конспект урока по русскому языку 1 класс "Школа России" на тему: "Слова, называющие предметы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Линейцева Ольга Вадимовна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК «Школа России»

Тема : «Слова, называющие предметы. Тематические группы слов».

Цель: 1) познакомить со словами – названиями предметов;

2) развивать навык правильной постановки  вопросов к таким словам;

3)  формировать умения находить в речи группы предметов и определять их названия.

Педагогические задачи: содействовать формированию навыков различать слова, называющие предметы, объединять их в смысловые группы; обогащать словарный запас учащихся, развивать  их творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные:  умение различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы.

Метапредметные: познавательные формулировать правило на основе выделения существенных признаков.

Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, оценивать свою речь и речь собеседника.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, умение  применять в общении диалогическую форму речи.

Личностные: готовность проявлять познавательную инициативу в оказании помощи,  обнаруживать настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

                                     Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начался второй урок.

На столе у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Учитель.     Ребята, посмотрите на доску. Что на ней напечатано?  (тюль-, мед-, -ка, -за, ро-,-пан,-ведь,бел-). Правильно, это слоги. Что такое слог? Составим из этих слогов слова , запишем их в тетрадь ( работа в тетрадях).

Самоопределение к деятельности.

Учитель. На какие 2 группы можно разделить эти слова? (по вопросу и по тематической  группе). Правильно. Эти слова отвечают или на вопрос кто? или на вопрос что? А по значению слова медведь и белка можно объединить в группу «Животные», а слова тюльпан и роза в группу «Цветы»

Определение темы, целей и задач урока.

Учитель. Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. (учиться задавать вопросы, определять, что обозначают слова, в какую группу их можно объединить,включать их в свою речь).

 Работа по теме.

1. Работа с орфографическим словарём (учебник стр.137)

Учитель. Начинаем нашу работу с орфографического словаря. Вспомните, для чего он нужен? Как располагаются слова в словарях? Почему в нашем словаре нет слов на букву А?  

Прочитаем в словаре слова на букву У. На какой вопрос они отвечают?  В какую группу их можно объединить? Работаем со словами на букву С и П.

Пробуем делать вывод. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что? На вопрос кто?

2. Работа в парах. Прочитать слова в столбиках и записать на линии вопрос, на который они отвечают.

_____________________

Ручка

Колокольчик

Самовар

Валенок

Ключ

Банка

Подушка

_______________________

Гость

Носорог

Окунь

Гриб

Зверь

Гусь

Щука

Учитель. Почему мы задаём разные вопросы?

(Ребята делают вывод ,что слова, отвечающие на вопрос что? обозначают что-то неживое, предметы, а на вопрос кто? отвечают слова, которые обозначают живое)

Учитель. Проверим себя по учебнику (читается определение на стр.24).Молодцы! Вы не ошиблись, рассуждали правильно.

Учитель. Хотите попробовать свои силы? Работаем с упражнением 11на стр.24  по вариантам. В какую группу  можно объединить слова в 1 строчке? Во второй строчке?

Физкультминутка.

- Давайте, дети выполним упражнения для пальчиков, чтобы они смогли немного отдохнуть (во время проговаривания стихотворения, дети сгибают и разгибают пальцы, массируют каждый):

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик самый первый,

Самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

Он стоит посередине.

Этот пальчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Учитель. Ребята, мы назвали 2 группы, к которым относятся слова, называющие предметы. Сегодня вы  сами назовёте другие группы слов. 4.Отгадайте загадки и скажите, как одним словом можно назвать слова-отгадки.

Червяком она была,

 Только ела да спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь - по небу летит.

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не гадюка, а жалит.

Словно гвоздик на магнит,

 Он на нас бросается .

Без бубенчиков звенит,

 Без зубов кусается.

И

Р

С

В

Ё

К

Л

А

Л

О

Г

У

Р

Е

Ц

Ж

Ч

Б

К

Э

Р

Е

П

А

К

А

П

У

С

Т

А

Ю

О

З

Т

О

М

А

Т

Ь

Щ

М

О

Р

К

О

В

Ь

Ж

Т

У

Л

У

К

Ы

Р

Х

П

Е

Р

Е

Ц

П

Ф

Учитель. Правильно, это насекомые. Добавьте ещё 2-3 слова в эту группу. 5.Следующую группу слов вы мне назовёте, когда поработаете с филвордом.

6.Собирание тематических групп. На партах у детей  листочки со словами. Ребята определяют тематическую группу.( 1 группа: стол, диван, тумбочка, кровать. 2 группа: молоток, дрель, пассатижи, отвёртка).

 На доске делаем цветок из названий всех тематических групп.

Подведение итогов

Закончить предложения.

Учитель.

1).Сегодня мы работали со словами, отвечающими на вопросы… и ….

2) Слов,которые отвечают на вопросы кто? или что?  в русском языке очень…….

3) Слова объединяются в группы по …..

4) На вопрос что? отвечают слова, которые обозначают….

5) На вопрос кто? отвечают слова, которые обозначают…

6) Я запомнил такие группы слов:….

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Нарисуйте звёздочку на красной линии.

Если вам было интересно- на самом верху, не очень интересно- посередине линии, скучно- в самом низу.

Мне с вами было очень интересно. Спасибо за вашу активную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Названия признаков предмета".

Цель: формировать навык различия названий признаков предметов по вопросам какой?, какая?, какое?, какие?...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Слова-названия предметов разного рода". УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род слов-названий предметов и выделять окончания слов-названий предметов разного рода;Планируемые результатыПредметные: знать: р...

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...