Методическая разработка театрально-музыкального вечера на тему: «Мы помним о тебе блокадный Ленинград».
методическая разработка по теме
Методическая разработка
театрально-музыкального вечера на тему: «Мы помним о тебе блокадный Ленинград».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_teatralno.docx | 51.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка театрально-музыкального вечера на тему: «Мы помним о тебе блокадный Ленинград».
Выполнила работу: Мищенко Светлана Владимировна,
2009 год
Литературно-музыкальный вечер "Мы помним о тебе блокадный Ленинград!"
«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев
Цель:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Познакомить ребят с понятием блокада;
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений, видеоматериалов и поэтической литературы.
В постановке участвовали дети начальных классов.
В сценарии использованы стихи советских поэтов, песни военных лет и песни о войне.
Продолжительность постановки примерно 25 – 35 минут.
Если кто-то из педагогов решит взять этот сценарий для реализации в детском коллективе, то данный вариант может быть дополнен, сокращен или изменен в соответствии с возрастом и возможностями детей – участников, а так же задач и целей, решаемых педагогов с помощью постановки. Так же слова не обязательно должны заучиваться и произноситься детьми наизусть, они могут их выразительно прочитывать по напечатанному тексту, вложенному в одинаковые, например, красные папки.
Предположительные роли:
• Участники постановки – учащиеся школы;
• Военврачи и медсестры – 4- 6 чел.;
• Раненые – 2-4 мальчика.;
• Регулировщик движения на военной дороге – 1 чел (лучше девочка);
• Жительницы блокадного Ленинграда – 2 девочки;
• Молодые матери, ждущие своих мужей с фронта – 3-4 девочки.
Реквизит:
куклы, завернутые в пеленки как младенцы; жезл постового-регулировщика (можно склеить картонный); санки без спинки с привязанным на них хворостом или охапкой прутьев и веток; костыли; а так же фронтовые фотографии родственников, участвующих в постановке детей – прадедушек, прабабушек и т.д. или фотографии известных героев ВОВ – маршалов, командиров, обычных солдат, Героев Советского Союза, возможно, ветеранов вашего района, города и т.п.
Костюмы:
Лучше, если участники смогут одеться и выглядеть соответственно своим ролям: медсестры и врачи – в белых халатах с красными крестами; раненые - в бинтах с костылями или палками; блокадницы – в фуфайках или ватниках, теплых платках, валенках и т.п. с санками, на которых привязан хворост; матери, ждущие своих мужей с фронта – в юбочках и кофточках неброских тонов, с куклами-младенцами на руках; регулировщица – в блузке и юбке цвета «хаки» с погонами (их можно сделать из картона и пришить к «плечикам» одежды), с жезлом в руке; остальные участники – в одежде, напоминающей военную форму, лучше, если есть возможность каждому одеть пилотки или фуражки.
Музыкальное оформление:
Музыку и песни, предлагаемые для иллюстрации постановки можно записать на диск или кассету и включать на магнитофоне или другой аудиотехнике в нужный момент, можно использовать мультимедиапроектор. Предлагаемые музыкальные номера можно заменять другими военными песнями и мелодиями, подходящими по смыслу или теми номерами, записи которых удалось найти. Музыкальные номера, используемые в постановке не обязательно должны исполняться и звучать от начала и до конца. Это может быть отрывок или начало песни, постепенно затихающее после первого или второго куплета или после первых нескольких известных и знакомых всем аккордов.
Ведущий № 1:
К сожалению, для многих молодых людей война - далёкая история, о которой они узнают лишь в рамках учебной программы. Поэтому данное мероприятие направлено на расширение знаний ребят о Великой Отечественной войне, заставляет эмоционально пережить события тех лет. Одной из самых страшных страниц той войны, несомненно, стала блокада Ленинграда. Ей и посвящён, наш вечер "Мы помним о тебе блокадный Ленинград!"
1 действие
• Все участники постановки выходят на сцену. Звучит танцевальная мелодия «Рио-Рита». Все дети на сцене танцуют.
• Через некоторое время музыка обрывается, дети останавливаются тихо строятся в две шеренги, после мгновения полной тишины звучит песня «22 июня» (лучше в исполнении Клавдии Шульженко: «… Двадцать второго июня, ровно в четыре часа Киев бомбили …»)
• Через 1 - 2 куплета песни, её звучание становится тише и на её фоне участники постановки громко и четко выговаривают слова текста:
22 июня 1941 года был выходной. В 4 часа утра, когда фашистские войска перешли границу нашей Родины, в Бресте, Киеве и других городах люди еще спали, многие были вдали от дома, в отпусках, на отдыхе. Война застала их всех внезапно.
• Звучит песня «Священная война» («Вставай страна огромная, вставая на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой …»)
Под звуки песни все участники постановки одевают пилотки (фуражки).
• Песня после одного - двух куплетов становится тише, на её чуть слышном фоне произносятся стихи:
Вместе весна и лето
Нынче гостят в Москве.
Сколько рассеяно света
В тучах и в синеве.
Мирно Москва проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах её сирень …
Разом, в одно мгновенье,
Все изменилось кругом.
Юноша в майке весенней
Смотрит суровым бойцом.
Девушка стала сестрою,
Крест – на её рукаве.
Сколько безвестных героев
Ходит сейчас по Москве …
Все на борьбу с врагами,
В грозный и дальний поход!
По небу ходит кругами
Сторож страны – самолет.
• Песня «Священная война» снова становится громче и под нее участники постановки маршируют. Музыка через некоторое время стихает.
• Произносятся стихи:
Еще недавно дым змеился над трубой,
Пекла хозяйка хлеб и бегали ребята …
За этот детский труп в траве перед избой
Любая казнь – дешевая расплата!
• Снова громче становится песня «Священная война», звучит до конца.
• Произносятся слова:
Враг был силен, шли ожесточенные бои, наши войска отступали с большими потерями, оставляя города, села, деревни. Фронт все ближе и ближе подвигался к Москве.
• Звучит «Марш защитников Москвы» («…нерушимой стеной обороны стальной разгромим, уничтожим врага…»). Под него все маршируют на месте, музыка звучит 2 – 3 куплета, затем стихает.
• Произносятся стихи:
Октябрь бульвары дарит рублем …
Слушки в подворотнях, что немцы под Вязьмой,
И радио марши играет, как в праздник
И осень стомачтовым кораблем
Несется навстречу беде, раскинув
Деревьев просторные паруса …
Казалось, что Кремль воспарил над Москвой,
Как остров летучий, - в просторе, в свеченье,
И сухо вышагивали по мостовой
Отряды народного ополчения.
И кто-то сказал: «Неужели сдадим?»
• Снова становится громче «Марш защитников Москвы», звучит примерно один куплет, далее снова стихает.
• Произносятся стихи:
Нет, рано враг торжествовал победу!
И сквозь пожаров дымные рога
Бойцы идут по вражескому следу,
Врезая шаг в скрипучие снега.
Бойцы идут среди родимых пашен
Победным шагом, грозны и легки,
А их народ зовет: гвардейцы наши,
Любимые, желанные сынки.
• Снова становится громче «Марш защитников Москвы», звучит до конца, участники постановки маршируют под него на месте.
• Произносятся слова:
Наши воины отстояли Москву ценой многих жизней, но еще впереди были другие битвы, смерть, подвиг, победа под Ленинградом, под Сталинградом, под Курском, под Берлином.
Война не щадила никого. На фронте гибли солдаты, раненых с поля боя под пулями вытаскивали молоденькие девушки – медсестры, санитарки.
• Звучит Песня «На всю оставшуюся жизнь» («.. на всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы, победы над врагом кровавым …»).
• Под нее на авансцену выходят медсестры и врачи с ранеными: по одному или парами поддерживают раненых, обмотанных бинтами, возможно опирающихся на костыли или палки, они хромают, с трудом передвигаются. Медики с ранеными делают 1 – 2 круга по сцене и уходят за кулисы, затем присоединяясь к остальным выступающим.
• Песня «На всю оставшуюся жизнь» стихает, на её фоне звучат слова:
В госпиталях, во фронтовых медсанбатах, в медицинских поездах российских воинов выхаживали военные медики, трудившиеся без сна и отдыха. Под бомбежками, артобстрелами, во время боя они боролись за жизни наших солдат, делали операции, спасали жизни.
• Снова становится громче Песня «На всю оставшуюся жизнь», она звучит до конца.
2 действие
• Произносятся слова:
Победа под Москвой – это было только начала разгрома фашистов на территории нашей страны. А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами.
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город.
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в неотапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой Ленинград, свой Санкт-Петербург!
• На авансцену выходят две блокадницы, за собой, на веревочке они тащат санки с хворостом, останавливаются на середине, начинают разговор:
1-я блокадница:
Дарья Власьевна, соседка по квартире,
Сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
О желанном мире, о своем.
2-я блокадница Дарья Власьевна:
Для того, чтоб жить в кольце блокады,
Ежедневно смертный слышать свист, -
Сколько силы нам, соседка надо,
Сколько ненависти и любви …
Столько, что минутами в смятенье
Ты сама себя не узнаешь:
- Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
1-я блокадница:
- Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь. –
Дарья Власьевна, - еще немного,
День придет – над нашей головой
Пролетит последняя тревога
И последний прозвучит отбой.
2-я блокадница Дарья Власьевна:
Будем свежий хлеб ломать руками,
Темно-золотистый и ржаной.
Медленными, крупными глотками
Будем пить румяное вино.
1-я блокадница:
Дарья Власьевна, твоею силой
Будет вся земля обновлена.
Этой силе имя есть Россия.
Стой же и мужайся как она!
2-я блокадница Дарья Власьевна:
Мы с тобою танков не взрывали.
Мы в чаду обыденных забот
Безымянные высоты брали,
Но на карте нет таких высот.
Вот она – святая память наша,
Сбереженная на все века …
1-я блокадница:
Что ж ты плачешь, что ты, тетя Даша?
Нам еще нельзя с тобой пока.
Дарья Власьевна, не мы, так кто же
Отчий дом к победе приберет?
Кто ребятам-сиротам поможет?
Юным вдовам слезы оботрет?
Это нам с тобой, хлебнувшим горя,
Чьи-то души греть и утешать
2-я блокадница Дарья Власьевна:
Нам, отдавшим все за этот город, -
Поднимать его и украшать.
• Произносятся слова:
Блокада Ленинграда была прорвана, но впереди было еще много тяжелых боев. На фронте воевали все: и мужчины, и женщины с автоматами в руках били фашистов, совершали диверсии в тылу врага, бомбили вражеские войска с неба.
В нашем тылу тоже шла битва – рабочая битва: женщины, старики, дети, все кто не мог уйти на фронт, трудились на заводах, выпускали танки, самолеты, снаряды.
По 12 – 15 часов стояли люди у станков, это был их трудовой фронт, их трудовой подвиг. Они трудились, верили в победу и ждали с войны своих мужей, сыновей, отцов, братьев.
• Звучит песня «Темная ночь» («… темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах …»); лучше, если она прозвучит в исполнении Марка Бернеса). Под нее на авансцену выходят девочки, играющие роль молодых матерей, ждущих своих мужей с фронта, они утирают слезы и на руках качают детей – кукол, завернутых в пеленки.
• Песня заканчивается, девочки с куклами уходят за кулисы и затем присоединяются к остальным выступающим.
• Произносятся слова:
Но наша страна набралась сил и била врага так, что побежали фашисты с российской земли. Наши войска стали освобождать город за городом, село за селом, хутор за хутором.
Наша армия гнала захватчиков на запад, российские солдаты освобождали несчастных, пленных, голодных, замученных фашистами людей, вызволяли их из концлагерей, освобождали российские города, освобождали европейские города и страны. Победа была близка!
• Звучит вторая половина песни «Дорога на Берлин»(«… значит нам туда дорога – Брестская улица, на запад нас ведет…»), так как полностью песня очень длинная (желательно, что бы она прозвучала в исполнении Леонида Утесова).
• Во время звучания этой песни в центре сцены на возвышении (стул, парта, столик) появляется регулировщица, размахивающая и указывающая дорогу жезлом. Остальные участники постановки – танцуют.
• Песня заканчивается, все участники снова выстраиваются в две шеренги.
• Произносятся стихи:
Седой солдат расскажет внукам
Про эту боль своих времен,
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польши немцев гнали вон;
Как славил их салют московский,
России добрых сыновей;
Как двинул справа Рокоссовский,
Как тотчас Конев дал левей;
И разъяснит, как по уставу,
Куда какой врезался клин,
Когда взята была Варшава
И встал на очередь Берлин.
• Произносятся слова:
Немецко-фашистские войска были разгромлены. 8 мая 1945 года был подписан пакт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии … Победа!
• Звучит песня «День Победы» («… этот День Победы порохом пропах, это праздник с сединою на висках, это радость со слезами на глазах…»), желательно, чтоб она прозвучала в исполнении Льва Лещенко)
• Песня заканчивается.
• Начинает звучать песня из к/ф «Офицеры» («… от героев былых времен не осталось порой имен, те, кто приняли смертный бой стали просто землей и травой…»)
• На фоне песни произносятся слова:
Но мы помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно!
• Продолжает звучать песня, под неё все участники постановки поднимают вверх и держат до окончания песни фронтовые фотографии своих родственников или известных героев войны.
Приложение
Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых
ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского:
Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
Любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо! —
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь»
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее
и дорогое —
Родина.
Горе твое —
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя —
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша
слава,
Родина.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.
Стихотворение В. Суслова «Первый день»:
Прорвались все-таки.
Бомбят.
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.
Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает
Первый день блокады.
Их будет много — девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Все одолеет, все снесет:
Обстрелы, холод, голод, горе.
С тех пор прошли уже года.
Исчезли с улиц баррикады.
Но день тот с нами навсегда —
Жестокий Первый день блокады!
Стихотворение Ю. Андрущенко «Ты в сердце моем, как поэма»:
В метельной ночи Ленинграда
Померк Петропавловский шпиль.
С твоими ветрами, блокада,
Клубится морозная пыль.
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется, а за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
Везут — и за вымершим садом
Их след исчезает в Снегу,
А небо трясет канонада—
На месть и на гибель врагу.
Сметая фашистские доты,
Не молкнут Кронштадта форты!
Отважная наша пехота
Стоит у бессмертной черты.
Ни звездочки, ветер и темень.
Лишь в сердце: ни шагу назад!
Ты в сердце навек, как поэма,
Мой город родной — Ленинград!
Стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов».
Я говорю с тобой ярд свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза,
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады —
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю:
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей!
отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц.
Прожив декабрь» январь, февраль,
Я повторяю с дрожью счастья:
Мне ничего живым не жаль —
Ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, война,
Я поднимаю клятву эту,
Как вечной жизни эстафету,
Что мне друзьями вручена.
Их множество — друзей моих,
Друзей родного Ленинграда;
О, мы задохлись бы без них
В мучительном кольце блокады.
О да — иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
И свищет воздух, и скрежещет,
Под бомбами ломаясь, лед,
И озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
Еще мучительней и злей —
Сорокаградусная стужа,
Владычащая по земле.
Казалось, солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
Навеки лунный свет, и лед,
И голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут...
— Гражданочки, держаться можно...
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге»:
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Зимой машины мчались вереницей,
И лед на Ладоге трещал, —
Возили хлеб для северной столицы,
И радостно нас Ленинград встречал.
Отрывок из поэмы «Блокада» 3. Шишовой:
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право — жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
Есть передышка — мы передохнем,
Нет передышки — снова будем драться
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем.
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш; испытанный огнем,
За право называться ленинградцем!
Стой, как стоял, ваш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!
Стихотворение П. Гулыпяева «Медаль За, оборону Ленинграда»:
Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке
Одолел блокаду, —
Тому, как высший орден, дорога
Медаль
«За сборному Ленинграда»,
Стихотворение В. Суслова:
Время слово сказать о солдатской медали.
Ту медаль в сорок .третьем на фронте вручали.
Поздравлял награжденных комбат,
И темнел за спиной Ленинград.
Может вам рассказать, ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходил}! трамваи,
Как стояли — ни шагу назад! —
Ленинградцы за; свой Ленинград!
Он не дрогнул в бою, бастион над Невою.
Он в едином строю был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог -
Все он вынес и все превозмог.
Тихо волны стучат о гранитные плиты.
Сколько б дней ни промчалось — ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой!
Медаль «За оборону Ленинграда» —
Не просто наша память о войне,
Металл ее откован в дни блокады
И закален в невиданном огне.
27 января 1944 года блокада города была снята.
Стихотворение О. Берггольц «Ленинградский салют»:
И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград!
Какой же правдой ныне стало,
Какой грозой свершилось то,
Что исступленною мечтой,
Что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня слышит
Салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит
Победоносный Ленинград!
Стихотворение Ю. Воронова «27 января 1944 года»:
За залпом залп
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе
Салют!
Сегодня ленинградцы плачут-
В. Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя».
Почему все не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух
И та же вода, только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух
И та же вода, только он не вернулся из боя.
Наши павшие нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Стихотворение С. Давыдова «Осень на Пискаревском кладбище»:
Проливная пора в зените,
Дачный лес почернел и гол.
Стынет памятник.
На граните
Горевые слова Берггольц.
По аллеям листва бегом,
Память в камне,
Шчаль в металле,
Машет вечным
Крылом огонь.
Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет.
Память к ним пролегла сквозная,
Словно просека,
Через жизнь.
Больше всех на свете,
Я знаю,
Город мой ненавидел фашизм.
Наши матери,
Наши дети
Превратились в эти холмы.
Больше всех,
Больше всех на свете
Мы фашизм ненавидим,
Мы!
Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет.
Стоит три века Петербург
На берегах Невы державной.
Сюда пролег ее маршрут
От самой Ладоги от славной.
Она источником всегда была,
И Петербург водой поила,
И миллионам жизнь спасла,
Когда не просто людям было.
В войну по Ладожскому льду
Дорога жизни проходила
И, не взирая на беду,
Своим защитникам служила.
По ней шли к ним боеприпасы,
Хлеб посылала им страна,
И город жил на те запасы,
Нет, не сожгла его война!
Здесь миллионы полегли,
У стен родного Ленинграда.
Прошу вас, помните о них!
От вас им большего не надо.
Здесь павшие в бою солдаты,
Кто не дожил до светлых дней,
Кто у станков стоял когда-то
И ждал отцов и сыновей.
Они победу все ковали
В те страшные блокадные года,
Стояли насмерть, голодали,
В победу верили всегда.
Полвека с той поры минуло,
Как отстояли Ленинград.
И счастье каждого коснулось:
Победе рад был стар и млад.
Тогда же немцев разгромили,
Кто колыбель оборонял,
Орду все ж в город не пустили,
В святыню ворог не вступал.
Всем! Всем, кем город был спасен,
И выстоял, и не согнулся,
От всей души земной поклон —
Живым и тем, кто не вернулся!
Стихотворение Ю. Воронова «Опять война...»:
Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Список использованной литературы.
- День Победы // Практика административной работы в школе. – 2002. - № 2. – С. 65.
- Дикая Л. На фронте с поэтом: Литературно-документальная композиция // Библиотека. — 1999. — № 5. – С. 73-75.
- Дружинин Ю.В. Песни огненных лет // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №2. – С. 42.
- Зархи С.В. Чужого горя не бывает...: Литературная композиция для старшеклассников по творчеству К.М. Симонова // Читаем, учимся, играем. — 2000.—№ 5. – С. 51-56.
- Коновалова А.Я. Великая Отечественная война в жизни нашей страны (устный журнал) // Школьная библиотека. – 2004. - № 1. – С. 37-45.
- Маркидина В. Этот день вы приближали, как могли: [ Сценарий, посвященный Великой Отечественной войне и Дню Победы] // Начальная школа: Прил. к газ. «Первое сентября». —2000. — № 16. — С. 4, 13.
- Медикова Л. Ваш подвиг будет жить в веках//Читаем, учимся, играем.–2004.-№11.–С.15.
- Методические рекомендации по подготовке и проведению празднования 55 годовщины Победы в Вов // Классный руководитель. – 2000. - №№ 1,2. – С. 107.
- Методические рекомендации по подготовке и проведению празднования 55 годовщины Победы в Вов // Классный руководитель. – 2000. - №№ 1,2. – С. 107.
- Богданова М. Эти песни спеты на войне. // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 5. – С. 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка для занятия воспитательной направленности в ГПД
«Дети блокадного Ленинграда»«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована для проведения тематического праздника (занятия воспитательной направле...
«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка
«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована при проведении праздника в начальной школе....
Методическая разработка "Дети блокадного Ленинграда"
Разработка предназначена для учителей начальных классов, освещает тяжелые дни блокады Ленинграда. рассказывает о подвиге маленьких ленинградцев....
Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Дети блокадного Ленинграда»
Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Дети блокадного Ленинграда" для учащихся 1-2 классов....
Методическая разработка к занятию для начальной школы «Дети блокадного Ленинграда»
Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению. В ходе занятия звучат стихи, воспоминания очевидцев о блокадных ...
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда) При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...
Методическая разработка классного часа, тема «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»
Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...