Музейная педагогика. Открытый урок "Этнокалендарь"
методическая разработка (3 класс) по теме
Семинар для учителей Красносельского района по музейной педагогике. Формирование толерантного отношения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_muzeynoy_pedagogike.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по музейной педагогике
в ГОУ школа№394
Мероприятие подготовила учитель Титова Е.В.
с учащимися 3 «а» класса
Путешествие по страницам Этнокалендаря
«Праздники моей жизни»
(с презентацией)
Цели:
формировать активную гражданскую и патриотическую позицию; гордость за прошлое и настоящее Отечества;
прививать чувство толерантности учащимся, как жителям России и Санкт-Петербурга;
формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать приобщению учащихся к историческому наследию города, Отечества;
создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями Русского музея;
повлиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.
Что такое «ЭТНОКАЛЕНДАРЬ» и «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Ребята, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Сегодня мы еще раз перелистаем некоторые странички этнокалендаря.
- Где мы его использовали? ( на уроках, на внеклассных занятиях, дома)
1 слайд
ПО СТРАНИЧКАМ ЭТНОКАЛЕНДАРЯ
2 слайд
ЭТНОКАЛЕНДАРЬ - годовой цикл жизни размеренный на памятные и радостные даты, на праздники и будни
3 слайд
Этнокалендарь помогает ориентироваться в культуре, обычаях, традициях, языках представителей различных национальностей, проживающих в северной столице.
Важно и вам понимать и уважать другую культуру, иные взгляды. Мы стараемся воспитывать дружеские отношения, уважать друг друга, быть толерантными.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - (от лат. - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
16 ноября –
Международный день толерантности
Во всем мире 16 ноября объявлен Международным Днем толерантности.
Открывается первая страничка Этнокалендаря «День защитников Отечества»
презентацию по этой дате представляют учащиеся 3 «а» класса
4 слайд
23 ФЕВРАЛЯ - этот день сильная половина человечества получает законное право принимать от женщин поздравления, благодарность и подарки.
5 слайд
История праздника «День Защитников Отечества»
Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».
В 1922 году эта дата была официально объявлена Днем Красной Армии
6 слайд
С 1946 года праздник стал называться Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота
7 слайд
После распада Советского Союза дата была переименована в День защитника Отечества остался
Этот праздник -
остался днем мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах
как годовщина великой победы или День Рождения Красной Армии
как День настоящих мужчин
выступление отряда 3 «а» класса «Защитники Отечества» с песней «У солдата выходной»
(монтаж, строевая ходьба, песня)
Но не всегда так легко было солдатам. Были и тяжелые, суровые испытания. В годы вО войны они вставали на защиту городов, деревень, сел.
Один из боев запечатлел в своей работе известный художник.
Составив из пазлов репродукцию, вы сможете вспомнить название картины и имя художника.
распознавание картины «Оборона Севастополя» А. Дейнека (пазлы, беседа по содержанию)
Где находится картина?
Что вы помните об этой картине?
***Сейчас вы еще дети, но время быстро летит и через несколько лет наши мальчики, а может быть, и девочки, станут защитниками нашей родины. А как вы сейчас готовитесь стать достойными защитниками Отечества?
*** после Дню защитников Отечества мы отмечали масленичную неделю.
Открывается страница Этнокалендаря - «Масленица»
8 слайд
Один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
сценка «… А мы масленицу состречаем»;
Картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» (отгадывание картины по воспоминаниям художника, беседа по картине)
По воспоминанием художника определите его имя и название картины.
Воспоминания художника : «А потом в том же году уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел. У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину - „Городок берут".
К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили. Там в санях - справа мой брат Александр сидит. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез…»
-Кто знает название этой картины?
-Кем была создана эта картина?
-Что можете рассказать про этого художника? ( Художник родился в Сибири. Эта картина создана Суриковым во время поездки на родину, в город Красноярск. Хотя художник писал картину в зрелом возрасте, он хорошо помнил и знал жизнь сибиряков, своих земляков. Сюжетом для картины он выбрал старинную сибирскую народную игру, знакомую художнику с детства.)
- Что изображено на полотне? (штурм, бой, главный момент игры – «победа», размах праздника:
- стремительное движение всадника на вздыбленном необъезженном коне пробившегося к городку и ломающего снежную стену;
- строй защитников городка, вооруженных хворостинами, метлами, трещотками;
- облик молодого казака с горящими глазами, дышащего отвагой и удалью, и столь же возбужденного, как бы летящего на нас коня с раздутыми ноздрями, косящими сверкающими глазами;
- сверкающий зимний пейзаж;
-разлетающиеся из-под копыт коня комья снега).
- Какое впечатление произвела на вас эта картина?
-Кто главные герои картины? (народ, все герои картины написаны художником с натуры, все его земляки:
- брат Александр в санях;
- печник Дмитрий – всадник;
- племянница Татьяна Капитоновна – в санях в горностаевой пелерине).
- Какое настроение у людей? (у людей веселые, задорные лица)
-Какими средствами Суриков выражает свое восхищение? (Художник показывает восхищение всеми героями, все ему дороги, всеми он любуется. Их лица с нежным румянцем как бы окутаны морозным снежным воздухом. Все персонажи полны здоровья и красоты, в народном, фольклорном ее понимании, они напоминают образы произведений народного искусства.)
-Какие тона использует художник? (Художник использует цвета в одеждах людей, которые произошли от цветов камней –самоцветов, вот какая красота скрывается в красках природы – желтый – яхонтовый, голубой – бирюзовый, зеленый – изумрудный…)
– Раньше говорили: «Кто хочет, веселился – хоть с лавки свалился!»
Танец «Лавата»;
– Какой же праздник обходится без гармошки? Встречайте нашего гармониста.
(Шувалов Д.);
–Гуляние продолжается – украинская народная песня «Волы»,
исполняет Манзевитый Д.;
хоровод «Блины».
Ребята, нравится вам отмечать масленичную неделю?
Чем вам нравится празднование масленицы?
Что бы вы рассказали младшим братьям и сестрам, а потом и своим детям о Масленице? (помнить традиции, обряды своего народа, передавать их из поколения в поколение)
Знакомим со следующей страничкой Этнокалендаря – «Международный женский день»
Ведущий: Наконец – то наступила весна! Природа пробуждается после долгого зимнего сна.
Узнайте картину известного художника.
Вспомните биографию художника.
картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (описание, биография художника);
Вопросы:
9 слайд
8 МАРТА - возник этот праздник как день борьбы за права женщин 8 марта 1857 года в Нью-Йорке. Собрались работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши.
Выступление 3 «а» и 3 «б» классов (стихи, песни, частушки для мам, бабушек и подружек)
1)В прекрасный день - 8 марта,
Когда сияет все кругом,
Нам разрешите вас поздравить
С Международным женским днем!
2)Здоровья, счастья пожелаем,
Чтоб не грустили никогда,
Чтобы всегда вы процветали
Во имя счастья и добра.
Все дети поют песню "Мама"
Только ли в этот день надо заботиться о мамах, бабушках, сестренках и подружках?
Каким образом вы проявляете ежедневно свою заботу, любовь и уважение к женщинам?
Шуточные частушки для мам.
1) С праздником, бабушки,
мамины и папины мамы,
Женское сердце не может стареть,
Пусть не тревожат душевные раны
И о годах вам не стоит жалеть!
2) Я, ребята, бабушке не грублю,
Потому что бабушку я люблю!
Так давайте бабушек поздравлять,
Пожелаем бабушкам не хворать!
Песня про бабушку.
Открываем страницу «День космонавтики»
10 слайд
Ведущий: Подымите руки, у кого есть мечта.
А какая у вас мечта? Что вы делаете для того, чтобы ваша мечта осуществилась?
Не раз и космонавтам задавали такой вопрос: «С чего у них начиналась дорога в космос?». И ответ был один: «С мечты». Мечта сбывается только тогда, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
презентация учащихся 3 «б» класса;
11 слайд - Издавна человечество стремилось к звёздам.
12 слайд - С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким таинственным мирам
13 слайд - Свершилось великое событие, впервые в истории человек осуществил полёт в космос. Нам выпала честь первым проникнуть в космос. История навсегда сохранит день
12 апреля 1961 года (50 лет в этом году)
14 слайд - Имя Юрия Алексеевича Гагарина стало символом мужества и героизма, символом космической эры.
И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие подвига, совершённого народом.
выступление команды 3 «б» класса (монтаж и песня о космосе).
Наше путешествие не заканчивается. Каждый день мы будем открывать новые страницы Этнокалендаря, знакомится с яркими, значимыми для нашей страны, для нашего города датами.
– Мы живем в прекрасной стране - Россия и носим гордое имя «РОССИЯНЕ»;
– Мы живем в самом красивом городе Росси Санкт-Петербурге и достойно называем себя «ПЕТЕРБУРЖЦЫ»;
– Поем песню о России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".
Конспект урока разработан в системе интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...
Музейная педагогика
Тест...
Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»
Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ...
Интегрированный урок в 1 классе(математика, музейная педагогика) Северо Кавказская железная дорога объединяет народы Северного Кавказа. Сложение и вычитание в пределах 20"
Задачи:– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти,...
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики в 3 классе на тему:"Архитектура Древней Греции. Пафенон"
Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)...
Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»
laquo;Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»....