Подружись с природой
методическая разработка (3 класс) по теме

Коваленко Елена Геннадьевна

Разработка мероприятия на экологическую тему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Подружись с природой!»

Цель: познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

Задачи:

              1. Расширить кругозор учащихся о растительном и животном  мире.

              2. Учить правильному поведению в природе.

              3. Учить наблюдательности.

              4. Воспитывать бережное и гуманное отношение к природе своего края.

Оформление:

                Рисунки на тему «Чистый посёлок – здоровый посёлок»; плакаты  

                «Охранять природу - значит охранять Родину», «Бережём дом -   бережём здоровье»,  

                «Сохраняйте вашу страну чистой», «Земля -  наш  общий дом»;  для    сценки  

                декорации  «Лесная полянка», животные; музыкальное  оформление  (фонограммы)

Ход мероприятия:

Песня: «Здравствуй, весна»

Ведущий:

Цель, задачи и предположение. (Презентация)

Музыкальная заставка (классическая музыка)

Ведущий:

- Ребята, объясните, что можно назвать лесом ?

- Послушайте историю и представьте себе подобную ситуацию в жизни.

Ведущий:

Однажды один художник решил нарисовать лес. Что такое лес? – рассуждал он. Лес – это, конечно, деревья. И он стал рисовать деревья: берёзы, ели, липы, дубы, сосны, пихты, лиственницы. Деревья были похожи на настоящие. Казалось, пробежит ветерок, и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви  берёз.

В углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой, лесника. Повесил художник картину на стену и уехал куда-то. А когда вернулся, увидел на картине вместо зелёных деревьев одни сухие стволы.

- Что случилось? – удивился художник. Почему мой лес засох?

- Разве это лес, - вдруг услышал художник, это не лес, а одни лишь деревья.

- Лес не может быть без кустов, травы, цветов, - продолжил лесник.

Не может, согласился художник и дорисовал красивые кустарники и траву. На земле среди травы нарисовал  множество ярких цветов.

- Вот теперь – то у меня получился настоящий лес, - рассуждал художник. Но прошло немного времени и деревья опять стали чахнуть.

- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесник художнику.

- Грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

И художник нарисовал в своём лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.

- Это потому, что нет в лесу насекомых, - сказал лесник.

             Художник взял кисть и на цветках появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

-Ну, теперь всё в порядке! – решил художник, полюбовавшись, он повесил картину на стене. Прошло немного времени. Художник посмотрел на картину и отшатнулся от неё. Весь лес был покрыт несметными полчищами жуков и гусениц.

-Это ты виноват! – закричал художник леснику. Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес.

-Настоящий лес не может быть без птиц и зверей! – убедительно сказал лесник.

             Художник не стал спорить, а взял краски и нарисовал деревья, кусты, траву, цветы, грибы. На цветах рассадил насекомых – бабочек, стрекоз, а на ветвях деревьев появились весёлые птицы. Спрятал возле болота жабу, и дорисовал ящерицу.

-Вот теперь это настоящий лес, - сказал лесник. Теперь он будет жить.

Песня: «Наш край». (см.приложение)

Ученик:

Русский лес! Берёз листва,

Пенье птиц и тишина.

Зов ветров и ширь полей.

Лучше не найти, поверь!

Это всё твоё, и ты –

Властелин своей Земли!

Ведущий:

- Сколько тайн и загадок хранит лес, живущий своей жизнью, подчас скрытой от человеческих глаз.

Музыкальная пауза (классическая музыка)

Ведущий:

- Я приглашаю всех на экологическое состязание, чтобы  больше узнать о тех, кто населяет лес.

Ученик:

Сегодня меж командами сраженье

Но пусть обид не будет среди вас.

Ведь победитель или побеждённый

Сегодня будет кто-то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сражении

Покажете находчивость свою.

Уменья, знанья и веселье позволят вам

Сыграть вничью.

Ведущий:

Наше жюри: ………

Конкурс №1: «Представление команд» 

Задание: Каждая команда предлагает название, девиз, приветствие.

Конкурс №2: «Угадай дерево».

Задание: По описанию определите, о каком дереве идёт речь?.

! «В этом дереве ценится всё: древесина, кора, листва. Из древесины делают мебель, из коры художественные изделия. В старину из этого дерева изготавливали писчий материал, лучины, банные веники, добывали сок. Очень широко используется в медицине».(Берёза)

! «Это дерево легко узнать по крупным ярко-зелёным листьям с пятью острыми лопастями. Осенью они становятся жёлтыми, оранжевыми, красными. Кажется, что крона залита заревом. Но начинаются заморозки – и дерево сбрасывает свой наряд. Из древесины этого дерева делают музыкальные инструменты, мебель». (Клён)

Конкурс №3: «Экологические ситуации».

Участвуют капитаны команд.

Карточки:

- Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?

- После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?

