Конспект урока по русск.яз. 2 класс Тема: «Слова, у которых много значений»
план-конспект урока по русскому языку

Галеева Жанна Жамилевна

Тема: «Слова, у которых много значений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_slova_u_kotoryh_mnogo_znacheniy.doc624 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09 .11.18г.                                                                                                                      ФИО учителя: Полякова Н.М.

Школа: № 95                                                                                                                              ФИ студента: Галеева Ж.

Класс: 2-6                                                                                                                              ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет:  312

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Слова, у которых много значений»

Цели деятельности учителя:  

  • формирование представления о многозначных словах и их отличии от омонимов.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявлять интерес и уважительное отношение к уроку;
  • осознавать свои способности в учении.

Предметные:

  • уметь самостоятельно объяснять значения многозначных слов;
  • уметь работать со словарем и учебником.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник русского языка УМК  «Перспективная начальная школа» 2 класс ч.1 (с.100-102), презентация, электронная физминутка, карточки с заданиями.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный;

Прием: беседа

1 мин.

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть, давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением!

- Меня зовут Жанна Жамилевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Встаньте ровно, настройтесь на получение интересных знаний и радостного настроения! Я обещаю, что этот урок будет необыкновенно познавателен и запомнится вам надолго. - Присаживайтесь. 

«Здравствуйте!»

Слушают учителя.

Выполняют указания.

Р.: целеполагание.

Р.: саморегуляция.

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный.

Прием: учебный диалог.

2 мин.

 - Посмотрите на экран и догадайтесь: какое слово спряталось в ребусе?

 - Верно, слово «язык».

- А что означает слово «язык»?

- Какие значения этого слова вы знаете?

-  Посмотрите, это разные слова или разные значения одного и того же слова?

Выполняют задание.

Язык.

Язык1- 1. Подвижный мышечный орган в полости рта.

2. Блюдо, приготовленное из этого органа.

Язык2- 1.Система словесного выражения мыслей.

2. Манера выражения, свойственная кому-либо.

3. Предмет изучения.

Р.: саморегуляция.

П.(общеуебные): структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной форм.

III. Постановка учебной задачи

Методы: словесный.

Прием: учебный диалог.

2 мин.

- Сколько значений имеет слово «язык»?

-Ребята, как вы думаете: какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Верно, тема урока: «Слова, у которых несколько значений».

- Какую цель поставим на урок?

- Сегодня мы попытаемся выяснить, как же происходит так, что у одного слова появляется несколько значений.

5 значений.

«Слова, у которых несколько значений»

Узнать слова, у которых несколько значений.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Лог.: постановка и решение проблемы-формулирование проблемы.

IV. «Открытие» нового знания

Методы: практический, наглядный.

Приемы: учебный диалог, работа с книгой, чтение стихотворения.

Методы: практический, наглядный.

Приемы: учебный диалог, работа с книгой, чтение стихотворения.

8 мин.

- Прочитайте стихотворение на экране:

Есть у булавки головка, но без волос, увы!

Есть у чайника носик, однако нет головы.

Есть ушко у иголки, но не слышит оно,

Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.

Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,

Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.

- Посмотрите на первую строчку.

- Почему головка булавки называется головкой?

- Слово «головка» в разных словосочетаниях – это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека.

- Где мы можем посмотреть значение слова?

- Верно, откройте толковый словарь на с.103 2-ой части учебника и найдите слово «головка». Оно записано один раз и подтверждает, что этим словом могут быть названы и голова человека, и головка булавки. Прочитайте содержание словарной статьи.

- Кто прочитает первое значение этого слова?

- Кто прочитает второе значение?

- Итак, слово головка записано всего один раз, а разные значения  этого слова даны под разными цифрами. Это одно слово с двумя разными значениями или разные слова?

- Между ними есть что-то общее?

- Прочитайте вторую строчку стихотворения.

- Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть?

-Давайте проверим это. Найдите слово «носик» в толковом словаре.  

- Прочитайте первое значение, второе.

- Это разные слова или одно слово с разными значениями?

- А почему так названы «кисти» рябины?

-  Из-за сходства с кистью человека?

- Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова «кисть».

-Сколько значений у этого слова?

- Обратите внимание. Что если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым.

- Прочитайте 1,2,3 значение слова «кисть». Подтвердились наши предположения?

- Какие значения может иметь слово

«глазок»?

- Как вы думаете, какое значение слова «глазок» будет записано первым в толковом словаре: глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного?

- А как можно назвать все эти слова, у которых несколько значений?

- Откройте учебник на стр. 101. Посмотрите на послание летучей мыши. Какой абзац относится к нашим словам?

- А если вернуться к слову «язык», то какой абзац относится к этому слову?

- Теперь прочитаем еще одно послание на стр. 102. Кто прочитает?

Читает стихотворение один ученик.

Она такая же круглая, как голова человека.

Слушают учителя.

В толковом словаре.

Выполняют указания учителя.

Читают значения слова в словаре.

Это одно слово с двумя разными значениями.

Да, форма головки булавки похожа на форму головы человека.

Читают вторую строчку.

Потому что она напоминает нос человека.

Выполняют указания учителя.

Это одно слово с разными значениями.

Ответы учеников.

Нет.

Три значения.

Это разные слова

Выполняют указания учителя.

Глаз человека и отросток картошки.

Название глаза человека.

Многозначные слова.

