Урок ОНЗ "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_okonchanie_kak_nayti_v_slove_okonchanie.docx | 41.64 КБ |
okonchanie.pptx | 145.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Дата:05.11.20
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Учебный предмет: русский язык
ОС: Школа России
Учитель: Панекина Е.С.
Класс: 3б
Цель:
Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;
Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.
Задачи:
Дидактические:
- называть и определять части слова (корень, окончание);
- научить способам нахождения окончания;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
- развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение называть и определять части слова (корень, окончание);
- умение находить окончания в словах;
- умение грамотно писать.
Личностные:
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавателные:
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 46,47
План:
1.Этап мотивации
- Приветствие
- Проверка готовности
- Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Повторение темы прошлого урока
2.2.Игра «В три колонны становись»
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1.Постановка проблемной ситуации
3.2.Определение темы и цели урока
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Работа с учебником. Упр. 145, с. 79
5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80
5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником. Упр. 149 с.82
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1.1.Приветствие -Здравствуйте! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Сергеевна. 1.2.Проверка готовности -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал 1.3.Работа с пословицей -На доске: «Воля и труд дивные всходы дают». – Как вы понимаете слова пословицы? - Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить - должен трудиться. | Приветствуют Проверяют готовность Отвечают на вопросы | Фронтальный опрос |
|
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1.Повторение темы прошлого урока - С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний). - Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная. -Выделите в них корень. -Так давайте же скажем, что такое корень слова? -Как найти в слове корень? -Какие слова мы называем однокоренными? -Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. 2.2.Игра «В три колонны становись» -Поиграем в игру «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе и выделяет корень в этих словах. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора и выделяет корень в этих словах. На доске: карточки с однокоренными словами. -Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу. Игра «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора На доске: карточки с однокоренными словами. Запишите каждый ряд свою группу слов. Выделите корень. | Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. гореть, горение, горелый горевать, горемыка, горестный горный, гористая, пригорок Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. | Фронтальный опрос Фронталный опрос | |
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
На слайде: Меня увидел бурый медвежата. - Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? - Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) - Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? - Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. - Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? | Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. | Парная работа Фронтальный опрос | |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | -Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой? -Верно. Сегодня мы: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание. | Фронтальный опрос | ||
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79 -Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? 5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80 -Что не так в этом тексте? -Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу? -Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. -Проверим. -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. -Расскажет правило… Физминутка 5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. | Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание Работа с правилом Предположения детей Второе слово во мн.ч. Алгоритм | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Парная работа | |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Работа с учебником. Упр. 149 с.82 -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Физминутка для глаз | Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами | Фронтальный опрос | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | -Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.
1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :
диван - _____________________________
собака - _____________________________
чёрное - _____________________________
первая - _____________________________
лестница - _____________________________
2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :
стакан - _____________________________
дедушка - _____________________________
большая - _____________________________
четвёртое - _____________________________
мечтал - _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? -У кого нет ошибок? | Самостоятельная работа учащихся | Самопроверка по эталону | |
8.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | -Подведем итоги. Слайд Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? | Ответы детей | Фронтальный опрос | |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. Подумайте, а затем отдайте жетончик самому активному по вашему мнению. Если считаете, что это вы, оставьте себе. -Посчитайте у кого сколько жетончиков. -А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным. -Спасибо за работу до свидания. | Отвечают на вопросы | Беседа |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Меня увидел бурый медвежата.
Меня увидел и бур ые медвежата.
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.
1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван - _______диван ы ______________________ собака - ______собак и ____________________ чёрное - ______черн ые __________________ первая - _______перв ые _______________ лестница - _____лестниц ы __________________
2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан - _____стакан ы ______________________ дедушка - ____дедушк и _______________________ большая - ______больш ие _____________________ четвёртое - __четверт ые ________________________ мечтал - _______мечтал и ______________________
Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. - Как обозначаем окончание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока на тему "Непроизносимые согласные в корне слова" ФГОС УМК "Школа России" авторы учебника В.П.Канакина,В.Г.Горецкий
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...
Урок русского языка «Непроизносимый согласный в корне слова» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
Нестандартный урок с применением презентации....
Конспект урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" Школа России учебник Канакина, Горецкий
Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; 2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помо...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование понятий об окончании слова.Планируемые результатыПредметные:-знать что такое окончание.-уметь находить окончание в слове; приводить примеры слов с ра...
Технологическая карта урока «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»
Технологическая карта урока по русскому языку. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»...
Технологическая карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3 класс, по программе "Школа России"
Технологияеская карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...
Конспект урока русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания ...