Удивителен мир цветов
методическая разработка (1 класс) на тему

Тимофеева Наталия Валерьевна

Проектная деятельность в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelen_mir_cvetovokonchatelnyy_variant.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №20»

Проектная деятельность

учащихся

первых классов

Цветок, близкий моему сердцу

                         Руководитель:  Тимофеева Н.В.

    Вступление

Сегодня мы подводим итоги проектной деятельности учащихся первых классов «Цветок, близкий моему сердцу».

Давайте поприветствуем участников, которые вошли в финал этого конкурса. (Выходят по классам, держа в руках свою работу)

Эти ребята в течение III четверти подбирали материал к своей проектной работе (с помощью взрослых), оформляли её, выступали перед своими одноклассниками и перед жюри. Кстати, тогда перед жюри стояла очень сложная задача из множества интересных проектных работ 77 детей, красочно оформленных, выбрать несколько, только самых-самых… И вот финал…

Сегодня первоклассники поделятся своими знаниями с вами. А ваша задача – внимательно послушать выступления и выбрать самые интересные. Это нелегко.

На нашей конференции присутствуют гости.

Это ваши родители.

Поприветствуем их и попросим выступить в качестве жюри.

А нашим участникам конференции пожелаем поменьше волнения и, конечно, удачи!

Конференция – это очень серьёзная работа. Но мы не хотим, чтобы она показалась утомительной, и предлагаем провести ее в виде праздника. Вы согласны? Помогут нам в этом ученики 1–х классов.

Удивителен мир цветов! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, сказка, свои праздники. Есть у них своя  богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3 мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а женщины одевались в разноцветные платья.

«Кто любит цветы, тот не может быть злым», - гласит венгерская пословица.

Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними, - поэт душой. Послушайте стихотворение поэта Дагестана Расула Гамзатова:

  1. С  целым миром спорить я готов,

      Я готов поклясться головою

      В том, что есть глаза у всех цветов,

      И они глядят на нас с тобою.

 2.  В час раздумий наших и тревог,

      В горький час беды и неудачи

      Видел я: цветы, как люди, плачут

      И росу роняют на песок.

 3.  Кто не верит, всех зову  я в сад –

      Видите, моргая еле-еле,

      На людей доверчиво глядят

      Все цветы, как дети в колыбели.

Давайте же и мы ближе познакомимся с цветами и вместе с поэтами посмотрим в их добрые, доверчивые прекрасные глаза, полюбуемся ими, подружимся и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

        Аутотренинг.

Звучит запись «Одинокий пастух» в исполнении оркестра П.Мориа.

Сядьте поудобнее, закройте глазки, представьте картину.

 … Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

Колышутся травы луга,

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я очень рад (а), что встретился с

Удивительным миром царства цветов

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником всему живому.

Когда наши предки жили в пещерах, на лугах уже пестрели цветы, и над ними летали рои насекомых, собирающих нектар и пыльцу.

Когда-то, 10 миллионов лет назад, у большинства растений были невзрачные мелкие цветочки, пыльца которых разносилась ветром. Но постепенно растения и насекомые приспособились друг к другу. Цветы стали ярче, крупнее и ароматнее. Пчелы, шмели и бабочки научились выбирать для себя одно какое-нибудь растение и в течение нескольких дней питались только на нем, перелетая с цветка на цветок и опыляя их. Пышный наряд цветка и его нежный аромат – это опознавательный знак для летящего навстречу друга: «Вот он я! Тот, которого ты ищешь!»

Лицевая часть лепестков окрашена ярче, чем оборотная.

Жизнь растения начинается с пылинки, упавшей прямо внутрь цветочка, - и начало новой жизни положено.

Для получения крупных и здоровых семян, из которых вырастают красивые растения, необходима чужая пыльца.

Сладкий нектар, за которым охотятся насекомые, спрятан глубоко в центре цветка, но насекомые быстро его находят, поскольку на всех цветках есть какие-нибудь знаки, указывающие путь к нектару.

Игра «На лугу».

«Кузнечики» – прыгают,

«травы» – приседают,

«бабочки» – летают, размахивая руками,

«цветы» – складывают ладони, как чашечки цветов,

«насекомые» – летают,

«звери» – передвигаются на корточках.

Большинство растений вырастают из семян. Семя подсолнечника лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из семян корень прорастает в почву, а росток пробирается наверх, к свету.

Сначала растение получает все питание из семени, но, как только появятся собственные листочки, они уже кормят растения. Затем на растении набухает бутон, раскрывается цветок, который вскоре опыляется.

Цветы важны потому, что это как раз та часть растения, где вызревают семена. Чтобы появились семена, необходимо перенести пыльцу с одной части цветка на другую. Это делают насекомые и ветер.

Цветы выделяют сладковатую жидкость – нектар, которую любят пить многие насекомые. Яркая окраска и запах цветов привлекают насекомых к нектару. Пока насекомое пьет нектар, к его тельцу прилипает пыльца. Когда же оно садится на другой цветочек, перенесенная пыльца опыляет его. Вот почему цветут растения!

Когда созревают новые семена, они падают на землю. Из тех, которые выживут, на следующий год появятся новые цветы. Многие семена уносит ветром или водой. Многие семена прилипают к шкуре или лапам птиц и животных. Потом они отваливаются и падают на землю.

Другие семена растут внутри стручков, которые, созревая на солнце, лопаются и разбрасывают их вокруг.

     Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Стихотворение

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Давайте же заглянем в мир цветов!

(Слайды. Звучит «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»)

Кроссворд (приложение).

Про то, как пришли на землю цветы, в народе так сказывают…

Возвращался будто бы Иван – царевич от Бабы – Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул  три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней  на другой берег. Махнул  два раза платком в левую сторону - радуга стала тоненьким - тоненьким мостиком. Бросилась Баба – Яга за Иваном – царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки – цветочки. Одни цветы были добрые от следов Ивана – царевича, а другие злые и ядовитые, - это там, где Баба – Яга ступала.

«Сказка – ложь да в ней намек», - говорит народ. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением они являются. Человеку не хватит, наверное всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства богини Флоры.

Но если у вас внимательные глаза, даже самые молчаливые цветы могут многое рассказать о себе.

Но как? Как люди, цветы разговаривают только в сказках. В жизни они молчат. Но это молчание очень красноречиво.

Цветы обладают волшебным даром выражать нежность и чистоту. Они волнуют тонким ароматом и восхищают грациозной красотой. Ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном посреди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем–то своем…

И как часто один – единственный  цветок может сказать человеку больше, чем самое  красноречивое  послание! Говорят, если дарить близкому другу  цветы, слов не надо:   в  цветах – и чувства твои, и доброта, и все надежды твои, и залог счастья. И тот, кому ты даришь цветы, поймет тебя без слов.

И наши ребята – участники конференции дарят вам сегодня цветы – свои проектные работы.

Выступления детей.

Игра «Садовник»

«Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…»

В течение минуты перечислить названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок, выигрывает. (Хлопаем)

Выступления детей.

Мультфильм «Паровозик из Ромашкова»

Выступления детей.

Игра «Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед  за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Стихотворение

Мы из цветов составляем букеты,

Подбирая цветок за цветком,

И душистое свежее лето

Вместе с нами приходит в наш дом.

Вы гордитесь красою наряда,

Светом солнечных дней залиты

Наши гости из школьного сада,

Наших парков и скверов цветы.

В сентябре вас по улицам в школы

Первоклассники чинно несут,

Ставят в вазы на стол новоселы,

Как подарок друзей берегут.

Мы давно вас считаем друзьями,

Дети наших садов и полей.

Мы ухаживать будем за вами,

Чтоб на клумбах росли вы пышней.

А знаете ли вы как растет цветок? Стоит только припасть ухом к земле, и услышишь, как поднимается, и шелестит, и скрипит, и стонет, набирается сил крохотный росток.

Если крепко спишь на зорьке, это не увидишь и не услышишь. Человеку трудно дается привычка вставать вместе с солнцем. Но коль уж воспитал он в себе эту привычку, то будет вместе с зеленью, вместе с цветами радоваться утреннему пробуждению природы, и любой цветок, даже самый крохотный и самые неказистый, что поднялся у него на глазах, станет  ему близок и дорог, он не сорвет его бездумно, чтобы тут же затоптать в пыли, потому что сам будет причастен к великому таинству волшебницы Флоры.

Только ведь как иной раз бывает: попадается нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – еще один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвем… А тот, первый можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие снопы лесных и луговых цветков, которые иные «природолюбы» (да порой мы с вами) везут в автобусах и электричках, когда возвращаются в город с лона природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы  уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.

Стихотворение

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой»,

Нам казалось всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле

Обреченно глядел василёк.

Безнадежно гвоздики глядели…

«Не замедляй шагов, не рви цветов, чтоб сохранить их. Иди вперед – цветы будут цвести на всем пути твоем», - советует богиня Флора.

Как ни старались люди изуродовать ту землю, на которой они жили, как не забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни считали всякую пробивающуюся травку… трава, оживая, росла и зеленела везде…

Но уже сегодня столь усилился натиск человечества на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. И тогда люди создали «Красную книгу Флоры» - перечень близких утрат, которые могут стать невозвратимыми.  Красный цвет книги – сигнал опасности.

Для чего понадобилась нам «Красная книга»? Некоторые могут подумать,  что книга эта вроде скорбного списка или плач по исчезающим с Земли цветам и растениям. Но это не так.  «Красная книга» - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В «Красной книге» рядом с описанием видов растений говорится о грозящей ей опасности. «Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти» - словно наказ людям. «Сбереги, давай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой».

     

Стихотворение

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, я ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты

И не будет красоты.

Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли  в наш быт. Подарить цветы – значит подарить человеку свои искренние чувства любви,  почтения, уважения. Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринужденным, доверительным.

     Цветы, как люди, на добро щедры,

 И, щедро нежность людям отдавая,

 Они цветут, сердца отогревая,

 Как маленькие теплые костры.

Цветы, эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда рядом с человеком.

     Всю жизнь цветы не оставляют нас.

     Прелестные наследники природы –

     Они заходят к нам в рассветный час,

     В закатный час заботливо заходят.

И счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создавать ее своими руками – «До свидания, наши милые, нежные, добрые друзья – цветы! До встречи весной!»

(Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы»)

Наш праздник подошел к концу. Мы узнали много нового и интересного. Что вам больше всего запомнилось?

А сейчас предоставим слово жюри.

В заключение нашего праздника, я хочу дать вам совет:

Улыбнись с утра щенку,

И росинке, и цветку,

Пестрой бабочке в лугах,

Солнцу в лёгких облаках.

Бабочка махнёт крылом,

Солнце – ласковым лучом,

И росинка вспыхнет, радуя

Семицветной чудо – радугой.

И тогда увидишь ты,

Сколько в мире красоты!

Обменявшись добротою,

Будет мир дружить с тобою!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение свойств цвета - основные и составные цвета

На уроке учащиеся знакомятся с основнымй и составными цветами, учатся получать составные цвета. На уроке ведется фронтальная, парная и группова работа. Урок занимательный. Красочная презентация. Второ...

Знакомство с основными цветами, смешивание цветов, тёплые и холодные цвета.

Данный лист распечатывается на плотной бумаге для каждого ученика. Ребёнку предлагается подписать лист на линии справа вверху. Затем знакомим с основными цветами, которыми он, используя краски, раскра...

Презентация "Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета"

Материал к уроку изобразительного искусства во 2 классе. Учащиеся во время урока разделяют цвета на тёплые и холодные; рисуют жар-птицу....

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: « Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».

Знакомство с цветом как средством выраже­ния, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы....

ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА НЕЙ РАЗНЫЕ . НАТЮРМОРТ. ЦВЕТ И СВЕТ

План- конспект урока. 3 класс. УМК "Перспектива"...