Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».
материал на тему

Балашова Татьяна Юрьевна

цель данного мероприятия формировать у детей представление об одном из жанров фольклора –  сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов. Через сказку воспитывать в детях  нравственные качества человека: скромность, доброту. Мероприятие позволяет воспитывать у детей желание участвовать в театрализованных постановках, способствует сплочению коллектива детей с учетом индивидуальных особенностей участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературного театрализованного праздника  по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».

Цель: Воспитание толерантности, как принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Развитие интереса к сказкам.

Задачи: 

Обучающие:

  • Формировать у детей представление об одном из жанров фольклора –  сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками.
  • Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов.

Развивающие:

  • Развивать умения выразительно передавать характеры героев посредством движений, речи .
  • Развивать способность,через элементы театрализации выражать свои чувства, эмоции, фантазии.
  • Развивать память, внимание.

Воспитывающие:

  • Через сказку воспитывать в детях  нравственные качества человека: скромность, доброту.
  • Воспитывать желание участвовать в театрализованных постановках.
  • Сплочение коллектива детей с сохранением, учетом индивидуальных особенностей участников.

Оборудование:

Рисунки к сказкам, « Хвастливая сова – индийская народная сказка », « Хвастливые мыши – китайская народная сказка », « Заяц – Хваста русская народная сказка », поговорка “ Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям ”,, выставка рисунков, ширма оформленная под стилистику Индии, Китая, России, костюмы представителей сказок, магнитофон, звукозаписи, выставка книг.

Предварительная работа: Чтение сказок, пословиц о хвастовстве, экскурсия в библиотеку ,беседа о положительных и отрицательных качествах характеров героев сказок, участие  в выставке рисунков «По дорогам сказки» среди классов « Особый ребенок», просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание музыкального материала, разучивание танцев с использованием атрибутов представителей Индии, Китая и России.

 Ход мероприятия:

 Ведущая: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Стоит только произнести эти волшебные слова, как сразу становится ясно, что в наш дом пришла Сказка.

Вы слышите, звенит колокольчик? Он приглашает нас в путешествие. Сказка уже ждет нас и зовет за собой. Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам, которые придумывают особенные люди – сказочники.

(Появляется Сказительница. Ею может быть и Ведущая, которая должна немного измениться, например накинуть цветастый платок на плечи.)

Ведущая: - В сказках  всего мира всегда заключена народная мудрость, в них умело высмеиваются отрицательные качества характеров героев ,такие, как, глупость,жадность и хвастовство.

Сегодня мы побываем с вами сразу в трех странах, я расскажу вам ,три сказки – очень разные и в то же время очень похожие, а, чем вы поймете, когда услышите и увидите все сами. Для начала мы с вами  отправимся в Индию.

В Индии далекой,

Слон неприхотливо

Прохладною водою

Брызгался из Нила

Он  проказник? (что с того!)

С детства непослушен,

Длинный хобот у него

Стал отличным душем.

Исполняется  танец в костюмах.

Индийская народная сказка « Хвастливая сова».

Однажды на крышу царского дворца опустилась сова В саду  она увидала соловья. Сам царь кормил его отборным зерном. Когда царь ушел , сова поинтересовалась у соловья: за, что это тебе такие почести , сам царь кормит тебя ? А за то, ответил соловей, что по ночам я пою ему песни и он спит и видит самые чудесные сны. Вот глупости, думала сова я пою нисколько не хуже, а даже лучше. А когда настала ночь  сова принялась ухать, да так громко, что разбудила всю свиту и самого царя. Царь очень рассердился и приказал прогнать сову и больше никогда не пускать ее в царский сад.

Сказительница:-      

В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Вот уже она стучится
Скажем  дружно “Заходи!”

Дверь скорее открывай – отправляемся в Китай.

Ведущая: -  Отсюда за морем -  Китай. От солнца Китай пожелтел и высох.
Родина чая -  Родина риса.
Совсем неплохо - блюдо рисовой каши и чай - из разрисованных чашек.


 Исполняется танец в костюмах.

Китайская народная сказка «Хвастливые мыши».

Жили были две подружки, мышка Острозубка и мышка Острохвостка. Очень дружили но, как только встречались, то тут же начинали друг перед другом хвалиться.Самые острые  зубки у меня,- говорила Острозубка, а самые острый хвостик у меня,-  говорила Острохвостка. Только я. Такая ловкая, и могу так быстро  грызть рисовые зернышки,-говорила Острозубка.  Только я такая шустрая и,могу так ловко нанизывать рисовые зернышки на хвостик. А я такая смелая, что если встречу кота ,- то укушу его прямо за нос, а я  такая смелая, что если, только встречу кота- уколю его своим острым хвостом прямо в глаз. Долго бы они еще спорили и хвастались друг перед другом, но они так шумели, что и  в самом деле разбудили кота. Одним прыжком кот настиг болтушек- хвастунишек. Они рванулись в разные стороны и только чудом успели укрыться в куче рисовой  шелухи. Долго еще дрожали их хвостики и стучали зубки от страха. Интересно теперь они тоже такие же хвастунишки?

Сказительница:

 Во поле березки, на лугу цветы

Балалайки, ложки и колосья ржи

Среди полей, простора синего

Страна раскинулась – Россия!

Исполняется танец в костюмах.

Русская народная сказка « Заяц – Хваста».

Жил, был заяц в лесу, и надо сказать, что любил тот заяц хвастать! Всем говорил кого ни встретит – я самый храбрый в лесу! У меня не усы, а УСИЩИ, не лапы , а ЛАПИЩИ!, не зубы,а ЗУБИЩИ! Смеялась над ним ворона и ругала его _ НЕ хвастай , не хвастай! Однажды напали на ворону собаки, и давай ее мять! Заяц  думает, как же вороне помочь? Сидит и дрожит, вдруг ветка под ним хрустнула.Заяц  испугался, как выскочит, да как, побежит… Собаки ворону бросили, а зайца не догнали. Вот встречаются заяц и ворона в лесу, а ворона и говорит зайцу: вот ты молодец не Хваста ,а храбрец

Ведущая: -  А какими словами заканчиваются сказки?

 (Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. А сказки которые мы послушали и посмотрели сегодня можно закончить такими словами

 Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям.

А еще, вы прочтете другие сказки в этих книгах, которые выставлены перед вами. Пора и нам прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч, в Стране Сказок и  Чудес.

Все выходят на поклон.



Предварительный просмотр:

                                       

                                        Велигодская А.К – учитель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района

                                       Балашова Т.Ю – воспитатель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Роль театрализованных праздников в работе с учащимися с умеренной умственной осталостью.

Выявление потенциальных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью, включение их в жизнь общества требует поиска определенных путей их возможной социализации.                                                                                                                                

Опыт работы с учащимися с проблемами в развитии показал, что организация театрализованных  праздников в школе VIII вида   является  своеобразным и эффективным средством  коррекции и компенсации в  развитии    детей с  интеллектуальной недостаточностью  их  адаптации  в обществе.  Сущность праздника невозможно  определить вне социальной деятельности. Как деятельность, праздник   является  важным средством гуманизации  воспитания,  как форма,  объединяющая  разные виды деятельности (познание, труд, общение) - средством всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает   посредником в обеспечении процесса сотрудничества, так как основными участниками  праздника  являются взрослые и дети.   Исполняя  совместные     действия, дети   удовлетворяют потребности в общении, приобретают опыт   взаимопомощи и  взаимодействия. Театрализованный праздник - это   синтез  многих видов искусств.   В него включены разнообразные виды искусства; это  литература и  музыка, живопись и  театр, пантомима, словом все, что позволяет расширить кругозор детей, сформировать нормы поведения, развить  их потенциальные  возможности. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев.  Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.   Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, украшения для новогодней ёлки, листья к празднику осени ).  Важно, чтобы дети  знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления. Театрализованные постановки  развивают речевую деятельность учащихся с умеренной умственной отсталостью. В процессе подготовки и проведения праздника даже безречевые дети пытаются на элементарном уровне  звукоподражать персонажам театрального действия. Важным критерием подбора  содержания театрализованного представления для учащихся с интеллектуальной недостаточностью  является   правильно адаптированный литературный материал. Как известно, дети с умеренной умственной отсталостью вследствии своеобразия психического развития имеют ряд особенностей, в том числе недоразвитие эмоциональной сферы.

Использование литературного материала на основе содержания народных и авторских сказок оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей, вызывает у них определенный отклик, учит радоваться, грустить, побуждает к контакту.                                                                                                                              В практике нашего образовательного учреждения используются  разнообразные формы   детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы,  спектакли, смотры, конкурсы,   линейки,   концерты.  Все они составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с  учащимися. В работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью мы активно используем календарные (праздник 1-е сентября,  праздник « Дары Осени», новогодний праздник, праздник 8-е марта, Масленица, праздник «Скоро лето!») и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен  объединять  не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого  праздника мы   включаем  воспитательные моменты и познавательные задания.                                                                                                                                  

 Работа по организации праздников включает  в себя ряд  этапов:

I этап. Установочный -  (составление плана проведения мероприятий)                                                                    

II этап. - Разработка и утверждение сценария;                                                                                              

III этап. - Репетиции                                                                                                                                        

IV этап. - Изготовление костюмов и декораций;                                                                                          

V этап. -  Проведение праздника.                                                                                                                              

VI этап-. Заключительный (подведение итогов)                                                                                        

I .На первом методическом объединении обсуждается план работы на год (выбор тематики и сроки проведения праздников)

II. На данном этапе разрабатывается и обсуждается сценарий праздника, включающий в себя отобранный и адаптированный, с учетом психофизических особенностей детей с проблемами в развитии, речевой и музыкальный материал.                                                          

III. После  утверждения сценария праздника начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. IV.Данный этап включает совместную работу взрослых (педагоги, родители) и учащихся по оформлению  декораций зала, изготовлению костюмов.                                                            

V. На данном этапе мы погружаемся в волшебную атмосферу театрального действия                              

VI. Подведение итогов. Происходит обсуждение итогов среди педагогов, выявляются положительные моменты, недостатки и их устранение. Педагоги проводят беседы с детьми о том, что им больше всего понравилось, наиболее  яркие моменты праздника отражаются в рисунках детей, отзывах родителей и педагогов, в выставках фотографий, видеозаписях и компьтерных презентациях.                                                        

          Организация театрализованных праздников с участие «особых» детей помогает раскрыть их  индивидуальные особенности,  объединяет родителей, педагогов и детей. Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка с проблемами в развитии.



Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия для учащихся классов « Особый ребенок»

« Прогулка по городу»

Цель: создать  положительный эмоциональный фон праздника

Вед: Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:

мама и папа, соседи, друзья,

город любимый, родная квартира,

бабушка, школа, котёнок... и я.

Вед:  Родина - это место, где человек родился или где он живет. Наша  родина - Санкт-Петербург.
Вед: Посмотрите, красивый наш город какой,
Чайки с криком летят над широкой Невой,
А у самой Невы Медный всадник стоит,
И на нас Петр Первый глядит.

Вед: Давайте, отправимся на прогулку по городу. А поедем мы на автобусе.

Весёлый автобус спешит по дорожке.

Сияют на солнце бока и окошки.

Дети совместно с педагогами строятся друг за другом. Под музыку «Мы едим…» передвигаются по залу

Солнце вдруг засветило над тихой Невой,
Петропавловский шпиль засиял золотой,
В нашем городе столько музеев, дворцов,
И так много красивых решеток садов.

Вед: Мы вместе нарисуем решетку.

Дети совместно с учителями рисуют решетку по пунктирным линиям

Вед: Ребята, повторяйте за мной

 В городе  закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап.

(Ритмично стучим кулачком о кулачок)

И по лужам ты идешь.

Так-так-так-так.

(Ритмично притопываем)

Дождь сильнее застучал.

Тук-тук-тук-тук.

(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

( Хлопаем в ладоши)

Вед: Мы поиграем в игру «Дождик». Пока звучит музыка, вы ходите, если музыка остановилась,  прячемся под зонтом

Игра «Дождик»

Вед:

- Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Наш город так прекрасен!

Ему нужна забота наших рук,
Чтоб  красота его не гасла!

Чтоб в городе везде была повсюду чистота,

На улицах и парках мусорить нельзя!

Вед: Пока мы играли, прилетел ветерок и разбросал фантики. Давайте наведем порядок

Проводится игра «Собери фантики»

Вед: Ведь, правда, друзья,

Хорошо на планете,

Когда на планете

Хозяева - дети!

Давайте беречь

От невзгоды любой

Большой и доверчивый

 Шар голубой!

Давайте, ребята,

Назло непогодам,

Обнимем планету

 Своим хороводом!

Хороводная игра «Если нравится тебе»

Вед: Наша прогулка закончилась . Но мы забыли о том, что сегодня в нашем городе, и в нашей большой стране России праздник- День Знаний.

Вед: 

Каждый год звонок веселый

Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.

Вед: Мы поздравляем вас с праздником и дарим небольшой подарок – частичку сердца нашего любимого и родного города – Санкт-Петербурга.

Вручение подарков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ...

инсценированная сказка народов мира

испанская сказка для инсценировки в 1 классе...

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).Тема урока: Овощи и фрукты. Предмет: Окружающий природный мирТип урока: усвоение новых знаний Организационная форма: индивидуа...

Сценарий праздника на 8 Марта в классе "Особый ребенок"

Сценарий написан специально для детей класса "Особый ребенок" . Простой и в то же время интересный материал....

Литературная викторина по сказкам народов мира

Литературная викторина по сказкам народов мираАрабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников» Эстонская народная сказка «Запретный узел»Румынская народная сказка ...

Литературное чтение 2 класс Сказки народов мира.

Урок «Литературное чтение»Тема: Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».Цели урока:1. Образовательная:Способствовать расширению читательск...