Конспект урока по русскому языку на тему: «Род слов-названий предметов».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Род слов-названий предметов».
Цели:
- Закрепить знания детей о том, что такое род слов-названий предметов;
- Развивать умение детей определять род слов-названий;
- Учить различать изменяемые и неизменяемые слова-названия:
- Закрепить знания детей о том, что такое множественное и единственное число ;
- Формировать правильное употребление в речи неизменяемых слов.
Оборудование:
- Записи на доске
- Таблицы
Ход урока:
- Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок русского языка. Открываем тетради и записываем число, классная работа.
-Прочитайте тему урока. Догадайтесь, какая задача стоит перед нами на уроке.
-Какого рода бывают слова?
-Какие слова относятся к м.р.?
-К ж.р.?
-К ср.р.? (в это время появляется таблица).
2. Минутка чистописания
-А теперь проведем небольшую минутку чистописания. Обратите внимание на доску. Записаны словосочетания: Зимнее пальто, вкусное какао, интересное кино.
-Прочитайте. Найдите в этих словосочетаниях слова-названия и подумайте, какого они рода. Почему?
-Спишите правильно эти словосочетания.
-Те, кто сделал, составьте предложение с каждым словосочетанием.
-Ребята, учитесь правильно употреблять слова «пальто», «какао», «кино» в речи и помните, что эти слова ср.р.
3.Проверка домашнего задания.
-А сейчас проверим как вы выполнили домашнее задание. Нужно было заполнить таблицу, изменить формы слова, выделить окончания и основу.(учитель спрашивает нескольких детей.)
4.Продолжение работы.
-Молодцы! Теперь мы продолжим работу по определению рода слов-названий предметов. Посмотрите на доску. Прочитайте слова, которые записаны. (дедушка, земля, стол, облако, книга, сирень, поле, дядя, окно.)
-Теперь мы будем учиться распределять эти слова в три столбика по роду: м.р., ж.р., ср.р. Но сначала сделаем устно. Читаем первое слово. В какой столбик отнесем? Почему? (аналогично определяем род других слов).
-А теперь спишите эти слова, записывая их в 3 столбика, как мы это делали сейчас: м.р. ж.р. ср.р.
-Кто сделал, запишите еще по 1 слову в каждый столбик.
-Давайте проверим. Какие слова, вы записали в 1 столбик? Во 2? В 3?
-Ребята, а как вы определили слова м.р.?
- Как вы определили слова ж.р.?
- Как вы определили слова ср.р.?
-Выделите окончания слов м.р.
-Выделите окончания слов ж.р.
-Выделите окончания слов ср.р.
-Давайте сделаем вывод. Какие окончания у слов-названий м.р.?
-Какие окончания у слов-названий ж.р.?
-У слов-названий ср.р.?
Физкультминутка
5.Продолжение изучение темы.
-А сейчас поработаем с учебником. Открываем стр.48.и прочитаем задание 22.(разбираем с детьми кто такой какаду, как он выглядит, может ли он сесть на стол. Дети составляют свое предложение со словом какаду.)
-Записываем предложение в тетрадь. Подчеркиваем с вами основу.
-Ребята, а сейчас давайте с вами убедимся, что у одного слова в предложении нет окончания, а у другого- нулевое.
С помощью детей на доске появляется запись
Нет какаду стола
Дам какаду столу
Любуюсь какаду столом
-Какой вывод мы можем сделать? (какаду неизменяемое слово)
- Ребята, а в каком слове нет окончания?
-А в каком есть? Как оно называется? (нулевое)
-Хорошо. Догадайтесь, какое слово в предложении подсказывает, к какому роду относится слово какаду? (сел)
-Запомните, слово название птицы какаду относится к м.р. и это слово неизменяемое.
-Молодцы. А теперь выполним упр.23.
-Прочитаем оба предложения.
- Кто из вас улыбнулся, читая их? Почему?
- Посмотрите, как выглядит кенгуру.Он живет в Австралии.
-Ребята, а какие слова в предложении подсказывают какого рода слово кенгуру?(смотрел, надел)
- Значит кенгуру м.р.
- Как вы думаете, слово-название животного кенгуру изменяемое или неизменяемое?(неизменяемое)
-Верно. Давайте это запомним!
-Составьте свое предложение со словом кенгуру!(ответы детей)
-Ребята, а я составила свое предложение: Кенгуру смотрел на дерево.
-Давайте его запишем.
- Над словами-названиями напишите род.(потом проверяем)
-Теперь прочитаем с вами задание в упр.25.
-В каком предложении миша допустил ошибку?
-Что мы знаем про пальто?(неизменяемое)
-Запишите это предложение правильно.
- Молодцы. На дом вам будет задано упр.27.давайте его прочитаем. (учитель спрашивает кого-то из детей, после чего объясняет как это сделать)
6.Подведение итогов.
-Что сегодня на уроке мы учились делать?
-Какого рода бывают слова-названия предметов?
-Какие слова относятся к м.р.? Приведите примеры.
-Какие слова относятся к ж.р.? Приведите примеры.
-Какие слова относятся к ср.р.? Приведите примеры.
-Молодцы. На этом наш урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс
Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме". (3 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида...
Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; во...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...