Слова драгоценный дар- урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Slova_dragocennyy_dar.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «СЛОВО - ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР»
Обеспечение:
- Карточки со словами: СЛОВО, ИСТОК РЕЧИ, СМЫСЛ СЛОВА, МЫСЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ДАР, СОГЛАСИЕ В СЛОВЕ, СТАРИННЫЕ СЛОВА, СОВРЕМЕННЫЕ СЛОВА.
- Карточки-задания
- Комплект карточек со словами (по количеству учащихся).
- Заготовка «Сад добрых слов»
- Заготовка из цветной бумаги, ножницы, клеящий карандаш каждому учащемуся.
Ход занятия
1. Присоединение:
Учитель: Добрый день, ребята! Заканчивается третья четверть. Вы подросли, узнали много нового и на сегодняшнем занятии мы покажем, чему мы научились, как вы умеете видеть, слышать и понимать друг друга.
А тему нашего сегодняшнего урока вы мне подскажете сами.
Древняя пословица права:
Наш язык – бесценное богатство.
Нужно только записать слова
А не то они бесследно разлетятся.
? Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее наше занятие? (О слове)
– Что вы знаете о словах? Для чего нужны слова?
Все слова русского языка составляют речь. Какая бывает речь? (Устная и письменная). Какая речь появилась раньше?
- Есть такая игра "Молчанка". Её участники договариваются молчать как можно дольше. Проигрывает тот, кто первый заговорит. Игра шутливая, но в ней большой смысл. Лишиться речи даже на самое короткое время оказывается очень трудно.
? Почему? (Ответы детей)
– Действительно, хочется поделиться своими впечатлениями, услышать мнение другого, спросить о чём-то важном, но по правилам этой игры нельзя. Все как воды в рот набрали и молчат.
- С тех пор как на Земле живёт человек, звучит и слово. В Библии сказано, что Слово было, есть и будет всегда: «В начале было Слово, и Слово было у Бога...». И оно было даровано – подарено только человеку.
? Как вы думаете зачем? (чтобы общаться друг с другом).
- Я согласна с вами. Слово – это исток, начало речи, с помощью которого мы общаемся в окружающем мире. Словом мы обозначаем всё то, что вокруг себя видим, слышим, и даже чувствуем – предметы, их свойства, действия. На уроках русского языка, чтения мы обо всём этом говорили или будем ещё говорить. Нам важно понять, какое значение имеет слово для человека, как оно влияет на его жизнь.
? Почему же в общении с другими людьми мы пользуемся словами? Что же самое главное в слове? (Передаём мысли и чувства. Главное в слове – смысл, значение)
Послушаёте стихотворение.
Прислала мне тётя печенья, конфет,
Варежки, шарф и горячий привет
Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем
А где же привет? Я смотрю с нетерпеньем!
Наверное, мама привет этот прячет
Чтобы остыл, видно очень горячий.
Значение какого слова не знал мальчик?
? Какой смысл у слова "привет"? Что значит выражение «передать привет»? А вы передаёте привет своим близким?
- Мы уже с вами знаем, что слово, которое мы произносим, состоит из звуков, а которое пишем - из букв.
- Например, есть в алфавите такой отрезок букв ОПРСТ. Назовите правильно эти буквы. А если эти буквы поменять местами, получится много новых слов. Составьте и запишите их.
А нашим родителям мы дадим другое задание: Найти в алфавите вопросительное предложение, не меняя порядка букв. (Где ёж?)
- Вспомните, как живут звуки и буквы в слове? (Дружно, в мире и согласии, в ладу друг с другом).
- Согласна с вами, и, если мы вдруг путаем или пропускаем буквы и звуки в словах, то сразу же меняется и его смысл. Попробуйте, изменив один звук в слове, создать новое, совсем другое по смыслу, слово.
