КВН по русскому языку
методическая разработка (3 класс) по теме
Занимательный материал. Способствует развитию познавательного интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН по русскому языку в 3-м классе
Шипика Ольга Владимировна, учитель начальных классов
Оформление.
В классе вывешены плакаты:
«Язык - это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. И. Куприн»
«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу – выше. Выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.
К. Бальмонт.»
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Ход игры.
- Представление команд.
Ведущий: Язык, на котором мы разговариваем, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.
Приветствие команд (участвуют три команды).
Все ученики:
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
1-я команда:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда:
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3-я команда:
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
4. Все участники поют песню о КВН (на мелодию песни “Улыбка” композитора В. Шаинского).
Любит КВН наш дружный класс,
и объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
провести удачно бой,
чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
5. Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы:
Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.
6. Болельщики приветствуют команды:
За команду мы “болеем”
И друзьям помочь сумеем!
7. Разминка “Угадай название команды”
(сообщает капитан каждой команды)
Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто? что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
Название нашей команды обозначает название действий предмета , отвечает на вопрос что делает?, а в предложении бывает сказуемым.
Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, а в предложении бывает второстепенным членом.
8. Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:
Какое название имеет каждая команда?
Какие части речи вы знаете?
Какая часть речи не изменяется?
9. Домашнее задание (капитан каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило, и передает его жюри).
10. Конкурс капитанов.
Задание: определить часть речи (по одному предложению).
Посадила мама в печь пироги с капустой печь .
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
11. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать загадку и определить часть речи.
Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретает. ( Школа)
Белый зайчик прыгает по черному полю. Слезы проливает. Дети их читают и стирают. ( Мел)
Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. ( Дверь)
12. Конкурс команд 1.
Постижение народной мудрости.
Ведущий.
Уже давно никто не спорит с утверждением о том. Что русский богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать её более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы. Вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно.
-Он здоровый в здоровом теле.
(Здоровый дух)
-Часть одежды, которую рекомендуют держать шире.
(Карман шире.)
-У него глаза велики.
( У страха.)
- Только там бывает бесплатный сыр.
( В мышеловке.)
- Её ждут, сидя у моря.
( Погоды)
- Это часть предмета бывает золотой.
( середина)
- Какую еду иногда просит обувь у её незадачливого владельца?
( Кашу – «сапоги каши просят»).
Конкурс 2.
Ведущий. В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.
Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот АВТОР - спит в портфеле,
Этот ПОНИ – день недели,
Этот ПЛОТ – из полотна,
Этот РАК сильней слона,
Эта МАРКА ест бананы,
Этот СЫР – с лесной поляны.
На доске:
АВТОР ПОНИ ПЛОТ РАК МАРКА СЫР |
Ответы: авторучка, понедельник, полотенце, трактор, мартышка. сыроежка.
Конкурс 3.
Ведущий. Этот конкурс требует от вас определённой фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называются гласными.
Дети.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласных.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка.
Но не желают свистеть и ворчать.
Ведущий. А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.
Букву Е БРТ – БеРеТ СВР – СеВеР ВР – ВееР КЛЩ - КЛеЩ |
Команды получают задание на карточках.
Букву О Букву А КН окно БРН баран ГРХ горох ТК атака КЛКЛ колокол РФ арфа ТПТ топот МРК марка БЛТ болт СТР астра ПКЙ покой КРМН карман ГРН горн БРК барак ТРН трон ШЛШ шалаш КРК окорок ФНТ фант ГЛТК глоток ШРМ шрам Букву У Букву И СД суд ПРЗ приз ШРП шуруп РС рис КСС уксус ЛЛЯ лилия КСТ куст ФЛН филин БРНДК бурундук РС ирис |
Конкурс 4.
Редактор. В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздаёт командам тексты:
- Я одел пальто и пошёл гулять.
(На себя – надел.)
- Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.
( Известен всей школе.)
- У дороги стоял пожилой гриб.
( Старый)
- Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.
( Из-за),
Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.
( У чего четыре ножки?)
- Она уверена в свои силы.
( Уверена в своих силах)
Конкурс 5.
Дети.
Устная речь.
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Ведущий. В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.
А. Занятие, которое себя не оправдывает. Б. Обязательно. В. Очень быстро. Г. Точно в цель. Д. Сохранять самообладание. Е. Показать себя с лучшей стороны. Ж. Быть в состоянии сильного волнения. З. Огорчаться. |
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
Конкурс 6.
Ведущий. Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
Карточка.
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинафки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо. |
За каждую исправленную ошибку начисляется по 1 баллу.
Конкурс 7.
Весёлая грамматика.
Ученики читают стихотворение О. Высоцкой.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье без сомненья
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
Ведущий. Поработаем с частями речи. От предложенных имён прилагательных образуйте имена существительные.
На доске.
Храбрый смелый Сильный добрый Гордый болтливый Мудрый богатый Грубый хвастливый Весёлый ленивый Умный бедный Крепкий |
Конкурс 8 . “Можем мы диктант писать на “4” и на “5”.
(Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри.)
Текст диктанта.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода. Русский язык помогает нам дружить.
Конкурс болельщиков (пока команды пишут диктант).
Задание: найти слова, которые спрягались.
Хлев – (лев), коса – (оса), щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.
Подведение итогов.
Конкурс болельщиков. Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми:
Рукой подать. (Близко).
Через час по чайной ложке.(Медленно).
Морочишь голову.(Обманываешь).
Во весь дух.(Быстро).
Склонять по падежам.(Ругать).
Засучив рукава.(Хорошо работать).
Опустив рукава. (Работать плохо).
Прикусить язык.(Замолчать).
Ни пуха, ни пера.(Пожелать удачи).
Музыкальная пауза (пока жюри подсчитывает очки).
В это же время команды показывают инсценировку по стихотворению С. Маршака “ Знаки препинания”. У учащихся на груди прикреплены плакаты с нарисованными знаками препинания.
Чтец:
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Вбегает восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.
Восклицательный знак:
Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Чтец:
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Входит вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Чтец:
Явились запятые,
Девицы завитые.
Входят запятые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые:
Мы особы занятые,
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Входит точка с запятой.
Точка с запятой:
Если нет над вами точки,
Запятая — знак пустой.
Чтец:
Прискакало двоеточие,
Прискакало многоточие…
Появляются двоеточие и многоточие.
Двоеточие:
Нет, постой!
Я важнее запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Чтец:
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие:
Если вам угодно знать,
Я важней, чем и прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Чтец:
Вопросительный знак
Удивился.
Вопросительный знак.
- То есть как?
Чтец:
Восклицательный знак
Возмутился.
Восклицательный знак.
- То есть как?
Чтец:
И сказала точка,
Точка – одиночка.
Точка:
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
17. Конкурс капитанов.
Задание: раскрыть скобки в предложениях:
Язык (до) Киева (до) ведёт.
Хорошее слово (до) сердца (до) идёт.
(С) горы (с) бежал поток проворный.
18. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать слова.
Для 1-й команды : его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода.
Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
Для 3-команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.
19. Конкурс для команд “Можем мы диктант писать на “4” и на “5”.
(Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри.)
Текст диктанта.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода. Русский язык помогает нам дружить.
20. Конкурс болельщиков (пока команды пишут диктант).
Задание: найти слова, которые спрягались.
Хлев – (лев), коса – (оса), щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.
21. Жюри объявляет счёт.
22. Ведущий подводит итоги соревнования.
23. Награждение участников.
24. Участники КВН исполняют песню “Серьёзный разговор” (муз. Н.Прокудина, слова О. Высотской).
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Ведущий благодарит детей за участие в соревновании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....