Театрализованная постановка по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Драматизация является одним из наиболее часто используемых видов творческих работ. Сущность данного приёма заключается в воспроизведении прочитанного или услышанного самим ребёнком через использование мимики, жестов, интонации, позы, т.е. через использование всевозможных средств выразительности, через актёрскую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_postanovka.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
Дети и взрослые входят в зал по билетам. Звенят 3 звонка. Звучит вступление к сказке "Золотой петушок", занавес закрыт. После крика петушка, с равных сторон встречаются 2 скомороха.
1 скоморох: Здорово, Тарас!
2 скоморох: Здорово, Федот! (смотрят вокруг)
Вместе: А кругом честной народ! (с поклоном) Здравствуйте, люди добрые!
1 скоморох: Я - скоморох Тарас, песни петь горазд!
2 скоморох: А я – скоморох Федот, сказку сказать готов!
Вместе: А хотите ли вы сказку послушать?
1 скоморох: Уж по свету я похаживал, много знавал, много видал! И вам сейчас поведаю! (открывается занавес)
Девицы играют в жмурки. Выходит Бабариха.
Бабариха: Ах, негодницы! Работа стоит, а они в жмурки играют! (берет ведра с коромыслом, уходит)
I картина «Три девицы»
(Девицы усаживаются на лавочку, прядут и поют!)
Песня «Прялица» М.Парцхаладзе (сольное пение)
1 девица: Кабы я была царица, то на весь крещенный мир.
Приготовила б я пир !
2 Девица: Кабы я была царица, то не весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3 девица: Кабы я была царица, я б для батюшки царя
Родила богатыря. (девицы ухмыляются, шепчутся, хихикают)
(Входит Царь)
Царь: Здравствуй, красная девица, будь царица,
И роди богатыря мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.
(Царь берет под руку невесту. сестры с гордом видом сопровождают их!)
Под музыку Царь проходят по всему залу и уходят.
1 скоморох: Царь ушел в поход, а царица родила сына.
2 скоморох: А ткачиха с поварихой сообщили царю, что она родила не
мышонка, не лягушку, а неведому зверушку.
1 скоморох: Посадили царицу с сыном в бочку и бросили в океан.
II картина «Море»
Звучит шум моря, свет гаснет, освещает звезды на небе. По морю (из ткани) плывет бочка, 4-6 девочек – волны. На дальнем плане стоит ширма с теневым театром, идет изображение корабля, плывущего по морю. Из за ширмы появляется бочка. Бочка останавливается у края ширмы, слышен голос Гвидона.
Гвидон: Ты, волна моя. волна! Ты морские камни точишь,
Подымаешь корабли- не губи ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу.
1 скоморох:: И послушалась волна: тут же на берег она
Бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.
2 скоморох: Сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся,
Поднатужился немножко, вышеб дно и вышел вон.
На фоне шума моря, выходят Гвидон с матерью.
Гвидон: Море синее кругом (удивляется)
Дуб зеленый над холмом.
Добрый ужин был бы нам, однако, нужен.(подходит к дубу, делает лук)
Мать: Ты пойди на край долины у моря искать дичины.
(Мать машет Гвидону, расстил. платок, садится, дремлет. Гвидон идет. Звучит тревожная музыка.)
Сцена битвы Лебедя и Коршуна.
(под конец Гвидон пускает стрелу в коршуна, он улетает.)
Лебедь: Ты, Царевич, мой спаситель, мой, могучий избавитель,
Не тужи, что за меня есть не будешь ты 3 дня,
Что стрела пропала в море. Это горе все - не горе.
Отплачу тебе добром, сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил: девицу в живых оставил,
Ты не коршуна убил, чародея подстрелил.
В век тебя я не забуду: ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись, не горюй, и спать ложись.
(Лебедь улетает, а Гвидон идет к матери и ложиться спать)
Свет гаснет.
Танец "Звездочки и месяц"
(музыка пробуждения – открывается вид города)
III картина "Царство Гвидона"
Мать: Посмотри, город большой, стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами блещут маковки церквей.
Гвидон: То ли будет? Вижу я: Лебедь тешится моя.
(берет мать за руки) Разворачиваются к зрителям.
Звучит веселая р.н. музыка
1 скоморох: Мать и сын идут ко граду! (сообщают зрителям)
2 скоморох: (призывно) Оглушительный трезвон поднимай со всех сторон!
Танец Скоморохов/дети/
(после танца Гвидон выходят с матерью в центр зала, взрослые Скоморохи заводят детей в 2 круга)
Хоровод "Славься, Гвидон"
Возгласы из толпы: -Княжей шапкой , и главой,
Возглашаем над собой ! (надевают шапку)
-Под церковный перезвон нарекаем -князь Гвидон (дают посох) ,
звучит «Колокольный перезвон.»
1 круг – уходит под музыку. Скоморох уводит детей.
2 круг – «Слава, слава, князю Гвидону
Слава, Слава!» - уходят с поклоном (расширяя круг, садясь на места)
(Купцы уходят за ширму, Гвидон с матерью садятся на трон)
1 скоморох: (Под шум моря) Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет (Свет Притушить, высветить корабль в теневом театре)
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах.
2 скоморох: Видят город златоглавый, пристань с крепкою заставой.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
Под колокольней звон выходят купцы, им навстречу идет Гвидон.
Гвидон: Чем вы гости, торг ведете, и куда теперь плывете?
1 купец: Мы объехали весь свет.
2 купец: Торговали соболями, чернобурыми лисами.
3купец: А теперь нам вышел срок, едем прямо на восток.
4 купец: Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана.
Гвидон: Добрый путь вам господа(кланяется) По морю по океану
К славному царю Салтану,
от меня ему поклон.
Купцы уходят за ширму, садятся в корабль.
Звучит муз Лебедь(Гвидон грустит)
Танец Лебеди.
Лебедь /Гвидону/ Здравствуй, князь ты мои прекрасный!
Что ты тих, .как день ненастны?
Опечалился чему?
Гвидон: Грусть-тоска мня съедает, видеть я б хотел отца.
Лебедь: Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море полететь за кораблем?
Будь же, князь ты, комаром.
(под муз. Лебедь плещет водой, князь прикрывается плащем, кружится, уходят с Лебедью)
1 скоморох: Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился,
Полетел и запищал.
2Скоморох: Судно на море догнал, потихоньку опустился
На корабль и в щель забился.
(Скоморохи присели у колонны)
IV картина «Царство Салтана»
Танец Волн /по морю плывет корабль/
Под веселую музыку входит Салтан в сопровождении Бабарихи,
поварихи, ткачихи, садится на трон
входят купцы, подходят к Солтану.
Салтан: Ой вы, гости, господа, долго ль ездили, куда?
Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?
1 купец: Мы объехали весь свет, за морем житье не худо,
В свете вот какое чудо:
2 купец: В море остров был крутой, не привольный, не жилой,
А теперь стоит на нем новый город со дворцом.
З купец: С златоглавыми церквами, с теремами и садами.
4 купец: А сидит в нем князь Гвидон, он прислал тебе поклон.
Салтан: Коль жив я буду, чудный остров навещу,
У Гвидона погощу.
Скоморохи /шепчутся/ А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить чудный остров навестить.
Повариха:/ухмыляясь/ Город у моря стоит! Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка.
Белка песенки поет и орешки все грызет.
А орешки не простые, все скорлупки золотые,
Ядра-чистый изумруд, вот что чудом -то зовут!
Ткачиха: Что тут дивного? Ну вот! Белка камушки грызет.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой.
Хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге
И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря,
Бобариха: Кто нас этим удивит? Люди из моря выходят
И себе дозором бродят.
Вот идет молва правдиво: за морем царевна есть.
Что не можно глаз отвесть: днем свет Божий затмевает.
Ночью землю освещает, месяц под косой горит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выплывает будто пава,
А как речь-то говорит, словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво,
1 Скоморох: Чуду царь Салтан дивится, а комар-то злится, злится-
/комар на руке у поварихи/
2Скоморох: И впился комар как раз поварихе прямо в глаз
Все хором: Караул! Лови, лови, да дави его, дави!
Повариха: Распроклятая ты, мошка, мы тебя! /общая суета/
Скоморохи закрывают занавес.
Антракт./выставка дет. рисунков по сказке/
Действие II /Картина I «Три чуда»
/Занавес закрыт/ Звучит муз. вступление. из сказки "Золотой петушок"
I Скоморох: За морем житье не худо, у Гвидона вот-так чудо!
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет, да орешки все грызет,
А орешки не простые, все скорлупки золотые,
2 скоморох: Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.
Есть еще другое диво, море вздуется бурливо
Океан подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге и очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя, 33 богатыря.
Открывают занавес, в стороне стоит домик белки со слугами, белкой, царевна-девица и Царевна-Лебедь за ширмой, Салтан с тетками. Звучит музыка Лебеди. Гвидон грустит, появляется лебедь
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
что ты тих, как день ненастный. Опечалился чему?
Гвидон: Грусть-тоска меня съедает: люди женятся, гляжу,
Не женат лишь я хожу. Говорят, царевна есть.
Что не можно глаз отвесть, месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Лебедь: Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта-я!
/улетает за ширму, выходит Царевна-девица/
Гвидон встречает ее. Звучит колокольный звон
Выходят богатыри, выстраиваются в полукруг.
Черномор/смотрит в подзорную .трубу/
-Из лазоревой дали показались корабли.
Богатырь: По равнинам океана едет флот царя Салтана /плыв. корабль/
Колок. звон. Гвидон встречает Салтана.
Салтан: /удивл/ Все красавцы молодые, великаны удалые!
Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.
Черном: А теперь пора нам в море, тяжек воздух нам земли.
Богатыри уходят
Гвидон подводит Салтана к Белочке.
Салтан: Белка песенку поет, золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает и в мешочек опускает.
Музыка «Во саду ли, в огороде»
Танец Белочки с орешком
Салтан: /смотрит на царевну/: Что ж, княгиня-диво;
Под косой луна блестит, а во лбу звезда горит,
А сам а-то величава, выступает будто пава
Танец царевны
в конце подводит свекровь к Салтану
Салтан: Что я вижу, что такое? /обнимает жену/
1 Скоморох: А ткачиха, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам, их нашли на силу там.
2 скаморох: Тут во всем они признались, повинились, разрыдались.
Царь от радости такой отпустил всех трех домой.
Общая пляска с поклонами.
Скоморохи закрывают занавес, выглядывают из-за него, один:
I Скоморох: Я там был, мед, пиво пил, и усы лишь обмочил.
2 Скоморох: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие ...
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...
Постановка по мотивам сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Данный материал может быть использован при проведении внеклассного мероприятия в начальной школе, посвященного творчеству (сказкам) А.С. Пушкина...
Поэтический марафон "Читаем сказку Пушкина А.С. "О царе Салтане".
Ученицы 4-го класса приняли участие в поэтическом марафоне "Читаем сказку Пушкина А.С. "О царе Салтане" ....
Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...