"Осторожно! Пешеход!"
методическая разработка на тему
Игровая программа для изучения правил дорожного движения и дорожных знаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostorozhno_peshehod.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат»
«Осторожно! Пешеход!»
Воспитатель: Ларченко А.С.
с. Гражданка
2012
Пояснительная записка
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако умственно – отсталые дети– это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к нормальным их сверстникам, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от школьников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Ознакомление учащихся с правилами дорожного движения является важной составляющей к адаптации учащихся в социальной среде. Наиболее эффективно обучение детей «дорожной грамоте» происходит на основе интеграции разных видов детской деятельности. Поэтому процесс овладения правилами дорожного движения представляется нам как система действий коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера, способствующая знаковому преобразованию действительности, прежде всего социальной.
Содержание обучения правилам дорожного движения должно быть направлено на формирование у учащихся представлений о правилах поведения на улице, выработку умений соблюдать эти правила, ориентироваться в пространстве улицы на основе развития их сенсомоторных способностей.
Общеразвивающая и коррекционная работа по ознакомлению учащихся с правилами дорожного движения в нашей школе строится с учетом социо-культурных условий воспитания, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей.
Обучение поведению на дорогах не ограничивается изучением правил. Педагоги должны учить ребят прежде всего предвидеть опасность. Ученикам требуется постоянный тренинг, развивающий такие качества, как скорость, внимание, наблюдательность, т.е. качества, которые работают на выработку навыков, необходимых для безопасного поведения на дорогах.
Данное мероприятие направлено на изучение и закрепление имеющихся знании по правилам дорожного движения.
Цели:
- формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
- Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Василиса Премудрая: Здравствуйте, ребята! Я – Василиса Премудрая. Кто- то из вашей школы прислал мне телеграмму, чтобы я срочно приехала, потому что вы совсем забыли правила дорожного движения. Неужели это правда?
(дети отвечают что они знают правила ).
А вот мы сейчас и выясним, действительно ли вы все знаете. Но приехала я к вам не одна, а с кем вы должны угадать.
(Про дядю Степу)
Выходит дядя Степа.
Дядя Степа: Здравствуйте, ребята! Сегодня я оставил все свои дела и поспешил к вам.
Правил дорожных на свете не мало
Всех бы их выучить вам не мешало
Но основное из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья:
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться.
(Садится за столик жюри)
Василиса Премудрая: Итак! Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну «Дорожных знаков» и посоревнуемся в знаниях ПДД. Оценивать ваши знания будет наше уважаемое жюри. Разрешите представит: дядя Степа, господин Дорожный Знак и мадам Дорога. Для начала нам нужны две команды. Первая команда будет «Светофорчики», вторая – «Дорожные знаки».
Командам выдаются нагрудные знаки с эмблемами их команд.
Команды готовы? Мы начинаем. Наш первый конкурс называется «Отгадайка». Каждой команде будет задано равное количество загадок. За каждый правильный ответ команда получит по одному баллу.
Баба – Яга: Ой – ё – ёй! Берегись, постаранись! Иду на посадку! Бжжжжжж! (Баба - Яга бежит, расталкивая детей, делает несколько кругов и останавливается)
Фу! Еле приземлилась! Опять мотор барахлит.
Василиса Премудрая: Так! Баба – Яга, и что это ты тут делаешь? Неужто, опять Кощей Бессмертный послал тебя следить за мной? Ну – ка отвечай!
Баба – Яга: Ну что ты, что ты, моя дорогая! Я тут просто мимо пролетала, смотрю, а у вас тут собрание какое – то. Дай, думаю, посмотрю. А что это вы тут собрались? Неужто президента нового выбираете? (Василиса Премудрая пытается объяснить Бабе - Яге что у них тут происходит, но она не дает сказать слово).
Выберите меня, выберите меня! Я буду хорошим президентом! (Баба - Яга делает важный вид и говорит).
С этого момента наша страна будет называться «Бабаяндия».
Указ №1: все жители Бабаяндии должны летать в ступе. Ну или хотя бы на метле.
Указ №2: вводится единая форма одежды: лохмотья, платки, ну и всякая другая мелочь.
(дальше Баба - Яга начинает ходить взад вперед и мыслить вслух).
Так, так, так. Что же дальше? Ага, гимн! Надо переделать. Кого же попросить? Точно, попрошу Крутого. Тем более что он мне задолжал. Что же я ему просто порчу на Николаева наводила. Так, с гимном решено. Флаг! Кого бы попросить?
Василиса Премудрая обрывает рассуждения Баба - Яги.
Василиса Премудрая: Постой, Баба – Яга! Ты все неправильно поняла. Мы тут не президента выбираем, а изучаем правила дорожного движения.
