урок татарского языка в 3 классе на тему: по следам песен Мусы Джалиля
план-конспект урока (3 класс) на тему

На этом уроке рассказывается биография татарского писателя Мусы Джалиля. Приложение презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл о жизни татарского писателя58.4 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» начального общего образования в с. Русские Кищаки Буинского района РТ»

Тема урока по татарскому языку в 3 классе

«  По следам песен Мусы Джалиля»

D:\Школа\ГРЛ\Литература\Муса\2140-1.jpg

Цели урока: 

  • Ознакомить с биографией татарского поэта  Мусы Джалиля
  •  Воспитывать чувство гордости, уважения к старшему поколению, чья юность совпала с суровыми годами войны.
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине
  • Пробудить у учащихся интерес к поэзии военных лет.

Оборудование: компьютер,  сборники стихов  Джалиля , фотовыставка, презентация.

Учитель: Тиханова Л.А.

21.02.2015 год

Ход урока:

(1 слайд) - В этом году мы будем праздновать 70-летие Победы. Наша тема урока «По следам Мусы Джалиля». Мы ознакомимся  с жизнью известного татарского поэта  Мусы Джалиля, узнаете о его детстве, школьных годах и боевой комсомольской юности, прочитаете и послушаете стихи, которые он написал, находясь в застенках фашистского концлагеря.

 (тихо играет музыка «Аллюки»)

                                     Песня меня научила свободе,

                                     Песня борцом умереть мне велит.

                                     Жизнь моя песней звенела в народе,

                                     Смерть моя песней борьбы прозвучит.

  В этом году мы  будем отмечать 70-летие Великой победы над фашизмом. Долгих четыре года шли наши предки к этой победе. Немаловажный вклад в эту победу внес и Муса Джалиль. Известному татарскому поэту   исполняется    71 год со дня его гибели. Он погиб, когда  ему  не  исполнилось  и  сорока.  Поэт был  расстрелян нацистами в августе  сорок  четвертого.  Джалиль не допел до конца своих песен, гитлеровцы оборвали его  жизнь в самом расцвете. Прошло  69 лет со  дня окончания второй мировой войны,  но преступления  фашизма до  сих пор отдаются  болью в  человеческой памяти. И до сих пор кровоточит сердце при мысли о безвременно ушедшем поэте Мусе Джалиле. Давайте вернемся к его истокам и найдем ответ на вопрос, как он стал певцом своего народа.

 ( 2, 3 слайд) 

(рассказ учащегося о детстве и о родителях)  

(слайд 4,5)

А теперь послушаем его первое стихотворение , напечатанное в 1919 году (выразительное чтение учащимся стихотворения «Счастье»)

     ( 6 слайд) (песня «Священная война)

Учитель: Муса был очень активным деятелем. Он  много участвовал  в общественной жизни.  Эту счастливую мирную жизнь прервала Великая Отечественная война, которая началась  22 июня 1941 года Наш народ встал во весь рост на защиту Отечества. В самый первый день войны, 22 июня 1941 года  Джалиль  своему другу поэту Ахмету Исхаку сказал так: «После войны кого-то из нас не досчитаются»... Он решительно отверг возможность остаться в тылу, считая, что его место среди бойцов за свободу Родины.

( 7,8 слайд)

Призвавшись в армию, он учится на двухмесячных курсах политработников в Мензелинске и уходит на фронт. Через некоторое время   Муса Джалиль становится сотрудником военно-фронтовой газеты «Отвага» на Волховском фронте, где воевала 2-я Ударная армия. В свободное от боя время поэт писал стихи.  А также писал письма своим самым близким людям :жене Амине и дочери Чулпан.

