Муса Джалиль- поэт-герой.
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Абдуллина Динара Хамзяевна

Сценарий праздника, посвященный дню рождения М.Джалиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_musa_dzhalil.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля

Цель: изучение биографии М.Джалиля; воспитание в детях патриотизма, чувства гордости за свой народ,  любви к Родине.

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о поэте- герое, которому 15.02 2012 года будет 106 лет. Послушайте стихотворение и вспомните, как его зовут.

 Песня меня научила свободе,

 Песня борцом умереть мне велит.

 Жизнь моя песней звенела в народе.

 Смерть моя песней борьбы прозвучит

Правильно, это стихотворение татарского поэта-героя Мусы Джалиля. Сегодня мы послушаем рассказы о жизни поэта, послушаем его стихотворения . И  первым выступит Тигран.

Тигран:

Родился Муса Джалиль 15 февраля  1906 года, в Оренбургской области, в семье мелкого торговца. Семья была многодетная, он был шестым ребенком. В школу Муса пошел в шесть лет. Был очень способным, трудолюбивым, старательным, мальчиком. За первый год учебы освоил всю программу начальной школы. С детства начал писать стихи, которые печатались в детских журналах. под именем «Маленький Муса». Хорошо играл на мандолине.

Под горою, на опушке

 Не смолкая, ни на миг

 Раздается смех девичий

 И знакомый нам мотив.

 Учитель:

Так же в школе Муса полюбил уроки рисования. Так как денег  на покупку альбома и красок не было, мальчик рисовал чем угодно и на чем попало – углем на стене соседнего дома, мелом на каменных плитах тротуара, палочкой на песке. В конце учебного года мусе подарили за успехи в учебе альбом для рисования и набор красок. Муса рисовал пейзажи, портреты односельчан.

Послушайте, какой интересный случай произошел с Мусой Джалилем.

 « Давным – давно, когда еще не было нас с вами, ваших мам и пап, сидели на берегу реки, недалеко от деревни Мустафино, два мальчика. Они так сильно любили ловить рыбу, что целыми днями пропадали на реке.

 Летний день. Жара. Поют птицы. И мальчики с удочками сидят на берегу реки. Одного из них зовут Зариф, а другого Муса. Полдня просидели Муса с Зарифом, и хоть бы один пескарик попался! Первым не выдержал Зариф:

 - Ты как хочешь, а я пойду искать другое место. Здесь рыбой и не пахнет.

 Муса тоже поднялся со своего места. Ног тут поплавок чуть дрогнул. Муса резко дернул удилище. Леска со свистом вылетела из воды и обвилась вокруг головы. Острое жало крючка, на котором уже не было червяка, впилось Мусе прямо в нос.

 - Ой! – вскрикнул Муса.

 Увидев приятеля с крючком в носу, Зариф расхохотался . Но заметив на глазах Мусы невольные слезы, поспешил на помощь. Зариф начал выворачивать крючок, который чуть не на половину скрылся под кожей , нос Мусы покраснел, из раны сочилась кровь. Но все было бесполезно. Крючок так и оставался в носу. Тогда Зариф побежал в деревню. И вскоре на речку прибежала бабушка Мусы . Она так сильно волновалась и переживала за своего внука Мусу, что скорее взяла его за руку, забыв даже перекусить леску, и повела его к сельскому лекарю.

 Так они и шли по деревне. Впереди бабушка в цветастом платье с оборками и белом переднике, за нею Муса. Позади , подняв удилище над головой, шел Зариф.

 Старик щипчиками перекусил крючок и освободил Мусу.

 - А ты терпеливый! Молодец! – похвалил Мусу старик Нигметзян.»

Учитель:  Как вы думаете, каким рос Муса Джалиль? (дети подбирают слова определения)

Тигран:

Муса очень дорожил своими друзьями, и сам был хорошим, верным другом. Дружбе и друзьям посвящает Джалиль свои стихи, такие  как «Мой пес» и  другие.

Учитель: Давайте послушаем стихотворение «Мой пес» (стихотворение читают Мерьям и Роя)

Мой пес

Я знаю, что мой пес

 Пока еще мал.

 Ну, что же,

 Зато он –

 И смел, и удал.

 Любую команду,

 Какую не дай,

 Послушно и точно

 Выполнит Акбай.

  Не зря же - упрямо,

 И в зной, и в мороз

 Военному делу

 Учился мой пес.

  Он может и ползать,

 И смирно лежать,

 И ров перепрыгнуть,

 И голос подать.

 Ты  ранен – тебе он

 Доставит воды, Он может солдата

 Спасти от беды.

 А нужно – он важный

 Пакет принесет:

 Недаром с портфелем

 Ходил он весь год…

 Пусть будет скорее

 Акбай мой большим –

 Служить на границу

 Уедем мы с ним;

 Хотя и сегодня

 Акбай мой готов

 Родную страну

  Защищать от врагов

Учитель: Хорошо!

Конечно же Муса как и все дети бегал босиком по росистой траве, пас гусей, купался в речке. И любил организовывать татарские игры. В одну из них под названием Тимербай мы сейчас с вами поиграем:

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Учитель: Хорошо,повеселились.! А теперь давайте проследим дальнейший путь жизни М. Джалиля.

В годы гражданской войны Оренбург стал местом жестоких схваток, власть ппереходила от одних сил к другим: и каждый устанавливал свои порядки. В оренбургском караван-сарае (гостинице для приезжих) двенадцатилетний Муса видел убитых красноармейцев, женщин и детей

 Когда весной 1919 года в окруженном белогвардейцами Оренбурге возникла комсомольская организация, тринадцатилетний Муса записывается в ряды Союза молодежи, рвется на фронт. Но в отряд его не берут: маленький, щуплый, он выглядит совсем мальчишкой. Вернувшись после смерти отца в родную деревню, Джалиль создает детскую коммунистическую организацию «Красный цветок». В 1920 году по инициативе Мусы в Мустафине возникает комсомольская ячейка. Кипучий, деятельный по натуре, Муса становится признанным вожаком сельской молодежи.

Муса не просто агитировал за новую жизнь, но и с оружием в руках отстаивал молодую Советскую власть: в отрядах частей особого назначения воевал с белыми бандами

Учитель: И об одном из таких эпизодов в жизни М. Джалиля расскажет Гордей.

Гордей: Однажды в Мустафино пришло сообщение, что на село идет большой отряд белых. По тревоге поднялись все коммунисты и комсомольцы. Вооружившись кто чем мог, двинулись навстречу белым. Стал проситься со старшими и Муса, но его и слушать не хотели.

Тогда Муса вместе с двумя самыми надежными товарищами убежал из дома, разыскал своих и упросил командира оставить его в отряде. А вскоре завязался ожесточенный бой. Муса подтаскивал потроны,помогал раненым, передавал донесения командира. Больше двух недель отряд с боями шел по следам банды. Только когда бандиты были окончательно разгромлены, вместе со всеми мальчик вернулся в деревню.

Учитель: Далее рассказ продолжит Даниил.

Даниил: Отгремела гражданская война. Муса снова принялся за учебу. Сначала учился в Казани, а потом поступил на литературное отделение МГУ.

Муса очень любил детей. Он часто бывал в школах и детских домах. Разучивал с ребятами пляски и песни, читал стихи, рассказывал сказки, ставил вместе с ними кукольные представления. А через несколько лет в 1927 году, Джалиль стал редактором детского журнала “ Маленькие товарищи”, которй издавался на татарском языке в Москве. Потом он был редактором другого журнала “Октябренок”. Вот тогда-то он особенно много писал для детей.

Учитель: Послушаем одно из стихотворений ,написанных поэтом для детей. Читает Индира.

Индира:

Учитель: А какие еще стихотворения М.Джалиля  вы знаете?  Давайте покажем иллюстарции к некоторым из них. Выходят дети и рассказывают по строчке из стихотворения, которое иллюстрировали.

Учитель: Молодцы! Итак, но мы готовы слушать дальше историю жизни этого великого поэта и человека. Рассказ продолжит Зоя.

Зоя:Много было у Джалиля творческих замыслов, о многом хотелось ему написать.

Но тихим июньским уторм 1941 года на нашу страну напали фашисты. На другой же день М. Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой послать его на фронт. Но его направили сначала в город Мензелинск, где Муса подружился с маленькой девочкой Иншар Алькарамовой. Она чем-то напоминала поэту его дочь Чулпан. Муса рассказывал ей сказки, играл на мандолине, читал свои стихи. А когда уезжал на фронт, оставил ей в подарок небольшое стихотворение, которое так и называется – “ Девочке из Мензелинска”

Учитель: Это стихотворение прочтет Матанат.

Матанат:

Учитель: М.Джалиль очень любил свою дочь Чулпан и посвящал ей стихи. Одно из них прочтет Диана.

Диана:

Учитель: Летом 1942 года фашистам удалось окружить вторую ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль, и отрезать ее от основных сил советских войск.Больше двух месяцев бойцы вели в окружении ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Кончились продукты, не хватало снарядов и патронов. Но никто не думал сдаваться фашистам.

В конце июня попытка наших бойцов вырваться из вражеского кольца закончилась неудачей для Мусы Джалиля. Он был тяжело ранен осколком вражеской мины, потерял сознание и остался среди болот. Так он попал в плен к врагам.

Далее рассказ продолжит Анна.

Аня:Фашисты жестоко обращались с военнопленными, били их, морили голодом, за малейшую провинность – расстреливали на месте. Но Джалиль не покорился. Он писал стихи, которые звали к борьбе с ненавистным врагом, вселяя в людей мужество, веру в победу.

Ильяс:

Аня: Вскоре в тылу врага возникла подпольная организация, во главе которой стоял М.Джалиль. Подпольщики устраивали побеги из лагерей, печатали и распространяли среди военнопленных антифашистские листовки. “ Советский человек и в плену должен не сдаваться фашистам”, - так говорил своим товарищам М. Джалиль.

Когда подпольная организация была раскрыта, фашисты пытали Джалиля и требовали, чтобы он выдал товарищей. Ничего не добившись, заперли его в каменном мешке – сырой и холодной камере Моабитской тюрьмы в Берлине.

Учитель: Там (1942-1944) были созданы всемирно известный цикл стихов - "Моабитские тетради". Эти стихи были удостоены в 1957 году Ленинской премии.

 Стихотворение написанное в этой заперти поэтом прочтет Линар

Линар:

Учитель:

Он записывал их в маленький самодельный блокнотик, котроый прятал от надзирателей. Этот блокнот вынес на волю сосед Джалиля по камере, бельгийский патриот Андре Тиммерманс.

Отрывок из стихотворения, посвященное Джалилем другу-бельгийцу “ Мой подарок  прочтет Эля.

Эля:

Учитель:

 Самому поэту не суждено было дождаться свободы. Он был казнен 25 августа 1944 года.

За свой подвиг Муса Джалиль посмертно удостоен звания Героя Советского Союза..

В одном из писем своей жене Амине Муса писал : Жить так, чтобы после смерти не умирать”

Джалиль был прав. Не умер он. Живет он второй жизнью в сердцах людей, в открытых ему памятниках . Живет он в названных его именем улицах, городах. Живет в прекрасном теплоходе, носящем его имя. Его именем назван Татарский Академический театр оперы и балета в г..Казани Так же в Казани есть памятник М. Джалилю, где он изображен в колючей проволке. Как вы думаете почему?

(Открытый 3 ноября 1966 года (в год празднования 60-летия со дня рождения Мусы Мустафаевича Залилова) Идейно-образный замысел динамичной композиции заключён в том, что Муса Джалиль дан в неукротимом порыве. Погибший в застенках берлинской тюрьмы Плётцензее патриот как бы разрывает сковывающие его путы колючей проволоки. Обнажённая по пояс фигура выражает мощь и энергию, гордо поднятая голова, непреклонный решительный взгляд говорят о мужестве, стойкости, нравственной силе и героизме)

В Москве есть улица Мусы Джалиля. В 2006 году нашей школе было присвоено имя поэта-патриота. А в октябре 2008 года ао дворе школы установлен памятник М. Джалилю. По поводу этого мероприятия к нам в школу приезжала его дочка Чулпан с внучкой и правнучкой М. Джалиля..

Учитель: А теперь, узнав о жизни великого татарского поэта – героя М. Джалиля, предлагаю вам ответить на ряд вопросов:

Где и когда родился Муса Джалиль?

Сколько было ему лет, когда его стихотворения начали печатать?

В каком городе он учился в медресе?

На каком музыкальном инструменте он умел играть?

Как звали дочь Мусы Джалиля?

Как звали жену Мусы Джалиля?

Как называется сборник стихов, написанных в фашистской тюрьме?

В каком году перестало биться сердце поэта?

Какие места, связанные с именем Мусы Джалиля, вы знаете?

Учитель:

И в заключении нашего классного часа предлагаю посмотреть инсценировку кукольного театра на стихотворение М. Джалиля “ Вороватый кот”

Спасибо всем  за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Методическая разработка по внеклассному чтению "Муса Джалиль- в наших сердцах..." (на татарском языке)

Методическая разработка по внеклассному чтению в 4 классе, где учащиеся знакомятся   с   жизнью и творчеством   великого татарского поэта -героя М.Джалиля....

урок татарского языка в 3 классе на тему: по следам песен Мусы Джалиля

На этом уроке рассказывается биография татарского писателя Мусы Джалиля. Приложение презентация....

Муса Джалиль "Красная ромашка"

Урок посвящен творчеству великого татарского поэта Мусы Джалиля. Ученики разбирают стихотворение "Красная ромашка"....

Классный час на тему "Муса Джалиль - поэт -герой".

Этот классный час развивает умение выразительного чтения, воспитывает интерес и уважение к личности поэта, его  творчеству, чувство патриотизма, любви к родному краю, к Родине, пробуждает в...

«Поэт-герой Муса Джалиль»

Тема: «Поэт-герой  Муса  Джалиль»Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством пламенного патриота, поэта-героя Мусы Джалиля.2. Систематизировать и углубить знания уч-ся о жизни Му...