"Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
материал (2 класс) по теме
Цели:
- Знакомство с биографией К. И. Чуковского.
- Воспитание интереса к художественной литературе, к творчеству детских писателей.
Оформление:
- портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)
- плакаты высказываний:
- «Талант у К. И. Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный» И. Андроников.
- « Если стихи,невозможно ни петь , ни плясать, они никогда не зажгут малолетних сердец» - утверждал Чуковский.
- «Чудо-дерево», украшенное вещами из произведений К. И. Чуковского
- Выставка книг К. И. Чуковского.
Предварительная работа:
- Чтение книг К.Чуковского.
- Оформление уголка с кроссвордом и вопросами викторины по произведениям К.Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.77 КБ |
Предварительный просмотр:
(31.03.1882 – 28.10.1969)
Путешествие по сказкам Чуковского
Цели:
- Знакомство с биографией К. И. Чуковского.
- Воспитание интереса к художественной литературе, к творчеству детских писателей.
Оформление:
- портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)
- плакаты высказываний:
- «Талант у К. И. Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный» И. Андроников.
- « Если стихи,невозможно ни петь , ни плясать, они никогда не зажгут малолетних сердец» - утверждал Чуковский.
- «Чудо-дерево», украшенное вещами из произведений К. И. Чуковского
- Выставка книг К. И. Чуковского.
Предварительная работа:
- Чтение книг К.Чуковского.
- Оформление уголка с кроссвордом и вопросами викторины по произведениям К.Чуковского.
Вед: Добрый день ребята! Сегодня необычный день - мы отмечаем Книжкины именины, а еще:
Реб: Сегодня мы отметим юбилей
Того, чья лира
Воспела звучно "Мойдодыра"
И с нами справят этот юбилей
И Айболит, и Бармалей,
И очень бойкая старуха
И наша "Муха- цокотуха"
Я думаю, что вы все поняли, чей праздник мы сегодня отмечаем. Правильно: Корнея Ивановича Чуковского! Ему в этом году исполнилось бы 130 лет. Он родился в Петербурге 31 марта 1882 году.
Корней Иванович Чуковский - это его литературный псевдоним, о настоящее его имя Корнейчуков Николай Васильевич. Когда мальчику было 3 года отец, петербургский студент, покинул семью, и мать с двумя детьми вынуждена была переехать жить в г.Николаев затем Одессу. Где и прошли его детские и юношеские годы.
С детства Корней Иванович пристрастился к чтению, с малых лет начал писать стихи и поэмы.
Из 5 класса гимназии он был исключён по указу об освобождении гимназии от детей «низкого» происхождения, т.е. от детей из бедных семей.
С юношеских лет Корней Иванович вёл трудовую жизнь, много читал, изучил самоучкой английский и французский языки, самостоятельно прошел гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости.
По профессии Корней Иванович - литературный критик писал критические статьи о литературе, поэт, мемуарист, переводчик и сказочник.
Его литературная деятельность началась в 19 лет (1901 году) в газете "Одесские новости" появилась первая статья "Корней Чуковский", под заглавием "К вечно юному вопросу". Затем писались статьи и фельетоны на самые разные темы.
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как - нибудь развлечь его, отец в такт стука колёс стал сочинять ему сказку,:
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил!
По- турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович
Мальчик перестал плакать и заснул. Прошло 2-3 дня, сын выздоровел, и тогда
оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть. Так появился «Крокодил».
Эта сказка была самой первой.
В 50-х годах Корней Иванович с женой, Марией Борисовной, переселились из Москвы в дачный подмосковный поселок Переделкино. Среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только дети поселка, но и маленькие жители Москвы. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Реб: Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться:
Вед: Ребята, мы с вами сейчас отправимся в библиотеку, но не обычную, а сказочную. Здесь собраны все книги К.И. Чуковского. А вот и библиотекарь.
Да это же старая мудрая Сова! Она знает все сказки на свете и может ответить на любой ваш вопрос.
Звучит музыка. За столом "в библиотеке" сидит "Мудрая сова". Раздается телефонный звонок.
Сова: Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись опять? Звоните по номеру 125! А это библиотека!
Снова раздается звонок.
Сова: Кто говорит? (Слушает и обращается к детям)
Вот такая дребедень
Целый день.
Динь – ди -.лень, динь – ди -.лень, динь – ди -.лень.
Сова(загадочно): А вам, ребята, я хочу сказать, что в этой стране живут сказки Корнея Чуковского.
А дверца в эту сказочную страну находится вот за этой волшебной книжной выставкой. Вы готовы к встрече со сказкой?
Дети: Да!
Реб: Мы к сказке в гости постучимся,
Чудес немало встретим в ней,
Гуляют в сказке небылицы,
И волшебства немало в ней.
Звучит музыка.
Вед.: Ребята, посмотрите, а у самых у ворот Чудо-дерево растёт.
Стих: «Чудо – дерево» (Читают дети 2 класса)
Вед: Ребята, а кто знает стихотворение Корнея Чуковского, которое он написал для своей дочки, и называется оно: «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»?
Выходит девочка с лейкой в руке, снимает туфельку с ноги и начинает как бы поливать ее читая стихотворение:
Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
«Расти, туфелька моя,
Расти маленькая.
Уж, как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево.
Будут, будут босоножки
К чудо-дереву бежать
И румяные сапожки
С чудо-дерева срывать,
Приговаривать «Ай, да
Мурочка,
Ай, да умница».
Вед: Ребята, сейчас мы с вами тоже попробуем снять с дерева башмачки и посмотрим, что там выросло?
Викторина: Загадки Корнея Ивановича Чуковского
Дети по очереди снимают с дерева «сапожки» и читают написанные на них загадки.
Чудесный дом
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. …………….(Яйцо и цыплёнок)
Чудесный паровоз
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо - паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл! ………………… (Пароход)
Чудесная пещера
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю
Добычу мою –
Я с радостью белым
Зверям отдаю. ……………
…………. (Рот и Зубы)
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел
Лохматова. ……………………(Зеркало)
Зубастая загадка
Хожу – брожу не полесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. …………………(Расчёска)
Чудесные кони
Два коня у меня,
Два коня,
По воде они везят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! …………………(Коньки и лёд)
Берегись
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! ……………(Крапива)
Вед: Я предлагаю вспомнить ещё одно стихотворение Корнея Ивановича про Мурочку. В этом нам помогут все ребята. ( Дети встают и показывают действия Мурочки движениями рук и ног)
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
Это – ёлочка мохнатая,
Это – козочка рогатая,
Это дядя с бородой,
Это дом с трубой.
Ну, а это что такое?
Непонятное, чудное
С 10-тью ногами,
С 10-тью рогами.
Это Бяка – Забияка Кусачая.
Я сама её из головы выдумала.
Что ж ты бросила тетрадь
Перестала рисовать?
«Я её боюся».
Раздается шум, звон.
Вед: А что это за шум? За тарарам?
Не спрятаться ли поскорее нам?
Выбегает Грязнуля.
Грязнуля: (разводит руками)
Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(подбегает к столу, на нём свечка и книжка привязанные за ниточку, ниточку дёргают и они срываются с места)
Я за свечку _
Свечка в печку,
Я за книжку,
Та – бежать
И в припрыжку
Под кровать.
Вед (реб): Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом,
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
(Появляется Умывальник, грязнуля в страхе отбегает в сторону)
Вед (реб): Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
Умывальник: Ах ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты, чернея трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя.
Вед: Какой стыд и срам! Разве хорошо быть грязным?
Мойдодыр: Я –великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Только топну я ногою,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят
И завоют и завоют
И тебе головоломку
Неумытому дадут:
Вед (реб): Он ударил в медный таз
И вскричал:
Мойдодыр: « КАРАБАРАС!»
Грязнуля: (убегает и слышно) Ой, ой, ой!
1 мочалка: Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто! Чисто, чисто!
2 мочалка: Будет, будет трубочист
Чист! Чист! Чист! Чист!
(Грязнуля выходит чистым и опрятным, вытирается полотенцем)
Грязнуля: Мылом, Мылом, Мылом, Мылом
Умывался без конца
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица!
Мойдодыр: (Пританцовывая гладит по голове)
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь хвалю тебя я!
Наконец – то ты, Грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Чистюля: Да здравствует мыло душистое
И полотенце душистое
И зубной порошок
И густой гребешок!
Все участники: Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А не чистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Вед: Ребята, отгадайте загадку. Кто это?
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…(Айболит)
А вот и Айболит, он под деревом сидит.
Сценка «Айболит»
Вед: И пришла к Айболиту Лиса:
Лиса: Ой меня укусила оса!
Вед: И пришел к Айболиту Барбос:
Барбос: Меня курица клюнула в нос.
Вед: И прибежала Зайчиха, и закричала:
Зайчиха: Ай! Ай! Мой зайчик попал под трамвайчик!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и храмой,
Маленький заинька мой!
Вед: И сказал Айболит:
Айболит: Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке.
Вед: И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она кричит:
Зайчиха: Ну, спасибо тебе Айболит!
Звучит музыка и все «звери» танцуют, а с ними и все дети.
Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»,
выходит Бармалей и «звери» испуганно жмутся друг к другу.
Сценка по сказке «Бармалей»
Бармалей: Маленькие дети
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети, в Африку гулять!
Я - Кровожадный. Я - беспощадный, Я злой разбойник Бармалей! И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да, очень маленьких детей!
Вед: Ребята! Вы испугались Бармалея?
Ребята: НЕТ!
Вед: Тебя не боятся наши ребята! Да и пришли они к тебе не сами, а со сказочными героями.
Бармалей: Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!
