Русский язык Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Тип урока: Изучение нового материала.
Педагогические цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Задачи урока:
Предметные: формировать умение выделять суффикс в словах;
Формировать умение образовывать новые слова при помощи суффиксов
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Личностные:
- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства: презентация, карточки, учебник.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
Технологии :Здоровьезберегающие; ИКТ
Методы :Словесный (беседа) Практический (упражнения)
Ход урока
#1054;рг .момент
Сегодня у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
- Тихонько сели, приготовились работать.
Какое сегодня число ? Прочитаем и запишем в тетрадь.
#1052;инутка чистописания.
А начать наш урок я хотела бы с пословицы.
Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Ребята, как вы понимаете данную пословицу?
Да, верно. Эта пословица означает, что для хорошего результата нужно учиться и трудиться, чтобы добиться своей цели.
Вот и мы с вами сегодня потрудимся и узнаем много нового.
Посмотрите на доску
Запишите заглавную и строчную букву Сс подружите их . Пропишите соединения 2 раза заглавную и строчную.
Сс Сс Сс
Са сл ор ву рв
Посмотрите на соединения букв С верхнее и нижнее . Выберите и запишите 2 сочетания букв .Одно с верхним ,а одно с нижним соединением .
#1040;ктуализация знаний
Запись предложения под диктовку
Саша сорвал сливу.
- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи в предложении.
-В слове сливу выделите корень, окончание( Проверка)
- Что такое корень? (Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
- Как вы его находили?
( Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть).
Подберите однокоренные слова к слову слива.
Запишите .(Сливовый,)
Верно, какое окончание?
Что будет основой слова?
Что будет корнем слова?
Есть ли в слове приставка?
Молодец, садись. Ребята, какая часть у нас осталось невыделенной?
Верно, а как называется эта часть?
Эта часть слова называется суффикс.
Вы уже догадались, что сегодня мы будем изучать?
6. Самоопределение к деятельности
-О какой части слова мы сегодня будем говорить?
- Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? »)
Какие цели поставим перед собой на уроке? Цель: узнать, что такое суффикс.
А какие задачи мы должны перед собой поставить, чтобы достичь нашей цели?
Задачи:
1) Научиться находить суффикс в слове.
2) Научиться образовывать однокоренные слова при помощи суффикса.
Отгадайте загадку:
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(Ёж)
-Запишите в тетрадь слово еж.
-Как называют ребенка ежа? Ежонок.
-Теперь запишите слово ежонок
- Теперь скажите как зовут маму ежонка ? (Ежиха.)
-Запишите слово ежиха.
- Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).
- Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).
- Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)
- Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)
Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же значением.
Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.
-Какая это часть слова? ( значимая, изменяемая)
-После чего стоит? (после корня).
- Перед чем стоит? (перед окончанием)
- Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?
- Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.
Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов .
7. Физкультминутка для глаз
#1056;абота по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 169 (с. 89). Прочитайте задания. (Читают. )
(Спрашиваю одного ребёнка, что бы он прочитал задания вслух)
Ребята, перечислите, что мы должны сделать.
(Прочитать слова, объяснить в чём их сходство и различие.
Узнать какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово.
Списать, выделяя в словах все части речи. )
Верно.
(Устное задание)
Давайте прочитаем слова.
Ребята, чем похожи слова?
А чем различаются?
Верно, а какая часть слова внесла новый оттенок и образовала новое слово?
(Они однокоренные.
Суффиксами и окончаниями.
Суффикс.)
Да, давайте запишем слова и выделим в словах все части слова.
- Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый столбик 1 ряд, 2-ой столбик 2 ряд, 3-ий ряд- третий столбик).
Ребята, вы записываете в тетрадь.
Все успели записать?
Хорошо, ребята, какой вывод мы можем сделать после выполнения упражнения?
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
Дом — домик — домище; все слова родственные, но отличаются они строение, т. е. в словах домик и домище есть суффиксы. Значит, эти слова образованы от данного прибавлением суффикса. Эта же часть внесла оттенок значения и образовала новое слово.
Дом — домик — домище.
Звезда — звёздочка — звёздный.
Школа — школьник — школьница.
Делают вывод: суффикс образует новое слово.
- Ребята , у меня возник вопрос: общего между приставкой и суффиксом? (служат для образования новых слов).
- Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?
Правило стр 90
Карточка
Ответить на вопросы и создать эталон.
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего служит суффикс?
Карточка
Допишите правило:
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
11. Рефлексия
Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?
Все ли задачи решили?
Продолжите фразу:
• Сегодня на уроке мне понравилось…
• У меня вызвало затруднение…
- Домашнее задание
С.90 упр.170; правило стр 79-80
Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цвет- цветник, цветок, цветные,
Лес- лесник, лесок, лесные,
Дом – корень дом, окончание нулевое;
Домик – корень дом, суффикс ик, окончание нулевое;
Домище – корень дом, суффикс ищ, окончание е.
Звезда – корень звезд, окончание а;
Звёздочка – корень звёзд, суффикс очк, окончание а;
Звёздный – корень звёзд, суффикс н, окончание ый.
Школа – корень школ, окончание а;
Школьник – колень школь, суффикс ник, окончание нулевое;
Школьница – корень школь, суффикс ниц, окончание а.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Конспект открытого урока по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"
Цели урока:введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;формирование...

Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре....

Урок ОНЗ "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК Школа России)
Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Русский язык, 2 класс, тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...