Конкурс №4: «Собери картинку»

Задание: Репродукции известных художников предложены в разрезанном виде, собери картину по образцу.

! «Берёзовая роща» или «Солнечный свет в парке» А.И.Куиджи

! «Сосны, освещённые солнцем» или «Ручей в берёзовом лесу» И.И. Шишкин

Конкурс-викторина№5: «Жизнь леса»

Задание: Дать развёрнутый ответ на вопрос.

- Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, радио, разжигать костры? Весной многие животные выращивают потомство. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, искать укромные места.

- Для чего вдоль автомобильных трасс или железных дорог высажены деревья? Чтобы деревья задерживали снег, песок, ветер.

- Часто ранней весной можно видеть, что горит трава. Но жечь траву весной категорически нельзя. Почему? Вместе с травой погибает большое количество насекомых.

- Ель очень чувствительна даже к беглым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава. Почему? Корневая система ели расположена близко к поверхности почвы, поэтому даже беглые пожары способны ей навредить.

- Почему божью коровку птицы не клюют, хотя её спинка и ярко окрашена? Божья коровка выделяет едкую жидкость, попробовав которую один раз, птица запоминает её на всю жизнь.

- Ежата появляются весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как мать защищает их от холода? Уходя, ежиха заворачивает детёнышей в сухие листья для сохранения тепла.

Песня: «Мир похож на цветной луг» (см.приложение)

Сценка: «Туристы» (см.приложение)

Музыкальная пауза

Конкурс №6: «В поход»

Когда идёшь в поход, необходимо много знать и уметь. Например, уметь ориентироваться в лесу, приготовить пищу из съедобных растений, оказать первую помощь, используя лекарственные растения, предсказать погоду и многое другое. Сейчас я узнаю, насколько хорошо вы в этом разбираетесь.

Ответьте на вопросы:

  1. Что может заменить мясо среди растительного мира? Грибы, они содержат до 40% белков.
  2. Листья каких растений можно использовать как кровоостанавливающее средство? Подорожник, тысячелистник.
  3. Чем можно почистить в лесу зубы, не имея зубного порошка? Толчёным древесным углем.
  4. Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта? Мхи и лишайники растут на коре деревьев с северной стороны, где больше тени.

Ведущий:

Не секрет, что гуляя по городу, улице, лесу, мы часто оставляем после себя мусор. Это бывает даже тогда, когда урны находятся рядом. Просто в них порой мы попасть не можем. Проведём эксперимент?

Конкурс №7: «Попади в урну»

Задание: Точно в корзину брось скомканный лист бумаги.

Ведущий:

-Вам ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше будет мусора в вашем дворе, улице, посёлке, тем зеленее станут деревья, тем чище будет воздух! Каждый должен усвоить, что оставлять мусор, где попало – это преступление по отношению к природе! Сохраняйте вашу страну чистой! Помните: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

- Ребята, а вы знаете, как вести себя в лесу?

Игра: «Правила поведения в лесу»

Задание: Если «Да» хлопать в ладоши, если «Нет» топать.

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать.

      Подумаешь зелени много, ещё вырастет.

  1. Наконец - то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
  2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  3. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  4. Звери всякие нужны, звери всякие важны: каждый из них делает в природе своё дело.

Песня: «Беловежская пуща»

Ученик:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,

Если все – и ты, и я,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны,
И не станет красоты.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Мята, ландыш, зверобой.

Песня: «Красная книга» (см.приложение)

Ведущий:

С каждым годом по вине людей на Земле становится всё меньше и меньше животных и растений. Чтобы сохранить имеющиеся в малом количестве виды, в разных странах создаются заповедники.

- Ребята, что называют заповедником?

Заповедник – это обширная территория, на которой в единстве с природой и в спокойствии живут разнообразные животные. В заповедниках запрещены охота и сбор редких растений.

Песня: «Просьба» (см.приложение)

Ведущий:

Ребята, подумайте, что нас ждёт впереди?

Ведущий:

Что будет завтра, мы не знаем.

Хотим мы сохранить природу,
Чтоб хорошо было народу.

Мы сохраним и птиц, и рыбок

Пусть много будет здесь улыбок.

Ведущий: (на музыкальном фоне «Пение птиц»)

-Каким же будет наше будущее?

-Представьте себе такое будущее: «Автомобильное движение под землёй, чистота воздуха, свежий ветерок дует в распахнутые окна, холодные капли росы на траве, звонкая радость жаворонка в полуденной тишине площадей.»

Будущее зависит от нас самих!

Ребята, скажите, может ли человечество выжить без природы? Каждый должен любить и беречь природу, сохранять её, и лишь тогда выживет человечество.

Ученик:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

Песня: «Дом, в котором мы живёшь»

Ведущий: Слово жюри. Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

   Песня: «Наш край»

                I.- куплет

То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой

Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!

                II.- куплет

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт –

Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.

                III.- куплет

Солнцем залиты долины,
И куда не бросишь взгляд.

Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.

