«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка для занятия воспитательной направленности в ГПД
методическая разработка на тему
«Дети блокадного Ленинграда»
«Вам, мальчики и девочки блокады…»
(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована для проведения тематического праздника (занятия воспитательной направленности в ГПД) в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дети блокадного Ленинграда»
«Вам, мальчики и девочки блокады…»
(Литературно-музыкальная композиция)
Звучит спокойная музыка, гуляют дети…
Ведущий. Последние экзамены были позади, сегодня по улицам города Ленинграда шли выпускники. Старшеклассники делились своими планами, рассказывали о том, чем решили заниматься после окончания школы.
1-й ученик. Я мечтаю стать командиром Красной армии, поступить в военное училище. Войны сейчас точно не будет, ведь единственная страна, которая могла бы напасть на нас, Германия, подписала с нами договор о ненападении, так что я успею выучиться на командира.
2-й ученик. А я хочу выучиться на повара! Приготовлю вам вкусный торт!!!
3-й ученик. А я хочу выучиться на врача!
4-й ученик. А я стану первоклассным инженером!
Все дети смеются.
Чтец 1.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала , казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
( С.Щипачёв)
Чтец 2.
Раскрыты были окна школы,
Сирень цвела,
Звенел над садом смех весёлый,
Светлела мгла.
Уже порозовели дали
И гладь реки,
И радостно рассвет встречали
Выпускники.
Улыбки, светлые одежды,
Кругом цветы.
Прекрасны юности надежды –
Любовь, мечты.
Казалось, что волною льётся
Бал выпускной,
Но кто мог знать,
Что мир взорвётся
В ту ночь войной?
Вдруг наступает тишина…Дети замирают…
Ведущий. Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Сегодня, 22 июня 1941 года, фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. (Голос Левитана)
Гремят взрывы (в записи), затем звучит первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова¸ стихи В. Лебедева – Кумача) – возможно в записи, возможно в исполнении детского хора.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идёт война народная,
Священная война!
Звучит в записи второй фортепианный концерт (1-я часть) С. Рахманинова.
Чтец 3.
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
(А.Иоффе)
Чтец 4.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
(А.Твардовский)
Звучит седьмая «ленинградская» симфония Д.Д.Шостаковича.
Ведущий. Они встретили войну в разном возрасте.
Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
1-й ученик. В начале войны мне было 12 лет. Вместе с папой и братом Алёшей мы пришли в зоосад. Мы стояли в очереди на карусели, ели мороженое…И вдруг по радио объявили, что началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну.
2-й ученик. Мне было шесть лет. Я с мамой собиралась ехать в деревню к бабушке. Мы уже стояли на платформе, папа говорил, что скоро приедет, и мы будем кататься на лодке и плавать в реке.... И вдруг по радио объявили, что началась война. Мы с мамой вернулись домой, а папа отправился в военкомат, записываться на войну добровольцем.
3-й ученик. Я , Зина Портнова. Летом 1941 года с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне недалеко от города Витебска. Когда туда пришли фашисты, вступила в партизанскую организацию « Юные мстители».
4-й ученик. Я, Нина Куковерова, ученица 74-й ленинградской школы. Война застала меня на даче около посёлка Тосно Ленинградской области. Когда фашисты ворвались в деревню, я установила связь с подпольем и стала собирать для партизанского отряда разведывательные сведения.
5-й ученик. Мне было пять лет. Я играл с мальчишками во дворе. Вдруг выбежала мама, она было чем-то очень сильно напугана. Она постоянно твердила: «Война! Война! Сынок, война!»
Когда дети читают свои тексты, выходят взрослые и создают вокруг них круг. Это символизирует кольцо блокады.
Звучит песня «Ленинградцы»
Когда кольцо замкнулось, дети замирают, выходят взрослые и начинают одевать детей: шапки, шубы, платки, варежки и т.д.
Взрослые, символизирующие кольцо блокады, встают по периметру сцены.
Выключается свет, выносят свечи и расставляются по периметру сцены.
Ведущий. 8 сентября 1941 года город Ленинград оказался со всех сторон окружён врагами – кольцо сомкнулось. Наш город оказался в очень тяжёлом положении. Началась блокада! Немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Продовольствия осталось очень мало. Поэтому уже в ноябре хлеб в Ленинграде выдавался только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека.
На тарелочках выносят хлеб, разрезанный на кусочки по 125 граммов. Хлеб раздают детям , которые стоят на сцене.
Ведущий. В этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки , были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок.
И всё же блокадная пайка хлеба та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
Чтец 5.
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба –
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
Ведущий. Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет, не было воды. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.
Во время чтения текста: девочка заклеивает окно, дети берут санки и ведро и «идут» за водой, ребёнок берёт книги и кидает в нарисованный огонь, имитирует, что греется.
Но жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живёт и борется!
Чтец 6.
Во тьме казалось : город пуст,
Из громких рупоров – ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащённый,
Но наше твёрдое «живём!».
Не дремлет город осаждённый.
(Вс. Азаров)
Звучит «Ленинградский метроном» 1 куплет
Ведущий. Чтобы причинить ленинградцам как можно больше горя, варвары не щадили и детские учреждения. Они полностью разбомбили 22 школы и повредили 393, безжалостно уничтожали детские сады, ясли, больницы. Но не смотри ни на что , и ясли, и детские сады, и школы работали! Гордым вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе; местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды….многие ленинградские дети учились! « И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что…»
Опасен и тяжёл был путь в школу и возвращение из неё. На улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и брести приходилось в цепенящей стуже, через снежные заносы.
Чтец 7.
Наш город в снег
До пояса закопан.
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть
(Ю.Воронов)
Во время чтения текста, дети медленно подходят к партам и садятся за них.
Ведущий. В классах было очень холодно, замерзали даже чернила. Печурка не могла обогреть классное помещение, и ученики сидели в пальто, в шапках и рукавицах. У классной доски было холодно и темно. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. Но они продолжали учиться!
Чтец 8.
Да, учиться – блокаде назло,
Даже если замёрзли чернила,
Если голодом мысли свело,
Если встать из-за парты нет силы,
Если в школу нацелен снаряд,
Если класс, как на фронте, редеет…
Все равно пионерский отряд
В бой за знания шёл, не робея.
(А. Молчанов)
Ведущий. Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой. Она писала: «Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год несмотря ни на что: ни на бомбёжки, ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны были её выполнить.»
Ведущий. Все эти нечеловеческие лишения и тяготы переносили дети. Мы хотим рассказать об одной девочке. Жила в Ленинграде на 2-й линии Васильевского острова в доме № 13 пионерка Таня Савичева. Жила в большой семье. Пионерке Тане Савичевой было одиннадцать лет. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В те дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой , поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
Чтец 9.
Самый короткий дневник.
Сил не хватало - длиннее.
Кажется, это тот миг,
Что уж не будет больнее.
Страшную сущность войны
Кто нам поведал короче?
В те ленинградские дни,
В те ленинградские ночи?
Самый короткий дневник.
Нужен ли, впрочем, длиннее?
Этот отчаянный крик
Всех рассуждений сильнее.
Девочка за партой пишет дневник, и озвучивает его. Возможно – во время чтения на сцену бесшумно выходят девочки. В руках каждой из них лист ватмана – увеличенная копия странички из Таниной записной книжки.
«Женя умерла 28 дек. В 12.00 час утра 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942г.»
«Лёка умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.»
«Дядя Вася умер в 2 ч ночи 13 апр. 1942 г.»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.»
«Мама 1 мая в 7.30 ч утра 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
«Написав» все записи в дневник, девочка засыпает за партой.
Чтец 10.
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только чёрные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада…
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промёрзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унёс.
Нет больше силы. И нет больше слёз.
Умерли дядя, сестрёнка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – 11 лет.
(Илюша Малышев)
Ведущий. Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной страны люди посылали в Ленинград подарки – продукты, тёплую одежду.
Чтец 11.
Вот так, исполнены любви,
из-за кольца, из тьмы разлуки
друзья твердили нам : «Живи!»
друзья протягивали руки.
(О.Берггольц)
Ведущий. Да только не было возможности доставить всё адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Было решено проложить дорогу по льду Ладожского озера. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни». По «дороге жизни» в Ленинград везли хлеб, а из города вывозили обессиленных детей.
Во время чтения текста появляются взрослые - уносят на руках девочку, которая читала текст Тани Савичевой, а остальных детей уводят за руки.
Чтец 12.
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лёд.
Всё же идёт машина,
Хлеб в Ленинград везёт
Хлеба кусочек малый
Ребёнка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас!
