Слова драгоценный дар- урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Урок знакомит детей с различными лексическими группами слов:устаревшие, этикетные, многозначные и т.д. Занятие проводится вместе с родителями, дети в процессе групповой работы "выращивают" весеннее Дерево добродетели, на листочках которого пишут добрые слова для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Slova_dragocennyy_dar.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  «СЛОВО - ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР»

Обеспечение:

  • Карточки со словами: СЛОВО, ИСТОК РЕЧИ, СМЫСЛ СЛОВА, МЫСЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ДАР, СОГЛАСИЕ В СЛОВЕ, СТАРИННЫЕ СЛОВА, СОВРЕМЕННЫЕ СЛОВА.
  • Карточки-задания
  • Комплект карточек со словами (по количеству учащихся).
  • Заготовка «Сад добрых слов»
  • Заготовка из цветной бумаги, ножницы, клеящий карандаш каждому учащемуся.

Ход занятия

1.        Присоединение:

Учитель:         Добрый день, ребята! Заканчивается третья четверть. Вы подросли, узнали много нового и на сегодняшнем занятии мы покажем, чему мы научились, как вы умеете видеть, слышать и понимать друг друга.

А тему нашего сегодняшнего урока вы мне подскажете сами.

Древняя пословица права:

Наш язык – бесценное богатство.

Нужно только записать слова

А не то они бесследно разлетятся.

?        Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее наше занятие? (О слове)

–        Что вы знаете о словах?  Для чего нужны слова?

Все слова русского языка составляют речь. Какая бывает речь? (Устная и письменная). Какая речь появилась раньше?

  - Есть такая игра "Молчанка". Её участники договариваются молчать как можно дольше. Проигрывает тот, кто первый заговорит. Игра шутливая, но в ней большой смысл. Лишиться речи даже на самое короткое время оказывается очень трудно.

?        Почему? (Ответы детей)

–        Действительно, хочется поделиться своими впечатлениями, услышать мнение другого, спросить о чём-то важном, но по правилам этой игры нельзя. Все как воды в рот набрали и молчат.

  • С тех пор как на Земле живёт человек, звучит и слово. В Библии сказано, что Слово было, есть и будет всегда: «В начале было Слово, и Слово было у Бога...». И оно было даровано – подарено только человеку.

?        Как вы думаете зачем? (чтобы общаться друг с другом).

  • Я согласна с вами. Слово – это исток, начало речи, с помощью которого мы общаемся в окружающем мире. Словом мы обозначаем всё то, что вокруг себя видим, слышим, и даже чувствуем – предметы, их свойства, действия. На уроках русского языка, чтения  мы обо всём этом говорили или будем ещё говорить.  Нам важно понять, какое значение имеет слово для человека, как оно влияет на его жизнь.

?        Почему же в общении с другими людьми мы пользуемся словами? Что же самое главное в слове? (Передаём мысли и чувства. Главное в слове – смысл, значение)

Послушаёте стихотворение.

Прислала мне тётя печенья, конфет,

Варежки, шарф и горячий привет

Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем

А где же привет? Я смотрю с нетерпеньем!

Наверное, мама привет этот прячет

Чтобы остыл, видно очень горячий.

Значение какого слова не знал мальчик?

?        Какой смысл у слова "привет"? Что значит выражение «передать привет»? А вы передаёте привет своим близким?

  • Мы уже с вами знаем, что слово, которое мы произносим, состоит из звуков, а которое пишем -  из букв.
  • Например, есть в алфавите такой отрезок букв ОПРСТ. Назовите правильно эти буквы. А если эти буквы поменять местами, получится много новых слов. Составьте и запишите их.

А нашим родителям мы дадим другое задание: Найти в алфавите вопросительное предложение, не меняя порядка букв. (Где ёж?)

