Муса Джалиль- поэт-герой.
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Сценарий праздника, посвященный дню рождения М.Джалиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля
Цель: изучение биографии М.Джалиля; воспитание в детях патриотизма, чувства гордости за свой народ, любви к Родине.
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о поэте- герое, которому 15.02 2012 года будет 106 лет. Послушайте стихотворение и вспомните, как его зовут.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе.
Смерть моя песней борьбы прозвучит
Правильно, это стихотворение татарского поэта-героя Мусы Джалиля. Сегодня мы послушаем рассказы о жизни поэта, послушаем его стихотворения . И первым выступит Тигран.
Тигран:
Родился Муса Джалиль 15 февраля 1906 года, в Оренбургской области, в семье мелкого торговца. Семья была многодетная, он был шестым ребенком. В школу Муса пошел в шесть лет. Был очень способным, трудолюбивым, старательным, мальчиком. За первый год учебы освоил всю программу начальной школы. С детства начал писать стихи, которые печатались в детских журналах. под именем «Маленький Муса». Хорошо играл на мандолине.
Под горою, на опушке
Не смолкая, ни на миг
Раздается смех девичий
И знакомый нам мотив.
Учитель:
Так же в школе Муса полюбил уроки рисования. Так как денег на покупку альбома и красок не было, мальчик рисовал чем угодно и на чем попало – углем на стене соседнего дома, мелом на каменных плитах тротуара, палочкой на песке. В конце учебного года мусе подарили за успехи в учебе альбом для рисования и набор красок. Муса рисовал пейзажи, портреты односельчан.
Послушайте, какой интересный случай произошел с Мусой Джалилем.
« Давным – давно, когда еще не было нас с вами, ваших мам и пап, сидели на берегу реки, недалеко от деревни Мустафино, два мальчика. Они так сильно любили ловить рыбу, что целыми днями пропадали на реке.
Летний день. Жара. Поют птицы. И мальчики с удочками сидят на берегу реки. Одного из них зовут Зариф, а другого Муса. Полдня просидели Муса с Зарифом, и хоть бы один пескарик попался! Первым не выдержал Зариф:
- Ты как хочешь, а я пойду искать другое место. Здесь рыбой и не пахнет.
Муса тоже поднялся со своего места. Ног тут поплавок чуть дрогнул. Муса резко дернул удилище. Леска со свистом вылетела из воды и обвилась вокруг головы. Острое жало крючка, на котором уже не было червяка, впилось Мусе прямо в нос.
- Ой! – вскрикнул Муса.
Увидев приятеля с крючком в носу, Зариф расхохотался . Но заметив на глазах Мусы невольные слезы, поспешил на помощь. Зариф начал выворачивать крючок, который чуть не на половину скрылся под кожей , нос Мусы покраснел, из раны сочилась кровь. Но все было бесполезно. Крючок так и оставался в носу. Тогда Зариф побежал в деревню. И вскоре на речку прибежала бабушка Мусы . Она так сильно волновалась и переживала за своего внука Мусу, что скорее взяла его за руку, забыв даже перекусить леску, и повела его к сельскому лекарю.
Так они и шли по деревне. Впереди бабушка в цветастом платье с оборками и белом переднике, за нею Муса. Позади , подняв удилище над головой, шел Зариф.
Старик щипчиками перекусил крючок и освободил Мусу.
- А ты терпеливый! Молодец! – похвалил Мусу старик Нигметзян.»
Учитель: Как вы думаете, каким рос Муса Джалиль? (дети подбирают слова определения)
Тигран:
Муса очень дорожил своими друзьями, и сам был хорошим, верным другом. Дружбе и друзьям посвящает Джалиль свои стихи, такие как «Мой пес» и другие.
Учитель: Давайте послушаем стихотворение «Мой пес» (стихотворение читают Мерьям и Роя)
Мой пес
Я знаю, что мой пес
Пока еще мал.
Ну, что же,
Зато он –
И смел, и удал.
Любую команду,
Какую не дай,
Послушно и точно
Выполнит Акбай.
Не зря же - упрямо,
И в зной, и в мороз
Военному делу
Учился мой пес.
Он может и ползать,
И смирно лежать,
И ров перепрыгнуть,
И голос подать.
Ты ранен – тебе он
Доставит воды, Он может солдата
Спасти от беды.
А нужно – он важный
Пакет принесет:
Недаром с портфелем
Ходил он весь год…
Пусть будет скорее
Акбай мой большим –
Служить на границу
Уедем мы с ним;
Хотя и сегодня
Акбай мой готов
Родную страну
Защищать от врагов
Учитель: Хорошо!
Конечно же Муса как и все дети бегал босиком по росистой траве, пас гусей, купался в речке. И любил организовывать татарские игры. В одну из них под названием Тимербай мы сейчас с вами поиграем:
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Учитель: Хорошо,повеселились.! А теперь давайте проследим дальнейший путь жизни М. Джалиля.
В годы гражданской войны Оренбург стал местом жестоких схваток, власть ппереходила от одних сил к другим: и каждый устанавливал свои порядки. В оренбургском караван-сарае (гостинице для приезжих) двенадцатилетний Муса видел убитых красноармейцев, женщин и детей
Когда весной 1919 года в окруженном белогвардейцами Оренбурге возникла комсомольская организация, тринадцатилетний Муса записывается в ряды Союза молодежи, рвется на фронт. Но в отряд его не берут: маленький, щуплый, он выглядит совсем мальчишкой. Вернувшись после смерти отца в родную деревню, Джалиль создает детскую коммунистическую организацию «Красный цветок». В 1920 году по инициативе Мусы в Мустафине возникает комсомольская ячейка. Кипучий, деятельный по натуре, Муса становится признанным вожаком сельской молодежи.
Муса не просто агитировал за новую жизнь, но и с оружием в руках отстаивал молодую Советскую власть: в отрядах частей особого назначения воевал с белыми бандами
Учитель: И об одном из таких эпизодов в жизни М. Джалиля расскажет Гордей.
Гордей: Однажды в Мустафино пришло сообщение, что на село идет большой отряд белых. По тревоге поднялись все коммунисты и комсомольцы. Вооружившись кто чем мог, двинулись навстречу белым. Стал проситься со старшими и Муса, но его и слушать не хотели.
Тогда Муса вместе с двумя самыми надежными товарищами убежал из дома, разыскал своих и упросил командира оставить его в отряде. А вскоре завязался ожесточенный бой. Муса подтаскивал потроны,помогал раненым, передавал донесения командира. Больше двух недель отряд с боями шел по следам банды. Только когда бандиты были окончательно разгромлены, вместе со всеми мальчик вернулся в деревню.
Учитель: Далее рассказ продолжит Даниил.
Даниил: Отгремела гражданская война. Муса снова принялся за учебу. Сначала учился в Казани, а потом поступил на литературное отделение МГУ.
Муса очень любил детей. Он часто бывал в школах и детских домах. Разучивал с ребятами пляски и песни, читал стихи, рассказывал сказки, ставил вместе с ними кукольные представления. А через несколько лет в 1927 году, Джалиль стал редактором детского журнала “ Маленькие товарищи”, которй издавался на татарском языке в Москве. Потом он был редактором другого журнала “Октябренок”. Вот тогда-то он особенно много писал для детей.
Учитель: Послушаем одно из стихотворений ,написанных поэтом для детей. Читает Индира.
Индира:
Учитель: А какие еще стихотворения М.Джалиля вы знаете? Давайте покажем иллюстарции к некоторым из них. Выходят дети и рассказывают по строчке из стихотворения, которое иллюстрировали.
Учитель: Молодцы! Итак, но мы готовы слушать дальше историю жизни этого великого поэта и человека. Рассказ продолжит Зоя.
Зоя:Много было у Джалиля творческих замыслов, о многом хотелось ему написать.
Но тихим июньским уторм 1941 года на нашу страну напали фашисты. На другой же день М. Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой послать его на фронт. Но его направили сначала в город Мензелинск, где Муса подружился с маленькой девочкой Иншар Алькарамовой. Она чем-то напоминала поэту его дочь Чулпан. Муса рассказывал ей сказки, играл на мандолине, читал свои стихи. А когда уезжал на фронт, оставил ей в подарок небольшое стихотворение, которое так и называется – “ Девочке из Мензелинска”
Учитель: Это стихотворение прочтет Матанат.
Матанат:
Учитель: М.Джалиль очень любил свою дочь Чулпан и посвящал ей стихи. Одно из них прочтет Диана.
Диана:
Учитель: Летом 1942 года фашистам удалось окружить вторую ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль, и отрезать ее от основных сил советских войск.Больше двух месяцев бойцы вели в окружении ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Кончились продукты, не хватало снарядов и патронов. Но никто не думал сдаваться фашистам.
В конце июня попытка наших бойцов вырваться из вражеского кольца закончилась неудачей для Мусы Джалиля. Он был тяжело ранен осколком вражеской мины, потерял сознание и остался среди болот. Так он попал в плен к врагам.
Далее рассказ продолжит Анна.
Аня:Фашисты жестоко обращались с военнопленными, били их, морили голодом, за малейшую провинность – расстреливали на месте. Но Джалиль не покорился. Он писал стихи, которые звали к борьбе с ненавистным врагом, вселяя в людей мужество, веру в победу.
Ильяс:
Аня: Вскоре в тылу врага возникла подпольная организация, во главе которой стоял М.Джалиль. Подпольщики устраивали побеги из лагерей, печатали и распространяли среди военнопленных антифашистские листовки. “ Советский человек и в плену должен не сдаваться фашистам”, - так говорил своим товарищам М. Джалиль.
Когда подпольная организация была раскрыта, фашисты пытали Джалиля и требовали, чтобы он выдал товарищей. Ничего не добившись, заперли его в каменном мешке – сырой и холодной камере Моабитской тюрьмы в Берлине.
Учитель: Там (1942-1944) были созданы всемирно известный цикл стихов - "Моабитские тетради". Эти стихи были удостоены в 1957 году Ленинской премии.
Стихотворение написанное в этой заперти поэтом прочтет Линар
Линар:
Учитель:
Он записывал их в маленький самодельный блокнотик, котроый прятал от надзирателей. Этот блокнот вынес на волю сосед Джалиля по камере, бельгийский патриот Андре Тиммерманс.
Отрывок из стихотворения, посвященное Джалилем другу-бельгийцу “ Мой подарок прочтет Эля.
Эля:
Учитель:
Самому поэту не суждено было дождаться свободы. Он был казнен 25 августа 1944 года.
За свой подвиг Муса Джалиль посмертно удостоен звания Героя Советского Союза..
В одном из писем своей жене Амине Муса писал : Жить так, чтобы после смерти не умирать”
Джалиль был прав. Не умер он. Живет он второй жизнью в сердцах людей, в открытых ему памятниках . Живет он в названных его именем улицах, городах. Живет в прекрасном теплоходе, носящем его имя. Его именем назван Татарский Академический театр оперы и балета в г..Казани Так же в Казани есть памятник М. Джалилю, где он изображен в колючей проволке. Как вы думаете почему?
(Открытый 3 ноября 1966 года (в год празднования 60-летия со дня рождения Мусы Мустафаевича Залилова) Идейно-образный замысел динамичной композиции заключён в том, что Муса Джалиль дан в неукротимом порыве. Погибший в застенках берлинской тюрьмы Плётцензее патриот как бы разрывает сковывающие его путы колючей проволоки. Обнажённая по пояс фигура выражает мощь и энергию, гордо поднятая голова, непреклонный решительный взгляд говорят о мужестве, стойкости, нравственной силе и героизме)
В Москве есть улица Мусы Джалиля. В 2006 году нашей школе было присвоено имя поэта-патриота. А в октябре 2008 года ао дворе школы установлен памятник М. Джалилю. По поводу этого мероприятия к нам в школу приезжала его дочка Чулпан с внучкой и правнучкой М. Джалиля..
Учитель: А теперь, узнав о жизни великого татарского поэта – героя М. Джалиля, предлагаю вам ответить на ряд вопросов:
Где и когда родился Муса Джалиль?
Сколько было ему лет, когда его стихотворения начали печатать?
В каком городе он учился в медресе?
На каком музыкальном инструменте он умел играть?
Как звали дочь Мусы Джалиля?
Как звали жену Мусы Джалиля?
Как называется сборник стихов, написанных в фашистской тюрьме?
В каком году перестало биться сердце поэта?
Какие места, связанные с именем Мусы Джалиля, вы знаете?
Учитель:
И в заключении нашего классного часа предлагаю посмотреть инсценировку кукольного театра на стихотворение М. Джалиля “ Вороватый кот”
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...
Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/02/picture-64240.jpg)
Методическая разработка по внеклассному чтению "Муса Джалиль- в наших сердцах..." (на татарском языке)
Методическая разработка по внеклассному чтению в 4 классе, где учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством великого татарского поэта -героя М.Джалиля....
урок татарского языка в 3 классе на тему: по следам песен Мусы Джалиля
На этом уроке рассказывается биография татарского писателя Мусы Джалиля. Приложение презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-687890-1444817356.jpg)
Муса Джалиль "Красная ромашка"
Урок посвящен творчеству великого татарского поэта Мусы Джалиля. Ученики разбирают стихотворение "Красная ромашка"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-734985-1452662623.jpg)
Классный час на тему "Муса Джалиль - поэт -герой".
Этот классный час развивает умение выразительного чтения, воспитывает интерес и уважение к личности поэта, его творчеству, чувство патриотизма, любви к родному краю, к Родине, пробуждает в...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/31/picture-1531259-1725084698.jpg)
«Поэт-герой Муса Джалиль»
Тема: «Поэт-герой Муса Джалиль»Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством пламенного патриота, поэта-героя Мусы Джалиля.2. Систематизировать и углубить знания уч-ся о жизни Му...