Баба – Яга: (восклицает): Как не президента! А как же моя страна, мои указы? Ну вот, опять мне ничего не светит.
Василиса Премудрая: Да не расстраивайся! Давай вместе с ребятами играть! Итак, конкурс Первый! За каждый правильный ответ команда получит по одному баллу. (Василиса Премудрая задает загадки, а Баба - Яга все время говорит не верные ответы и мешает ребятам).
- Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это - ...
(Переход)
Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю.
Есть три сигнала у меня.
Как зовут меня друзья?
(Светофор)
- Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога.) - Выходя на улицу
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность ,
А главное - …
(Внимание.)
Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая.
(Тротуар.)
- Вот дорожная загадка:
Как зовется та лошадка,
Что легла на переходы,
Где шагают пешеходы?
(Зебра.)
- У него суровый норов –
Длинный, толстый, словно боров,
Он залег у перехода,
Защищая пешехода.
(Лежачий полицейский.)
- Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - ...
(Дорожный знак.)
- Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой...
("Опасный поворот".)
- Стой! Машины движутся!
Там, где сошлись пути,
Кто поможет улицу
Людям перейти?
(Светофор.)
- Желтым глазом он мигает.
Строго нас предупреждает:
Чтобы был счастливым путь
Повнимательнее будь!
И не бегай, не играй,
Где автобус и трамвай!
Будь, малыш, всегда смышленый
И шагай на свет …?
(Зелёный.)
- Он по рельсам катит резво,
Все колеса из железа.
Эй, прохожий, не зевай –
Это катится...
(Трамвай.)
Подведем итоги конкурса.
Баба – Яга: Ой – ё- ёй! Какие умные! Можно подумать я ничего не знаю! А ну-ка загадывайте мне загадки!
(Василиса Премудрая задает загадки, но Баба - Яга отвечает не правильно).
Лихачу прикажет «Стой!»
На дороге ...
(Постовой.)
Вот по рельсам мчит машина,
Держится за провода,
И не надо ей бензина,
Чтобы мчать туда-сюда.
(Трамвай.)
«Все дороги обойду
На резиновом ходу,
Я работы не боюсь,
Я везу тяжелый груз.
Еду, еду напрямик,
И зовусь я» …
(Грузовик.)
Баба – Яга: Давай что-нибудь другое! (Василиса Премудрая показывает Бабе - Яге дорожные знаки и спрашивает что они означают)
Василиса Премудрая: А наши команды знают что означают дорожные знаки? Объявляем второй конкурс. Каждая команда получат по комплекту дорожных знаков. Одну минуту команда совещается и выбирает участника команды, который будет отвечать что означают знаки. За каждый правильный ответ команда получит по одному очку. ( Команды совещаются, а Баба - Яга мешает им и подсказывает неправильно).
Василиса Премудрая:
Движенья полон город!
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно,
Ее переходи!
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи,
И только там, где можно,
Ее переходи!
Ребята, что помогает нам переходить через улицу? (ответы детей) Правильно, светофор! Наш следующий конкурс так и называется «Светофор». Каждая команда получает комплект. Команда должна составить светофор. Как только светофор составляет, команда поднимает его вверх. Жюри оценит что у вас получилось. По моему сигналу начинаем конкурс.
Жюри подводит итоги конкурса.
Василиса Премудрая: Ребята, а все ли знают что означают цвета светофора?
Баба – Яга: Я знаю! Я Знаю!
Василиса Премудрая: Хорошо! Давай, расскажи всем что означают цвета.
Баба - Яга: (Делает умный вид, складывает руки за спину и начинает ходить взад – вперед)
Берем все бумагу и ручку, и начинаем писать!
Красный цвет светофора означает, что
Желтый –
Зеленый –
Василиса Премудрая: Баба – Яга, ты опять все напутала! Ребята, давай скажет Бабе – Яге что же означают цвета светофора на самом деле! (дети хором отвечают).
Василиса Премудрая:
Для чего на перекресте
Черно – белые полоски?
Это «зебра», но не лошадь,
А дорога через площадь,
Вдоль по зебре пешеход
В безопасности идет.
При переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам, обозначенным специальным знаком «Переход». (Показывает знак «Переход»).
Должен помнить пешеход!
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья,
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
На улице будьте внимательны, дети.
Твердо запомните правила эти!
Перед каждой командой изображен пешеходный переход и стоит светофор. Задача команд – перейти через пешеходный переход всем участникам команды. Для этого – первые участники команд берут мяч и кидают в отверстия в светофоре. Попадаете в отверстие красного цвета – встаете в конец, желтого – дается вторая попытка, зеленого – переходите через переход. За тем вторые участники и т.д. Конкурс длится 2 мин. За каждого участника команды, сумевшего перейти через переход, команда получает одно очко.
