужно готовить Дедушке-суседушке. (убегает).
Музыкальная заставка. Из-за печки выскакивает домовой.
- Выход домового
ДОМОВОЙ:
Эй, привет, ребята.
Чай, узнали вы меня.
Этак лет уже с десяток
С этой печкой дружен я.
Кто я? Проша -домовенок
А вы -моя семья!
2.4. Домовенок поет свою песенку на мелодию песни «Шоколадный заяц» из репертуара П. Нарцисса, сл. Л.К. Зуб
Припев: Я, Проша Домовёнок, всех знаю вас с пелёнок
И очень всех люблю.
За всеми наблюдаю,
По именам всех знаю,
Капризных не терплю.
Я, Проша Домовёнок,
Я счастлив как ребёнок,
Ведь гости у меня
Мы будем веселиться смеяться и кружиться,
Вы все мои друзья!
Домовой прячется за печку. Входят мать с дочкой.
МАТЬ:
Дочка, поясок найди,
Распустехой не ходи.
Вон, в лукошке пояски.
Дуня берет лукошко с поясами, начинает их разбирать.
ДУНЯ:
Ой, на каждом узелки!
МАТЬ:
Кто запутал их, Дуняха?
ДОМОВОЙ (ребятам):
Это я, назло неряхе!
ДУНЯ:
Не распутать, хоть ори!
Глянь, уж вздулись волдыри.
МАТЬ:
Ладно, Дунюшка, бросай,
Больше ручки не ломай,
Это горе – не беда.
Настька, где ты? Марш сюда!
Входит падчерица Настя.
НАСТЯ:
Здесь я, матушка.
МАЧЕХА:
Вот в лукошке пояски.
Развяжи все узелки!
Пойдем, Дуняша.
Мачеха и Дуня уходят.
ДОМОВОЙ:
Ой, наделал я делов.
Наломал ты Проша дров!
Глянь, свалили все на Настю,
Всю работу. Вот несчастье!
- Ребята, помогите исправить мою оплошность, давайте поможем Настеньке узелки распутать. Один поясок одному, второй – второму. Кто быстрее развяжет узелки, тот и выиграет.
- Соревнование «Кто быстрее развяжет».
По окончании конкурса Проша вручает детям леденцы на палочке.
Входят мать и Дуняша.
МАТЬ:
Ишь, как быстро ты справилась!
Никак, Домовой тебе помог.
Заплетайся, Дуняша!
И не будь неряхой. (Дуню заплетают).
Ведущий: Навостри-ка, Проша, ушки, мы споем тебе частушки.
- Частушки.
Дети поют частушки Проша, подыгрывает на трещотках.
Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас! Все
Ваня. Домовому не сидиться.
Так и носиться, шальной!
Нет, чтоб лечь, угомонится.....
Глядь, а он уже с метлой!
Коля. С домовым играю в прятки.
Где его и как искать?
Хоть бы показал мне пятки,
Так и пяток не видать.
Катя. Домовой мой, как хозяин,
Все без дела не сидит:
То кота за хвост потянет,
То в кастрюлю загремит.
Рафик. Домовой озорничает -
Ночь посудою гремит
То по чайнику ударит,
То в свисток его свистит.
Ангелина. Домовому в Новый Год
Наварила кашу.
Глядь, а он салат жует
С тарелки у мамаши.
Все. Старину мы уважаем, старину мы бережем,
И о домовенке Проше частушки звонкие поем.
Домовенок: А я научился в домах, в квартирах мебель передвигать ночью, чтобы хозяев попугать. Ну, что ребята, поиграете со мной?
- Игра «Придвинь предмет»
(На полу лежат два обруча, в каждом стоит играющий, к поясу играющих привязана веревка, другой конец веревки привязан к стульчику. По сигналу игроки начинают вращаться вокруг себя. Стул приближается к обручу, выигрывает тот, кто быстрее подтянет к себе стул и сядет на него).
Ведущий. Кузя незлопамятен и страшно любит подарки. Долго ломали голову наши далекие предки – чем задобрить домового? И придумали домовушку.
9 слайд. Домовушка – это предмет для украшения быта и дома, предназначенный в подарок домовому. Вот и мы приготовили тебе Домовушку (дарят домовому)
Ведущий.
10 слайд. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:
Семья.
- А ты, Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
Ешь пироги — да наш дом береги!
Ведущий. А еще, Проша, ребята приготовили сказку для тебя и для всех гостей.
- Театрализация сказки «Как домовенок Кузька в лесу жил»
Занавес опущен. На выносной сцене сбоку интерьер деревенской избы. Видна большая печь с устьицем и заслонкой. Под волшебные звуки появляется Сказочница.
Сказочница:
Солнце, дождик, приходите!
К детям сказку приводите!
Как из тучи гром, гром
Загоняет в дом, в дом.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце,
Ярко освети светлицу,
Расскажи нам небылицу.
Как в одной сторонке,
В маленькой избенке
Жил-был — не котенок,
Жил-был — не мышонок,
Даже не ребенок — …
(В щель занавеса просовывается голова Кузи.)
Голова: …А маленький домовенок. Это я! Кузька. (Скрывается.)
Звучит мелодия на мотив песни «Ах, вы сени…». Появляется домовенок с вязанкой дров.
Домовенок:
Как я дров наколю,
Как я печь растоплю.
(Сваливает дрова у печки.)
И воды наношу,
И тесто замешу.
У меня, у домового,
Молодого, удалого,
Грязи некуда укрыться —
Дело мастера боится. Танцует.
Кузька:
Ох, приморился я что-то, дай сяду у печи отдохнуть.(Сидит смотрит на печь).
На огонь люблю смотреть.
Сказочница (тревожно):
Заслонку надо запереть!
Кузька:
За день Кузенька устал. (Зевает.)
Что-то я давно не спал! (Открывает заслонку.)
Сказочница (с нарастающей тревогой в голосе):
Мать толста,
Дочь красна,
Сын — бес,
Взлетел до небес.
(Из устьица высовывается рука в красном, шевелит пальцами, машет красным платком.)
Огонь в печке бьется
И наружу рвется!
Из печки вылезает Огонь, машет руками — красными крыльями.
Огонь:
Я огонь,
Меня не тронь.
Я ж вокруг все охвачу
Пламенем и проглочу!
Сказочница:
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся Кузькин дом!
А Кузька знай себе спит, да во сне сопит.
Надо его разбудить, о беде предупредить!
Дети и Сказочница:
Кузька! Просыпайся!
Кузька! Поднимайся!
Кузька (вскакивает и испуганно протирает глаза):
Что? Откуда? И куда?
Ой, беда, беда, беда!
Огонь:
Домовенок Кузька, стой,
Я — Огонь коварный, злой.
Съем я лавку и стол,
Съем я стены и пол,
Съем всю избенку
Вместе с домовенком!
Вот сейчас налечу,
Ухвачу и проглочу!
Кузька: Охти мне, матушки! Охти мне, батюшки!
Кузька мечется по избе, прячется от Огня. Огонь машет крыльями, загораживает путь. Кузька подныривает под крылья Огня и выбегает в дверь.
Освещение боковой сцены гаснет. Занавес открывается. Декорация леса. Сказочница: Бежит Кузька по дороге, куда несут его ноги. От дыма глаза плачут, от страха в груди сердце скачет.
Кузька (выбегая на середину сцены):
Ох, как долго я бежал! Устал. Вверх лаптями упал. Кувырк! (Падает.) Надо отдышаться и с мыслями собраться.
Домовенок: Где это я? Где избенка моя? Кругом — дремучий лес. Деревья до небес. Домовые в лесу не живут. Домовые в лесу пропадут.
Кузька садится под куст и плачет. Ложиться, неожиданно оттуда выскакивает Лешонок.
Лешонок: Ой-ой-ой! Это кто мое место занять пытается? Какой ты страшный! Уходи! Никто тебя сюда не звал.
Кузька: Я позабыл, откуда прибежал.
Лешонок: А ты кто?
Кузька: Домовой.
Лешонок: Ой! (Прячется в кустах.)
Кузька: Ты чего спрятался-то?
Лешонок: А что ты меня пугаешь? Домовых на свете не бывает. Про них только в сказках рассказывают. У них язык наружу и живот мешком.
Кузька (обиженно поглаживая свой животик): Ты перепутал. Это про леших сказки рассказывают: у них клыки до самого носа торчат и язык во рту не умещается.
Лешонок: Врешеньки-врешь! Я Леший и есть. Только маленький. А клыков у меня нет и язык на месте. (Поглядывает на небо.) Заболтался я с тобой. Вот и дождик собирается. (Прячется в кусты.)
(Слышны капли дождя.)
Кузька: Ой, беда, беда, беда! Не туда, так сюда. Из огня да в воду без всякого броду. Есть тут кто-нибудь добрый? Помогите! Бедного домовенка спасите! (дрожит)
Лешонок: Да ты совсем замерз. Пойдем-ка к моему деду Диодоху. Он в здешнем лесу хозяин, зря без дела не сидит: деревья растит, зайчат пасет, птиц бережет.
Кузька (стуча зубами): П-п-пойдем-м!
(Закрывает глаза и падает на землю.)
Лешонок: Ой, беда! Все сюда! Домовенок в лес попасть не успел, как сразу заболел!
Под музыку появляются Медведь, Лиса и зайчата. Зайчата теснятся поближе к Дереву, подальше от Лисы.
Медведь: Отчего переполох?
Лешонок (показывает на Кузьку):
Домовенок совсем плох.
Лиса:
Домовенок? Кто такой?
Кур он не принес с собой?
Зайчата:
У него ужасный вид.
Он от холода дрожит.
Медведь: Дрожать дрожит, а шерсть почему-то не отрастит. Кому холодно, пусть шерстью обрастает.
Зайчата: Может, он об этом не знает?
Лиса: Все бы вам «ах» да «ох»!
Лешонок: Ждет нас дедушка Диадох.
Звери поднимают Кузьку и уносят его (уводят под руки) со сцены. Появляется дед Диадох, похожий на большой мшистый пень с сучками.
Диадох:
У лешего осенью много забот —
К зиме подготовить здешний народ:
Букашек и мошек,
Медведей, ежей,
Лягушек и мышек,
Болотных ужей.
(Лешонок вводит Кузьку.)
А это еще кто? Для медвежонка — слишком голый. Для лягушонка — слишком лохматый. На кикимору не очень похож. И весь трясется. Не родня ли нашей осине?
Лешонок: Дедушка! Это домовенок. Он устал, промок в дороге и его не держат ноги.
Диадох (трогает Кузькину рубашку): А это — мокрое — на тебе растет?
Кузька: Нет, это мне к лицу идет.
Диадох: Тогда снимай. Пусть сохнет. И деревья по осени листву сбрасывают.
Полезай-ка, домовой,
В короб с теплою листвой./
Лежи, согревайся,
Сил набирайся.
(Кузька залезает в короб. Оттуда торчит только его голова.)
Кузька: Славное местечко: тепло, как у печки. А теперь мне бы поесть.
Диадох: Эй, зверята, приходите, угощенье приносите!
(Вбегает ежик.)
Еж: Я колючий серый ежик. Принес сушеных лягушек и мышиных ножек. Хоть ты и не ежонок, съешь лягушку, домовенок!
Кузька: Сушеные лягушки? Тьфу! Это совсем не для домовят!
(Диадох, Лешонок и ежик разводят лапками и переглядываются.)
Лешонок: Не вкусно? А что же они едят?
(Ежик убегает. Вбегают зайчата.)
Зайчата: Мы сорвали у канавки пучок подсохшей осенней травки.
Хоть ты и не зайчонок, скушай травку, домовенок!
Кузька: Пучок травы? Тьфу! Тьфу! Это совсем не для домовят!
(Зайчата разводят лапками и переглядываются с лешими.)
Леший: Не вкусно? А что же они едят?
(Появляется Медведь.)
Медведь: Я от самого брода притащил большую колоду меда. Хоть ты не медвежонок, скушай меду, домовенок!
Кузька: Колода меда? Вот это да! Это для домовят еда! (Облизывается.)
Я согрелся, весел, сыт.
Лешонок: У тебя прекрасный вид.
Диадох: Теперь домовенок не пропадет. Зимою в лесу у нас поживет. Придет весна, и в урочный час дам я семи ветрам наказ, чтоб в разных концах земли побывали и с печкой дом для него отыскали.
Занавес закрывается.
Сказочница: Вот такая сказка, дети. Разное случается на свете.
Коли встретится вам бездомный домовой, пригласите его к себе домой!
- Заключительная часть
Домовенок:
Вам ребята говорю: «Всех вас очень я люблю!
Обещаю вас беречь, что ж друзья, до новых встреч!»
А сейчас всем друзьям я гостинцы раздам
(раздает сладости)
Дети поют песню о Домовом.
Песня «Домовенок Кузя»
Ведущая: А теперь чайку попьем с именинным пирогом.
(под музыку песни «С Днем рождения» в исп. ансамбля «Золотое кольцо» дети, в сопровождении Проши садятся пить чай с пирогами).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обычно он- рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что-то не по нраву. Он пугал тех, кто не заботился о домашнем хозяйстве и скоте. Домовой – дух добрый
Этот день был посвящен полностью домовому
Домовой считался самым добрым духом – духом дома.
Но в этот день он превращался вдруг из доброго в злого : если гремел посудой- будь осторожней с огнем, если ночью дергал за волосы- опасайся семейного раздора.
В Кудесы его задабривали гостинцами, подарочками
По поверью, ровно в полночь домовой выходит из под печи и ужинает- с той поры он целый год будет услужлив .
Домовой – любитель кудесничать
Домовушка – это предмет для украшения быта и дома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приключения школьного домового.
Праздник для будующих первоклассников(день открытых дверей)...
«Освоение символики самарской домовой резьбы на занятиях декоративного творчества»
г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель изобразительного искусства с методикой преподаванияКириллова В.М.О деревянном зодчестве написано немало книг, и в них домовой резьбе отведено не последнее мес...
Конспект урока по технологии на тему:"Домовой" (УМК "Перспектива") 2 классс
Конспект урока по технологии на тему:"Домовой" (УМК "Перспектива")...
Учебно - методический комплект 2 класс УМК "Перспектива" Тема: "Домовой"
Конспект урока + презентация...
Загадка про домового
Загадка может использоваться как регеональное содержание...
"Композиция из кружочков. Домовой" (УМК "Перспектива")
Тема урока: «Композиция из кружочков. Домовой»Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: изготовить Домового из ниток, совершенствовать навыки работы с нитками.Задачи:Обучающие: познакомить уч...