Драгоценный хлеб
статья (3 класс) по теме
Главный герой утренника - хлеб. Утренник посвящен немного забытой теме - теме труда. Учимся ценить привычное и простое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dragocennyy_hleb.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Драгоценный хлеб.
Утренник для начальной школы.
Составитель: Фирсова Г.А,
учитель начальной школы МОУ СОШ № 75 г.Черноголовка.
Цель утренника: подвести учащихся к мысли, что в хлеб, который приходит к нам, вложен большой труд многих людей; показать нравственное значение труда; объяснить, что чем больше хлеба в стране, тем она богаче и сильней; помочь детям осознать свою обязанность – беречь хлеб.
Оформление зала (класса), в котором проходит утренник: плакаты с пословицами и поговорками о хлебе.
Например:
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Что посеешь, то и пожнешь.
Глубже пахать – больше хлеба собрать.
Поле полоть – руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть.
Жатва – время дорогое, никому тут нет покоя.
Снегу много – хлеба много.
Если в мае дождь, будет и рожь.
Есть хлеб – будет и песня.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Худ обед, коли хлеба нет.
Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори.
Ход утренника:
Ведущий: Солнце, воздух, вода, земля – это понятия, ценность которых непреходяща. К таким понятиям относится и хлеб – такой обычный и такой бесценный продукт человеческого труда. Хлеб сопровождает человека почти с самого рождения и до глубокой старости. Без него не обходится ни одна трапеза. Художники, поэты, музыканты пели хлебну гимны.
(На экран мультимедийного проектора проецируется картина Шишкина И.И. «Рожь». Звучит песня Френкеля Я. «Русское поле» (сл. Гофф И.)).
Ведущий: Во время исполнения песни перед вами была репродукция картины Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». Уже 100 лет живет эта картина и волнует людей так же, как и в первый день ее создания, потому что она посвящена тому, что важно для нас – хлебу. И наш праздник мы посвятим ХЛЕБУ.
(На экран проецируется пословица «Хлеб – всему голова!», затем кинокадры, где важных гостей встречают хлебом-солью).
Мальчик:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Девочка:
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
Бакалдин В.
Ведущий: Каждый день каждый из нас не меньше трех раз берет в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, порой и не замечаем его, не думаем о нем.
Булка
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я – пекарь, – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Михалков С.
Ведущий: Хлеб – это трудолюбивые руки пекаря. Хлеб – это труд миллионов! Огромное число людей во всех концах страны заняты то посевом хлеба, то уборкой, то уходом за ним. Как же дорого он нам достается! Лишь на один батон уходит 12 тысяч хлебных зерен, а их надо еще вырастить!
(Кинокадры о выращивании хлеба).
После фильма выбегают девочки в зеленых юбках, белых футболках, на голове в них – зеленые косынки с желтым колосом пшеницы. Исполняют танец «Золотая пшеница».
Ведущий: Хлеб дорог людям во все времена. Спасая хлеб, погиб Анатолий Мерзлов. Рязанский паренек Толя Мерзлов с друзьями работали на пшеничном поле. Это была его вторая жатва. Он работал на тракторе, подбирал солому. От случайной искры вспыхнула солома. Рядом было поле неубранной пшеницы. Пламя могло перекинуться и туда. Анатолий Мерзлов бросился к своему трактору. Сражаясь с огнем, он погиб.
Старые люди говорят: «Хлеб – это святое». Наверно, потому, что выдавались на их веку годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба.
Поэт Григорий Люгинин пережил голоди ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальд. Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его из барака на руках, в нем было 26 кг веса.
Молодой мужчина весил столько, сколько весят некоторые из вас. Умирающий от голода поэт тайком от фашистов написал в лагере смерти такие замечательные стихи о хлебе:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит в пашнях!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу.
Хлеб бы выпекли белый, пахучий!
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку.
Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода. В Музее истории Ленинграда хранится кусочек хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады паек для жителей осажденного немцами города. Да и был этот хлеб чрезвычайно низкого качества. Рецепт блокадного хлеба: мука ржаная, целлюлоза, жмых, вытряска из мешков… Форму смазывали соляркой. Но даже такого хлеба не хватало. С ноября 1941 г.по октябрь 1942г. от голода в Ленинграде умерло 641 803 человека. В их числе и близкие одиннадцатилетней ленинградки Тани Савичевой.
(На экране появляется увеличенная фотокопия записной книжки Тани Савичевой)
1-й ученик: Перед вами фотокопия листков записной книжки Тани Савичевой. (Читает)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Последняя запись : «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»
Но и Таня умерла. Умерла ужасной смертью – голодной.
Нам трудно сейчас представить, как можно мечтать о кусочке настоящего хлеба, о котором мечтали умирающие ленинградцы. Сейчас какого хлеба только нет: ржаной, пшеничный, буханки, батоны, булочки, баранки и сушки. Все и не перечтешь! Известно более 800 видов хлебобулочных и кондитерских изделий. Наш хлеб считается самым вкусным в мире! И порой становится больно, что многие люди, особенно те, кто не испытал голодного лиха, не ценят его.
2-й ученик:
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб!
3-й ученик:
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Погореловский С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова драгоценный дар- урок русского языка
Урок знакомит детей с различными лексическими группами слов:устаревшие, этикетные, многозначные и т.д. Занятие проводится вместе с родителями, дети в процессе групповой работы "выращивают" весеннее Де...
Вода самое драгоценное ископаемое (4 класс)
Классный час для учащихся 4 классов. Формирует бережное отношение к воде. Развивает интерес к экологии....
Здоровье - единственная драгоценность
дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни;развивать творческие способности, память, вниман...
Хлеб - драгоценность
"Хлеб - драгоценность, им не сори" сценарий классного часа с презентацией для 3 класса(пословицы и поговорки о хлебе, история появления хлеба, как хлеб попадает к нам на стол, блокадный хлеб Лен...
Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!
Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....
Хлеб драгоценность, им не сори
Мероприятие о хлебе...
Проект "Хлеб - драгоценность, им не сори"
Пословицы о хлебе, текст сказки "Что дальше слышно", беседа о хлебе...