Склонение личных местоимений 1 и 2 лица
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Радкевич Наталья Франусьевна

Конспект урока русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx52.15 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема: Склонение личных местоимений  1 и 2 лица.

Цель: познакомить с изменением по падежам личных местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного лица.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; репродуктивный.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре, самостоятельная работа.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные:

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

  • Представлять информацию в виде схемы.
  • Развивать  умение извлекать информацию из схем.
  • Выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа объектов делать выводы.
  • Устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные:

  • Развитие умения слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре.

Личностные УУД:

  • Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты урока

Обучающиеся научатся: 

  • склонять местоимения 1 и 2-го лица единственного и множественного числа;
  • определять лицо, число и падеж местоимений, стоящих в косвенных падежах;

Оборудование:  УМК «Перспектива» (учебник 4 класс 2 часть), презентация,  экран, компьютер, проектор, карточки.

Этапы урока

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2.Правильная осанка.

- Я предлагаю начать урок со стихотворения. Прочтите его, пожалуйста, хором со слайда.

Слайд 3.          Ежедневно по утрам

                        Заниматься надо нам

                        Мы с доски  не сводим глаз,

                        А учитель учит нас!

- Это действительно так?

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей, плодотворной работы.

Слайд 4.

- Посмотрите на слайд. Вспомните правила работы на уроке.

- Откройте тетрадь.

- Что надо записать?    

Комментированная запись числа.

- Подчеркните орфограммы в записи числа.

Читают хором.

Мысленно вспоминают правила.

Объясняют написание числительного девятнадцатое

II. Актуализация знаний.

1) Актуализация знаний.

Слайд 5.

- Прочитайте слова. На какие три группы их можно разделить?

                   она, в, на, ты, а, под, он, я, они, и, но, перед, оно

- Назовите союзы.

- Назовите предлоги.

- Выпишите местоимения.

Слайд 6.

- Проверьте по слайду.

- Что можете рассказать об этих местоимениях?

Слайд 7.

2) Работа по схеме в паре.

- Что вы знаете о местоимении?

- У вас на парте есть зеленая карточка. Будем работать  в паре. Заполните схему.

М

Е

С

Т

О

И

М

Е

Н

И

Е

личные местоимения

изменяется

3) Проверка работы по слайду с проговариванием. Слайд 7 (анимация)

М

Е

С

Т

О

И

М

Е

Н

И

Е

самостоятельная часть речи

указывает на предмет

личные местоимения

ед.ч.

мн.ч.

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

изменяется

- Что заметили?

- Местоимение еще как- то изменяется. Отложите карточку в сторону. Мы заполним ее, когда узнаем,   как еще изменяется местоимение.

Читают слова.

- Предлоги, союзы, местоимения.

- а, но, и

- в, на, под, перед

Проверяют написанное.

- Личные местоимения.

Называют лицо, число и род (если есть) каждого местоимения.

Повторение правила о местоимении.

Работают в паре по карточке.

Проверяют работу в карточке.

- Одна ячейка осталась пустой.

III. Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

На слайде 8 загадка.

– Прочитайте загадку. Отгадайте её.

         Я капелька лета

         На тоненькой ножке.

         Плетут для меня

         Кузовки и лукошки.   (Ю. Кушак)

- Что это за слова?

- Запишите эти слова. Подчеркните орфограммы.

- Как вы написали эти слова?

- Какие местоимения встретились в загадке?

- Это одно местоимение или разные?

- Что такое меня по отношению к я?

- Как изменили местоимение? Кто? я. Плетут для кого? для меня.

- А мы изменяли местоимения по падежам?

- Тогда какой  вопрос возникает?

- Какую задачу мы поставим перед собой на урок?

- Итак, какова тема сегодняшнего урока?

Слайд 9.

- Сегодня мы с вами рассмотрим только 1 и 2 лицо.

Читают загадку.

- Ягода, земляника.

- Словарные слова.

Объясняют написание.

- Я, меня.

- Одно.

- Форма местоимения я.

- По падежам?

- Нет.

- Изменяются ли местоимения по падежам.

- Научиться склонять личные местоимения 1 и 2 лица, правильно определять падеж местоимений.

- Склонение личных местоимений»

IV. Открытие нового знания

(Реализация построенного проекта)

Слайд 10 (анимация)

1. – Давайте понаблюдаем, как изменяются местоимения по падежам.

– Поставьте местоимение я в нужную форму.

Был (кто?) я И.п.

спросил (у кого?) у меня Р.п.

подошёл (к кому?) ко мне Д.п.

спрятался (за кого?) за меня В.п.

ходил (с кем?) со мной Т.п.

думал (о ком?) обо мне П.п.

– Как написаны местоимения с предлогом? Почему?

2)  Самостоятельная работа.

- Теперь я предлагаю вам самостоятельно изменить одно личное местоимение по вопросам и определить его падеж. Возьмите оранжевую карточку, внимательно прочтите задание и выполните его.

- Какой наш следующий шаг? Как проверить правильность вашей работы?

- Какие выводы можно сделать?  

- Изменяется ли местоимение по падежам?

- Чем склонение местоимений отличается от склонения существительных и прилагательных?

- Составим алгоритм  определения падежа личных местоимений.

Слайд 11(анимация).

  1. Найти слово, от которого зависит местоимение.
  2. Поставить от данного слова вопрос к местоимению.
  3. По вопросам и предлогам определить падеж местоимения.

- Падеж, какой части речи определяете по такому же алгоритму?

Дети хором изменяют местоимения, определяют падеж.

- Раздельно. Предлоги со всеми словами пишутся раздельно.

У учеников карточки с местоимениями мы, вы, ты.

Работа в карточке.

Проверка по учебнику на с. 74.

- Местоимение – изменяемая часть речи.

- Да, изменяется по падежам.

- У сущ. изменялось окончание, а у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.

Составление алгоритма.

- Имя существительное.

IV. Первичное закрепление во внешней речи

  1. Работа по слайдам 12 – 14.

- Найдите местоимение, определите его начальную форму, число, лицо и падеж.

- Из какого произведения строчки? Кто автор?

Находят местоимение, называют начальную форму, лицо, число, падеж.

- А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

ФИЗМИНУТКА

По рядам распределяются местоимения: я, мы, ты, вы.

- Я буду называть местоимения в разных падежах. Если вы услышите свое местоимение, вы должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.

- Нас, вас, мной, тебя, мне, тебе, нами, о нас, меня, вам.

Выполняют задания.

2) Работа  по учебнику  упр. 122 с.74

Выполняют задания у доски и в тетрадях.

V. Самостоятельная  работа с самопроверкой

Слайд 15.

- На партах у вас остались карточки желтого цвета с табличками. Возьмите их. В первом столбике представлены словосочетания с местоимениями в определенном падеже. Вам нужно указать во втором столбике начальную форму местоимения, затем лицо, число и падеж.

Словосочетание

Нач.форма

Лицо

Число

Падеж

Подошёл ко мне

Увидел нас

Восхищается вами

Мучает меня

Говорим о тебе

Нравится нам

Слайд 16 (анимация)

- Проверьте свою работу по эталону.

- Оцените себя по данным критериям. В правом нижнем углу поставьте себе отметку и вложите карточку в тетрадь.

Работают в карточке.

Самопроверка по слайду.

Самооценивание по критериям

VI. Рефлексия учебной    деятельности

Слайд 17.

- Возьмите зеленую карточку.

- Дополним схему, которую составили в начале урока.

- Что мы напишем в пустой  ячейке? Как еще изменяется местоимение?

 Слайд 18.

- Вернемся к высказыванию, которое читали в начале урока.

                        Ежедневно по утрам

                        Заниматься надо нам.

                        Мы с доски  не сводим глаз,

                        А учитель учит нас!

- Найдите в нем изучаемую сегодня на уроке часть речи. Укажите ее формы.

   

- Какую цель деятельности на уроке мы ставили?

- Какой результат хотели получить? Достигли результата?

- Оцените свою работу на уроке по высказываниям на слайде.

Слайд 19.

Сегодня на уроке  я научился …

У меня хорошо получилось …

…. задание вызвало затруднение, потому что …

Мне нужно ещё …

Работа в карточке.

- По падежам.

Работа с местоимениями устно.

нам – мы, 1 л., мн.ч., Д.п.

мы – мы, 1 л., мн.ч., И.п.

нас – мы, 1 л., мн.ч., В.п.

- Научились склонять личные местоимения 1 и 2 лица, правильно определять падеж местоимений.

Подводят итоги, строят высказывания о своей деятельности на уроке.

Домашняя работа.

с. 74 учить формы местоимений по таблице, карточка.

Карточка № 1 для работы в паре.

М

Е

С

Т

О

И

М

Е

Н

И

Е

личные местоимения

1 лицо

2 лицо

3 лицо

изменяется

Карточка № 2  склонение местоимений.

Поставьте местоимение ты в нужную форму

 

вопрос

местоимение

падеж

был

(кто?)

ты

И.п.

спросил

(у кого?)

подошёл

(к кому?)

спрятался

(за кого?)

ходил

(с кем?)

думал

(о ком?)

Поставьте местоимение вы в нужную форму

вопрос

местоимение

падеж

был

(кто?)

вы

И.п.

спросил

(у кого?)

подошёл

(к кому?)

спрятался

(за кого?)

ходил

(с кем?)

думал

(о ком?)

Поставьте местоимение мы в нужную форму

вопрос

местоимение

падеж

был

(кто?)

мы

И.п.

спросил

(у кого?)

подошёл

(к кому?)

спрятался

(за кого?)

ходил

(с кем?)

думал

(о ком?)

Карточка № 3 для самостоятельной работы.

Словосочетание

Нач.форма

Лицо

Число

Падеж

Подошёл ко мне

Увидел нас

Восхищается вами

Мучает меня

Говорим о тебе

Нравится нам

Карточка № 4 домашняя работа.

  1. Спиши, определи падеж местоимений:  

играю с тобой (…), думаю о вас (…), приходил к вам (…), встречался у меня (…), вижу тебя (...). 

  1. Составь с каждым местоимением словосочетание. Укажи лицо и падеж местоимений в этих словосочетаниях.

я, меня, нас, вам, тобой, тебя, мне, вас, ты, вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение личных местоимений 3 лица., ед.ч.

План-конспект урока по русскому языку. 4 класс...

Урок русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами"

Открытый урок русского языка был дан накануне дня освобождения города Льгова от немецко - фашистских захватчиков, поэтому весь материал для раскрытия новой темы был взят из исторических источников....

"Склонение личных местоимений третьего лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями"

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; спо...

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему "Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектив...