«Освоение символики самарской домовой резьбы на занятиях декоративного творчества»
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Кириллова Василиса Михайловна

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель

изобразительного искусства с методикой преподавания

Кириллова В.М.

О деревянном зодчестве написано немало книг, и в них домовой резьбе отведено не последнее место, т.к. домовая резьба нередко отражает традиции и символы древнего социально – бытового уклада.

 Интересно приоткрыть тайны заклинательной символики, скрытой в декоративном украшении русской избы, ее кровли: левая кисть причелины – восходящее утреннее солнце;  полотенце конька – полуденное солнце в зените; правый край кровли – вечернее заходящее солнце.

Система защиты от духов зла предусматривала не только солнце и его движение по небу, но и само небо как предполагаемое вместилище дождевой воды. Изображение небесных хлябей широко распространено на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент. Обычно волны избяного «небосвода»  идут в два – три ряда, подчеркивая глубинность хлябей. Очень часто с волнистыми линиями изображаются небольшие кружочки, символизирующие дождевые капли, несущие на землю божественную, оплодотворяющую силу. В сложном переплетении узоров – не просто множество солярных знаков, а продуманная система, система света, изгоняющего порождения тьмы. Древний славянин обратился к солнцу, изобразив его на своем жилище в непрерывном движении по небу. Повсеместности зла противопоставляется повсеместность солнечного света и добра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_4.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Освоение символики самарской домовой резьбы на занятиях декоративного творчества»

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель

изобразительного искусства с методикой преподавания

Кириллова В.М.

О деревянном зодчестве написано немало книг, и в них домовой резьбе отведено не последнее место, т.к. домовая резьба нередко отражает традиции и символы древнего социально – бытового уклада.

 Интересно приоткрыть тайны заклинательной символики, скрытой в декоративном украшении русской избы, ее кровли: левая кисть причелины – восходящее утреннее солнце;  полотенце конька – полуденное солнце в зените; правый край кровли – вечернее заходящее солнце.

Система защиты от духов зла предусматривала не только солнце и его движение по небу, но и само небо как предполагаемое вместилище дождевой воды. Изображение небесных хлябей широко распространено на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент. Обычно волны избяного «небосвода»  идут в два – три ряда, подчеркивая глубинность хлябей. Очень часто с волнистыми линиями изображаются небольшие кружочки, символизирующие дождевые капли, несущие на землю божественную, оплодотворяющую силу. В сложном переплетении узоров – не просто множество солярных знаков, а продуманная система, система света, изгоняющего порождения тьмы. Древний славянин обратился к солнцу, изобразив его на своем жилище в непрерывном движении по небу. Повсеместности зла противопоставляется повсеместность солнечного света и добра.

Особого внимания удостоена резьба тех районов, где в силу исторических условий был достигнут определённый уровень технической и художественной культуры деревянного зодчества. Сюда, прежде всего, относятся лесные районы севера, а в Поволжье  – Ярославская, Костромская и Нижегородская области.

Испокон веков район Самарской Луки был местом непрерывных передвижений разных народов, которые здесь не только теснили друг друга, но и мирно соседствовали и, естественно, так или иначе, обменивались материально – культурными ценностями.

Такой исторический процесс оставлял какие-то следы в материальной и духовной жизни людей, и прежде всего у народов, поселявшихся здесь на постоянное жительство.

Конкретные стороны такого прошлого нашли своё отражение и в деревянном зодчестве,  его резьбе.

В старину наш город был застроен в основном деревянными домами. Фасады своих домов жители любовно украшали великолепной и весьма разнообразной резьбой, что одновременно и выделяло каждый отдельный дом, и придавало городу единый своеобразный облик.

На деревянных домах Самары сохранилось много такого декоративного убранства, в котором тематическая трактовка  и смысловое значение домовой резьбы вызывают не только эстетический, но и исторический интерес. Орнаментальные образы и сюжеты домовой резьбы уводят размышления зрителя в серую даль истории, где в складках столетий скрыты истоки народного творчества, бытия и культуры населения не только Среднего Поволжья, но и более широкого региона.