- Образуйте новые слова, изменив только одну букву в слове
(дочка, кочка, почка, бочка, мочка)
- Слово соединяет нас не только с теми, кто рядом с нами, слово может соединить и с теми, кто далеко от нас. Каким образом? (Через письмо, по телефону). Но самое удивительное то, что слово соединяет нас с далёким прошлым – через старинные народные сказки, пословицы, поговорки, песни; книги, которые были написаны в те далекие времена. Их слушали и понимали и в старые времена наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки, и в наше время нынешние бабушки и дедушки, ваши родители, мы с вами. Слушая сказки, читая книги, мы узнаём, как жили наши предки, что для них было важно в жизни, как они трудились, что они любили. Вот какой замечательный невидимый мост создаёт слово.
? Как вы считаете, а наши предки пользовались теми же словами, что и мы, или другими? ( Ответы детей).
Я предлагаю вам вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «У Лукоморья»
В этом стихотворении нам встретилось много непонятных слов. Почему? Это слова старинные, которые мы сейчас не употребляем в речи.
– Например, слово "врата" старинное или современное? [Учитель даёт пояснения, называет аналогичное слово в современном русском языке, приводит ещё несколько примеров, подготавливая детей к работе в активной форме].
Попробуйте порассуждать, какие слова говорились в старину, какие говорим и в наше в наше время. Подчеркните старинные слова.
Уста, ворота, брега, богатырь, песнь, очи, глаза, рот, витязь, солдат, воин, чредой, друг за другом, песня, берег, пленяет, побеждает.
Работа в паре:
Возьмите набор этих слов и разложите их в два столбика вместе с соседом по парте.
– Расспросите своих родных о том, какие слова им нравятся старинные и современные.
– А как вы думаете, вежливые слова - это слова старинные или современные?
Здравствуйте!
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Коллективная творческая работа «Сад добрых слов». Какие слова вы хотели подарить своим близким? Вспомните их и напишите на наши весенние листочки. Листочки все вместе приклейте на наше зимнее дерево, сделайте его майским с нежной первой зеленью.
Пока в нашем саду нет плодов: милосердия, послушания, благодарности, щедрости, прощения… Они появятся не скоро – ведь и настоящий сад выращивается многие годы. Нам, как и хорошим садоводам, нужно приложить много трудов, терпения, усердия, желания вырастить в душе своей добродетель. И сегодня мы сделали первый шаг на этом пути – мы посадили саженцы с добрыми словами. Ведь Слово пробуждает сад добродетелей.
Рыхлая почва готова,
Сейте покуда весна:
Доброго дела и слова
Не пропадут семена.
Я благодарю вас за урок. А закончим мы игрой «Это здорово!». Вы придумываете фразу «Я сегодня на уроке научился..» А мы отвечаем «И это здорово!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слово и словосочетание. Урок русского языка в 3 классе.
План -конспект урока русского языка по теие "Слово и словосочетание". Данный урок ориентирован на учебник "Русский язык",3 класс, авторы Л.Я. Желтовская , О.Б.Калинина, УМК "Планета Знаний", но ...
Корень слова. Родственные слова. Презнетация к уроку русского языка во 2г классе. Школа 2100
Корень слова. Родственные слова. Презнетация к уроку русского языка во 2г классе. Школа 2100...
Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии
Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии (для зачётной работы в СИПКРО)...
Опасные места при письме. Письмо слов и предложений. Урок русского языка для 2 класса, УМК Гармония
Открытый урок русского языка для 2 класса по УМК Гармония....
Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).
Тема урока: Слово и предложение.Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...
"Порядок разбора слова по составу" урок русского языка в 3 классе "Школа 2100"
Урок русского языка по программе «Школа-2100» в 3 классе, с использованием интерактивной доски....
"Проверяемые безударные гласные в корне слова" технологическая карта урока русского языка в 3 классе
quot;Проверяемые гласные в корне слова". Цель урока: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных, отработать умение применять правило обозначения безударных гласных на письме; разв...