Внеклассное занятие по русскому языку в 3-м классе
Задачи: - Обобщать знания детей о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова.
- Развивать умение анализировать слова.
- Расширять словарный запас, формировать чувство слова.
- Прививать стремление бережно относиться к родному языку, воспитывать чувство гордости за свой язык.
Ход урока: 1. Организационный момент. Введение в игру. Начинается урок Он пойдет, конечно, впрок Постараюсь все понять, Чтобы правильно решать. - Посмотрите на оформление доски класса (тема, эпиграф о русском языке, портреты писателей) и вы без труда узнаете тему нашего занятия. Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели. Учащиеся читают высказывания о русском языке. - А.С.Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, “русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам”. Ему свойственны “величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность”.
- “Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой”. Так считал Л.Н.Толстой.
- Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: “Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого”.
- Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершаете дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. - И.С.Тургенев просил:
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достижение передано нашими предшественниками” 2. Путешествие по станциям. - Сегодняшнее занятие посвящено русскому языку, разделу “Части слова” и пройдет оно в виде путешествия по станциям. (класс делится на 4 команды и рассаживается по группам). I. Станция Родственная (однокоренных слов). - Нам повстречались семейка Гусей и гусеница (на доске рисунок) - Вы кто такие? – говорит гусеница. - Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетя – Гусеница. Вопрос учителя: - Правда ли является Гусеница тетей, родственницей Гусям? Т.е. являются ли слова гусь, гусыня, гусята и гусеница однокоренными, родственными, ведь у них есть общая одинаковая часть? (нет). Задание по группам. Игра “Пятый лишний”. смех | вода | лес | пар | лист | смешной | подводник | лесной | париться | листок | смешать | водитель | лесник | парочка | листочек | смешить | водный | лесок | парное | листопад | | водяной | леска | пареный | хлестать |
- Как вы определили, что это или иное слово “лишнее”? - Какие это слова? Почему они так называются? (имеют один корень, общую часть и близки по смыслу) - А какую часть слова можно найти в земле? (корень). II. станция “Корневая” И мы попадаем на другую станцию “Корневая”. - Что такое корень? Это главная часть слова. Как дерева нет без корня, так и нет слов без корня. В словах выделены корни, но жители этой станции просят, чтобы вы проверили, правильно ли это сделано. Исправьте. Как? (подбирают однокоренные слова). - Мы правильно выполнили это задание, отправляемся дальше. Физминутка. Творческая пауза. Сказка о корне. III. станция “Приставочная” Игра “День – ночь”. Предлагаются сюжетные картинки, обозначающие слова: - С помощью предложенных приставок образуйте новые слова. - Какая роль приставки в слове? (образование слов с новым значением) - А теперь, кто полетит? Кто поплывет, кто пойдет, а кто и побежит к следующей станции. IV. станция “Суффиксальная”. - На нашем пути – необыкновенное дерево с удивительными листочками. За окном давно зима, а наше деревце до сих пор стоит в листочках. Поможем деревцу сбросить листочки. - Подберите к своим словам нужный суффикс. береза | звезда | солнце | дом | лес | белый | ветер | сад | к, ник; | очк, еньк; | ышк, ок; | ик, ов. |
V. Возвращение в класс, “домой”. - Наше путешествие подходит к концу. А нам еще надо вернуться домой. И выполнить еще интересное задание. Слово делится на части Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей. - А вы можете собрать слово из частей? - Что нужно знать, чтобы верно собрать слово из частей (место части слова). Дети встают с карточками так, чтобы получить слово. ушк и игр (игрушки) сад ый ов (садовый) ой ск мор (морской) ход вы ит (выходит) VI. Игра – аукцион “Кто больше” Здесь у нас аукционПодведет итоги он Тот, кто больше, лучше знает Тот награду получает. - Вам нужно подобрать, придумать слова к схеме. VII. “Необычный рассказ”. - Составить рассказ, чтобы в каждом предложении было слово с корнем: 3. Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие. - Где же сегодня вы побывали? Что интересного узнали? - А что повторили, узнаем, разгадав кроссворд: “Какая часть слова главная?” (Корень) - Часть слова, которая стоит после корня. (суффикс)
- Часть слова, которая стоит перед корнем. (приставка)
- К какому слову нельзя задать вопрос? (предлог)
- Слова, имеющие одинаковый корень и общий смысл. (однокоренные)
|