Слова восхищения тогдашней Самарой можно найти в путевых заметках петербургских художников братьев Г. И Н. Чернецовых, посетивших наш город в 1838 году. «Город многолюден, строение большей частью деревянное, но весьма красивое». И сейчас еще в старом городе можно встретить деревянные дома, приводящие в изумление всякого, кому довелось их увидеть.

Деревянное зодчество, и особенно домовая резьба губернского города Самары –явление уникальное. Необычность и многообразие самарской домовой резьбы были обусловлены и плотной застройкой города, и частой перестройкой домов после пожаров, и взаимовлиянием различных культур. Это привело к тому, что в рисунках фасадной резьбы самарских домов можно встретить и типично русские узоры северных и центральных районов России и, например, роговидные элементы кочевых восточных народов. На самарских улицах деревянные дома, построенные в русском стиле или в стиле провинциального классицизма, нередко соседствуют с домами, включающими элементы популярного в прошлом веке стиля модерн.

Вместе с тем своеобразный колорит, тематическое содержание резьбы определяет не только степень экономической возможности застройщика – домовладельца, но и единство эстетических понятий хозяина дома и исполнителя, мастера – плотника.

В самарской резьбе широко представлены русские городчатые (Городки – декоративные узоры в виде прямоугольных, треугольных и полукруглых зубцов) зубцы. В равной мере в различных формах и сочетаниях выступают традиционные роговидные узоры художественного творчества кочевников – скотоводов.

Такую резьбу можно видеть: на причелинах (доски на фронтоне избы, прикрывающие торцы слег тесовой кровли, предохраняя их от загнивания), фронтонов (верхняя часть фасада в виде треугольника, замкнутого по трём сторонам наклонными и горизонтальными карнизами) двускатных крыш, на подзорах (украшение под свесами кровли в виде резных досок или полос из прорезного железа), свесов карнизов и других архитектурных формах деревянных зданий. Иногда домовая резьба раскрывает перед нами картины стилизованного сплетения узоров с образами животного мира.

Художественно – образная символика в домовой резьбе наглядно представлена на фасаде деревянного дома на улице Ленинградской, 232. Дом одноэтажный, крыша на два ската с фронтоном на улицу, построен самим художником плотником Лизуновым. Фасад  дома украшен русскими узорами пропильной резьбы; примечательной формой резного убранства дома является то, что на его уличном фасаде под причелинами щипцовой крыши (щипец – верхняя часть торцовой стены здания, ограниченная двумя скатами кровли и в отличии от фронтона не замкнутая снизу горизонтальным карнизом) на фоне пространственно глубокой тени фронтона, рисуются два кровельных узора – фигур нахохлившихся друг против друга птиц, похожих на фазанов. Ниже под ними, уцепившись за строительную балку, в угрожающей позе повисла резная пара великанов- змей  – она отражает древний обычай «оберега» - символа охраны домашнего очага от невзгод и бед. Это не только изобразительная форма, но и образ, предупреждающий, что в дом можно входить лишь с добрыми намерениями.

Не в меньшей степени образна зооморфная (животно-образная форма в архитектуре) резьба на венчающей части деревянной архитектурной формы оконного или дверного наличника оконных наличников дома № 211 по Галактионовской улице. Здесь под треугольным карнизом, на гладких плоскостях тимпанов (внутреннее поле стены фронтона), разместились чем –то встревоженные пары драконов, которые не только символизируют собой забытый знак «оберега», но и восстанавливают в памяти события далекого прошлого Поволжья, когда дракон был грозной фигурой, эмблемой боевых знамений  в отрядах Золотой Орды. Разные фигуры драконов наполнены внутренним напряжением и обладают художественно – выразительными силуэтами.