Баба – Яга, ну-ка покажи нашим участникам, как нужно правильно выполнять этот конкурс.
(жюри подводит итоги конкурса).
Василиса Премудрая: ребята, вы все такие молодцы! Но у меня есть еще задания для вас! Для каждой команды я приготовила вопросы. Правильные ответы на вопросы из красной карточки принесут команде по 4 очка, желтой – 3, зеленой – 2.
I вопросы зеленой карточки:
- как правильно ходить по тротуарам? (придерживаться правой стороны)
- Как следует двигаться по дороге пешеходу? (по левой обочине, навстречу движению транспорта).
- Для чего постовому нужен жезл? (регулировать движение).
- На какой сигнал светофора следует переходить улицу? (зеленый).
- Какой сигнал светофора запрещает движение? (красный)
- Устойчив я лишь на бегу, стоять секунды не могу. (велосипед).
- Какое животное лучший друг пешехода? (зебра)
- Какие цвета у светофора? (красный, желтый, зеленый)
II вопросы желтой карточки:
- Какие машины могут ехать на красный свет? (пожарная, милицейская, скорая, спецмашины).
- Как правильно переходить дорогу, выйдя из автобуса? (подождать пока автобус отъедет).
- Чем должен быть оборудован велосипед в светлое время суток? (звонок, зеркало, насос).
- ДТП – расшифруй. (дорожно – транспортное происшествие).
III вопросы красной карточки:
- Что означает этот знак? (Сигнал опасности).
- Что означает этот знак? (движение по кругу).
Жюри оценивает результаты конкурса.
Баба – Яга: И у меня есть задание для ребят. Конкурс называется «Автофантазер» .Ребята должны за 2 минуты придумать и нарисовать новый дорожный знак. Команда «___» рисует дорожный знак «Нельзя цепляться за бампер проезжающей машины», команда «___» рисует дорожный знак «нельзя бросать бумажные бомбочки под колеса автомобиля». Максимальная оценка за конкурс 5 баллов. (Жюри оценивает конкурс).
Василиса Премудрая:
Ребята видели Серегу,
Как выбегал он на дорогу,
Визг тормозов, шуршанье шин,
Колонна сбившихся машин..
Вы, верно, догадались тоже,
Что стало с мальчиком Сережей?
Пренебрегая переходом,
Ты жизнь свою не бережешь.
К несчастью, есть средь пешеходов
Немало вот таких Сереж!
Наше следующее задание: нужно оказать первую помощь пострадавшему в аварии, а именно – первой команде перевязать руку и голову, второй – ногу и голову. Команды должны выбрать по два человека, которые примут участие в этом конкурсе: один – пострадавший, второй – будет оказывать помощь, а жюри оценит ваши старания. (жюри подводит итоги конкурса).
Василиса Премудрая: Ребята, вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в страну дорожных знаков. Вы все молодцы! Но помните:
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
Правила движенья
Все без исключенья,
Знать должны детишки,
Девчонки и мальчишки!
А теперь слово нашему уважаемому жюри. Какая из команд больше всего набрала баллов в нашем путешествии.
Жюри объявляет победителей. Вручает им грамоту и приз. Вторая команда получает поощрительный приз, ребятам вручаются удостоверения «Юного Пешехода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: «Огонь – твой друг. Но, осторожно! Шутишь с огнём – беда возможна».
Целью данного занятия была пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; знакомство с причинами возникновения пожаров; систематизация знаний учащихся о причинах и последствиях пожара; актив...
Осторожные сказки и поучительные истории
Разработка для уроков ОБЖ в начальной школе. Книга содержит темы: правила дорожного движения, электробезопасность, пожарная безопасность, "Один дома", "Осторожно, незнакомец!". Список литературы....
Классный час "Автомобиль.Дорога.Пешеход" Классный час "Осторожно огонь"
Классный час 4 класс "Автомобиль.Дорога.Пешеход". Классный час 1-2 класс "Осторожно огонь"...
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе "Я - пешеход и пассажир". Тема. Мы - пешеходы.
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе "Я - пешеход и пассажир". Тема. Мы - пешеходы.Цель. Формировать навыки осознанного поведения на дороге. Закреплять знания ПДД, полученные на предыд...
Движение пешеходов, обязанности пешеходов.
углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;развивать логику, мышление; творческие способности детей;воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах....
Памятка пешеходу "Быть пешеходом – это очень ответственно!"
Дорожное движение – сложный процесс, его безопасность зависит от поведения каждого человека, а значит, и от тебя. Постарайся строго соблюдать правила дорожного движения....
План воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе на тему "Неделя осторожного пешехода"
Тема недели «Неделя осторожного пешехода» Цели: Цель: познакомить и закрепить представления детей о назначении светофора, пешеходного перехода, тротуаров. Создание условий для ознаком...