                IV.- куплет

Солнце наше, золотое:

Всё светлей ты с каждым днём.

Под счастливою звездою

Мы живём в краю родном.

Песня: « Мир похож на цветной луг»

Ветер зовёт за собой облака вдаль-3р.

Если ты друга не встретил пока жаль-3р.

Песня не зря собирает друзей вкруг-3р.

Сделает хмурый денёк веселей друг-3р.

Друг для тебя одолеть сто преград рад-3р.

С другом любая беда не беда да-3р.

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь!

Другом верным всегда будь!

Сценка «Туристы»

Турист-1

Сегодня мы пошли гулять,
Благо лес рукой подать!

Турист-2

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит!

Турист-1

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Турист-2

Ничей!

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги, руби и бей!

Турист-1

Урны нет!

Турист-2

Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

Банки в землю закопаем.

Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки-

В море пусть плывут посылки!

Турист-1,2

Мы - цари! Молчи, Природа.

Всё здесь наше – лес и воды1

Ведущий:

-Ребята, здесь побывали горе туристы: костёр не затушили, мусор не убрали.

- Ой, что творится в лесу!

- Ёж пыхтит и морщится:

Ученик - ёжик

Что я вам  - уборщица?

Лес никак не подмету!

Соблюдайте чистоту!

Ученик-водяной

Я - одинокий водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои, лягушки,

Болеют, как старушки!        

На дне моей квартиры –

Бутылки, тряпки, вилы.

Не озеро-помойка!

Не – уходи, постой-ка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки –

Тьфу, какая гадость!

А мне так жить охота!

     

Песня: «Красная книга»

                I.- куплет

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц.

Ради света грядущих границ.

Чтоб пустыни нагрянули смело,
Чтобы души не стали пусты.

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Припев:

Красная книга – красная!

Значит природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига

Всё живое хранить зовёт.

Пусть зовёт не напрасно, Красная книга  

        Песня: «Просьба»

                I.- куплет

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица, птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится

На траве кровавой вздрагивает птица.

               II.- куплет

Люди - человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица.

Припев:

Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят

Вы их жалейте люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц не небо,

А море без рыб не море,
И земля без зверей
не земля -3р.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема мероприятия: «Подружись с природой»

Слайд 2

Цель: познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

Слайд 3

Задачи: Расширить кругозор учащихся о растительном и животном мире. 2. Учить правильному поведению в природе. 3. Учить наблюдательности, внимательности. 4. Воспитывать бережное и гуманное отношение к природе своего края.

Слайд 4

Наше предположение: Каждый должен любить и беречь природу, сохранять её, и тогда лишь выживет человечество.

Слайд 15

Название команд « Друзья природы» «Юные натуралисты» Девиз: А девиз наш таков – «Больше дела, меньше слов!» Девиз: «В походе и в труде, впереди везде!»

Слайд 16

Конкурс «Угадай дерево»

Слайд 17

Конкурс капитанов «Экологические ситуации»

Слайд 18

Конкурс «Собери картинку»

Слайд 19

Викторина «Жизнь леса»

Слайд 20

Сценка «Туристы»

Слайд 22

Конкурс «В поход»

Слайд 23

Конкурс «Попади в урну»

Слайд 24

Игра «Правила поведения в лесу» Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения останутся в природе! Не будем ломать ветки деревьев и кустарников! Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых! Не будем обижать лягушек и жаб! Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

Слайд 25

Заповедники

Слайд 26

Будущее ….

Слайд 27

Вывод: Каждый должен любить и беречь природу, сохранять её, и тогда лишь выживет человечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизорфография или Как подружиться с орфографическими правилами?

Дизорфография - это это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью...

Сценарий Новогоднего представления "Сказка о том, как Снегурочка подружилась с гномами Санта-Клауса.

Сценарий Новогоднего представления "Сказка о том, как Снегурочка подружилась с гномами Санта-Клауса для учащихся 1-4 классов. Большое спасибо Вороновой Евгении Дмитриевне и Иваненко Антонине Юрьевне з...

Презентация к игре "Подружись с природой"

Что такое экология? Любознательны ли мы?...

Игра "Подружись с природой"

Мероприятие напрвлено на совершенствование знаний детей об экологии окружающей среды, на развитие любознательности.Имеется през...

книжка-почитайка подружусь я с буквой З

книжка содержит материал для чтения учащимися  в период обучения грамоте после изучения буквы з дома или для чтения на уроке хорошо читающими детьми как дифференцированное обучение...

Родительское собрание "Как подружить ребёнка с книгой"

Целевая аудитория: родители обучающихся начальных классов.Цели и задачи: обозначить проблему детского «нечтения»; раскрыть  методические приёмы по приобщению детей к чтению, к книге; убедит...

мероприятие "Подружись с природой"

Мероприятие для учащихся 3 класса, знакомит их с тем,как человек влияет на природу....