К домам, в резьбе которые зооморфной теме отдала ведущая роль, относится также, дом на улице Ярмарочной, 46. Здесь двухэтажное деревянное здание венчает карниз с большим выносом. Свес карниза по фону фриза поддерживает ритмичный ряд кронштейнов (поддерживающая часть карниза) в виде великанов – змей, пластическая форма которых явно показана в их упруго – могучем изгибе.

Выразительна голова змеи с раскрытой пастью, лежащая на упруго – напряженном изгибе передней части своего туловища, так как затаилась и выжидающе смотрит вниз.

Примеры зооморфных сюжетов и образов домовой резьбы в наше время – это не что иное, как художественные формы народного творчества. Однако в этих формах скрыта глубокая, психологическая и социально – историческая связь с языческими мировоззрениями народов далекого времени. Видимо, не случайно в «Стоглаве» времени Ивана Грозного (1551) осуждающе было записано: « над воротами домов у христиан поставлялись воображаемые звери и змеи…».

 На фасадах домов можно увидеть выразительный ряд лошадиных голов и реально представить цокот конских копыт.

Под свесом крыши дома, на фоне ажурных узоров подкарнизного фриза, словно сквозь заросли степных трав, рвется вперед могучий косяк лошадей.

В структуре карнизов деревянных домов нередко можно увидеть кронштейны в форме силуэтов птиц, которые как бы стаями расселись под свесами крыш.

Интересен венчающий крышу карниз с кронштейнами – птицами на доме по улице Садовой, 32.

Венчающие карнизы с кронштейнами – птицами представляют дома по улицам: Ленинской, 51 и 256; Арцыбушевской, 120 и 124; Галактионовской, 177; Льва Толстого, 128 и другие.

Сохранившиеся примеры убранства деревянных домов Самары представляют собой своеобразную творческую практику русских умельцев плотницкого дела.

. Использование приемов симметричного вырезывания для изображения элементов домовой резьбы. Самые разнообразные и зачастую достаточно сложные орнаменты, символические знаки и изображения, населяющие архитектурно – художественное убранство деревянного дома, легко можно изобразить, используя приемы симметрического вырезания.

Для вырезания симметрических деталей, например, оконных рам, наверший оконных наличников, используем прием складывания бумаги пополам.

Причелины украшены параллельными рядами волнообразных линий узоров из городков, обозначающий собой «хляби небесные» - вместилище дождевой воды. Обычно зигзагообразные волны « хлябей» идут по причелинам в два или даже три ряда, как бы подчеркивая пространственную глубинность небесного свода. Небольшие круглые отверстия, включенные в композицию причелины, олицетворяли собой, по - видимому, дождевые капли – небесные «запасы» воды. Изобразить «хляби небесные» мы можем, применив прием складывания бумаги гармошкой.

Солярные знаки – стилизованные и упрощенные изображения солнца – присутствуют и в декоративном убранстве оконных наличников, и в художественном оформлении других важных элементов и деталей жилища. Солярные знаки в виде круга с крестом внутри, а так же круги с шестью или восемью «спицами» - лучами можно вырезать, сложив бумагу в 4-6-8 раз, как при изготовлении «снежинки». Этим же способом можно изобразить и древние языческие символы засеянного поля – схематические квадраты и ромбы с расположенными внутри точками – зернами.

Возможно совместное использование нескольких приемов симметричного вырезывания. Окна и двери можно сделать открывающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным творчеством с опорой на экологическое воспитание. Программа внеурочных занятий «Интересный труд».

Дано теоретическое обоснование предлагаемого материала. Рассмотрены различные виды практической деятельности. Материал дается с уклоном на экологическое воспитание. Предложена программа занятий "...

Тема раздела: Декоративно-прикладное рисование. Тема ЗАНЯТИЯ: Декоративная композиция. Батик.

Конспект открытого занятия. Тема: Декоративная композиция в технике батик....