( 9 слайд) (Чтение письма к  дочери)

28 февраля 1942 г. Милая моя Чулпаночка!
Наконец поехал на фронт бить фашистов-мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения. Я собирался сделать тебе очень хороший подарок, приеду, - сделаю. Ну, пока, дорогая, до свидания! Я уже сажусь в вагон. Крепко целую. Папа

12 января 1942 г. Дорогой Амине

…. Я спросил: "Чулпаночка, я уезжаю, до свиданья! Можно мне уехать?"
Она, не открывая глаза, утвердительно покачала головой. Значит, "можно". Значит, дочь отпускает папу на священную битву.
Это был трогательный момент. Если даже я не вернусь из этой поездки и Чулпаночка вырастет, сохраняя в душе туманное воспоминание об отце, этот ее последний ответ в последние минуты расставания будет самым существенным в ее жизни: она, лишившись отца, все же гордо будет думать, что она сама отпустила папу на великую войну. Она сказала: "можно", и этот, может быть, бессознательный ответ 4-летней девочки означал ее слово самому дорогому, самому любимому человеку: "Поезжай, папа! Защищай Родину, уничтожай фашистов гадов! Ничего, что я останусь без папы... пока, а может даже и... навсегда. Ну, ничего, поезжай, так надо!" Вот что я прочел в ее глазах, когда она сказала: "можно". Она вырастет и осознает что, а это уже героизм 4-летней девочки, во имя Родины расставшейся с дорогим папой…

                   Ну, до свидания, милая!.. До победы!..
                                                                                         Муса

      (слайд 10)  В 1942 году обстановка на Волховском фронте усложняется. Вторая ударная армия отрезается от остальных советских войск. 26 июня в боях под Новгородом тяжело раненный старший политрук  Джалиль попадает в плен.

 ( 11 слайд)

В эти дни поэт в  стихотворении «Прости, Родина!» пишет:

 «...Что делать?

Отказался от слова друг-пистолет.

Враг мне сковал полумертвые руки,

Пыль занесла мой кровавый след».

     Так писал Джалиль в  июле  1942 года.  Значит, Муса  был тяжело ранен и

его,  обессиленного,  захватили враги.  Действительно, именно в это время на

Волховском фронте шли неудачные для нас бои.

(12 слайд)

(чтение стиха «Мои песни») (мелодия торжественная)  

    (13 слайд) Деятельность  подпольщиков  скоро  дала   свои  результаты.  Первый  же  батальон "легионеров", посланный на фронт, еще по дороге восстал и перешел к

партизанам. И это не единственный случай вооруженного сопротивления, которое

оказывали советские люди, силой загнанные в "легионы".

( 14 слайд)

     Гестаповцы  долго  охотились за подпольщиками.  В  ночь на  двенадцатое

августа 1943 года гитлеровские солдаты окружили барак культвзвода и  сделали

обыск. Были  найдены листовки,  только что присланные из Берлина.  Джалиля и

его товарищей арестовали. Провал, начавшийся в лагере по доносу провокатора,

затронул и берлинскую часть организации. Подпольщики оказались  в тюрьме. Но

не  прекратившиеся восстания  в  батальонах,  побеги  из  лагеря,  листовки,

распространяемые в "легионах", - все это заставило фашистское  командование

отказаться от затеи использовать пленных в войне с Советским Союзом.

     Муса Джалиль писал в тюремной камере:

     Не преклоню колен, палач, перед тобою,

     Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

     Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,

     Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

 

   (15 слайд)  Тянулись долгие месяцы  следствия,  допросов,  пыток. Но ничто не могло

сломить воли поэта и его сподвижников. Суд  над группой Джалиля состоялся  в

марте 1944 года. Однако почти полгода томились они еще в камерах смертников,

с часу на час ожидая казни. Все, кто видал их в эти дни в тюрьме, поражались

их стойкости и презрению к палачам.

     Джалиль  всем своим существом ненавидел фашизм.  Эта ненависть отразилась в стихотворении «Варварство»  жестокость и насилие фашизма не имела предела.

(ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ)

За участие в тайной политической организации среди пленных  Мусу Джалиля фашисты жестоко пытали, грозили смертью, но не могли остановить голоса поэта. Он продолжал писать стихи.

(16 слайд) Это “Моабитские тетради”  Джалиля– последние стихи поэта. Из обрывков бумаги он сшил два блокнота. Чтобы скрыть от врага, он назвал “Турецко-немецким словарем” и хранил в складках своей убогой тюремной одежды.

( 17 слайд) Перед казнью  Муса передал блокноты бельгийскому партизану Андре Тиммермансу. Он был заключен в тюрьме вместе с   Мусой Джалилем. По окончании войны, вернувшись на Родину, Андре Тиммерманс передал блокноты со стихами   Джалиля  в советское консульство в Брюселле

( 18,19,20 слайд)  – С глубоким волнением читаем предсмертные строки  Мусы Джалиля  “…Это написал известный татарскому народу поэт   Мусса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Его присудят к смертной казни. Он умрет… Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них. Если эта тетрадь попадет в твои руки… сбереги ее и после войны сообщи в Казань… Это – мое завещание.  Мусса Джалиль. 1943 г. Декабрь.”

(21, 22 слайд) Такое завещание оставил поэт перед смертью. Не все стихи  Мусы Джалиля  вернулись на Родину и дошли до нас. В условиях фашистской тюрьмы не все свои песни мог он записать. Они погибли вместе с поэтом. Но немало их осталось и в памяти друзей поэта. Стихи Мусы ходили среди пленников: узники лагеря их заучивали, знали на память.

(слайд 23,24) (чтение стихотворения)

(слайд 25) Учитель:Стихи поэта, написанные в плену, проникнуты пламенной любовью к Родине, ненавистью к врагу, верой в победу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года Мусе Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А еще через год за цикл стихов "Моабитская тетрадь" он первым из поэтов стал лауреатом Ленинской премии.

( 26 СЛАЙД ) В Казани Мусе Джалилю поставлен памятник и открыт дом-музей. Вот что говорит сестра поэта Х.Джалилова об этом памятнике: “…стоит Муса, подняв голову, гордый, величественный в своей непокорности, всем своим существом стремящийся к свободе. Горящие глаза его устремлены вдаль…” 25 октября 2008 года на юго-востоке Москвы установлен памятник советскому поэту Мусе Джалилю . Двухметровая фигура Мусы Джалиля изображает его в форме капитана Красной Армии с самым знаменитым сборником его стихов в руке - "Моабитской тетрадью". Надпись на постаменте выполнена на русском и татарском языках. В церемонии открытия приняли участие дочь и внучка поэта .

(слайд 27)

...Над могилой
Бессмертное знамя горит...
В каждом доме тебя
Поминают любовью,
В каждом сердце живет
Твое имя, джигит,
И склонилась страна

К твоему изголовью.
Пускай ты умер!
Но в песне смелых и сильных духом
Всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Звучит песня «Журавли»

Обобщение урока.  Кем бы мы ни были, где бы мы ни были,  мы никогда не должны забывать о тех, кто отдал свою жизнь за нашу счастливую жизнь.  




   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок татарского языка, 2 класс

План урока татарского языка . 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа". Тема: Билгене белдерә торган сүзләр. Текст белән эш....

конспект урока татарского языка 1 класс

Разработка урока татарского языка, тема "Звук и буква н"...

Урок татарского языка 4а класс

Урокого  татарского языка 4 а класс...

Урок татарского языка 4а класс

Урок  татарского языка 4 а класс...

Урок татарского языка 4а класс

Урок татарского языка 4а "Повторение числительное"...

Урок татарского языка, 3 класс русскоязычная группа "һөнәрләр"

Видео урок татарского языка, 3 класс русскоязычная группа "һөнәрләр"Урок 1.1 https://yadi.sk/i/6gP-z-j8kXLtTУрок 1.2 https://yadi.sk/i/auuvdsIHkXNEqУрок 1.3 https://yadi.sk/i/ZmQNz5mNkX...

Презентация для урока татарского языка (2 класс) на тему "Кайдан? соравын кабатлау.

Кайдан? соравын кабатлау.Кайдан? соравына җавап бирә белү күнекмәләрен   камилләштерү.Тема буенча өйрәнелгән лексиканы,грамматик конструкцияләрне   сөйләмдә дөрес куллана белү күне...