Театрализованная викторина "Мы любим сказки"
методическая разработка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МЫ ЛЮБИМ СКАЗКИ
Театрализованная викторина
Цель: обобщить знания детей о прочитанном, при вить им любовь к сказкам и их героям, а также интерес к участию в литературных викторинах.
Предварительная работа: конкурс рисунков «Мы любим сказки».
Занавес закрыт. Звучит музыка. Появляет ся Страшила из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Страшила. Спокойной ночи! Простите! Я хотел ска зать — добрый день! Честь имею представиться. Я — соломенное чучело. Мое имя — Страшила. Я трижды премудрый правитель Изумрудного города. Я знаю очень много сказок. Поднимите руки те, кто любит сказки. Именно вас, мои до рогие друзья, я приглашаю сегодня в сказочную страну.
Все это так интересно и заманчиво! Немало на белом свете прекрасных сказок, но среди них есть самые дорогие, самые любимые. Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки, по бываем в гостях у их героев. Итак, давайте при откроем занавес в прекрасный мир сказки и по смотрим, кто же нас там встречает?
Страшила пытается открыть занавес, но у него ничего не получается.
Совсем забыл. Видите, какой я путник... то есть, нет, путаник! Чтобы занавес открылся, надо произнести сказочное заклинание. Где же оно у меня?
Ищет в карманах.
Да тут не одно! Соломенная моя голова! Меня /isc Элли предупреждала, чтобы я сказал про цветок. Если ребята будут правильно отвечать на вопросы сказочной викторины, то они долж ны подойти к цветку и оторвать один лепесток. Л в конце нашего путешествия мы подсчитаем, у кого больше лепестков, кто лучше всех знает сказки
Ну что ж, я вслух читаю сказочные заклинания волшебные слова, а вы мне говорите из какой они сказки
Волшебные слова
- По щучьему велению, по моему хотенью. (Еме-ля. Русская народная сказка «По щучьему ве ленью».)
- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок. Русская народная сказка «Сивка-бурка».)
- Сим-сим, открой дверь! (Али-Баба. Арабская сказка «Али-Баба и 40 разбойников».)
Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели (Женя В. Катаев. «Цветик-семицветик»)
- Раз, два. три. Горчошек, вари! (Девочка. Бра тья Гримм. «Горшок каши».)
- Кара-барас! (Мойдодыр. К Чуковский. «Мой-додыр».)
- Крекс, фекс, пеке! (Буратино. Л. Толстой. «Золотой ключик-, или Приключения Бура тино».)
- Пожалуйста. (Павлик. В. Осеева. «Волшебное слово».)
- Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! Буридо, фу-ридо, сэма, пэма, фэма! (Тингема. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».)
Занавес сам открывается, звучит восточная музыка. Исполняется танец Шахерезады. Танцуя, выходит Шахерезада.
Шахерезада. Сладчайшими устами приветствую вас от всего дивного Востока. Я дочь визиря царя Шахрияра. Я прочитала много древних книг, сказаний и повестей. И нет на Востоке челове ка, который знал бы больше сказок, чем я, сама Шахерезада. Тысячу и одну ночь рассказывала я царю свои чудесные сказки, почти три года. На деюсь, вы их помните: о Синдбаде-Мореходе, об Алладине и волшебной лампе, об Али-Бабе и со рока разбойниках. Я также знакома и с русскими народными сказками, и с авторскими сказками. Сейчас я задам вам вопросы и посмотрю, кто от ветит на них первым.
Вопросы
Кто из литературных героев:
• Был обманут в стране дураков? (Буратино. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приклю чения Буратино».)
- Путешествовал в Стране Чудес и Зазеркалье? (Алиса. Д. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».)
- Полетел с дикими гусями в Лапландию? (Нильс. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гулями».)
- Жил вы стране, которой правил принц, Лимон? (Чиполлино и его друзья. Д. Родари. «При ключения Чиполлино».)
- Страшила. Большое спасибо за твое внимание к нам, о великолепная Шахерезада. Чрезвычайно сознателен... то есть признателен. Я тоже хочу задать вопросы уважаемой публике. Как вы пом ните, я вместе со своими друзьями сквозь опас ности и преграды путешествовал в Изумрудный город по дороге, вымощенной желтым кирпичом, к самому Гудвину. Назовите, пожалуйста, имена моих верных друзей. (Элли, Тотошка, Трусли вый Лев и Железный Дровосек.) Из Изумруд ного города к вам на встречу, ребята, я захватил вот этот кувшин. Шахерезада. В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них — медный сосуд, а в сосуде — могучий чародей, джинн. Он был заточен в нем без малого две тысячи лет. Этот джинн поклял ся осчастливить того, кто выпустит его на волю: обогатить, открыть все сокровища земли, еде: лать могущественнейшим из султанов и, сверх всего, выполнить еще три желания. Страшила. Я тоже знаю похожую сказку. У Алладина, была ничем не примечательная старая лампа. Но, стоило только потереть ее — и вдруг неведомо
откуда возникал джинн. (Трет свой кувшин.)
Здесь при возможности желательно задейство вать пиротехнические эффекты с использованием дыма, световые эффекты или обыкновенные хло пушки. Звучит соответствующая музыка. Появля ется Старик Хоттабыч (борода по пояс, роскошная чалма, туфли с высоко загнутыми носами), падает ниц.
Хоттабыч. Апчхи! Приветствую вас, о прекрасные и мудрые отроки! Я явился из этого трижды про клятого сосуда.
Страшила. Что-то вроде не похоже... сосуд такой маленький, а вы такой... сравнительно большой.
Хоттабыч. Не веришь, презренный?! Знай же, что я не кто иной, как могучий и прославленный во всех четырех концах света джинн Гассан Абду-рахман ибн Хоттаб, то есть сын Хоттаба. И нет в мире такого волшебства, которое было бы мне не по силам.
Хоттабыч достает «волшебную палочку» и де монстрирует несколько фокусов.
Фокус-шутка (из копилки Арутюна Акопяна)
«Волшебной палочке» Хоттабыч придает верти кальное положение и зажимает посередине пальцами левой руки. Затем, встав к ребятам левым боком,обхватывает правой рукой левое запястье и объявляет, что «волшебная палочка» может притягиваться к руке. При этом он медленно разжимает пальцы левой руки, и все видят, что палочка остается на прежнем месте.
Секрет фокуса ясен из рисунка (смотри рису нок № 1). Хоттабыч придерживает палочку самым "кончиком указательного пальца правой руки. Дети этого не видят, так как левая рука обращена к ним тыльной стороной. «Притянутую» к руке «волшеб ную палочку» рекомендуется показывать в течение нескольких мгновений, чтобы никто не успел заме: тить отсутствия указательного пальца правой руки на левом запястье.
Загадочная бумага
Хоттабыч просит, чтобы на подносе ему принес ли стопку папиросной бумаги. Вытаскивает из нее один лист и показывает зрителям. При этом все ви дят, что, кроме этого листка, в его руках ничего нет. Разрывает лист на мелкие куски, скатывает из них шарик большим и указательным пальцем и медлен но на глазах у зрителей вытягивает из шарика цель ный лист бумаги.
Секрет фокуса. Под стопку папиросной бума ги заранее кладется шарик, скатанный из цельного листа бумаги. При демонстрации фокуса, вытаски вая из стопки лист, Хоттабыч незаметно берет этот шарик и зажимает его сначала между кончиками среднего и указательного пальцев а потом — между большим и указательным пальцами вместе с уголком вытащенного из стопки листа. После этого разрывает лист на мелкие куски и собирает их в комочек. Медленно
разворачивает другой шарик и показывает детям не поврежденный лист бумаги. При этом оставшиеся в руке бумажные клочки должны быть незаметно зажа ты между большим и указательным пальцами. Наконец он комкает все, что находится у него в руках, и бросает на поднос.
Куда исчезла пуговица?
Хоттабыч просит у зрителей какой-нибудь мел кий предмет: значок, конфету, монету, пуговицу... И вот этот предмету Хоттабыча на ладони. Ярким лег ким платком он накрывает ладонь. Чтобы у детей не было сомнений в том, что пуговица лежит на преж нем месте, Хоттабыч предлагает им самим это про-, верить. Он подходит к одному из зрителей и просит нащупать пуговицу под платком. Да, она там! Тогда Хоттабыч подходит к другому зрителю и просит о том же. К третьему, к четвертому. А теперь пуговица должна исчезнуть. Хоттабыч произносит магические слова «Трах-Тибидох», снимает платок с ладони, и... пуговицы нет! Хоттабыч вновь накрывает ладонь платком, подходит к зрителям и просит их проверить, есть ли пуговица под ним. Все по очереди, пощупав ладонь, накрытую платком, говорят, что на ней ни чего нет. Опять магические слова, взмах платком — пуговица на ладони!
Секрет фокуса. У Хоттабыча есть ассистент, который сидит среди зрителей. Фокусник, накрыв платком пуговицу, обходит зрителей, а к своему ас систенту подходит в последнюю очередь. Вот здесь уже от ассистента требуется ловкость и сноровка. Его задача состоит в том, чтобы незаметно взять пу говицу с ладони, а потом так же незаметно положить ее обратно.
Далее Хоттабыч вытаскивает из-за пазухи теле граммы и предлагает отгадать, кто их автор.
- «Я от дедушки ушел. Я от бабушки ушел». (Ко лобок из русской народной сказки «Коло бок».)
- «Спасите! Нас съел серый волк». (Козлята из русской народной сказки «Волк и семеро коз лят».)
- «Деревянным острым носом всюду лезу я без спро су». (Буратино из сказки А. Толстого «Золо той ключик, или Приключения Буратино».)
- «Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода
В ямке от копытца».
(Иванушка из русской народной сказки «Се стрица Аленушка и братец Иванушка».)
5. «Нас приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно». (Чебурашка. Э. Успенский — «Крокодил Гена и его друзья».)
6. «А дорога — далека.
А корзина — нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок».
(Медведь из русской народной сказки «Маша . и медведь».)
7. «Я всегда живу всех выше,
У меня есть дом на крыше». (Карлсон из сказки А. Линдгрен «Карлсон, кото рый живет на крыше ».)
8. «Я по полю пошла, в поле денежку нашла,
Самовар себе купила и гостей чайком поила, Веселились все вокруг, Но вмешался злой паук». (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».)
Страшила. Ребята, здесь висит какое-то объявле ние. Читаю: «Внимание! Внимание! На одной из дорог сказочного книжного государства произошла авария. На дороге валяются: перевернутый автомо биль, велосипед, метла, трамвайчик, пряник. Все, кто ехал, куда-то разбежались. Авария произошла около подворотни. Свидетелей случившегося про сим объяснить ситуацию и назвать виновника. Кто испугал зверей, кто виновен в их бегстве?
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ними раки на хромой собаке,
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.
Вдруг из подворотни — страшный великан,
Рыжий и усатый та-ра-кан!
Таракан, таракан, тараканище!
(«Тараканище» К. Чуковского)
Страшила. А кто одолел тараканище? (Воробей. «Взял
и клюнул таракана, вот и нету великана».) Хоттабыч. Ребята, назовите книги, где все дело в бороде. (Л. Лагин — «Старик Хоттабыч». А. Толстой — «Золотой ключик, или При ключения Буратино», А. Пушкин — «Руслан и Людмила».) Шахерезада. А вот еще один гость сказочной страны.
Появляется Кот в сапогах с гитарой, испол няет под фонограмму песню, пританцовывает.
Кот. Я надеюсь, что вы меня узнали, мои юные дру зья, я к вам явился из сказки «Кот в сапогах». А теперь скажите скорее, кто написал эту сказку? (Шарль Перро) Я довольно сообразительный и находчивый кот. И сейчас я вам это докажу. Го товы сыграть со мною в игру?
Перед вами, мои юные друзья, на сцене рас ставлены в ряд 13 кеглей (можно взять любые другие одинаковые предметы). Ко мне сейчас выйдет тот, у кого больше всех лепестков со ска зочного цветка, у кого больше правильных отве тов на вопросы сказочной викторины.
Пусть он возьмет с краю одну, две либо три кегли. Затем беру я, и так по очереди. Проигры вает взявший последнюю кеглю. (Можно сы грать с несколькими детьми.)
В этом фокусе всегда начинайте игру вторым и берите столько кеглей, чтобы сумма ваших и играю щего кеглей равнялась четырем. Он берет три кегли, а вы одну; он две, и вы две; он только одну, а вы три кегли.
Кот. Когда люди попадают в незнакомую • страну, то стараются побольше о ней узнать. А лучше всего это сделать, посетив музей. Я приглашаю вас, мои юные друзья, посетить музей сказочной страны. Вы увидите разные предметы и должны будете угадать, кому они принадлежат и из какой они сказки.
Сказочные предметы
- Азбука, колпак (Буратино. Л. Толстой. «Зо лотой ключик, или Приключения Бурати но».)
- Туфелька (Золушка. Ш. Перро. «Золушка».)
- Яблоко (Старуха. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
- Ступа и метла (Баба Яга из русских народных сказок.)
- Большая голубая шляпа (Незнайка. И. Носов. «Незнайка в солнечном городе».)
- Роза (Кай и Герда, Свинопас. Х.-К Андерсен. «Снежная королева», «Свинопас».)
- Горошина (Принцесса. Х.-К. Андерсен. «Прин цесса на горошине».)
- Зеркало (Царица. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
- Зонтик (Оле-Лукойе. Х.-К Андерсен. «Оле-Лукойе».)
- Сети, невод (Старик. А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Половина грецкого ореха (Дюймовочка. Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка».)
Страшила. Спасибо вам, Шахерезада, Старик Хот табыч, Кот в сапогах, за то, что помогли мне провести такое интересное путешествие по ска зочной стране. Ребята, давайте хором скажем «спасибо» сказочным героям. Раз, два, три: «Спа-си-бо!» Пора и мне возвращаться в Изум рудный город. Но любой сказке нужен конец. Ребята, вспомните, какими словами заканчива ются сказки? (Ответы детей.)
Чудные сказки живут рядом с нами, они не стареют. Любите сказки, их добрых героев. А теперь мы подведем итоги и наградим победи телей нашей сказочной викторины и тех ребят, которые участвовали в конкурсе рисунка «Мы любим сказки!»
До свидания, я верю, что мы с вами еще уви димся на страницах книг!
Литература
АкопянА. Фокус-покус. — М.: Малыш, 1989.
Лагин Л. Старик Хоттабыч. —Лениздат, 1989.
Сухин И. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. — М.: Новая школа, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя статья в газету "Дошкольник". "Театр родителей". Описание опыта вовлечения родителей в театрализованную деятельность. Постановка сказки "Репка"
Театр родителей. Я работаю в группе «Боровичок» детского сада №466 с детьми 3-4 летнего возраста. В группе 26 чудесных ребятишек, у которых активные, понимающие, интересующиеся жизнь...
Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».
цель данного мероприятия формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками. Познакомить детей с особенностями национальн...
Сценарий театрализованного представления по сказкам К.И.Чуковского для учащихся начальных классов «Вернисаж».
Литературный проект по сказкам К.И.Чуковского....
Театрализованная постановка по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"
Драматизация является одним из наиболее часто используемых видов творческих работ. Сущность данного приёма заключается в воспроизведении прочитанного или услышанного самим ребёнком через использование...
«Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Лиса, заяц и петух»
пальчиковый театр...
Театрализованное представление: «ОСЕННЯЯ СКАЗКА»
Театрализованное представление "Осенняя сказка" предназначена для детей младших классов 1-4кл....
Театрализованное представление по сказке "Теремок» по ПДД."
Закреплять у детей понятия о правилах дорожного движения (дорожные знаки и сигналы светофора); воспитывать культуру поведения на улице и стремление к знаниям....