Учебно-методический комплект на тему " Склонение личных местоимений третьего лица" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:


СКЛОНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА.
УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ПРЕДЛОГОВ С МЕСТОИМЕНИЯМИ

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица; совершенствовать
умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица; научатся правильно писать предлоги
с местоимениями; определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; указывать лицо, число и падеж местоимений; определять род местоимений 3-го лица; выполнять морфологический разбор слова; делить текст
на части; подбирать заголовок к тексту

Личностные
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 76).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте личные местоимения без скобок. Объясните написание пропущенных букв.

– Прочитайте словосочетание, образованное
из глагола и любого из данных местоимений
с предлогом.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Выполняют задание.

К тебе, перед тобой, с нами, у меня, для меня.

Читают словосочетание.

Спросил у меня.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Продолжите ряд однокоренных слов.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Выделите окончания имен прилагательных.

Выполняют чистописание.

Одуванчик похож на маленьк солнце.
Жёлт
 головка цветка поворачивается вслед за солнцем.

Работа над словами с непро-веряемым
написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Читает стихотворение Веры Найдич «Чудесное слово – “Победа”!»*. 

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

1

2

3

4

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 2.)

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

– Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями

Принимать

и сохранять учебную задачу. Строить
речевое вы-
сказывание
в устной
форме

IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Тест «Личные местоимения».

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Проводит тест по теме «Личные местоимения».

1. Укажите местоимения 1-го лица:

а) я, вы; б) он, ты; в) я, мы; г) он, она.

2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже:

а) у тебя, у вас; б) у меня, у нас; в) со мной, с нами.

3. Определите, в каком предложении местоимение является подлежащим:

а) У нас в классе есть аквариум.

б) Сегодня он пришёл раньше всех.

в) Девочки вышли с нами на прогулку.

4. Укажите предложения с местоимениями 1-го лица единственного числа:

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Выбирают правильные ответы, осуществляют
проверку по эталону.

Ключ:

1 – в

2 – б

3 – б

4 – б

Осуществлять анализ объектов. Учитывать мнение
соседа по парте. Аргументировать свою позицию.
Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей

1

2

3

4

а) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи.

б) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.

в) Жук летает над лужком, он устал ходить
пешком.

г) Мы шли, шли, шли, земляничку нашли.

Работа по учебнику (упражнение 126)

– Рассмотрите таблицу склонения личных место-имений 3-го лица. Четко произнесите падежные формы каждого личного местоимения.

– В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?

– Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений, на раздельное написание местоимений
с предлогами

Делают вывод: если личное местоимение
3-го лица «он» («она», «оно», «они») употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы «н». Не добавляется звук [н’] и буква «н» к местоимению после предлогов «вопреки (ему)», «благодаря (ей)», «навстречу (им)». Предлоги с личными местоимениями 3-го лица пишутся раздельно

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 127).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Прочитайте словосочетания. Определите начальную форму местоимений в каждой паре словосочетаний.

– В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?

– Запишите словосочетания. Поставьте вопрос
от главного слова к зависимому. Укажите падеж местоимений, подчеркните предлог и букву «н»
в местоимениях.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Применяют новые знания на новом языковом
материале.

Записывают словосочетания. Указывают падеж местоимений. Задают вопрос.

Просить (кого?) его (В. п.) – просить (за кого?)
за него (В. п.).

Послать (кому?) ей (Д. п.) – послать (к кому?)
к ней (Д. п.).

Играть (кем?) ими (Т. п.) – играть (с кем?) с ними (Т. п.).

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосно-
вывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной
задачи.

1

2

3

4

Работа по учебнику (упражнение 128)

– Прочитайте. Что обозначает выражение «просто так»? А как вы поступили бы на месте ребят? Можно ли исправить то, что сделал Женя?

– Озаглавьте текст. Выделите в нем три части. Запишите заголовок и текст. Каждую часть пишите с красной строки.

– Подчеркните местоимения. Определите лицо, число и падеж

Записывают текст. Подчеркивают местоимения. Определяют лицо, число и падеж.

ПРОСТО ТАК

    Все началось с ветки. Женя сломил ее (3-е л.,
ед. ч., В. п.) с дерева просто так.

    Не успел он (3-е л., ед.ч., И. п.) отойти, как его 
(3-е л., ед. ч., В. п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили
они (3-е л., мн. ч., И. п.) Женю на первый раз простить.

    Женя стоял молча. Он (3-е л., ед. ч., И. п.) не заплакал, но ему (3-е л., ед. ч., Д. п.) было стыдно.

Выполняют морфологический разбор слова.

Женя – сущ., кто?, нач. ф. – Женя, одушевленное, собственное, 1-е скл., м. р., И. п., ед. ч., подле-
жащее

Осуществлять контроль
по результату

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

(См. РМ, Приложение 3.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ
с целью нахождения соответствия за-

Работа по учебнику (упражнение 130).

– Прочитайте. Замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме.

– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым именем существи-

Записывают словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Беспокоился об отце (о нем – П. п.). Одержал победу (ее – В. п.). Увидел салют (его – В. п.). Любовался пейзажем (им – Т. п.). Сделал из металла

1

2

3

4

тельным запишите в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное.

– Укажите падеж имен существительных и место-имений.

(из него – Р. п.). Извинился перед товарищем
(перед ним – Т. п.). Спросил у директора (у него/
у нее – Р. п.). Подъехал к вокзалу (к нему – Д. п.). Доверять ученице (ей – Д. п.). Мечтать о путешествиях (о них – П. п.). Дружить с космонавтом (с ним – Т. п.).

Выполняют морфологический разбор слова.

Победу – сущ., что?, нач. ф.– победа, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п., дополнение.

данному эта-лону. Форму-лировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных ком-
муникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из раз-личных источников

Работа в тетради (задание 77)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Впишите пропущенные формы
личных местоимений 3-го лица.

– Подчеркните орфограммы в падежных формах личных местоимений

Выполняют задание в рабочей тетради.

Заполняют таблицу.

И. п.

он

она

оно

они

Р. п.

его

ее

его

их

Д. п.

ему

ей

ему

им

В. п.

его

ее

его

их

Т. п.

им

ею

им

ими

П. п.

о нем

о ней

о нем

о них

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

(См. РМ, Приложение 4.)

– Что нового узнали на уроке?

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

1

2

3

4

– Расскажите об особенностях склонения личных местоимений 3-го лица.

– Как надо писать предлоги с местоимениями?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– Оцените свою работу на уроке с помощью символов. Выберите соответствующий рисунок
и поднимите его.

самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 78 в рабочей тетради,
упражнение 129 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Одуванчик похож на маленьк ое со л нце. Жёлт ая г о ло в ка цв е тка п о в о рачивается вслед за со л нцем.

Слайд 4

Словарный диктант

Слайд 5

Укажите местоимения 1-го лица: а) я, вы ; б) он, ты ; в ) я, мы ; г ) он, она.

Слайд 6

Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже: а) у тебя, у вас; б) у меня, у нас ; в ) со мной, с нами.

Слайд 7

Определите, в каком предложении местоимение является подлежащим: а) У нас в классе есть аквариум. б) Сегодня он пришёл раньше всех. в) Девочки вышли с нами на прогулку.

Слайд 8

Укажите предложения с местоимениями 1-го лица единственного числа : а) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи. б) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. в) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком. г) Мы шли, шли, шли, земляничку нашли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»...

"Склонение личных местоимений третьего лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями"

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; спо...