Классный час на тему "Муса Джалиль - поэт -герой".
классный час (3 класс) на тему
Этот классный час развивает умение выразительного чтения, воспитывает интерес и уважение к личности поэта, его творчеству, чувство патриотизма, любви к родному краю, к Родине, пробуждает в детях чувство сострадания и гордости за подвиг, совершённый поэтом – героем.
развивает память, речь и мышление детей, знакомит детей с основными сведениями о жизни и творчестве поэта- героя Мусы Джалиля, о военном периоде его жизни и творчества ,о его пребывании в немецком плену, о «Моабитской тетради».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
musa_-_kl.chas_.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Муса Джалиль - поэт герой».
«Я песню сердцем выверял до звука-
И становилась пламенем строка.
И песней обласкать умел я друга,
И песней побеждать умел врага».
Цели:
1.Познакомить детей с основными сведениями о жизни и творчестве поэта- героя Мусы Джалиля, о военном периоде его жизни и творчества ,о его пребывании в немецком плену, о «Моабитской тетради».
2.Развивать умение выразительного чтения.
3.Воспитывать интерес и уважение к личности поэта, его творчеству, чувство патриотизма, любви к родному краю, к Родине, пробудить в детях чувство сострадания и гордости за подвиг, совершённый поэтом – героем.
4.Развивать память, речь и мышление детей.
Оборудование: иллюстрации к произведениям Мусы Джалиля, выставка книг М.Джалиля, выставка детских рисунков к произведениям поэта.
Ход занятия:
-Ребята ,сегодня , накануне 109 –ой годовщины со дня рождения татарского поэта- героя Мусы Джалиля , мы будем говорить о его биографии, о стихах.
Муса Джалиль – поэт: его стихи любят и знают миллионы людей. Он герой : его подвиг и слава облетели всю планету. Он патриот: он всем сердцем любил нашу Родину и не пожалел жизни во имя её. Он погиб в фашистской тюрьме Плетцензее 25 августа 1944 года.
Когда начинаем читать стихи Мусы Джалиля, слышим его голос: то задумчивый, то радостный, то суровый. Мы узнаём думы поэта и начинаем любить его за откровенность и прямоту.
Родился Муса Джалиль 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке Мустафино. Как и все крестьянские дети, Муса бегал босиком по росистой траве, пас гусей, ходил в ночное, купался в мелкой речушке, рыбачил. Он очень любил слушать сказки, которые долгими зимними вечерами рассказывала ему бабушка. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательнее, отзывчивее и смелее своих друзей.
Мусе не было еще и шести лет, когда он стал проситься в школу. Едва старший брат Ибрагим примется укладывать книжки в холщовую сумку, как Муса начинает: « И я хочу учиться, и я пойду в школу». Поворчал отец, но все же взял Мусу за руку и отправился в школу.
Прошло полтора – два месяца с начала занятий , а Муса уже научился читать, писать и считать , он оказался очень старательным и способным.
Учитель решил пересадить Мусу на второй ряд, к второклассникам. Скоро Муса и их перегнал. Учителю пришлось пересадить мальчика на третий. А затем и на четвёртый ряд.
Так Муса за один год овладел программой всех четырёх классов .Он много читал, был очень наблюдательным. Обо всём , что видел , хотел рассказать людям , но не обыкновенными словами, а красивыми , складными.
Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима – апа. Она обладала бесконечны м терпением и стойкостью. Мальчик часто слушал народные татарские песни, которые пела мать.
( Ученица 5 класса исполняет на флейте мелодию татарской песни ).
Когда Муса учился в медресе, он любил рисовать пейзажи, жанровые сценки, портреты односельчан.
Немного позднее Муса увлёкся музыкой, он целыми днями играл на мандолине, пока не научился исполнять татарские мелодии.
( показать детям картину с музыкальным инструментом – мандолиной).
Но самым сильным увлечением было чтение. Неподалеку от медресе находилась библиотека . Двоюродная сестра Мусы и его подруга детских игр Марьям рассказывала ,что в 1915 году Муса под большим секретом рассказал ей , что мечтает стать поэтом, как Тукай. Когда Мусе было 13 лет, его стихи впервые напечатали в газете.
В начале 1917 года Муса создает стихотворение, в котором говорится о Мировой войне, как о бессмысленном кровавом побоище, уносящем тысячами молодые человеческие жизни. Он посылает его в татарскую газету «Вакыт» («Время»). Оно не было напечатано.
В 1917 году, в ноябре, когда Оренбург в течение двух лет переходит от одних военных властей к другим, в городе царит анархия и бандитизм. Освобождают город от бандитов и белогвардейцев только к 1919-му году.
Ко второй половине 1919 года относятся первые поэтические опыты тринадцатилетнего Мусы. Его первые стихи, как и многих поэтов, были наполнены особым романтизмом. Одни названия чего стоят: «Красному знамени», «Красный праздник», «Красное войско». В первых стихах так много красного, что некоторые литературоведы начальный период окрестили «красным». Он характеризуется категоричностью, прямотой, энергией и сжатостью стиха. Чаще всего это страстные, заостренные, в публицистическом плане, призывы, например:
Друг-рабочий, винтовку возьми — и в поход!
Жизнь отдай, если надо, за волю свою.
Это одно из первых стихотворений «Счастье», имеющее взрослую тематику. В это опасное и богатое на события время Муса посещал шумные митинги и собрания, а потом, оттачивая свое мастерство писателя, рассказывал обо всем, что видел, в памфлетах и статьях классной самодельной газеты.
В это время в окруженном Оренбурге создается первая организация коммунистического союза молодежи, впоследствии – комсомольцев. Муса записался, чтобы попасть на фронт Гражданской войны, но его не взяли, уж очень маленьким и худеньким он был в свои тринадцать.
Отец разоряется и за долги попадает в тюрьму, позже он неожиданно заболевает тифом и умирает. Мать, стараясь прокормить остальных детей, берется за самую черную и неблагодарную работу – убирает и стирает белье в чужих домах за копейки.
В 1919 году вступил в комсомол. Участник Гражданской войны. Когда отгремела гражданская война, Муса снова принялся за учёбу. Сначала он учился в Казани, а потом поступил на литературное отделение Московского университета.
Муса очень любил детей, часто бывал в школах, детских домах. В то время он очень много писал для детей.
В 1931—1932 годах был редактором татарских детских журналов.
В 1938 году Муса Джалиль сам сделал книжку для детей (Например, стихи: «Вороватый котёнок», «Кого Шакир перехитрил»). Однажды младшая сестрёнка Хадича рассказала брату про случай в подъезде ,как маленький мальчик тянулся к звонку, но никак не мог достать до кнопки. Тогда один из прохожих взялся помочь , а что из этого получилось узнаем ,прочитав стихотворение.( «Случай в подъезде»).Об этом случае Муса Джалиль написал много лет спустя , уже в Моабитской тюрьме . Даже в самые тяжёлые дни он думал о ребятах.
В 1939 году писатели Татарии выбрали Мусу Джалиля руководителем писательского союза. Много было у Джалиля творческих планов, о многом ему хотелось написать.
Но тихим июньским утром , без объявления войны, на нашу страну напали фашисты.
На другой же день Муса Джалиль отнёс в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт.
В 1941 был призван в Красную Армию. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».
В 1942 году армия, в рядах которой сражался М.Д. была окружена фашистами. М.Д.был ранен и попал в плен. Фашисты жестоко обращались с военнопленными, били их, морили голодом. За малейшую провинность – расстреливали на месте. Но М.Д. не покорился. Он писал стихи, которые звали к борьбе с ненавистным врагом.
В 1941 был призван в Красную Армию. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах , был корреспондентом газеты «Отвага».
Летом 1942 года фашистам удалось окружить вторую ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль.
В июне 1942 года был тяжело ранен, потерял сознание, попал в плен, заключён в тюрьму Шпандау.
В тылу врага Джалиль создал подпольную организацию. Подпольщики устраивали побеги из лагерей, печатали и распространяли листовки.
Когда подпольную организацию раскрыли, фашисты пытали Джалиля и требовали, чтобы он выдал товарищей. Но не добились этого, заперли его в каменном мешке – в Моабитской тюрьме в Берлине. В ожидании смертной казни поэт продолжал писать стихи.
Поэт записывал свои стихи в маленький самодельный блокнотик, который прятал от надзирателей . Самому поэту было не суждено дождаться свободы. Этот блокнот вынес на свободу сосед Джалиля по камере, бельгийский патриот Андре Тиммермане.
В камере Моабитской тюрьмы Муса Джалиль написал стихи: «Варварство», «Горная река», «Дуб», «Цветы».
За участие в подпольной организации Муса был казнён на гильотине
25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине.
Цикл стихов, написанный в неволе, а именно тетрадь, которая сыграла главную роль в «открытии» поэтического подвига Мусы Джалиля и его товарищей, была сохранена участником антифашистского сопротивления, бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме ,снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы.
Я песней клялся Родине. И если
Грозит мне гибель – клятвы не предам !
О, Родина! Тебе отдал я песни .
О, мой народ! Я жизнь тебе отдам.
Джалиль Муса Мустафович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муса Джалиль- поэт-герой.
Сценарий праздника, посвященный дню рождения М.Джалиля....
Классный час на тему :Дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов
Данный классный проводится с целью ознакомления детей о летчике-штурмовике Т. Бегельдинове. Классный час начинается с психологического настроя . Учитель показывает видео притчу " Все в твоих рук...
Классный час "Урок мужества "Город- герой Смоленск" 2-4 класс
Военное прошлое нашего любимого города....
Классный час "Захаров А.И - Герой Советского Союза"
Классный час на тему: День героев Отечества. А.И.Захаров - Герой Советского Союза....
Классный час "Моя мама- мой герой"
Ведущий : Встаньте все….1 слайд Встаньте и выслушайте стоя (пауза)Сохранённое во всей красеСлово это – древнее, святое!Распрямитесь! Встаньте…Встаньте все!Слово эт...
Классный час на тему" Город -герой Ленинград" .
Классный час. Патриотическое воспитание....
«Поэт-герой Муса Джалиль»
Тема: «Поэт-герой Муса Джалиль»Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством пламенного патриота, поэта-героя Мусы Джалиля.2. Систематизировать и углубить знания уч-ся о жизни Му...