  • Вспомните, как живут звуки и буквы в слове? (Дружно, в мире и согласии, в ладу друг с другом).
  • Согласна с вами, и, если мы вдруг путаем или пропускаем буквы и звуки в словах, то сразу же меняется и его смысл. Попробуйте, изменив один звук в слове, создать новое, совсем другое по смыслу, слово.
  • Образуйте новые слова, изменив  только одну букву в слове

(дочка, кочка, почка, бочка, мочка)

  • Слово соединяет нас не только с теми, кто рядом с нами, слово может соединить и с теми, кто далеко от нас. Каким образом? (Через письмо, по телефону). Но самое удивительное то, что слово соединяет нас с далёким прошлым – через старинные народные сказки, пословицы, поговорки, песни; книги, которые были написаны в те далекие времена. Их слушали и понимали и в старые времена наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки, и в наше время нынешние бабушки и дедушки, ваши родители, мы с вами. Слушая сказки, читая книги, мы узнаём, как жили наши предки, что для них было важно в жизни, как они трудились, что они любили. Вот какой замечательный невидимый мост создаёт слово.

?         Как вы считаете, а наши предки пользовались теми же словами, что и мы, или другими? ( Ответы детей).

Я предлагаю вам вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «У Лукоморья»

В этом стихотворении нам встретилось много непонятных слов. Почему? Это слова старинные, которые мы сейчас не употребляем в речи.

–                Например, слово "врата" старинное или современное? [Учитель даёт пояснения, называет аналогичное слово в современном русском языке, приводит ещё несколько примеров, подготавливая детей к работе в активной форме].

Попробуйте порассуждать, какие слова говорились в старину, какие говорим и в наше  в наше время. Подчеркните старинные слова.

Уста, ворота, брега, богатырь, песнь, очи, глаза, рот, витязь, солдат, воин, чредой, друг за другом, песня, берег, пленяет, побеждает.

                  Работа в паре:

Возьмите набор этих слов и разложите их в два столбика вместе с соседом по парте.

–        Расспросите своих родных о том, какие слова им нравятся старинные и современные.

–        А как вы думаете, вежливые слова  - это слова старинные или современные?

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Коллективная творческая работа «Сад добрых слов». Какие слова вы хотели подарить своим близким? Вспомните их и напишите на наши весенние листочки. Листочки все вместе приклейте на наше зимнее дерево, сделайте его майским с нежной первой зеленью.

Пока в нашем саду нет плодов: милосердия, послушания, благодарности, щедрости, прощения… Они появятся не скоро – ведь и настоящий сад выращивается многие годы. Нам, как и хорошим садоводам, нужно приложить много трудов, терпения, усердия, желания вырастить в душе своей добродетель. И сегодня мы сделали первый шаг на этом пути – мы посадили саженцы с добрыми словами. Ведь Слово пробуждает сад добродетелей.

Рыхлая почва готова,

Сейте покуда весна:

Доброго дела и слова

                                     Не пропадут семена.

Я благодарю вас за урок. А закончим мы игрой «Это здорово!». Вы придумываете фразу «Я сегодня на уроке научился..» А мы отвечаем «И это здорово!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово и словосочетание. Урок русского языка в 3 классе.

План -конспект урока русского языка по теие "Слово и словосочетание". Данный урок ориентирован на учебник "Русский язык",3 класс, авторы  Л.Я. Желтовская , О.Б.Калинина, УМК "Планета Знаний", но ...

Корень слова. Родственные слова. Презнетация к уроку русского языка во 2г классе. Школа 2100

Корень слова.  Родственные слова. Презнетация к уроку русского языка во 2г классе. Школа 2100...

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии (для зачётной работы в СИПКРО)...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...

"Порядок разбора слова по составу" урок русского языка в 3 классе "Школа 2100"

Урок  русского языка по программе  «Школа-2100» в 3 классе, с использованием интерактивной доски....

"Проверяемые безударные гласные в корне слова" технологическая карта урока русского языка в 3 классе

quot;Проверяемые гласные в корне слова". Цель урока: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных, отработать умение применять правило обозначения безударных гласных на письме; разв...