Склонение личных местоимений 1 и 2 лица
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема: Склонение личных местоимений 1 и 2 лица.
Цель: познакомить с изменением по падежам личных местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного лица.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; репродуктивный.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре, самостоятельная работа.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные:
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- Представлять информацию в виде схемы.
- Развивать умение извлекать информацию из схем.
- Выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа объектов делать выводы.
- Устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные:
- Развитие умения слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
Личностные УУД:
- Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемые результаты урока
Обучающиеся научатся:
- склонять местоимения 1 и 2-го лица единственного и множественного числа;
- определять лицо, число и падеж местоимений, стоящих в косвенных падежах;
Оборудование: УМК «Перспектива» (учебник 4 класс 2 часть), презентация, экран, компьютер, проектор, карточки.
Этапы урока | Ход урока. Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности. | Слайд 2.Правильная осанка. - Я предлагаю начать урок со стихотворения. Прочтите его, пожалуйста, хором со слайда. Слайд 3. Ежедневно по утрам Заниматься надо нам Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас! - Это действительно так? - Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей, плодотворной работы. Слайд 4. - Посмотрите на слайд. Вспомните правила работы на уроке. - Откройте тетрадь. - Что надо записать? Комментированная запись числа. - Подчеркните орфограммы в записи числа. | Читают хором. Мысленно вспоминают правила. Объясняют написание числительного девятнадцатое | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. | 1) Актуализация знаний. Слайд 5. - Прочитайте слова. На какие три группы их можно разделить? она, в, на, ты, а, под, он, я, они, и, но, перед, оно - Назовите союзы. - Назовите предлоги. - Выпишите местоимения. Слайд 6. - Проверьте по слайду. - Что можете рассказать об этих местоимениях? Слайд 7. 2) Работа по схеме в паре. - Что вы знаете о местоимении? - У вас на парте есть зеленая карточка. Будем работать в паре. Заполните схему.
3) Проверка работы по слайду с проговариванием. Слайд 7 (анимация)
- Что заметили? - Местоимение еще как- то изменяется. Отложите карточку в сторону. Мы заполним ее, когда узнаем, как еще изменяется местоимение. | Читают слова. - Предлоги, союзы, местоимения. - а, но, и - в, на, под, перед Проверяют написанное. - Личные местоимения. Называют лицо, число и род (если есть) каждого местоимения. Повторение правила о местоимении. Работают в паре по карточке. Проверяют работу в карточке. - Одна ячейка осталась пустой. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. | На слайде 8 загадка. – Прочитайте загадку. Отгадайте её. Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для меня Кузовки и лукошки. (Ю. Кушак) - Что это за слова? - Запишите эти слова. Подчеркните орфограммы. - Как вы написали эти слова? - Какие местоимения встретились в загадке? - Это одно местоимение или разные? - Что такое меня по отношению к я? - Как изменили местоимение? Кто? я. Плетут для кого? для меня. - А мы изменяли местоимения по падежам? - Тогда какой вопрос возникает? - Какую задачу мы поставим перед собой на урок? - Итак, какова тема сегодняшнего урока? Слайд 9. - Сегодня мы с вами рассмотрим только 1 и 2 лицо. | Читают загадку. - Ягода, земляника. - Словарные слова. Объясняют написание. - Я, меня. - Одно. - Форма местоимения я. - По падежам? - Нет. - Изменяются ли местоимения по падежам. - Научиться склонять личные местоимения 1 и 2 лица, правильно определять падеж местоимений. - Склонение личных местоимений» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания (Реализация построенного проекта) | Слайд 10 (анимация) 1. – Давайте понаблюдаем, как изменяются местоимения по падежам. – Поставьте местоимение я в нужную форму. Был (кто?) я И.п. спросил (у кого?) у меня Р.п. подошёл (к кому?) ко мне Д.п. спрятался (за кого?) за меня В.п. ходил (с кем?) со мной Т.п. думал (о ком?) обо мне П.п. – Как написаны местоимения с предлогом? Почему? 2) Самостоятельная работа. - Теперь я предлагаю вам самостоятельно изменить одно личное местоимение по вопросам и определить его падеж. Возьмите оранжевую карточку, внимательно прочтите задание и выполните его. - Какой наш следующий шаг? Как проверить правильность вашей работы? - Какие выводы можно сделать? - Изменяется ли местоимение по падежам? - Чем склонение местоимений отличается от склонения существительных и прилагательных? - Составим алгоритм определения падежа личных местоимений. Слайд 11(анимация).
- Падеж, какой части речи определяете по такому же алгоритму? | Дети хором изменяют местоимения, определяют падеж. - Раздельно. Предлоги со всеми словами пишутся раздельно. У учеников карточки с местоимениями мы, вы, ты. Работа в карточке. Проверка по учебнику на с. 74. - Местоимение – изменяемая часть речи. - Да, изменяется по падежам. - У сущ. изменялось окончание, а у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа. Составление алгоритма. - Имя существительное. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное закрепление во внешней речи |
- Найдите местоимение, определите его начальную форму, число, лицо и падеж. - Из какого произведения строчки? Кто автор? | Находят местоимение, называют начальную форму, лицо, число, падеж. - А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИЗМИНУТКА По рядам распределяются местоимения: я, мы, ты, вы. - Я буду называть местоимения в разных падежах. Если вы услышите свое местоимение, вы должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой. - Нас, вас, мной, тебя, мне, тебе, нами, о нас, меня, вам. | Выполняют задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Работа по учебнику упр. 122 с.74 | Выполняют задания у доски и в тетрадях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Самостоятельная работа с самопроверкой | Слайд 15. - На партах у вас остались карточки желтого цвета с табличками. Возьмите их. В первом столбике представлены словосочетания с местоимениями в определенном падеже. Вам нужно указать во втором столбике начальную форму местоимения, затем лицо, число и падеж.
Слайд 16 (анимация) - Проверьте свою работу по эталону. - Оцените себя по данным критериям. В правом нижнем углу поставьте себе отметку и вложите карточку в тетрадь. | Работают в карточке. Самопроверка по слайду. Самооценивание по критериям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия учебной деятельности | Слайд 17. - Возьмите зеленую карточку. - Дополним схему, которую составили в начале урока. - Что мы напишем в пустой ячейке? Как еще изменяется местоимение? Слайд 18. - Вернемся к высказыванию, которое читали в начале урока. Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас! - Найдите в нем изучаемую сегодня на уроке часть речи. Укажите ее формы.
- Какую цель деятельности на уроке мы ставили? - Какой результат хотели получить? Достигли результата? - Оцените свою работу на уроке по высказываниям на слайде. Слайд 19. Сегодня на уроке я научился … У меня хорошо получилось … …. задание вызвало затруднение, потому что … Мне нужно ещё … | Работа в карточке. - По падежам. Работа с местоимениями устно. нам – мы, 1 л., мн.ч., Д.п. мы – мы, 1 л., мн.ч., И.п. нас – мы, 1 л., мн.ч., В.п. - Научились склонять личные местоимения 1 и 2 лица, правильно определять падеж местоимений. Подводят итоги, строят высказывания о своей деятельности на уроке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа. | с. 74 учить формы местоимений по таблице, карточка. |
Карточка № 1 для работы в паре.
М Е С Т О И М Е Н И Е | |||||||||
личные местоимения
| |||||||||
изменяется |
Карточка № 2 склонение местоимений.
Поставьте местоимение ты в нужную форму | |||
| вопрос | местоимение | падеж |
был | (кто?) | ты | И.п. |
спросил | (у кого?) | ||
подошёл | (к кому?) | ||
спрятался | (за кого?) | ||
ходил | (с кем?) | ||
думал | (о ком?) |
Поставьте местоимение вы в нужную форму | |||
вопрос | местоимение | падеж | |
был | (кто?) | вы | И.п. |
спросил | (у кого?) | ||
подошёл | (к кому?) | ||
спрятался | (за кого?) | ||
ходил | (с кем?) | ||
думал | (о ком?) |
Поставьте местоимение мы в нужную форму | |||
вопрос | местоимение | падеж | |
был | (кто?) | мы | И.п. |
спросил | (у кого?) | ||
подошёл | (к кому?) | ||
спрятался | (за кого?) | ||
ходил | (с кем?) | ||
думал | (о ком?) |
Карточка № 3 для самостоятельной работы.
Словосочетание | Нач.форма | Лицо | Число | Падеж |
Подошёл ко мне | ||||
Увидел нас | ||||
Восхищается вами | ||||
Мучает меня | ||||
Говорим о тебе | ||||
Нравится нам |
Карточка № 4 домашняя работа.
- Спиши, определи падеж местоимений:
играю с тобой (…), думаю о вас (…), приходил к вам (…), встречался у меня (…), вижу тебя (...).
- Составь с каждым местоимением словосочетание. Укажи лицо и падеж местоимений в этих словосочетаниях.
я, меня, нас, вам, тобой, тебя, мне, вас, ты, вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение личных местоимений 3 лица., ед.ч.
План-конспект урока по русскому языку. 4 класс...
Урок русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами"
Открытый урок русского языка был дан накануне дня освобождения города Льгова от немецко - фашистских захватчиков, поэтому весь материал для раскрытия новой темы был взят из исторических источников....
Учебно-методический комплект на тему " Склонение личных местоимений третьего лица" 4 класс
Школа России...
"Склонение личных местоимений третьего лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями"
Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; спо...

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».
Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"
Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему "Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектив...