"Живи в веках, моя Россия!"
методическая разработка (1 класс) на тему

·        Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской.

·        Формировать представления детей о защите России в те времена, о подвигах.

·        Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.

·        Развивать художественно – образное мышление.

·        Расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: палица, меч и ножны, копьё, гусли и др.

·        Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности на развлечении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_pro_bogatyrey.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ЖИВИ В ВЕКАХ, МОЯ РОССИЯ!

Задачи.

  1. Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской.
  2. Формировать представления детей о защите России в те времена, о подвигах.
  3. Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.
  4. Развивать художественно – образное мышление.
  5. Расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: палица, меч и ножны, копьё, гусли и др.
  6. Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности на развлечении.

Предварительная работа.

  1. Беседы о картинах В.М. Васнецова.
  2. Разучивание стихов, песен о Родине.
  3. Чтение книги В. Агафонова «Былинная Русь»
  4. Под песню «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой) дети заходят в зал, садятся на стульчики.

   

   Ведущий. Ой вы, добры молодцы да красны девицы! Собрались мы с вами на беседу добрую да складную, чтобы был у нас мир, лад и согласие. Беседовать мы будем о делах былинных, о славных богатырях земли нашей русской.

   Поведём мы рассказ сегодня про седую старину, про дела бывалые, подвиги удалые. Чтоб красны девицы послушали, чтоб добры молодцы призадумались.

   Велика Россия, широки её просторы. Как не любить соловьиные трели, широкие реки, поля пшеничные?! А народ! Какой народ русские люди: мастера, хлеборобы, певцы и танцоры.

   Нападали на Россию – матушку враги и недруги. Кто, как не русские богатыри, защищали Родину? Вспомним и мы великих русских богатырей.

Из того ли города из Мурома,

Из того ль села ли Карачарова

Выезжает добрый молодец на добром коне,

Богатырь – Илья Муромец.

(На деревянной лошадке скачет Илья Муромец)

А навстречу ему молодой богатырь Добрыня Никитич скачет.

(На деревянной лошадке выезжает Добрыня)

   Илья. Здравствуй, добрый молодец. Ты скажи-ка, кто ты?

   Добрыня. А как скажет тебе про то моя палица тяжёлая! Как отшибу тебе да буйну голову!

   Ведущий. Соскочили они да с добрых коней, схватились во схваточку бороться: двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения.

   Добрыня. Не моги меня казнить, моги миловать. Будем мы братьями названными. Будем ездить по чисту полю, биться с нечистью басурманскою да охранять нашу землю – матушку.

Обнялись Илья Муромец и Добрыня Никитич.

   Ведущий. Много ли прошло времени, про то неведомо, а только родился на Руси ещё один богатырь – Алёша Попович. Рос не по дням, по часам.

(На деревянной лошадке скачет Алёша Попович)

В ту пору повадился на Русь

Татарин – царь похаживать,

Земли русские жечь.

А Алёша Попович горяч был,

Закричал он громким голосом.

   Алёша. Эй, дружина храбрая, двум смертям не бывать, а одной не миновать. Напустим мы на рать силу несметную, освободим от напасти Русь – матушку!

   Ведущий. 

Услыхал о том Илья Муромец.

В Киев – град с Добрынею приехали,

На большом пиру побраталися

Богатыри меж собой.

Старшим назвали Илью Муромца,

Средним – Добрыню Никитича,

А младшим – Алёшу Поповича.

   Богатыри (встают, как на картине В. Васнецова «Богатыри»).

А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять.

Под песню «Богатырская сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова, в исполнении группы Стаса Намина) богатыри уходят.

   Ведущий. На том былина и кончилась, а над Русью – матушкой взошло ясно солнышко. Всем добрым людям на радость да на веселье.

   Ребята, перед вами картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вы узнаете на ней героев, которые приходили сейчас к нам? Как называется картина?

   Дети. К нам приходили герои картины «Богатыри».

   Ведущий. Виктор Михайлович Васнецов никогда не видел живых богатырей. Но он слушал песни и сказы про русских богатырей. А потом изобразил их на холсте.

   Ребята, назовите богатырей, которых Васнецов изобразил на картине. Кто в центре на вороном коне?

   Ребёнок. В центре Васнецов изобразил Илью Муромца.

   Ведущий. Да, мощь, сила и мудрость чувствуются во всём его образе.

   Что держит Илья в руках?

   Ребёнок. В одной руке он держит копьё, в другой – палицу.

   Ведущий. Крестьянский сын Илья Муромец совершал подвиги не ради славы, а потому что любил свой народ, свою землю. Он всегда был на стороне бедных и сирот, потому что сам много страдал. Расскажите, что с ним случилось в детстве?

   Ребёнок. У Илюши отнялись ноги, и он не мог ходить. Исцелили его старики – странники. Они попросили попить, и он смог встать на ноги.

   Ведущий. Может, вы знаете, как звали коня Ильи?

   Дети. Бурушка.  

   Ведущий. А что за богатырь на белом коне?

   Дети. Добрыня Никитич.

   Ведущий. Расскажите, что вы знаете про этого богатыря?

   Ребёнок. Добрыня Никитич из знатного рода. Об этом говорят доспехи. Они богаче, чем у других богатырей.

   Ребёнок. Не только щит и ножны богато украшены, но и рубаха на богатыре.

   Ребёнок. Добрыня боярского сословия, он меч зря из ножен не достаёт. Коня у Добрыни звали Белюшка. Родом Добрыня Никитич из Рязани. Он самый умный из богатырей и образованный. Он вёл переговоры с ханом татарским. Лицо у него строгое и благородное.

   Ведущий. Молодцы, ребята, очень подробно рассказали о Добрыне Никитиче. Нельзя не вспомнить о третьем богатыре. Расскажите о нём.

   Ребёнок. На коне золотой масти молодой богатырь – Алёша Попович. Родом Алёша из Ростова. Он самый весёлый и удалой.

   Ребёнок. На картине Васнецова мы видим, что Алёша держит тугой лук и гусли.

   Ведущий. А зачем ему и гусли, и лук?

   Ребёнок. Потому что и дрался Алёша как герой, и песни любил петь.

   Ведущий. Не пропустят врага богатыри, крепко будут стоять на страже Родины любимой – России – матушки. Давайте мы, ребята, споём песню о нашей Родине.

Дети исполняют песню о Родине (муз. и сл. З. Роот)

   Ведущий. Так уж повелось на Руси: если враг нападёт, то весь народ на защиту встаёт, а в мирное время веселятся да удаль молодецкую показывают.

Проводятся соревнования

- построить мост через реку и перейти по нему на другую сторону (дети строят мост из мягкого конструктора)

- меткие стрелки (бросают мешочки с песком в обруч)

- Богатыри не только силой славились, но и умом (от каждой команды несколько человек читают стихи о Родине)

***

Ромашки весь луг засыпали,

А клевер – пушистый шмель,

И пахнет сосной и липою,

И машет крыльями ель.

Вот здесь, где всё дышит сказкою,

Родились мы и живём,

Поэтому край наш ласковый

Родиной мы зовём!

             (М. Джумаева)

Что такое Родина?

«Что такое Родина?» -

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина –

Милая Россия,

Нет другой на свете Родины такой».

В сердце ты у каждого,

Родина – Россия!

Белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей,

Нет другой на свете Родины такой!

                              (И. Черницкая)

***

Почему мы любим все Родину – Россию?

Потому что нет нигде Родины красивей.

Потому что нет нигде лучше наших пашен,

Лучше наших синих рек и полянок наших.

Мы о Родине своей распеваем песни,

Потому что нет нигде Родины чудесней!

                                                    (Т. Катанова)

***

Россия – как из песни слово.

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

       (С. Васильев)

***

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Ведущий. Молодцы, ребята, вы очень хорошо прочитали стихи о Родине, а ещё показали, что вы быстрые, дружные, ловкие, особенно мальчики, которые скоро станут нашими защитниками.

Мальчики выстраиваются в линейку

1-й ребёнок.

Мы играем, мы играем,

Мы пехота, моряки.

Мы ракеты запускаем,

Любим звонкие клинки.

2-й ребёнок.

Мы мечтаем, мы мечтаем,

Что, когда мы подрастём,

Пехотинцами мы станем

И во флот служить пойдем…

3-й ребёнок. На границу,

4-й ребёнок. И в сапёры,

5-й ребёнок. В лётчики,

6-й ребёнок. В подводный флот.

Все (вместе)

Подрастём мы очень скоро.

А пока игра идёт.

Танцуют «Танец моряков» (фонограмма)

Ребёнок.

Это позабудется едва ли

И навек останется святым –

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, сердцем защитим!

   Ведущий. А теперь давайте споём песню «Бравые солдаты» (муз. и сл. А. Филиппенко)

Много прошло времени,

Но не забыл народ Илью

Муромца, Добрыню Никитича

И Алёшу Поповича

Прославляют их силу

Богатырскую, удаль молодецкую

в стихах, песнях, картинах,

фильмах и мультфильмах.

И во все времена нашу

Землю охраняли и защищали

Сильные и храбрые воины.

Поэтому мы живем с вами

В мирное время и должны

Любить нашу Родину – Россию.

Все. Живи в веках, моя Россия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе "Животные живого уголка". УМК "Школа России"

Урок из раздела "Природа" курса "Окружающий мир" по учебнику А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс, "Школа России". На уроке формируется понятие "животные живого уголка". Данный урок способствует ра...

Обобщение по разделу "Люби живое" 3 класс ("Школа России")

Данный материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ "ЛЮБИ ЖИВОЕ"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

презентация для урока литературного чтения во 2 классе "Н.Н.Носов "Живая шляпа" программа школа России

В данной методической разработке представлена мультимедийная презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по проограммме школа России на тему: "Н.Н.Носов "Живая шляпа"" и тестовая работа прове...

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: В.Ю. Драгунский "Он живой и светится" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Тип урока: открытие нового знанияЦель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научит...