Урок письма.
классный час (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок письма
Тема: Не забывай те страшные года!
Разработала: Зуева Е.В.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 54
Г. Волгоград
Тема: День Победы
Цели: дать общее представление о Великой Отечественной войне;
р азвивать интерес к истории своей страны, своей семьи
воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ. страну;
Оборудование: фотогазета, презентация , запись радио.соообщений Левитана о начале войны и окончании войны, запись песни «День Победы» в исполнении Л. Лещенко, видеоролик Рисунок из песка.
Подготовительная работа: разучивание стихов С.Маршака «Не и ни», Что такое «День Победы?»
Ӏ. Орг. момент.
ӀӀ. Ход мероприятия.
- Вот уже 68 лет наш народ празднует 9 мая День Победы. (слайд 1)
-А что вы, ребята, знаете об этом празднике? (Ответы детей)
К этому дню русский народ шёл 4 долгих года.
А началось всё 22 июня 1941 года в 4 часа утра. (Слайд 2)
Без объявления войны фашистская Германия напала на СССР, так называлась наша страна. Мирный труд людей был прерван. Наступил новый период в жизни нашего государства - период Великой Отечественной войны. Враг был сильный и опасный.
Звучит запись радиосообщения о начале войне.
Началась всеобщая мобилизация. (Слайды 3, 4)
Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственной жизни старались сдержать натиск фашистов. Но силы были неравны. Немецкая армия превосходила численностью, вооружением, техническим оснащением. По плану гитлеровского командования война должна была продлиться два - три месяца, а длилась она 4 года.
Враг подошёл к Москве, взять столицу не смог. Ленинград был взят в блокаду.
Немецкие войска захватили Латвию, Литву, Белоруссию и Украину. Были разрушены города и сёла, десятки тысяч людей были угнаны в Германию, отправлены в концлагеря.
Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды. На фронт стремились и женщины, и дети. Женщины были снайперами и лётчицами, радистами и медсёстрами. (Слайды 5,6)
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.
На слайде вы видите мальчика в форме с оружием в руках. Таких ребят называли «сын полка».
В регулярных частях юные воины появлялись тремя путями. Во-первых, бойцы воинских подразделений подбирали детей, оставшихся без попечения родителей в ходе боевых действий. Это могли быть как сироты, так и просто потерявшиеся дети. Во-вторых, в советских частях нередко были случаи, когда родители, занимающие командные должности, один или оба, проходя службу в подразделении, привозили на передовую детей, полагая, что так для ребёнка будет безопасней, нежели в тылу. В-третьих, пополнение происходило и за счёт детей, убежавших из тыла на фронт и удачно добравшихся до передовой.
На флоте те же самые дети именовались юнгами.
Дети, которые вели боевые действия в составе партизанских отрядов.
По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов.
В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали не только воинские соединения, но и труженики тыла. На плечи людей в тылу легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику, боеприпасы, горючее и многое другое. Все это создавалось тружениками тыла. Работали они от темна до темна, повседневно перенося лишения.
“Всё для фронта, всё для победы” – этот лозунг отражает огромное желание людей приблизить победу, сделать всё возможное и невозможное. А в тылу оставались женщины, дети, старики. Именно они работали на заводах и фабриках, на полях, в госпиталях. Слайды (9, 10, 11, 12) .
Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание образованию детей. Оказались разрушены десятки тысяч школьных зданий, а в уцелевших часто размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя, но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе и Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии.
Сейчас ребята вам расскажут об одном уроке, который проходил в военное время.
(Дети читают стихотворение С. Маршака "Не" и "Ни" )
Мне рассказывал смоленский
Паренек:
– В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"
Много горя и слёз принесла война людям. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет.
Так что же такое война для нашей страны , людей? (Слайд 13)
Война это - 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.
В первые дни войны были призваны в ряды Красной Армии молоды ребята, которым было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. (Слайд 14)
Потери гражданского населения СССР в Великой Отечественной войне приблизительно в 13,7 млн человек. (Слайд 15)
- было преднамеренно истреблено на оккупированной территории и погибло в результате боевых действий (от бомбардировок, артобстрелов и т. п.) — 7 420 379 чел.
- умерло вследствие гуманитарной катастрофы (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи и т. п.) — 4 100 000 чел.
- погибло на принудительных работах в Германии — 2 164 313 чел. (ещё 451 100 человек. На оккупированных территориях и в блокадном Ленинграде погибло около 7 млн человек (из них 1 млн. в блокадном Ленинграде
(Слайд 16)
На слайде вы видите листочки дневника Ленинградской школьницы Тани Савичевой, , которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких ей людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Почти вся семья Тани Савичевой погибла во время ленинградской блокады в период с декабря 1941 года по май 1942 года. Сама Таня была эвакуирована, но её здоровье было сильно подорвано, и она тоже умерла. Блокаду пережили только её старшая сестра Нина и старший брат Михаил, благодаря которым дневник Тани стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Что такое война? Война – это извещения о смерти, которые получали матери и отцы, жёны, дети, сёстры. В народе их называли «похоронки». (Слайд 17)
Но в эти страшные дни в жизни людей были и светлые моменты. И самым радостным событием были письма: для солдата – письма из дома, для тех, кто в тылу – письма с фронта. (Слайд 18)
В этих письмах заложена чудодейственная сила. Не только танк, самолёт, винтовка помогали солдатам сокрушать врага. Но и письма.
Во многих семьях сохранились пожелтевшие треугольники - письма с фронта.
Эти письма разные и очень похожие. В них отражаются судьбы людей, их чувства и мысли. Многие из этих посланий не доходили до адресатов, терялись на фронтовых дорогах. «Пожелтевшие от времени», они написаны разными чернилами, а чаще простым карандашом, на бумаге, бланках и даже на газетных передовицах. Они разнообразны по цвету и размеру, выведены почерком – небрежным или аккуратным, в зависимости от того, сколько времени было отпущено промежутками между боев их автору. Истрепавшиеся по краям, порвавшиеся на сгибах, склеенные из кусочков, свернутые треугольником, прямоугольником или вложенные в конверты (часто незапечатанные), со штампами полевой почты.
Вот такие письма сохранились в семье Гаджиева Артёма. Это письма его прадедушки. Артём сейчас покажет их и немного расскажет о своём прадедушке.
( Рассказ ученика)
Желание победить врага, вернуться домой к родным и близким было огромным.
1418 дней и ночей шла война. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте и в тылу.
И вот 1 мая 1945 года над рейхстагом было водружено Знамя Победы.
(Слайд 20)
А в ночь с 8 на 9 мая гитлеровское командование подписало акт о капитуляции.
(Слайд 21)
(Звучит запись сообщения И. Левитана «Об окончании войны»).
И вот уже 68 лет наш народ отмечает День Победы- главный праздник страны.
Дети исполняют стихотворение А. Усачёва «Что такое День Плбеды?)
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
-И, конечно, День победы – это наша благодарность всем тем, кто приближал этот день: и воинам, и гражданскому населению.
День Победы – это память о тех, кто не вернулся с фронта.
Прошло уже 68 лет, а люди приходят к памятникам, возлагают цветы, ухаживают за могилками солдат. Поэты пишут стихи, сочиняют песни о войне, художники пишут картины, режиссёры снимают фильмы.
Люди должны помнить об этой войне, самой кровопролитной в истории человечества, чтобы не допустить других войн.
В завершении я хочу предложить вашему вниманию небольшой видеоролик
(Рисунок песком к 9 мая )
III. Итог урока.
- Почему наш народ празднует День Победы? Что он значит для нашего народа? Почему это главный праздник нашей страны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урока письма по теме «Письмо и почта»
Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...
Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"
Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....
конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"
конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...
Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с
Технологическая карта урока письма.Тема урока. Письмо букв С, с...
Технологическая карта урока письма «Письмо наклонной длинной линии с закругление внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).»
Конспект урока...
Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.
На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант, знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....