Русский язык Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский120.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока: Изучение нового материала.

Педагогические цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Задачи урока:

Предметные: формировать умение выделять суффикс в словах;

Формировать умение образовывать новые слова при помощи суффиксов

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

Личностные:

- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: презентация, карточки, учебник.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.

Технологии :Здоровьезберегающие; ИКТ

Методы :Словесный (беседа) Практический (упражнения)

Ход урока

#1054;рг .момент

Сегодня у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Тихонько сели, приготовились работать.

Какое сегодня число ? Прочитаем и запишем в тетрадь.

#1052;инутка чистописания.

А начать наш урок я хотела бы с пословицы.

Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Да, верно. Эта пословица означает, что для хорошего результата нужно учиться и трудиться, чтобы добиться своей цели.

Вот и мы с вами сегодня потрудимся и узнаем много нового.

Посмотрите на доску

Запишите заглавную и строчную букву Сс подружите их . Пропишите соединения 2 раза заглавную и строчную.

Сс Сс Сс

Са сл ор ву рв

Посмотрите на соединения букв С верхнее и нижнее . Выберите и запишите 2 сочетания букв .Одно с верхним ,а одно с нижним соединением .

#1040;ктуализация знаний

Запись предложения под диктовку

Саша сорвал сливу.

- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи в предложении.

-В слове сливу выделите корень, окончание( Проверка)

- Что такое корень? (Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

- Как вы его находили?

( Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть).

Подберите однокоренные слова к слову слива.

Запишите .(Сливовый,)

Верно, какое окончание?

Что будет основой слова?

Что будет корнем слова?

Есть ли в слове приставка?

Молодец, садись. Ребята, какая часть у нас осталось невыделенной?

Верно, а как называется эта часть?

Эта часть слова называется суффикс.

Вы уже догадались, что сегодня мы будем изучать?

6. Самоопределение к деятельности

-О какой части слова мы сегодня будем говорить?

- Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? »)

Какие цели поставим перед собой на уроке? Цель: узнать, что такое суффикс.

А какие задачи мы должны перед собой поставить, чтобы достичь нашей цели?

Задачи:

1) Научиться находить суффикс в слове.

2) Научиться образовывать однокоренные слова при помощи суффикса.

Отгадайте загадку:


Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(Ёж)

-Запишите в тетрадь слово еж.

-Как называют ребенка ежа? Ежонок.

-Теперь запишите слово ежонок

- Теперь скажите как зовут маму ежонка ? (Ежиха.)

-Запишите слово ежиха.

- Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).

- Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).

- Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)

- Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)

Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же значением.

Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.

-Какая это часть слова? ( значимая, изменяемая)

-После чего стоит? (после корня).

- Перед чем стоит? (перед окончанием)

- Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?

- Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов .

7. Физкультминутка для глаз

#1056;абота по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 89). Прочитайте задания. (Читают. )

(Спрашиваю одного ребёнка, что бы он прочитал задания вслух)

Ребята, перечислите, что мы должны сделать.

(Прочитать слова, объяснить в чём их сходство и различие.

Узнать какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово.

Списать, выделяя в словах все части речи. )

Верно.

(Устное задание)

Давайте прочитаем слова.

Ребята, чем похожи слова?

А чем различаются?

Верно, а какая часть слова внесла новый оттенок и образовала новое слово?

(Они однокоренные.

Суффиксами и окончаниями.

Суффикс.)

Да, давайте запишем слова и выделим в словах все части слова.

- Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый столбик 1 ряд, 2-ой столбик 2 ряд, 3-ий ряд- третий столбик).

Ребята, вы записываете в тетрадь.

Все успели записать?

Хорошо, ребята, какой вывод мы можем сделать после выполнения упражнения?

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

Дом — домик — домище; все слова родственные, но отличаются они строение, т. е. в словах домик и домище есть суффиксы. Значит, эти слова образованы от данного прибавлением суффикса. Эта же часть внесла оттенок значения и образовала новое слово.

Дом — домик — домище.
Звезда — звёздочка — звёздный.
Школа — школьник — школьница.

Делают вывод: суффикс образует новое слово.

- Ребята , у меня возник вопрос: общего между приставкой и суффиксом? (служат для образования новых слов).

- Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?

Правило стр 90

Карточка

Ответить на вопросы и создать эталон.

- Что такое суффикс?

- Где стоит суффикс?

- Для чего служит суффикс?

Карточка

Допишите правило:

Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.

11. Рефлексия

Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

Все ли задачи решили?

Продолжите фразу:

• Сегодня на уроке мне понравилось…

• У меня вызвало затруднение…

  1. Домашнее задание

С.90 упр.170; правило стр 79-80

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цвет- цветник, цветок, цветные,

Лес- лесник, лесок, лесные,

Дом – корень дом, окончание нулевое;

Домик – корень дом, суффикс ик, окончание нулевое;

Домище – корень дом, суффикс ищ, окончание е.

Звезда – корень звезд, окончание а;

Звёздочка – корень звёзд, суффикс очк, окончание а;

Звёздный – корень звёзд, суффикс н, окончание ый.

Школа – корень школ, окончание а;

Школьник – колень школь, суффикс ник, окончание нулевое;

Школьница – корень школь, суффикс ниц, окончание а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Конспект открытого урока по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Цели урока:введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;формирование...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Русский язык, 2 класс, тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...