II. Актуализация знаний и мотивация
Метод: словесный. Прием: учебный диалог.
| 2 мин. | - Посмотрите на экран и догадайтесь: какое слово спряталось в ребусе?
- Верно, слово «язык». - А что означает слово «язык»? - Какие значения этого слова вы знаете? - Посмотрите, это разные слова или разные значения одного и того же слова? | Выполняют задание.
Язык.
Язык1- 1. Подвижный мышечный орган в полости рта. 2. Блюдо, приготовленное из этого органа. Язык2- 1.Система словесного выражения мыслей. 2. Манера выражения, свойственная кому-либо. 3. Предмет изучения. | Р.: саморегуляция.
П.(общеуебные): структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной форм. |
III. Постановка учебной задачи
Методы: словесный.
Прием: учебный диалог. | 2 мин. | - Сколько значений имеет слово «язык»? -Ребята, как вы думаете: какая тема нашего сегодняшнего урока? - Верно, тема урока: «Слова, у которых несколько значений». - Какую цель поставим на урок? - Сегодня мы попытаемся выяснить, как же происходит так, что у одного слова появляется несколько значений. | 5 значений.
«Слова, у которых несколько значений»
Узнать слова, у которых несколько значений.
| К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Лог.: постановка и решение проблемы-формулирование проблемы. |
IV. «Открытие» нового знания
Методы: практический, наглядный.
Приемы: учебный диалог, работа с книгой, чтение стихотворения.
Методы: практический, наглядный.
Приемы: учебный диалог, работа с книгой, чтение стихотворения.
| 8 мин. | - Прочитайте стихотворение на экране: Есть у булавки головка, но без волос, увы! Есть у чайника носик, однако нет головы. Есть ушко у иголки, но не слышит оно, Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно. Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук, Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг. - Посмотрите на первую строчку. - Почему головка булавки называется головкой? - Слово «головка» в разных словосочетаниях – это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека. - Где мы можем посмотреть значение слова? - Верно, откройте толковый словарь на с.103 2-ой части учебника и найдите слово «головка». Оно записано один раз и подтверждает, что этим словом могут быть названы и голова человека, и головка булавки. Прочитайте содержание словарной статьи. - Кто прочитает первое значение этого слова? - Кто прочитает второе значение? - Итак, слово головка записано всего один раз, а разные значения этого слова даны под разными цифрами. Это одно слово с двумя разными значениями или разные слова? - Между ними есть что-то общее?
- Прочитайте вторую строчку стихотворения. - Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? -Давайте проверим это. Найдите слово «носик» в толковом словаре. - Прочитайте первое значение, второе. - Это разные слова или одно слово с разными значениями? - А почему так названы «кисти» рябины? - Из-за сходства с кистью человека? - Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова «кисть». -Сколько значений у этого слова? - Обратите внимание. Что если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым. - Прочитайте 1,2,3 значение слова «кисть». Подтвердились наши предположения? - Какие значения может иметь слово «глазок»? - Как вы думаете, какое значение слова «глазок» будет записано первым в толковом словаре: глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного? - А как можно назвать все эти слова, у которых несколько значений? - Откройте учебник на стр. 101. Посмотрите на послание летучей мыши. Какой абзац относится к нашим словам? - А если вернуться к слову «язык», то какой абзац относится к этому слову? - Теперь прочитаем еще одно послание на стр. 102. Кто прочитает? | Читает стихотворение один ученик.
Она такая же круглая, как голова человека.
Слушают учителя.
В толковом словаре.
Выполняют указания учителя.
Читают значения слова в словаре.
Это одно слово с двумя разными значениями.
Да, форма головки булавки похожа на форму головы человека. Читают вторую строчку.
Потому что она напоминает нос человека.
Выполняют указания учителя.
Это одно слово с разными значениями.
Ответы учеников.
Нет.
Три значения. Это разные слова
Выполняют указания учителя.
Глаз человека и отросток картошки.
Название глаза человека.
Многозначные слова.
Читает один ученик.
Первый абзац.
Второй абзац. |
П.: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; восприятие текстов.
Лог.: выбор оснований и критеривев для сравнения.
П. (общеучебные): структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; восприятие текстов.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической формами речи.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической формами речи.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; восприятие текстов.
|
V. Первичное закрепление
Метод: словесный, практический, наглядный.
Прием: учебный диалог, упражнение, чтение предложений.
Метод: практический, наглядный.