Вед: Гражданин! Веди себя потише. Всё равно никто не боится. Скажи лучше,
ты знаешь стихи Корнея Ивановича Чуковского?
Бармалей: Я люблю стихи Чуковского, но от одного стихотворения у меня в голове путаница. В нём почему-то:
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают:
Вед: Всё понятно! Чуковский был веселым и озорным человеком. Поэтому и написал стихотворение, которое так и называется «Путаница». А разобраться в этой путанице нам помогут ребята. Правда? Что тебе не понятно Бармалей?
Бармалей: Свинки замяукали: Мяу, мяу.
Дети: Кошки!
Бармалей: Кошечки захрюкали: хрю, хрю, хрю
Дети: Свинки
Бармалей: Уточки заквакали: ква ква, ква?
Дети: Лягушки!
Бармалей: Курочки закрякали: кря, кря, кря?
Дети: Уточки!
Бармалей: Прибежал медведь и давай реветь: Кукареку?
Дети: Петух!
Бармалей: Вот спасибо, ребята! Помогли мне разобраться.
Вед: Наступила весна, солнце пригрело, ожила и вышла из своего укрытия
Муха – цокотуха позолоченное брюхо.
Реб: Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Звучит музыка, муха танцует с самоваром в руках.
Муха-Цокотуха: Приходите в гости
Я вас чаем напою!
Вед: Смотрите, ребята, кто ещё к нам идёт?
Сценка по произведению «Федорино горе»
Звучит музыка. Выход Федоры
Федора: Скачет сито по полям
А корыто по лугам
Ой, Ой, Ой! Воротитесь вы домой
(поднимает сито, кастрюлю)
Реб: Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди поищи!
И чашки ушли и стаканы
Остались одни тараканы!
Федора: Ой, горе мне, горе!
Что же мне делать?
Дети: Поганых тараканов по вывести
Прусаков да пауков по вымести!
Федора берёт метлу и метёт.
Реб: А метла - то, метла весела
Заплясала, заиграла, замела,
Не пылинки у Федоры не оставила.
Тараканов за ворота отправила.
Федора: Спасибо всем вам за совет.
Я вот что хочу сказать, по дороге я нашла мешок с вещами, а вещи в нём не мои. Помогите найти их владельца,
Вед: Ребята поможем вернуть вещи на своё место?
Нужно вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Игра: « Мешок с потерянными вещами»
- Телефон (У меня зазвонил телефон)
- Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
- Мыло (Вот и мыло подскочило)
- Блюдце (А за ними блюдца)
- Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
- Термометр (И ставит им градусник)
- Сито (Скачет сито по полям)
- Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
- Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
- Шоколадка (Шоколаду.Пудов этак пять или шесть больше ему не сьесть)
- Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
- Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Вед: Все эти вещи мы отдадим нашей мудрой Сове – библиотекарю и она их вернёт в сказки.
Вед: А наше с вами путешествие подошло к концу. Мы с вами вспомнили многие сказки, написанные Корнеем Ивановичем Чуковским.
Реб: Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
Встретиться же со всеми героями сказок этого детского писателя вы можете в детской библиотеке.
Реб: Хорошие книжки писал дед Корней -
Воспитывал взрослых он и детей,
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Вед: Ребята, почти все из вас участвовали в отгадывании кроссворда и викторины по произведениям Корнея Чуковского и сейчас мы подведём итоги. Победителей просим выйти для награждения. И так, приглашаются……………..(награждение детей правильно ответивших на вопросы кроссворда)
Вед: Наш праздник мы посвятили юбилейному дню рождения Корнея Ивановича Чуковского. Он закончился, но с книгой нужно дружить всегда.
Девчонки и мальчишки,
Всегда читайте книжки
Всегда любите книжки,
Девчонки и мальчишки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-481649-1665941977.jpg)
Конспект открытого занятия "Квест путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
Конспект открытого занятия для старшей группы детского сада. Цель данного занятия показать удивительный мир сказок К.И. Чуковского....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/09/picture-1029551-1523266758.jpg)
Путешествие по сказкам К.И. Чуковского
Сюжетно-игровая организованная образовательная деятельность с элементами здоровьесберегающих технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/05/picture-1289118-1657009416.jpg)
Викторина "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского".
Презентация к викторине в 1 классе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского". Цель: обобщение знаний учащихся о героях сказок Чуковского....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/03/picture-1340260-1627973473.jpg)
«Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Телефон» »
Квест "Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского "Телефон""Занятие для первого класса...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/15/picture-1432419-1668504889.jpg)
Кроссворд "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
Задания по составлению кроссворда или его отгадыванию является одним из видов заданий, которые позволяют формировать УУД на внеклассных мероприятиях. Поиск информации в книгах данного автора, во...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/06/picture-1048599-1533551543.jpg)
Литературная гостиная (Путешествие по сказкам К.И. Чуковского)
Эта разработка может быть использована как для внеклассного занятия, так и для обобщения знаний на уроках в 3-4 классах. Цель занятия:Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведени...