Внекласное мероприятие "Встреча весны"
методическая разработка (2 класс) по теме
Данное мероприятие было проведено во втором классе. Построено с учетом этнокультурных традиций Белгородского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_vesny_2.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход праздника:
Ведущий: Вас, ребята приглашаем
Встретить радостно Весну.
Зазвучит сейчас, как встарь,
Наш народный календарь.
В этом празднике старинном
Вы услышите слова,
Мудрость нашего народа
В них по-прежнему жива.
Их, друзья, запоминайте,
Смысл их скрытый примечайте.
А для знатоков тех слов
У Весны уж приз готов.
(На сцену выбегают дети, в руках у них палки с насаженными на них жаворонками)
1 ученик: Я сегодня встал, как только солнышко поднялось, выбежал босиком во двор и перебросил через сарай 40 палочек. Моя бабушка сказала ,что так надо сделать, чтобы сегодня сорок птиц прилетели.
2 ученик: А моя бабушка сегодня красивых и вкусных жаворонков испекла! Посмотрите, какие у них головки, крылья да еще и медом обмазанные!
3 ученик: А у меня тоже жаворонок красивый , у него крылышки расправленные, вот сейчас полетит.
Дети: (хором) : И у меня! И у меня!
(Дети исполняют народную песню)
« Жаворонки»
Жаворонушки, жаворонушки,
Прилетайте к нам!
Приносите нам
Весну Красну,
Красно солнышко!
Жаворонушки, жаворонушки,
Прилетайте к нам!
Тут кисель толкут,
Тут блины пекут.
Чу – виль – виль,
Весна пришла.
На колясочках
Зима ушла
На саночках.
1 ученик: Ребята, а давайте весну покличем!
2 ученик: Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, Март –
Солнцу рад.
Апрель, Апрель -
Открывает дверь;
Сколько хочешь, гуляй!
Ау, ау, аукаем!
3 ученик: Праздником встречи весны считался в нашем крае день весеннего равноденствия 22 марта. Народ назвал этот праздник Сороки. Считалось, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок.
Крестьяне закликали весну особыми песнями – веснянками, да выпечкой из теста фигурок птиц – «жаворонков».В Белгородском районе ребятишки влезали на заборы, крыши домов, деревья с «жаворонками в руках и выкрикивали коротенькие «веснянки». Считалось, что если весну позвать, покликать, она, услышав, скорее придет.
4 ученик: Вечером все молодые девушки собирались на берегу реки или за деревней, на взгорке. Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на далеком расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь свою песенку, заканчивая ее призывным и протяжным «гу!» или «у-у-у-у!». Пение слышно в селе и за селом, указанье повторялось в долинах и лесочках.
5 ученик: Едва стихала последняя нотка, другая группа в отдалении продолжала следующий куплет. Потом вступала третья, четвертая. Такое распевание веснянок называлось весну гукати. На один из напевов иногда пелось до 80 песен. Это звучит очень красиво, песня раздается в лесу, проносится по всему разливу и откликается далеким эхом
Грачи летят, на всю Русь кричат:
- Гу – гу – гу – гу , мы несет весну.
Журавли летят, на всю Русь кричат:
- Ру – ру – ру – ру , не догнать нас никому!
Пчелы летят, гудят, бунчат:
- Жу – жу – жу – жу , медово несем сыту!
Воробьи чирикают, весну кликают:
- Ой, ладушки – лады, они весну кликают.
Дети( по очереди):
Приди к нам, весна, со радостью!
С великой к нам милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою!
С овсом кучерявым, с ячменем усатым,
С просом, со гречихой, с калиною – малиною!
С черною смородиною,
С грушам, со яблоками,
Со овсяной садовинкой,
С травушкой – муравушкой!
Ой весна моя, весняночка !
Из – за темных лесов, из – за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Ученик: Скорей слетайтесь в хоровод,
Весна пришла, она идет!
Споем, не слукавим,
В частушках весну прославим.
(Дети исполняют частушки)
Заиграй – ка, балалайка,
Балалайка три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны!
Ветер дует, ветер дует,
Ветерочка не унять,
Лапти новые одену,
Побегу весну встречать!
Хватит реки льдом ковать!
Лес морозить, птиц пугать!
Приходи, Весна, скорей-
Зажурчит опять ручей.
Скоро – скоро снег растает,
Вся земля согреется,
Убирайтесь, Вьюга злая,
Да Пурга с Метелицей.
Ух ты, злющая Зима,
Уходить тебе пора!
Налетим со всех сторон
И тебя погоним вон.
Ученик: Как Весна идет, земля гудет,
Как Весна пришла, вся земля расцвела.
Весна! Весна! Красным – красна!
Ты погляди туда – сюда!
А это что за голоса?
Играет детвора.
Ученик: Весна на дворе. А теперь давайте Золотые ворота для матушки – весны открывать. Это поможет Весне силы удвоить, а зиму побороть. Но хоть «Зима весну пугает, да сама тает» - пусть весной часто бывают возвраты холодов, но весна все равно победит, а мы ей в этом поможем.
(Берет ключ и как бы открывает ворота)
Спрашивает у первого: «Что выбираешь – Новый год или весенний ручеек?»
Отвечают: «Надоела нам зима, весну хотим»
Игра «Золотые ворота»
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна.
Первые раз прощается,
Другой раз запрещается.
А на третий раз пойдете –
Сами в клетку попадете.
Ходит матушка Весна,
Ищет детушек она.
Первые раз прощается,
Другой раз запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас.
( Все проходят цепочкой через ворота. Когда песня кончается, снова спрашивают: «Что выбираешь – зиму или весенний ручеек? Ответ. Песня возобновляется. Все встают в общий круг. Появляется Весна. )
Весна: Здравствуйте, здравствуйте!
Я к вам опять пришла.
Вьюги и метель прочь я прогнала.
Принесла вам солнца, света и тепла.
Очень этой встречи с вами я ждала.
Дети (по очереди):
- Весна – весняночка , где ты ехала?
- По быстрым рекам ехала.
- Весна-весняночка, чем ты реки дарила?
- Большой белой рыбищей дарила?
- Весна - весняночка, где ты ехала?
- По темным лесам ехала.
- Весна- весняночка, чем ты леса дарила?
- Куницами – лисицами, черными соболицами дарила.
- Весна – весняночка , где ты ехала?
- По чистым полям ехала.
- Весна красная, долгожданная,
Что нам принесла?
- Короб житушка,
Два – пшенитушки,
Малым детушкам –
По яичушку.
Принесла я вам весенних праздников,
Светлых праздников, земледельческих
По народному по обычаю.
Ученик: Приметы весны
Везде видны.
С крыш начинает капать, днем солнце заметно пригревает. 13 марта по народному календарю Василий – капельник. В этот день всегда бывает оттепель.
Люди примечали: на Василия теплого солнце в кругах – к урожаю; длинные сосульки – долгий лен.
Ученик: А 17 марта русские люди выходили в поле встречать первых весенних птиц. Покровитель этого дня в народе считали Герасима – грачевника.
Грач на горе – так и весна на дворе.
Увидел грача – весну встречай.
По народным приметам судили о будущем урожае; о продолжительности весны и лета. Люди примечали: если в этот день грачи сели в гнездо, через три недели можно начинать сев ранних хлебов. В этот день пели песни, водили хороводы, устраивали игры.
Все дети: Грачи – кулички из–за моря летите,
Весну красную несите.
Лютая зима пристоялася,
По полям, лугам пригулялася.
Холод стужу напустила,
Ручки, ножки познобила.
(Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Заранее выбираются дети – «птицы», 3 – 4 человека: «соловьи» и «воробьи», они стоят кругом. Дети в круге говорят:
Все дети: На поле шум и гам –
Прилетели птицы к нам.
Грачи вьются, гнезда вьют,
Все щебечут, все поют:
Щелк, щелк, шелковист,
Шелковист зеленый лист.
Все дети: Свищут, свищут соловьи,
Скачут, скачут воробьи!
Звонче, птичьи голоса,
Выходи , весна – красна!
Гули, гули, гули, гай!
Гули, гули, догоняй!
(При первых словах «птицы» вбегают в круг и продолжают в нем бегать. Круг в это время двигается простым шагом.
С началом второй строчки круг останавливается, дети, хлопая в ладоши, прыгают на месте. «Птицы» скачут внутри круга. На слова «Выходи, весна – красна» появляется «весна».
На две последние строки дети в кругу одновременно качают руками, поднимая и опуская сцепленные руки. Со словами «Догоняй!», весна должна осалить детей - птиц.)
Ученик: 7 апреля в народе отмечают праздник Благовещенье. Величайшим грехом в этот день считается даже мельчайшая работа. Говорят, в Благовещеньев день – птица гнезда не вьет, Девица косы не плетет. Про этот день народ сложил легенды: кукушка не ищет своего гнезда, не умеет его вить и кладет свои яйца в другие гнезда оттого, что в Благовещен день, решила свить себе гнездо.
Крот ослеп, так как в Благовещенье копал.
Ученик: Благовещенье – птиц на волю отпущенье. В этот день горожане покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их.
Ученик: Синички – сестрички,
Тетки – чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята – молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
(Весна размыкает клетку, птицы вылетают, кружатся около Весны.)
Дети: Ой весна – красна,
Тепло летечко!
Что нам вынесла?
Весна: А еще я вам принесла вот эти пушистые веточки в праздник Вербное Воскресение.
Ученики: Весна еще не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь верба распустила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
( Исполняется танец с вербочками.
После танца девочки остаются стоять друг напротив друга)
Ученик: У русского народа существовало поверье, что это дерево приносит здоровье, силу тем, кто его коснется, когда оно распускает почки.
Веточками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга, а в первую очередь детей. Давайте и мы, ребята, придадим здоровья друг другу вот этими веточками вербы.
( Дети выставляют руки вперед, хлестают друг друга веточками вербы, приговаривая:
Верба, верба,
Верба хлест,
Верба хлест –
Бьет до слез.
Верба синя
Бьет не сильно,
Верба красна
Бьет напрасно,
Верба бела
Бьет за дело,
Верба хлест –
Бьет до слез!
Не я бью – верба бьет! Верба хлест – бьет до слез.
Ученик: Нет в России пальм зеленых,
Лишь березоньки да клены,
Да пушиться над водой
Ветка вербы золотой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесем их в божий храм
И под колокольный звон
Их поставим у икон.
( Дети с вербочками уходят за кулисы)
Ученик: С Вербного Воскресения люди начинали готовиться к Святой Пасхе, называемой в народе Светлое Христово Воскресение. Пасха - самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мертвых, дарование людям надежду на спасение и бессмертие.
В день на кануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые собираются в храмах на молитву. Спускаются сумерки. Храмы и их дворы заполнены людьми: в этот день в церковь приносят особую пасхальную пищу; чтобы освятить ее. В Пасху к столу принять подавать кушания, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца.
(Звучит пасхальный благовест)
Ученик: Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
Ученик: Повсюду благовест гудит,
Из всех краев народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес!
Христос воскрес!
Ученик: На Пасху принято было христосоваться. Встречаясь в день праздника, люди приветствуют друг друга словами:
- Христос Воскресе!
- Воистину Воскресе!
и при этом целуются три раза. Мы делаем это оттого, что радость Воскресения учит нас тому, что все люди действительно братья между собой, и мы больше не помним ни врагов своих, не обидевших нас.
(Духовный стих «А вы голуби, а вы сизые»)
Ученик: До наших дней дошло придание, что сама природа на Пасху, по убеждению людей выражает свою радость, являя нам «игру солнца». Вспышка утренней зари на востоке небосклона бывает розовее, краснее, чем в другие дни; солнце при восходе трепещет, играет красками, разливается по небосклону. Многие старались подкараулить это явление. А дети обращались к солнышку с песенкой.
(Игра – закличка «Солнышко». Дети закликают солнышко и играют.)
Ученик: Солнышко, солнышко,
Выйди скорее,
Будь к нам подобрее.
(Руки вверх, прыгают, поворачиваясь на месте).
А то детки плачут,
По камушкам скачут,
Они скачут за селом –
Руки, ноги колесом.
(Вытянули руки вверх, сложили их на груди. Берутся за руки и раскручивают круг быстрей, пока он не разорвется).
Весна: Как ярко вы показали закличку, так солнышко играет на небе весной.
(Все, стоящие в круге, присели на корточки).
Все: Солнце, солнце, выплесни в окошко.
( Головы направо, налево, руками делают «окно», выглядывают в него).
Дай овсу росту, чтобы до небес рос!
Матушка рожь, чтобы встала стенкой сплошь.
( Тянут руки вверх, встают. На последнем слове надо заузить круг плечом к плечу круглой стенкой).
Весна: Вы хорошо встали в «стенку хлеба». Солнышко выглянет, поможет весне, а значит будет у нас богатый урожай!
(Песня «Подъезжали мы под село»)
Ученик: Люди примечали:
- На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету. На Пасху дождь и гром к урожаю.
Ученик: На Пасху люди обмениваются крашеными яйцами, чтобы все худое, плохое под стать скорлупе, отстало от нас, а наружу проклюнулось, вышло самое красивое.
Ученик: Крашеное яйцо стало символом этого праздника. Придя от заутрени, перед началом трапезы прежде всего съедали освященное яйцо – разговлялись. Крашенные яйца принято было дарить друг другу всю пасхальную неделю.
Ученик: На Руси употреблялись в весенних ритуалах два вида праздничных яиц – крашенки и писанки. Для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – неприметно сырые.
Ученик: У пасхальных яиц символична даже раскраска. Первоначально яйцо было красного цвета – цвета крови Христовой, пролитой за людей и на нем надпись: «Христос Воскрес!», позднее яйца начали красить в желтый, зеленый, синий цвета.
Ученик: Узоры писанок несли в себе глубокий смысл.
Ученица: (показывает яйцо)
Певунью маленькую птичку
Я рисовала на яичке
Щебечет птичка нам с небес:
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Ученик: А я нарисовал цветок,
Раскрасил каждый лепесток,
Пусть вся природа, все растенья
Восславят чудо Воскресенья!
Ученица: Я нарисовала на зеленом фоне белые линии, красные точки, белые веточки. Этот узор обозначает пожелание здоровья. Я подарю это своим родителям.
Ученик: А на моей писанке спиралью – знак долголетия и жизни. Я хочу подарить это яйцо моей бабушке.
Ученик: В жизни наших предков писанка выполняла роль оберега: от грозы и пожара на божнице или на чердаке держали пасхальную писанку.
- От засухи на писанку наносили маленькие грабельки.
- Для счастливого замужества мать готовила дочке писанку с рушничком ; а при рождении ребенка – дочке – с одной звездочкой, а сыну с дубовым листочком.
- Писанкой объяснялись в любви.
- С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным.
Ученик: Со святой пасхальной недели начинали первые весенние игры. Любимой пасхальной забавой у русских людей было катание яиц. (Яйца катали с какого – нибудь бугорочка или специального лоточка. Вокруг лоточка освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Если скатившееся яйцо ударялось о приз или яйцо, лежащее на земле, играющий брал это яйцо себе). (Демонстрируем игру).
Ученик: Еще одной любимой потехой было «чокание» яйцами. При битье выигрывал тот, у кого скорлупа яйца оставалась целой, он забирал себе и треснувшее яйцо соперника.
( Игра «Долбянка». Один игрок с деревянным яйцом. Дети замечают это и кричат «Да у него яйцо деревянное!», прогоняют обманщика).
Ученик: С Пасхи непременно начинали водить хороводы. Хождение по кругу знаменовало движение солнца, содействовало быстрейшему пробуждению и расцвету природы.
( Исполняется народная песня «В хороводе были мы»)
Ученик: А какой же праздник без шуток! Не бывать этому!
« Небылицы»
Праздник весны забавляется:
Шутить, острить не запрещается.
Сделайте серьезные лица
И послушайте небылицы.
- Я скоморох Прошка.
- А я Федул – скоморошка.
- Сидим рядком.
- Поговорим ладком!
- Пошел я на лыко гору драть.
Увидел на утках озеро плавает.
Бросил я три палки:
Одну – еловую,
Другую – березовую,
Третью – рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил березовую – перебросил,
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло и улетело,
А утки остались.
- Эх, это что? А вот со мной случай был.
Летит пуля – жужжит!
Я вбок – она за мной. Я в другой – она за мной. Я упал в кусты – она хвать меня в лоб! Я дал рукой, а то жук!
Ученик:Последний день пасхальной недели носит название Красная горка.
Дети мастерили в этот день соломенное чучело, укрепляли его на длинном шесте и ставили на горке. Для празднования выбирали самое высокое место – красную горку. Заводили вокруг чучела хороводы, пели песни, угощались яйцами, куличами, пили квас.
Иногда этот день называли «девичьим праздником». Девушки наряжались – женихи себе невест выбирали! Считалось дурной приметой, если парень и девушка просидят на Красную горку дома.
Песня «А я чайничала, самоварничала»
Ученик: Тара – тара – тара – ра.
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.
(Песня «Матаня»)
Учитель: В народе свято соблюдали
Родной обычай старины:
На волю птичек выпускали
При светлом празднике Весны.
- Ребята, вы запомнили старинные слова, которые звучали во время праздника?
Слова вы эти называйте
И птиц на волю отпускайте.
(Дети называют слова, объясняют их значение, размещают птиц на ветке).
Дети: Славься, Весна, славься красна,
Цари и здравствуй, твой черед.
Пусть вся земля ликует и поет.
И череду веселых праздников
Весна прекрасная ведет.
(«Барыня»)
Все: Старину мы уважаем,
Старину мы свято чтим,
Мудрость праздников народных
Для потомков сохраним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки А.С. Пушкина внекласное чтение
Познакомить с творчеством Пушкина- сказочника, его биографией. Знакомить с понятием авторская сказка.Развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения. Воспитывать любовь к русской поэзии...
внекласное занятие по русскому языку 3 класс
Занятие помогает учащимся разобраться с темой "Состав слова" в игровой форме....
внекласное мероприятие" здравствуй, зимушка, зима"
Мероприятие проходит в игровой увлекательной форме. Много познавательного и интересного материала. Ученики приобщаются к музыке,к чтению книг, к бережному отношению к природе....
внекласное мероприятие к 12 апреля для учащихся начальных классов "Путешествие к планетам"
Тема: Путешествие к планетам. Цель: 1. Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Дать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим. ...
Внекласное мероприятие по русскому языку в 1 классе "Весёлая грамматика"
Эта разработка - викторина по русскому языку для учащихся 1-ых классов....
Внекласное мероприятие "Весна! Весна! И все ей рады!"
Внеклассное мероприятие "Весна!Весна! И все ей рады!" знакомит обучающихся с временем года весна. Дети знакомятся с новым материалом, узнают, что в природе есть три весны: весна света, весна...
Технологичекая карта урока литературы по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...
Технологическая карта урока по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: познакомить учащих...