Прием: упражнение. | 6 мин. | - На стр. 103 учебника прочитайте вслух, вполголоса стихотворение Марины Бородицкой. - Какие два одинаковых по написанию слова вам встретились? - Скажите, слова Галька и галька – разные слова или это одно слово, у которого два разных значения? - Почему? - То есть это слово не является многозначным. Значит, в русском языке есть такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения. Вы знаете как называются такие слова? - Такие слова называются – омонимы. Не стоит путать омонимы и многозначные слова! - Как отличить многозначное слово от омонима?
- Откройте тетради, запишите число, «классная работа». А теперь я предлагаю вам выполнить задание. Составьте и запишите предложения со словом «шишки», употребляя его в разных значениях. Я вам даю 4 минуты. - Обменяйтесь тетрадями. Кому понравилось предложение соседа по парте? Зачитайте его и объясните значение слова «шишки». Это многозначное слово или омоним? Проверьте по словарю. - Теперь посмотрите на экран. Ваша задача - отгадать слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения. В тетрадях запишите столбиком числа от двух до пяти и возле каждой цифры напишите слово, которое вы отгадали.
- Посмотрите на экран и подчеркните слово, которое оказалось неверным. Встаньте, кто подчеркнул одно слово, поднимите руку, кто подчеркнул 2 и более слов. Будьте внимательнее! - А теперь выберете любое слово и составьте с ним два предложения так, чтобы в каждом из предложений это слово употреблялось в разных значениях. - Зачитайте их, объясните значение слов. | Выполняют указания учителя.
Галька и галька.
Два разных слова, потому что галька – это названия мелких гладких камешек, а Галька – это имя девочки.
Слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Многозначное слово имеет несколько значений, которые между собой чем-то связаны, а омонимы – это разные слова, которые похожи по звучанию и написанию, но имеют разные значения. Выполняют задание.
Выполняют взаимопроверку.
Слушают учителя.
Это многозначное слово.
2. Спортсмен и порода собак – боксеры. 3. Источник воды и предмет для открывания замка – ключ. 4. Заплетенные волосы и орудие для срезания травы – коса. 5. Растение, от которого плачут и оружие для стрельбы – лук.
Выполняют проверку.
Выполняют задание учителя. |
П. (общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; структурирование знаний.
Лог.: синтез – составление целого из частей.
П.(общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической формами речи.
Лог.: синтез – составление целого из частей.
П.: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; восприятие текстов.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Метод: практический
Прием: упражнение. | 6 мин. | - Сейчас вам необходимо разделиться на группы. Будет 6 групп. Каждой группе достанется своя картинка на экране. Ваша задача: 1. определить многозначное это слово или омоним; 2. составить предложения с этими словами так, чтобы было понятно многозначное это слово или омоним; 3. сверить значения слов со словарем. - Я вам даю 4 минуты. - Итак, с первой группы, начинаем проверять. Читаете предложение, определяете многозначное слово или омоним, сверяете со словарем. | Слушают установку учителя.
Выполняют задание.
Выполняют проверку. | Р.: целеполагание. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Включение в систему знаний
Метод: практический, наглядный.
Приемы: упражнение. | 7 мин. | - Следующее задание, сейчас я вам раздам карточки с заданием. Ваша задача – дополнить ее недостающими словами. Дополните её недостающими словами. Слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное _________. Такие слова называются _________. Важно знать точное ________ слов, чтобы грамотно говорить и писать. Есть группа слов, которые пишутся, произносятся одинаково и имеют несколько значений одного и того же слова. Их называют ______________ словами. Такие слова имеют одно _______. Многозначное слово в словаре записывается ____ раз, а слова-омонимы записываются в словаре _____ раз. |
- Посмотрите на экран и подчеркните зеленым карандашом правильные ответы, а красным неправильные. - Поднимите руку, кто подчеркнул все ответы зеленым карандашом? - Встаньте, кто подчеркнул 1 или 2 ответа красным? - У кого получилось больше красных ответов, чем зеленых – хлопните. Будьте внимательнее! | Выполняют задание.
Дополните её недостающими словами. Слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение. Такие слова называются омонимами. Важно знать точное значение слов, чтобы грамотно говорить и писать. Есть группа слов, которые пишутся, произносятся одинаково и имеют несколько значений одного и того же слова. Их называют многозначными словами. Такие слова имеют одно значение.
| Р.: целеполагание.
Лог.: синтез – составление целого из частей.
П. (общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.
П. (общеуебные):, оценка результатов деят-ти. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)
Метод: словесный.
Прием: беседа.. | 2 мин. | - Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего урока? -Что нового вы узнали?
- На этом наш урок подошел к концу, спасибо вам за активную работу, урок окончен. | Тема урока была «Слова, у которых несколько значений». Мы узнали словах, которые имеют несколько значений, о словах, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение и т.д. | Р.: оценка
П. (общеуебные): рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деят-ти. |