Ведущий. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Все кто обслуживал ледовую трассу – водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики, - работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбёжками и обстрелами.
Память народа хранит немало подвигов, совершенных во время доставки драгоценного груза.
Чтец 13.
О да – иначе не могли
ни те бойцы, ни те шофёры,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
И было так: на всём ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофёр на льду.
- Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
да рук не разогнуть ни как:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
шестнадцать тысяч ленинградцев.-
И вот – в бензине руки он
смочил , поджёг их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре –
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнём и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре –
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех-
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящён,
наш хлеб насущный, ленинградский.
(О.Берггольц)
Чтец 14.
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.
(О.Берггольц)
Ведущий. Голод, холод, обстрелы, бомбёжки…. Но в городе были дети….. И не смотря на блокаду, они всё же оставались детьми…И взрослые люди со всей страны решили устроить детям Ленинграда праздник Новый год. В городе были устроены праздничные ёлки – в школах и детских садах. Особой важности грузы везли 31 декабря по «дороге жизни». В город везли мандарины…Детям героического Ленинграда…Каждый ребёнок блокадного Ленинграда получил новогодний подарок . Это была маленькая победа Великого города!!!
Чтец 15.
Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война – не место для детей!
Ребёнку нужен тёплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Во время чтения текста, выходит человек с мандаринами и угощает детей на сцене и детей в зале.
Чтец 16.
Расскажи ж друзьям своим в столице:
- Стоек и бесстрашен Ленинград.
Он не дрогнет, он не покорится,-
так сказала старшая сестра.
(О.Берггольц)
Ведущий. В январе 1943 года был пробит небольшой коридор. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только в январе следующего, 1944 года. Город находился в блокаде больше двух лет – 900 дней!!!
Чтец 17.
Враги кричали: «Нет конца
У ленинградского кольца!»
Мечом рассёк его боец –
И вот кольцу пришёл конец…
(С.Маршак)
Чтец 18.
Свершилось! Прорвана блокада!
Перед истории лицом
Мы знаем : дети Ленинграда
Достойны города во всём.
(М.Рыльский)
Чтец 19.
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе-
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
(Ю.Воронов)
Ведущий. За время блокады целые семьи умирали от холода и голода. Многие дети блокады так и не увидели победного салюта. Их детство оборвала война. И они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискарёвском мемориале и в братских захоронениях других кладбищ горда.
Чтец 20.
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита,
но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт, и ничто не забыто.
Чтец 21.
Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
(В.Суслов)
Ведущий. В истории Великой Отечественной войны нет другого такого примера, когда многомиллионный город жил и боролся в течении 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!
Звучит «Гимн городу».
Чтец 22.
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Всё это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна…
Ведущий. Ленинград выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух нашего народа сокрушить невозможно! Давайте же склоним головы перед мужественными ребятами , не дожившими до наших дней, и почтим их светлую память минутой молчания.
Все встают. Через минуту чтение стихотворения.
Чтец 23.
Люди!
Покуда сердца
стучатся,-
помните!
Какою ценой
завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Помните!
Через века, через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придёт никогда,-
помните!..
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт никогда,-
заклинаю,-
помните!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка
«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована при проведении праздника в начальной школе....
Методическая разработка "Дети блокадного Ленинграда"
Разработка предназначена для учителей начальных классов, освещает тяжелые дни блокады Ленинграда. рассказывает о подвиге маленьких ленинградцев....
Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Дети блокадного Ленинграда»
Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Дети блокадного Ленинграда" для учащихся 1-2 классов....
Методическая разработка к занятию для начальной школы «Дети блокадного Ленинграда»
Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению. В ходе занятия звучат стихи, воспоминания очевидцев о блокадных ...
Методическая разработка к занятию "Дети блокадного Ленинграда"
Презентация к занятию "Дети блокадного Ленинграда"....
"Дети блокадного Ленинграда". Методическая разработка.
laquo;Дети блокадного Ленинграда», «Вам, мальчики и девочки блокады…» (Литературно-музыкальная композиция)...
Методическая разработка классного часа: «Дети Блокадного Ленинграда» для учащихся 1-4-х классов Архипова Наталья Петровна
Методическая разработка классного часа «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся3 классов. Классный час посвящается годовщине снятия блокады Ленинграда, проблеме детских судеб во время бое...