Материалы к празднику "Зимующие птиц"
классный час (2 класс) по теме

Вишневская Галина Анатольевна

Помощь к подготовке к воспитательному мероприятию о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23pticy.docx476.15 КБ
Файл zimuyushchie_pticy.docx20.85 КБ
Файл pticy.docx592.9 КБ

Предварительный просмотр:

23.12.2008 

Птицы

Лаврентьева М. В.

Урок 11 

Оборудование: картинки с изображением зимующих, пролетных и перелетных птиц: ворона, воробей, дятел,  сорока, сова, снегирь, свиристель, клест, соловей, скворец, кукушка.; бланк «Снегирь», «Дятел», цветные карандаши.

Ход занятия 

1. Оргмомент

2. Повторение стихотворения 

Еще раз про осень 

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М. Ходякова 

3. Беседа о ноябре 

Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато в ноябре прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы: шишки клюют — жирок куют. Ведь у клестов зимой появятся птенчики.

Снегири, синицы, щеглы прилетают в сады, клюют почки на кустарниках. В ноябре издавна отмечали люди «синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки. В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Вопросы и задания 

Какие птицы прилетают в ноябре? Чем они питаются?

Как отмечают «синичкин день»?

4. Физкультминутка «Птица видна по полету» 

Обсуждаем смысл поговорки. Ведущий рассказывает детям об особенностях полета разных птиц. Дети повторяют за педагогом движения, имитируя полет орла, совы, воробья…. Выберем водящего:

Среди белых голубей

Скачет серый воробей,

Воробушек-пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

Водящий называет птиц, выбирая одну из четырех-пяти разученных. Дети выполняют нужные движения.

5. Отгадай загадки 

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится -

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик – чирик!»

(Воробей) 

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее…

(Ворона) 

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет?

(Дятел) 

Грудка ярче, чем заря,

У кого?

(У снегиря) 

Что за птица,

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде?

(Клест) 

Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки!

(Свиристели) 

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной!

(Соловей) 

Кто летает темной ночью

И схватить мышонка хочет?

(Сова) 

Кто по тропочке идет

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет?

Догадайтесь сами!

(Трясогузка или ледоломка) 

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем.

(Скворцы) 

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

(Кукушка) 

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым —

«Клё! Клё! Клё!» —

Поет со свистом.

(Клест) 

Пусть я птичка — невеличка,

У меня, друзья, привычка —

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

(Снегирь) 

Какие птицы перелетные, пролетные, зимующие?

 

   

 

 

 

  

6. Раскрасить снегиря и дятла. 

 

 

7. Игра в слова 

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее снегирю. Объясните выбор каждого слова

Курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица… 

8. Задание «Четвертый лишний» 

Медведь, дятел, лось, барсук;

Сорока, скворец, курица, журавль;

Ворона, синица, воробей, соловей;

Синица, скворец, трясогузка, утка;

Сова, снегирь, дятел, сорока;

Воробей, соловей, ворона, кукушка; (не вьет гнезда) 

Сорока, синица, клест, дятел (появляются зимой птенцы) 

9. Итог занятия



Предварительный просмотр:

Зимующие птицы.

 

 

Домой                   Методическая работа

 

 

Зимующие птицы.

(игра-соревнование)

В игре учувствуют учащиеся 2-3 классов. Количество команд-2. Каждая команда состоит из 5 участников, один из которых капитан. У каждой команды есть название: это «Синица» и «Снегирь».Команды готовят домашнее задание – приветствие, костюмы. Приветствие включает в себя: название, девиз стихи или песню, рассказ о птице (ареал обитания, внешний вид, поведение, питание, значение в природе), которую команда выбрала. Конкурсы оцениваются по 5 бальной системе.

(Смотрите приложение № 1.)

 

Звучит пение птиц.

ВЕДУЩИЙ:  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы участвовать в празднике зимующих птиц.

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают.

      Галка, ворона, снегирь, воробей.

         Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

Дети называют зимующих птиц.

Ведущий представляет  членов жюри.

ВЕДУЩИЙ.  Переходим к конкурсам. Мне нужна помощница, и она появится, если вы отгадаете, как её зовут.

Как снег бела,

   Как сажа черна,

       Вертлява, как бес,

                            Повертелась - и в лес.(Сорока)

Появляется сорока.

ВЕДУЩИЙ.  Здравствуй,  Сорока - белобока. Спасибо, что прилетела к нам на помощь. Ты везде летаешь - много знаешь.

       СОРОКА. Я по городу летаю,

                       Иногда в лесу бываю,

                       Птичек знаю хорошо.

                       Расскажу о них я всё.

   ВЕДУЩИЙ. Подожди-ка, белобока ,-

                        Говорить ты можешь много.

                        Пусть ребята нам расскажут,

                        Что они о птицах знают.

Конкурс «Приветствие»

Команды по очереди показывают  своё домашнее задание.

Конкурс «Загадочный сундучок»

Каждой  команде по очереди Сорока подносит сундучок, и один из участников  достаёт  из него жетон  с номером. Ведущий зачитывает вопрос под этим номером, и команда даёт на него ответ.

         Вопросы командам:

1.   Осенью птицы летают в далёкие края. Мелкие птицы летают стайками. Утки – одна возле другой. А как летают журавли? (Клином.)

2.    Какая птица наших мест имеет наибольшую продолжительность жизни? (Ворон – 100 лет.)

3.   Длинную зимнюю ночь птицы проводят по- разному. Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева и рябчики ? ( Под снегом.)

4.    Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились отделять, какая погода на улице. Как они это делали? ( В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.)

5.    Утки очень любят воду. Они там купаются, находят корм. Но охотно утки лезут в воду в сильный мороз. Почему? (Температура воды в мороз выше температуры воздуха, поэтому в воде утки будут охлаждаться меньше, чем на воздухе.)

6.    Одни считают воробья вредной птицей, а другие – полезной. Почему? (Тот небольшой вред, который приносят воробьи, питаются зерном, многократно компенсируются при вскармливании птенцов воробья гусеницами.)

Конкурс «Загадки»

Не дровосек, не плотник,

                      А первый в лесу  работник.     (Дятел.)

 

          Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдёт приют.

  Не боится он простуды –

                                   С первым снегом тут как тут.       (Снегирь.)

 

     Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю.

                   Под карнизом обитаю.      (Воробей.)

 

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

      Голосом речистым, чистым

                                               «Клее – клее – клее » кричит со свистом?  (Клест.)

 

                                    Окраска сероватая,

                                    Повадка вороватая.

                                    Известная персона,

                                    Кто она?        (Ворона.)

 

                                    Спинкою зеленовата,

                                    Брюшком желтоватая,

                                    Чёрненькая шапочка

                                        И полоска шарфика.         (Синица.)

 

                                     Может и свариться,

                                     Может и разбиться.

                                     Если хочешь – в птицу

                                      Может превратиться.          (Яйцо.)

 

«Конкурс капитанов»

Капитаны команд приглашаются за стол. Сорока раздаёт им чистые листы бумаги.

ВЕДУЩИЙНа стенде расположены рисунки с изображением птиц: галка, сорока, поползень, голубь, лебедь, лебедь-шипун , зелёный дятел. Каждый рисунок имеет свой номер. Капитанам я задам вопросы об этих птицах. Отвечая на вопрос, вы пишите только тот номер рисунка, на котором изображена нужная вам птица.

 

           Эта лесная птица питается желудями, орехами. Самая красивая из вороновых. Делая запасы желудей на зиму, способствует лесовозобновлению . (Сойка – 2)

 

         Эта птица – символ мира. Воздушный почтальон. (Голубь – 4)

 

          Эта птица из Красной книги. Поможет маленьким пернатым, предоставляя им жильё в зимнюю стужу.( Зелёный попугай – 6)

        Эта птица легко лазает по стволу в низ головой.( Поползень-3)

 

        Птенцы и молодые птицы буровато – серые, а белыми становятся через несколько лет. (Лебедь – шипун – 5)

 

          Городская птица, живущая рядом с  человеком. ( Галка – 1)

 

Конкурс « Танцевальный»

ВЕДУЩИЙ.  Ребята, а куда подевалась Сорока? Давайте её позовём.

 СОРОКА.     Извините, что пропала –

                      В лес соседний я летала.

                      Лесовик меня там ждал,

                      Телеграмму передал!

  ВЕДУЩИЙ.  Белобока, поспеши –

                         Телеграмму покажи!

                         Мы её здесь почитаем,

                         Что написано – узнаем. ( Читает.)

Подарок от Лесовика достанется тому, кто лучше всех станцует.

 Внимание на нашего ди-джея, который покажет вам танцевальные движения, а  вы их повторите!

    Звучит музыка. Дети танцуют.

              Конкурс «Кормушка»

Командам предлагается сделать кормушки из имеющегося материала. (Смотрите приложение № 2)

 

Конкурс «Восемь птиц»

ВЕДУЩИЙ. В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц .Отыщите их  названия и напишите с обратной стороны карточки.

     «Девочка устраивала столовую для птиц. Во двор она вошла, убрала  в углу мусор.

 Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать». (Ворона, сорока, щегол, сокол, чекан, сойка, клёст, чечётка.)

Конкурс «Прилетели птицы»

ВЕДУЩИЙ.  Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что – то другое, нужно хлопать в ладоши и топать ногами.

 

   Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.

   Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

   Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.

   Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки поползни, дятлы.

   Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, даже совы- сплюшки, лебеди,  скворцы… Все вы молодцы!

(Смотрите приложение № 3)

 

Конкурс «Песенный»

Участники исполняют подготовленные за ранее песни о птицах.

ВЕДУЩИЙ.  Ребята, наш праздник  подошёл к концу. Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, младшие братья, и мы, как старшие, должны их беречь и сохранять.

          Трудно птицам жить зимой,

                                                 Корм себе найти.

    Кто их может кроме нас

                                                От голода спасти?

Сугробами засыпаны

    Бугры, дворы, дорожки,

       Не могут пташки отыскать

    Не зёрнышка, не крошки.

  И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

         Вот в этот самый трудный час

      Спасенья птица ждёт от нас!

Кормите их! Согрейте!

 Повесьте домик на суку,

       Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

                                                                                                 И живут бедняжки.

   По небу весело скользя,

   Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

    «Спасибо вам великого!»

Жюри подводит итоги игры и награждает  команду победитель



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"

ТЕМА:  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц. ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. За...

Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"

ТЕМА:  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц. ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. За...

технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе по теме "Птицы.Работа с природным материалом"

Внеурочное занятие (технологическая карта) Ф.И.О. учителя___Тушева Светлана Викторовна_________________________________Направление  развития и воспитания младших школьников______ общек...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Птицы. Работа с природным материалом". 3 класс

Тема  занятия: Птицы. Работа с природным материалом.Цели занятия: учить изготавливать птиц из природного материала, замечать красоту и разнообразие форм в природе.Задачи: развивать и закреп...

Технологическая карта урока: "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. МОЗАИКА «КУРОЧКА ИЗ КРУПЫ".

Данная публикация  представляет собой технологическую карту урока по технологии  для учащихся 1 класса при работе с природным материалом....

Материалы к конкурсу стихов о птицах в рамках акции "Покормите птиц зимой"

Материал может быть использован на внеклассных, внеурочных занятиях о птицах...