конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Елена Алексеевна Штондина

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.rar25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

проведения урока русского языка

«Урок письма. Пишем письмо маме.»

4 класс

Разработала:

Учитель начальных классов

Чернобровкина  Елена Алексеевна

г. Семикаракорск

 

2013-2014 учебный год

Тема урока:  «Урок письма. Пишем письмо маме.»

Цель урока: создать условия для выявления степени осознанности и         применяемости учениками изучаемой темы в реальной жизни человека.

  1. Образовательные:

-         Познакомить учащихся с письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности,

-         расширить исторические знания детей,

-        познакомить учащихся со значением переписки в жизни человечества, её важностью, необходимостью и востребованностью обществом,

-        научить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию.

2) Развивающие:

-        способствовать формированию навыков изложения информации в письменном виде,

-         развивать устную и письменную речь учащихся.

3) Воспитательные:

-         воспитание культуры письменной речи, доброжелательности во взаимоотношениях с другими людьми,

-         воспитывать уважение к женщине,      

-         воспитывать чувства отзывчивости, доброты, уважения к адресату,

-        воспитывать  любовь к предмету «Русский язык» через актуальность его использования  в жизни.

Оборудование :

- 2 конверта: заполненный и чистый.

- схема письма.

- схема плана письма.

- тест «Проверка усвоения правил составления письма».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Прослушайте стихотворение С.Богомолова:

Красивые мамы – на свете вас много,

В глаза вы глядите открыто и прямо…

В какую бы даль ни звала нас дорога,

Нас всех провожают красивые мамы.

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает…

А добрая мама прощает нам это,

Красивая мама всё это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь, упрямо

Она выполняет свой долг терпеливо.

Красива по-своему каждая мама –

Любовью своей материнской красива.

Нас в детстве она забавляет игрушкой,

Порой мы о чём-то ей шепчем счастливо…

Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,

Но будешь по-прежнему самой красивой.

                                                    С.Богомолов

  1. Сообщение темы и целей урока.

  1. Беседа по содержанию стихотворения.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем писать письма. Как вы думаете, кому будут посланы наши письма?

Дети: Маме.

Учитель: Да, маме. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого близкого, родного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает нас.

Учитель: Куда мы относим письма, чтобы их отправить?  

Дети: на почту.

Учитель: Как называется человек, которому пришлют письмо, то есть получатель письма?

Дети: адресат.

Учитель: Как правильно назвать человека отправившего письмо?

Дети: отправитель.

     2) Отгадывание загадки.

Учитель: Отгадав загадку, вы узнаете, без чего невозможно отправить письмо.

- Заклеили клеем прочно.

  И ко мне прислали срочно.

  Я его не пожалею;

  Получу и вмиг расклею. (Конверт)

     3) Конкретизация темы и цели урока.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам написать письмо своей маме.

  1. Минутка чистописания.

Учитель: А сейчас давайте настроимся на красивое, правильное письмо букв, слов.

На доске написаны слова: мать, дочь, сестра, женщина, бабушка, жена. Прочитайте слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

Дети: Мать, дочь, сестра, женщина.

Учитель: запишите эти слова себе в тетрадь. На второй строке составьте и запишите предложение с этими словами.

  1. Словарная работа.

Учитель: Письмо приходит к нам по адресу. Как называется человек, которому пришлют письмо, то есть получатель письма?

(Дети записывают слова, ставят ударения ,выделяют место ,в котором могут быть допущены ошибки).
Дети: Адресат.
Учитель: Запишите это слово. Как называется человек, который отправил письмо?
Дети: Отправитель.
Учитель: Как называется наше государство, куда должно придти письмо?
Дети: Россия.
Учитель: На почте все письма сортируются по цифрам на конверте. Они называются индекс. Запишем. А кому можно послать письма?
Дети: Маме, бабушке, другу, учителю.
Учитель: С чего вы начнете свое письмо?

Дети: С приветствия.

Учитель: В письме это слова «здравствуйте» и «привет». Давайте запишем эти слова в тетради:
Учитель: Проверьте, у вас должны быть записаны слова:
адресат, отправитель, Россия, индекс, здравствуйте, привет.
Учитель: К кому можно обратиться со словом «здравствуйте»?
Дети: К взрослым.
Учитель: А «привет»?
Дети: К одноклассникам и т.д.

5. Работа по теме урока

1) Беседа об истории письма.

Учитель: Как давно, по вашему мнению, люди начали писать письма? ( В глубокой древности, много миллионов лет до нашей эры)

Учитель: Что представляли собой древние письма? (рисунки на камнях, дощечках, послания на бересте).

2)Виды писем.

а) Беседа

Учитель: С какой целью, почему люди пишут письма? (Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письма возникло потому,  что людям необходимо было общаться на расстоянии).

Учитель: Сохраняются ли у вас в семье чьи-то письма? ( Ответы детей.)

б) Виды писем.

Учитель: Послушайте, какие письма можно писать.

1)                   «Дорогие дети!

        От души желаю вам, хорошие маленькие люди,, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                                                               М. Горький».

Учитель: Это письмо-пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.

2) «С Днем рождения, мои дорогие близнецы! Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

                                              Любящий ваш дедушка Коля».

Учитель: Это письмо-поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с Днём Рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.

3) «Дорогие родные! Нахожусь в районе обороны. На подступах к          Москве. Враг прёт, не жалея ничего. Велика Россия, но отступать некуда. Позади Москва, иду в бой.

                                Целую. Ваш Иван».

Учитель: Это письмо с фронта, может быть последнее перед смертью, поэтому оно кратко и ёмко. Воин отступать не собирается, ведь он защищает Родину.

4) «Здравствуйте, дорогие мама и папа! Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.

   Когда вы приедете? Я уже соскучился по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.

                                                                Целую. Ваша дочь Оля».

 

 Учитель: Это письмо родителям. В нём Оля сообщает о том, что ей в санатории живётся хорошо, но она скучает, просит родителей поскорее приехать. Это письмо содержит только информацию, но не отражает настроение.

3) Уточнение понятий «Адресат» и «отправитель»

а) Рассмотрение двух конвертов увеличенной формы: заполненного и чистого.                                    Приложение 1.

Учитель: Конверт разделён на две части.

- Как их назвать?( Адрес отправителя. Адрес получателя.)

б) Чтение стихотворения.

Осмотри внимательно

Ты с письмом конверт,

Коль заполнишь правильно –

Ждёт тебя ответ.

В левом верхнем уголке

Свой адрес напишите

Аккуратно и красиво

Вы же «Отправитель»

В правом нижнем уголке

Место «Адресата».

Для кого письмо в руке?

Вспомните ребята.

Вспомните и напишите

И письмо по почте шлите

Коль не спутал уголок,

То письмо явится в срок.

4)  Проверка восприятия. Заполнение конверта.

Учитель: Как назовём человека, который пишет письмо?

Дети: Отправитель.

Учитель: Сегодня это вы, ребята. Заполните левый верхний угол конверта.(Дети заполняют адрес отправителя на чистых конвертах.)

Учитель: Как назовём человека, который получит письмо? (Адресат)

- Заполните правый нижний угол конверта. Чей адрес напишите? (Кому адресовано письмо?)

5) Части письма.

а) Беседа.

Учитель: Что такое письмо с точки зрения урока русского языка ?

Дети: Текст.

Учитель: Сколько частей обычно имеет текст?

Дети: Три части.

Учитель: Письмо тоже имеет три части : начало, основная часть, концовка.

б) Работа со схемой на доске.

Схема письма                  

Опорные слова

1. Обращение.                    

Дорогие мои папа и мама! Любимая бабушка!

                                             Уважаемый учитель!

2. Начальная фраза о      состоянии переписки. 

      Получила ваше письмо. Давно не получала писем.

Очень захотелось вам написать.

3.Основное содержание письма.

 

Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо.

4.Вопросы адресату.

Как здоровье? Какие новости? Как живёте?

 5.Просьба. Приветы.        

Прошу вас…Передайте привет…

6.Прощания.

До свидания! До скорой встречи!

7.Концовка. (подпись,   дата)

   

Целую. Скучаю. Ваш …

 

                   

6) Правила переписки:

Учитель:  Давайте повторим правила переписки.

- Письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листочке бумаги.

- Не пишите писем карандашом.

- Старайтесь не делать исправлений, ошибок.
- Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.

- Письмо состоит из нескольких частей: обращения; вступления; изложения; заключения; подписи.

- Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3-4 дня после их получения).

- Никогда не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.

7)  Проверка усвоения правил составления письма.

Учитель: Сейчас мы познакомились с правилами написания письма.

Возьмите на столах листы с текстом и, читая его, сделайте обозначения для каждого предложения условными знаками

V - это я уже знаю.

+ - это я узнала сейчас.     Приложение 3.

       1) Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без        исправлений.

       2) Ответить на полученное письмо следует как можно быстрее (не позднее недели).

       3) Письмо начинается с обращения «Здравствуйте», «Добрый день».

       4) Заканчивай письмо пожеланием здоровья и удачи.

       5) Указывайте дату и место написания письма.

       6) Если ты передаешь письмо через своего знакомого человека, конверт не заклеивай. Это знак доверия, поступить иначе некрасиво

       7) Воспитанный человек не читает чужих писем.

       8) Складывать письмо следует текстом внутрь.

     8) План письма.

Учитель: Чтобы вам было легче работать, давайте составим план письма

-        С чего же начать письмо?

-        О чем вы напишите в основной части?

-        О чем напишите в заключительной части.

        План письма:

  1. Приветствие.
  2. Основная мысль письма.
  3. Заключительное слово.

(собрать текст письма по плану).   Приложение 4


  1. Физминутка.

Дружно маме помогаем:

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем

Полощем, выжимаем.

Подметаем всё кругом.

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь отворяем,

Маму крепко обнимаем.

  1. Самостоятельная работа учащихся

     1)  Эмоционально-психологический настрой на письмо.

Учитель: Представьте себе, что вы поехали отдыхать в загородный оздоровительный лагерь. Но прошла неделя, и вы уже скучаете по родителям. Расположение лагеря таково, что мобильная связь недоступна. Тогда вы садитесь и пишите письмо, спеша поделиться первыми впечатлениями.

Учитель: Что заинтересует родителей в вашем письме?

(Здоровье, настроение, новые друзья, интересные случаи.)

  1. Самостоятельное написание послания родным или близким.

Учитель: Достаньте листы для написания письма. И начинайте писать письмо маме. Пусть ваши письма будут добрыми и теплыми.

      8. Итог урока.

  1. Чтение учащимися своих писем. ( По желанию.)
  2. Заключение. Беседа по вопросам:

    - Для чего люди пишут письма?
    - О чем пишут в письмах?
    - Из каких частей состоит письмо?
    - Как лучше письмо оформить?

Учитель: Все старались, отвечали хорошо, дружно. Дома вы письмо закончите и перепишите набело. Пишите письма родным и близким, друзьям и знакомым, ведь в них вы дарите адресатам частичку себя, а получив ответ, обогащаетесь сами.

Я благодарю вас за творческий подход к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

План - конспект урока " Речь и культура общения" 4 класс Пишите письма!...

Учащиеся с большим  интересом знакомятся с эпистолярным жанром - жанром письма. Эпистолярный жанр - средство общения и эмоционально-чувственного развития личности.   В литературе эпист...

Конспект урока по обучению письму + презентация "Письмо строчной буквы "ю"" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «ю» и  её соединения с другими буквами в слогах и словах.Планируемые результаты:Предметные: - знать графический об...

Открытое мероприятие. «Пишем письмо. Письмо на бумаге. Электронное письмо.» в рамках V окружного фестиваля КНИГА СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ.

Письмо - это сокровенное собщение, которое всегда, без исключения, дойдет до адресата... Главное правильно его написать и оформить....

Конспект урока по обучению письму. Тема: «Письмо строчной письменной буквы "ы" » УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «ы», её соединений с другими буквами в словах.Планируемы...