ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА НЕЙ РАЗНЫЕ . НАТЮРМОРТ. ЦВЕТ И СВЕТ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Адиятуллина Марсельеза Ямалетдиновна

План- конспект урока. 3 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_odna.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:


ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА НЕЙ РАЗНЫЕ .
НАТЮРМОРТ. ЦВЕТ И СВЕТ

Педагогические цели: создать условия для эмоционального восприятия учащимися красоты и яркости красок садовых цветов; содействовать развитию умения рисовать цветы по памяти, с натуры, используя правила композиции, учитывая форму, цвет и приемы письма; формированию различных приемов работы кистью в передаче образа осенних цветов; способствовать развитию воображения, творческой фантазии; воспитанию любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к окружающей природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – воспринимают художественные образы, представленные в произведениях искусства; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения  в  изобразительной  деятельности;  в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе; в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу; умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности: проявляют художественный вкус, воображение; выражают эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к природе, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; проявляют способность к художественному познанию мира; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, выраженную с помощью средств рисунка.

Метапредметные: выражают желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-образ).

Форма урока: комбинированный.

Вид занятия: рисование по памяти, с натуры.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: натюрморт, цвет, свет, контраст, мазок длинный и короткий, точка, прием работы «по-сухому», прием живописи «по-сырому».

Оборудование урока: акварельные краски, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Образовательные ресурсы:

1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учебник  для  общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2012.

2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся  общеобразоват.  учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. В. Макарова. – М. : Просвещение, 2013.

3. Мультимедийная презентация «Натюрморт».

Зрительный ряд: натурная постановка с осенними цветами; репродукции картин: А. Герасимов «Пионы», М. Сарьян «Цветы калаки», А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной», А. Осмёркин «Подсолнухи и рябина», Е. Кругликова «Георгины. Монотипия», В. Юкин «Рябина», И. Машков «Натюрморт с маками и васильками», И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птица», В. Ван Гог «Подсолнухи», Ю. М. Сарьян «Ереванские цветы»», И. Репин «Осенний букет».

Литературный ряд: стихотворения и загадки о цветах.

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся.

                Прозвенел звонок,

                Начинаем наш урок.

                Будем изобразительное искусство изучать,

                Творчество и фантазию развивать.

II. Актуализация знаний.

Отгадывание загадок.

                Что ж, давайте по порядку.

                Загадаю я загадку.

                Кто быстрей ответ найдет,

                Тот первым и тему урока назовет.

                Голова – на ножке,

                В голове – горошки.

        (Мак.)

                Эх, звоночки, синий цвет,

                С язычком, а звону нет.

                        (Колокольчики.)

Стоит Антошка                                Есть один такой цветок,

На одной ножке.                                Не вплетешь его в венок.

Где солнце станет,                                На него подуй слегка:

Туда он и глянет.                                Был цветок – и нет цветка.

(Подсолнух.)                                (Одуванчик.)

        Белая корзинка,

        Золотое донце,

        В ней лежит росинка

        И сверкает солнце.

        (Ромашка.)

III. Постановка учебной задачи.

– Что объединяет все загадки? (Все они о цветах.)

Учитель предлагает вместе сформулировать тему и цели урока.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Художественное слово о цветах.

В МИРЕ ЦВЕТОВ

                В мире цветов так тепло и прохладно,

                Целый букет ароматов и звуков…

                Каждый цветок – он по-своему нарядный…

                В форме изысканных праздничных кубков.

                В мире цветов я желала б остаться,

                Стать героиней рассказов и сказок,

                Чтоб красотой каждый день любоваться,

                Слиться с гармонией света и красок.

                Л. Кузьминская

ПОДСОЛНУХ

        На осеннем, но убранном, поле

        Одинокий подсолнух стоит.

        Я его не срубил, и доколе

        Он на хмурое небо глядит.

        Всем известно – зима на подходе,

        Солнце в небе желанней всего.

        Так пускай у меня в огороде

        Мой подсолнух заменит его.

        Я его берегу и жалею

        И согнуться не дам и упасть.

        Он, как дева, красою своею

        Пробуждает уснувшую страсть.

                Л. Нелюбов

МАКИ

                Веселый день горит... Среди сомлевших трав

                Все маки пятнами – как жадное бессилье,

                Как губы, полные соблазна и отрав,

                Как алых бабочек развернутые крылья.

                Веселый день горит... Но сад и пуст, и глух.

                Давно покончил он с соблазнами и пиром, –

                И маки сохлые, как головы старух,

                Осенены с небес сияющим потиром.

        И. Анненский

ХРИЗАНТЕМЫ ОКТЯБРЯ

        Уже прохладное дыханье

        Колышет кроны тополей,

        Принес октябрь увяданье

        Для скверов, парков и аллей.

        Но в октябре свои поэмы

        Читает нам осенний сад,

        И ветку белой хризантемы

        Зовет на танго листопад.

        Прошедших дней воспоминанья

        Дымят над углями мостов,

        Вам о моих в любви признаньях

        Расскажет музыка цветов.

                А. Фет

– Так о цветах говорят поэты.

– Какие чувства пробуждают в вас эти строки? (Ответы учеников.)

2. Презентация или репродукции картин известных художников. Беседа.

– А теперь давайте полюбуемся творениями художников.

– Какие чувства пробуждают в вас картины?

– К какому жанру живописи относятся эти изображения? (Натюрморт.)

Натюрморт – в переводе с французского «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, которое художественно воспроизводит домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи и другие неодушевленные предметы.

– Перед вами работы живописцев, создающих образы цветов. Эти образы складываются из форм (цветы бесконечно разнообразны по внешнему виду), цветовой палитры, своеобразия композиции и приемов письма.

– Встречали ли вы в наших краях цветы, изображенные на этих картинах? Назовите их. Какие слова можно подобрать, чтобы описать их красоту?

– Какая форма у этих цветов? (Округлые «шапки», соцветия круглые из мелких цветочков, или продолговатые, острые лепестковые, или крупные одиночные «чашечки».)

– Цветы для букета обычно подбираются таким образом, чтобы они составляли гармонию цветовых пятен и ритма форм. От этого букет может быть радостным, или нежным, или торжественным.

– Какова цветовая палитра представленных картин? Назовите произведения со сближенной и контрастной гаммой. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах (работа с таблицей) синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого, темные: красно-коричневый, бордовый и фиолетовый – в сочетании с охристыми тонами. И, конечно, зеленый цвет.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,         Наклоны вправо и влево.

Больше спать не захотел,                                 Наклоны вперед и назад.

Шевельнулся, потянулся,                                 Руки вверх, потянуться.

Взвился вверх и полетел.                                 Руки вверх, вправо, влево.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.                         Покружиться.

3. Формирование практических умений. Создание композиции «Чужие цветы краснее, а свои милее».

– Сегодня мы будем изображать букет осенних цветов. Давайте рассмотрим и сравним цветы, находящиеся в классе. (Дети сравнивают строение осенних цветов, их цветовую окраску, листья, стебли.)

– Почему цветок окрашен неравномерно? Как свет (освещение) влияет на его окраску?

– Рассмотрите рисунок (творческая тетрадь, с. 4). Какие приемы рисования кистью использовал художник при изображении астры? (Пятно, длинные и короткие раздельные мазки.)

Мазок – это особый прием рисования. Для этого кисть прикладывается к бумаге полностью по длине ворсы и немного протягивается – длинный мазок. Быстрое прикладывание кисти – короткий мазок.

Точка – работает только кончик кисти, которая расположена перпендикулярно бумаге.

•  Постановка учебной задачи.

– Сделайте пробу цветка разными мазками на палитре (творческая тетрадь, с. 4). Создайте композицию с осенними цветами «Чужие цветы краснее, а свои милее». Вы можете повторить композиционную схему за художником или придумать свою. Гуашью или акварелью сочно, многоцветно напишите цветы с натуры или по памяти.

– Сегодня мы работаем приемом раздельного мазка («по-сухому» или «по-сырому»).

•  Отработка приема работы «по-сухому».

Учитель показывает поэтапно прием работы «по-сухому» с постепенным насыщением цвета.

1) Рисуем форму цветка, заливаем слабым основным тоном, выражающим основной цвет.

2) Затем повторными слоями усиливаем цвет.

3) Завершается работа в цвете детальной проработкой рисунка красками.

•  Овладение приемом живописи «по-сырому».

1) На палитре подбираем основной цвет.

2) Покрываем рисунок прозрачным цветом краски или увлажняем бумагу водой.

3) Не давая краске просохнуть, вносим в основной тон цветовые оттенки.

4) Позднее, когда рисунок просохнет, прорисовываем тонкой кистью мелкие детали (тычинки, прожилки листьев и лепестков).

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

Выставка детских работ. Оценка, выявление ошибок.

– Какие красивые рисунки создали наши руки! Давайте приложим свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Мы чувствуем, как бьются наши сердца.)

– Ваши сердечки маленькие, как кулачки. Можно услышать фразы, адресованные человеку: «У тебя большое сердце», «У тебя доброе сердце». Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца всегда были открыты для красоты, доброты, хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по внеклассному занятию на тему: "Натюрморт. Цветы"

В презентации предоставленно поэтапное рисование цветов в вазе гуашью....

технологическая карта урока изобразительное искусство Тема: "Цвета как средство выражения. Тихие цвета." 2 класс УМК "Школа России"

Тема: цвета как средство выражения. Тихие цвета.Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятием «тихие» цвета.Планируемые результа...

Технологическая карта урока «Цвет зимы — белый. Рисование снежных цветов на окне»

Технологическая карта урока «Цвет зимы — белый. Рисование снежных цветов на окне», 1 класс...

Конспект урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения. Тихие цвета" (2 класс, Школа России)

Конспект урока изобразительного искусстваТема: Цвет как средство выражения. Тихие цветаЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием "тихие цвета"; формирование умений для...

Презентация "Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет "

Презентация "Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет " по ИЗО 2 класс...

Конспект урока ИЗО «Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет» (2 класс) + презентация

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет»Цели деятельности учителя: развитие творческих...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: расширение знаний обучающихся об украшениях, Задачи урокаДидактические:1. Расширять знания учащихся об этих понятиях, пользование красками и пр...