Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
творческая работа учащегося (4 класс) по теме
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высоких нравственных, морально-этических качеств, среди которых особое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Родины, готовность ее защищать. В связи с этим возрастает роль учителя, который создает условия для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.
Сегодня патриотическое воспитание-это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Основная цель этого воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способность встать на защиту государственных интересов. Для этого необходимо воспитывать у школьников чувство гордости за исторические и культурное наследие своего региона, приобщать их к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу.
Вашему вниманию хочу представить творческий проект, посвященный творчеству Мусы Джалиля. Муса Джалиль не детский поэт, и поэтому к его творчеству надо подводить детей с четвёртого класса. Работа началась со сбора информации об этом поэте, посещения библиотеки, краеведческого музея, знакомства с биографией поэта, чтения его стихов, учащимся предлагается нарисовать иллюстрации к стихам Мусы Джалиля, подготовка к конкурсу чтецов стихов Мусы Джалиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей»
(Читательская конференция)
Руководитель проекта: Галимуллина А.М.
Состав участников: ученики 4-го класса.
Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа: литературное чтение, внеклассное чтение, изобразительное чтение, технология.
Тип проекта: творческий, ролевой, исследовательский.
Время работы над проектом: 1 месяц.
Форма работы: урочно - внеурочная.
Цели проекта:
- Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
- Развивать устойчивый интерес к книге-источнику знаний, умение работать с дополнительной информацией, расширять кругозор.
- Способствовать воспитанию чувства гордости за исторические и культурное наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу.
Сценарий читательской конференции:
Презентация проекта проводится в актовом зале. Дети сидят за столами расположенными полукругом. Перед глазами учеников на стене портрет автора, слева выставка книг, справа рисунки к стихотворениям Мусы Джалиля.
Оформление зала:
Портрет Мусы Джалиля. Эпиграф: « Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю» Муса Джалиль, выставка книг и рисунков.
Цель:
1.Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Мусы Джалиля.
2.Привитие интереса к творчеству и книгам Мусы Джалиля.
3.Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Вопросы установки:
1.Что я знаю о Мусе Джалиле?
2. Что нового узнаю сегодня?
3. Чему удивился?
4. Что стал ценить?
Беседа с учащимися:
- Что Вы знаете о Мусе Джалиле?
-Почему имя Муса Джалиля стало известно людям?
-Чем он знаменит?
Учитель: Наше мероприятие мы посвятим творчеству Мусы Джалиля.
Каждый год, 15февраля ,мы отмечаем важное событие-день рождение великого татарского поэта Мусы Джалиля.
Послушайте сообщение о жизни и творчестве Мусы Джалиля.
Сообщение 1 ученика:
Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 2(15) февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье. Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал приказчиком.
Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала бесконечным терпением и стойкостью. Но не только нравственные основы характера Мусы складывались под ее воздействием.
С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния» – мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.
Ученик:
Чтение стихотворения «Мать».
Учитель:
Мы видим из этого стихотворения, какой тяжелой жизнью жила его мать, которая рано умерла и оставила мальчика сиротой.
Сообщение 2 ученика:
В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода два его братишки. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел что попало, ночевал, где придется ».
Ученик:
Чтение стихотворение «Сирота».
Учитель:
Эти стихи автобиографичные, это поэт рассказывает о своей тяжелой доли в этот период.
На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел несколько этапов :
Ранний (1918г.-1923г.)
Путь к зрелости (1924г. – 1932г.)
Довоенный (1933г.-1940г.)
Поэзия периода Великой Отечественной Войны (1941г.-1943г.)
Муса Джалиль очень любил свою жену Амину и дочку Чулпан и посвятил им очень многие стихи, где выражает свою любовь им.
Ученик:
Чтение стихотворения «Моей дочери Чулпан».
Сообщение 3 ученика:
23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнес заявление в военкомат с просьбой направить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму ,но продолжал писать.
Инсценирование стихотворения « Красная ромашка».
Сообщение 4 ученика:
Некоторое время от Мусы Джалиля приходили письма, а с июля 1942 года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что он пропал без вести. В конце июня 1942 года при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненный, оглушенный взрывной волной попал в плен.
Ученик:
Чтение стихотворения «Воля».
Сообщение 5 ученика:
Но в плену Джалиль создал подпольную группу, которая печатала антифашистские листовки. В августе 1943 года гитлеровцы напали на след подпольной группы. Муса Джалиль и его товарищи были арестованы. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали ему руку, отбили почки. Тело было исполосовано электрическим шнуром и резиновым шлангом. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдавался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом теперь уже оружием песни.
Ученик:
Чтение стихотворения «Последняя песня».
Сообщение 6 ученика:
В Моабитской тюрьме Джалиль продолжал писать свои стихи. Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Муса Джалиль погиб в тюрьме замученный фашистами. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель:
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его именем назван город в нефтяных районах Татарии и центральный проспект в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.
Ответы на вопросы:
-Что нового Вы узнали сегодня о Мусе Джалиле?
-Можно ли назвать поэта патриотом своей страны? Почему?
-Какие чувства пробуждают стихи поэта?
Учитель:
-Ребята! Я надеюсь, что у вас появиться желание прочитать и другие стихи Мусы Джалиля, которые помогут вам стать лучше, чище душой, пробудят любовь к Отчизне.
Метод проектов - это эффективное дидактическое средство для обучения умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Данный метод позволяет воспитывать самостоятельность и ответственность, развивать творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта и функционально грамотной личности. Использование метода проектов способствует развитию творческого потенциала как учителя так учеников, что особенно актуально в условиях инновационного учебного заведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...
ТЕМА ПРОЕКТА: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
Творческое название: «Народная игрушка» Участники проекта: Дети, педагог, родители. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – информационно-практический По предметно-содержательной...
Повышение уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела детской организации
Повышение уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела детской организации...
Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей «В русских традициях»
Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний момент многие традиции и обычаи нашего русского народа неоправданно забыты. Западная культура оказывает большое влияние на развитие сегодняшней России....
Творческий отчёт на тему : "Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Данная работа является опытом работы по краеведению. Отчёт содержит планирование материала по краеведению в разных возрастных группах....
Проект на тему: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...
"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"
Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...