Открытое занятие "Давайте жить дружно" в рамках внеурочной деятельности "Этическая грамматика".
методическая разработка (3 класс) по теме

Использование системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности. Сценарий занятия - праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davayte_zhit_druzhno.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

 Куликова О.В.

Тема: «Давайте жить дружно!»
Цели:

1.Раскрыть сущность понятия «дружба».

2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую        роль играют друзья в нашей жизни.

 3.Содействовать формированию дружного коллектива.

Ход мероприятия.

Учитель: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном, А тему нашей беседы, я думаю, нам подскажет стихотворение.      

Слово это серьёзное

Главное важное

То, что значит оно

Очень нужно для каждого.

В нём отношения, основанные на доверии,

На тепле и радости,

На заботе и привязанности,

На верности и преданности.

В нём стремленье

Другому быть нужным.

Что же это? Конечно, дружба!

-  Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе.)

 Наше  мероприятие называется « Давайте жить дружно?» Оно имеет форму творческого исследования. Во время подготовки к нему у нас возникли вопросы. Какие?        

- Что такое дружба?

- Кто такой друг?

- Почему люди дружат друг с другом?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Что еще включает в себя понятие « дружба»?

- Где встречается слово «дружба» или понятие «дружба» в жизни?

Попробуем найти ответы .

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,


Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?


Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.


Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…


Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?


Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год.


Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.


Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.

Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?

Дружба - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии.

Учитель: На чем еще основана дружба? ( на  искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.)

Учитель: А что является признаком дружбы?( Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение.)

Учитель: Как вы думаете, кого мы называем друзьями? ( Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями)

Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?

Учитель: А с чем вы не согласны? / С тем, что друг должен льстить, давать списывать, а не помочь разобраться в трудном задании.

Учитель: Итак, вы сказали ,что дружба это бескорыстные  личные  взаимодействия  между людьми, основанные на доверии.

Верно ли это предположение?

Давайте узнаем,  какое определение данному понятию давали наши великие языковеды: Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.

«Живой словарь»

По толковому словарю С.Ожегова: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

Дружба — …это бескорыстная приязнь. Толковый словарь В.Даля

Бескорыстие — …нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград и возмездий…Толковый словарь В.Даля

И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.  

Учитель: Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.

Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.

А есть ли у вас друзья в классе? Сейчас мы узнаем, кто с кем дружит с помощью «Цветка дружбы» Вы должны подарить этот цветок своему другу и сказать, почему вы с ним дружите.

Примерные ответы детей:

Дружу с (имя, фамилия). С ним интересно, он много читает.

Дружу с (имя, фамилия). Нас связывают общие интересы, увлечения.

Дружу с (имя, фамилия). Мы дружим с детского сада, дружат наши родители.

Дружу с (имя, фамилия). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую. 

Случается, бываем одиноки,
не хватает нам душевной теплоты,

Бываем мы задумчивы и строги
И никому как будто не нужны…

И светит солнышко неярко.
И нет желанья рисовать.    

Читать, играть не интересно…
Ну, как скажите не скучать?

Мир сразу красками наполнится
Изменится вдруг все вокруг!

Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий, верный друг!

(В исполнении ребят звучит песня «Когда мои друзья со мной»)

-Как вы понимаете  слова: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!»  (Трудно жить человеку, если у него нет друзей: не с кем поделиться радостью, провести время, не с кем посоветоваться). А  как вы понимаете  слово  «друг»?

Предлагаю вам закончить предложение: "Друг - это тот..."

Примерные ответы детей:

Друг - это тот, кто без слов понимает, что с тобой происходит.

С кем можно поплакать и помолчать.

Кто может выслушать тебя в трудную минуту.

Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.

Кто понимает тебя тогда, когда никто не понимает.

Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.

Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.

Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.

 Анкета «Дружба»

Я очень внимательно просмотрела ваши ответы и сделала следующие выводы:

1)В нашем классе есть много ребят, которых любят и уважают, с которыми хотели бы дружить.

2)Есть ребята, которым ещё нужно подумать над своим поведением и постараться измениться в лучшую сторону.

3) 20 человек из нашего класса считают,  что наш класс - дружный.  

4) Ни один ученик не хотел бы учиться в другом классе.

-Значит, нам хорошо вместе!

Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,'
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.         

Раздаются порой голоса,

Что чудес никаких не имеется,

Есть на нашей Земле чудеса,

Но их надо найти, разумеется.

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий - для всех настоящее.      

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

Песня: «Ты да я, да мы с тобой»

Учитель: Мы выяснили, что у вас есть друзья. А какими качествами обладают ваши друзья?  Мы узнаем с помощью игры « Ромашка». Для этого вы разделитесь на группы. Каждой группе раздается по несколько лепестков. На каждом из них ребята должны написать по одному главному, на их взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Затем результаты зачитываются и прикрепляются к серединке ромашки.

(Добрые, веселые, умные и т. д.)

Учитель: Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».

Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?

Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.


-Ребята , а вы помните сказку про «Гадкого утенка» ? Почему его не любили?    

-Его не любили за то , что он не был похож на остальных , он был другой.  

-Такое бывает и в жизни , когда человек становится изгоем , потому что его не понимают или просто он не такой как все.

-А как нужно относиться друг к другу?

-Терпимее  друг к другу надо быть , добрее!

- Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

- Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

-Ведь каждый из нас индивидуальность
И в этом конечно и есть уникальность!

-Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

-Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы

Мы дети все, мы просто дети
Нам сориться не нужно!

Стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей»

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг - и повинился -
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать определённые правила, законы.

Эти законы нам уже давно знакомы. Давайте их сейчас вспомним.

Законы дружбы

  1. Помогай другу в беде.
  2. Умей с другом разделить радость.
  3. Не смейся над недостатками друга.
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  5. Умей принять помощь, совет.
  6. Не обманывай друга.
  7. Не предавай друга.
  8. Относись к другу как к себе.

Учитель: Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

Физкультминутка. А сейчас мы посмотрим, как вы умеете танцевать.

Мы вспомнили законы дружбы,  первая часть исследования подходит к концу.

На какие вопросы нашего творческого исследования мы уже нашли ответы.

- Мы выяснили, что такое дружба и кто такой друг.

- Почему люди дружат друг с другом.

- Какими качествами должен обладать настоящий друг.

- И то, что в нашем классе у каждого есть друзья.

- Понятие дружба очень объемное и многогранное.Включает в себя не только межличностные отношения между людьми, но и многое другое.

Учитель: А кто ещё для вас может быть другом, кроме ваших сверстников, кого вы можете назвать другом?

Друг- это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
Друг-это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
Друг - старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо;

Друг – котенок или собака, которая преданно смотрит в твои глаза;

Друг - любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней…

Учитель: Какое надежное и емкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья - это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит ...

«Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Со Светкой соседкой не буду водиться

 Она, то смеется, то плачет, то злится.

Но мама сказала, что так не годиться,

Что с девочкой нужно уметь подружиться.

Что с папой они еще с детства дружили,

И вместе играли, и рыбу удили.

 С такою девчонкой, как мама моя.

 Конечно, бы мог подружиться и я!

Учитель: Дружить можно не только друг с другом, но и с животными. У кого из вас есть друзья – животные? У кого дома есть четвероногий друг? Расскажите, пожалуйста ,о них. Почему вы считаете их друзьями?

Почему мы считаем своими друзьями книги?

- Могут дать совет.

- Читая хорошие книги, узнаешь много нового и поучительного.

- На примере положительных героев учишься поступать правильно.

Учитель:  Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно.

 Названия населённых пунктов, названия трудных участков горных переходов (перевал Дружба на леднике  Джамансу). Где еще встречается слово  «дружба»? В Москве на ВВЦ есть фонтан дружбы, спортивный клуб называется «Дружба».

 Интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми.

Слово «дружба» часто встречается в пословицах.

Ребята, мы с вами при подготовке нашего праздника нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. Я буду говорить начало пословицы, а  вы концовку.(Дети вспоминают пословицы.)

Дети составляют пословицы.

Нет  друга – ищи………….(а нашёл береги)

Не имей сто рублей, ……..(а имей сто рублей)

Один за всех и ……………(все за одного)

Человек без друзей, ……...(что дерево без корней)

Дружба – как стекло:……..(разобьёшь - не сложишь)

Старый друг лучше……….(новых двух)

Друг познаётся……………(в беде)

Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)

Недруг поддакивает, а ……(друг спорит).

- О чём эти пословицы?

- А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

 Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

 Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе … Давайте вспомним и споём.

 С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

Я иду и пою обо всём хорошем.
И улыбку свою я дарю прохожим.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги!

Если  добрый ты, то всегда легко,

 А когда наоборот – трудно.

Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

Если с другом вышел в путь - веселей дорога.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот, что значит настоящий друг.

Учитель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Вы слышали такое словосочетание «дружба народов»? Что способствует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.

4) Проводить совместные международные праздники.

 5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.

Ярким примером, олицетворяющим дружбу народов, является наша Родина - Россия с ее многонациональным населением. Огромное количество народов мирно сосуществует на территории нашего государства. Россия страна очень гостеприимная и открыта для дружбы и со всеми народами мира. Ярким подтверждением этому является событие, которое ожидается зимой 2014 года.

         Кто знает, что это за событие?

Каждые Олимпийские игры должны иметь свой узнаваемый визуальный облик. Сочи-2014 - это не только Игры города Сочи, это Игры всей страны, каждого россиянина. Образ должен быть близок каждому человеку нашей страны.

Какой же образ был выбран для наших Олимпийских игр? (разноцветная ткань)

Что же напоминает эта ткань? (Лоскутное одеяло).

Что такое лоскутное одеяло? (Одеяло, сшитое из лоскутов).

Что такое лоскуты? (Лоскут - это кусочек ткани. Когда их сшивают, получается одно большое теплое и уютное одеяло).

При разработке образа Олимпиады Сочи-2014,  дизайнеры рассматривали традиционные народные промыслы России, такие как хохлома, гжель, жостовская роспись, вологодское кружево и другие. По мнению разработчиков, именно этот образ, наполненный узорами, близкими каждому россиянину, воплощающий в себя многообразие культур и национальностей нашей страны, сможет показать гостям всего мира русские традиции и русское гостеприимство.

Олимпийское лоскутное одеяло — это красота русской природы каждого времени года, самобытность и яркость характеров разных национальностей, ремесла, песни, танцы, люди, эмоции.

          Что же мы видим на этих лоскутах?

На них отражены народные промыслы, яркость характеров разных национальностей.

Рефлексия.

Вот и подходит концу наше творческое исследование.

Попробуем оценить степень достижения поставленных целей и задач.

Ответили ли мы на поставленные вопросы?

Что же мы узнали?

  • Мы узнали, что другом может быть четвероногий питомец, хорошая книга, школьный учитель и, конечно, мама.
  • Что слово и понятие « Дружба» очень часто встречаются в нашей жизни.
  • Что существует дружба между народами.

И, в заключение, что же мы хотим пожелать сами себе и друг другу?

  • Быть добрыми.
  • Беречь друзей.
  • Совершать хорошие поступки.
  • Никогда не ссориться и выбрать правильный путь в жизни.

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.


Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.

Песня «Дорогою добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте жить дружно!

Внеклассное занятие для учащихся 3 класса "Давайте жить дружно!"...

Занятие в рамках внеурочной деятельности "Юные пчеловоды" по теме "Пчёлок дружная семья"

Разработка занятия в рамках внеурочной деятельности "Юные пчеловоды" для учащихся 1 класса....

Открытый классный час на тему "Давайте жить дружно".

Цель: формирование представлений учащихся об общечеловеческих качествах: доброте, милосердии и их значимости  в системе человечкских отношений.Задачи:1. Создание условий для эмоционального воспри...

Как вместе жить и жить дружно

Классный час способствует формированию толерантного отношения мальчиков к девочкам, развитию у учащихся коммуникативных навыков....

Внеклассное занятие в рамках преемственности МБОУ «ДОУ № 3» и МБОУ «УООШ №2» «Ребята, давайте жить дружно!»

Внеклассное занятие в рамках преемственности«Ребята, давайте жить дружно!»...

Внеурочное мероприятие "Давайте жить дружно!"

Конспект открытого мероприятия по внеурочной деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов "Давайте жить дружно"

Программа курса по адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению, снижению эмоциональной напряженности обучающихся, созданию у обучающихся ситуации успеха...