Читает один ученик.

Первый абзац.

Второй абзац.

П.: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; восприятие текстов.

Лог.: выбор оснований и критеривев для сравнения.

П. (общеучебные): структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; восприятие текстов.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение  диалогической и монологической формами речи.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение  диалогической и монологической формами речи.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; восприятие текстов.

Динамическая пауза

1 мин.

-Теперь, встаньте так, чтобы вам было удобно. Давайте подвигаемся.

Видеоматериал.

Выполняют физические упражнения.

Р.: саморегуляция.

V. Первичное закрепление

Метод: словесный, практический, наглядный.

Прием: учебный диалог, упражнение, чтение предложений.

Метод: практический, наглядный.

Прием: упражнение.

6 мин.

- На стр. 103 учебника прочитайте вслух, вполголоса стихотворение Марины Бородицкой.

- Какие два одинаковых по написанию слова вам встретились?

- Скажите, слова Галька и галька – разные слова или это одно слово, у которого два разных значения?

- Почему?

- То есть это слово не является многозначным. Значит,  в русском языке есть такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения.

Вы знаете как называются такие слова?

- Такие слова называются – омонимы. Не стоит путать омонимы и многозначные слова!

- Как отличить многозначное слово от омонима?

- Откройте тетради, запишите число, «классная работа». А теперь я предлагаю вам выполнить задание. Составьте и запишите предложения со словом «шишки», употребляя его в разных значениях. Я вам даю 4 минуты.

- Обменяйтесь тетрадями. Кому понравилось предложение соседа по парте? Зачитайте его и объясните значение слова «шишки». Это многозначное слово или омоним? Проверьте по словарю.

- Теперь посмотрите на экран. Ваша задача - отгадать слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения. В тетрадях запишите столбиком числа от двух до пяти и возле каждой цифры напишите слово, которое вы отгадали.

- Посмотрите на экран и подчеркните слово, которое оказалось неверным. Встаньте, кто подчеркнул одно слово, поднимите руку, кто подчеркнул 2 и более слов. Будьте внимательнее!

- А теперь выберете любое слово и составьте с ним два предложения так, чтобы в каждом из предложений это слово употреблялось в разных значениях.

- Зачитайте их, объясните значение слов.

Выполняют указания учителя.

Галька и галька.

Два разных слова, потому что галька – это названия мелких гладких камешек, а Галька – это имя девочки.

Слушают учителя.

Внимательно слушают учителя.

Многозначное слово имеет несколько значений, которые между собой чем-то связаны, а омонимы – это разные слова, которые похожи по звучанию и написанию, но имеют разные значения.

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку.

Слушают учителя.

Это многозначное слово.

2. Спортсмен и порода собак – боксеры.

3. Источник воды и предмет для открывания замка – ключ.

4. Заплетенные волосы и орудие для срезания травы – коса.

5. Растение, от которого плачут и оружие для стрельбы – лук.

Выполняют проверку.

Выполняют задание учителя.

П. (общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; структурирование знаний.

Лог.: синтез – составление целого из частей.

П.(общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение  диалогической и монологической формами речи.

Лог.: синтез – составление целого из частей.

П.: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; восприятие текстов.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод: практический

Прием: упражнение.

6 мин.

- Сейчас вам необходимо разделиться на группы. Будет 6 групп.  Каждой группе достанется своя картинка на экране. Ваша задача:

1. определить многозначное это слово или омоним;

2. составить предложения с этими словами так, чтобы было понятно многозначное это слово или омоним;

3. сверить значения слов со словарем.

- Я вам даю 4 минуты.

- Итак, с первой группы, начинаем проверять. Читаете предложение, определяете многозначное слово или омоним, сверяете со словарем.

Слушают установку учителя.

 

Выполняют задание.

Выполняют проверку.

Р.: целеполагание.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII. Включение в систему знаний

Метод: практический, наглядный.

Приемы: упражнение.

7 мин.

- Следующее задание, сейчас я вам раздам карточки с заданием. Ваша задача – дополнить ее недостающими словами.

Дополните её недостающими словами.

Слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное _________. Такие слова называются _________. Важно знать точное ________ слов, чтобы грамотно говорить и писать. Есть группа слов, которые пишутся, произносятся одинаково и имеют несколько значений одного и того же слова. Их называют ______________ словами. Такие слова имеют одно  _______.

Многозначное слово в словаре записывается ____ раз, а слова-омонимы записываются в словаре _____ раз.

- Посмотрите на экран и подчеркните зеленым карандашом правильные ответы, а красным неправильные.

- Поднимите руку, кто подчеркнул все ответы зеленым карандашом?

- Встаньте, кто подчеркнул 1 или 2 ответа красным?

- У кого получилось больше красных ответов, чем зеленых – хлопните. Будьте внимательнее!

Выполняют задание.

Дополните её недостающими словами.

Слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение. Такие слова называются омонимами. Важно знать точное значение слов, чтобы грамотно говорить и писать. Есть группа слов, которые пишутся, произносятся одинаково и имеют несколько значений одного и того же слова. Их называют многозначными словами. Такие слова имеют одно  значение.

Р.: целеполагание.

Лог.: синтез – составление целого из частей.

П. (общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

П. (общеуебные):, оценка результатов деят-ти.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Метод: словесный.

Прием: беседа..

2 мин.

- Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

-Что нового вы узнали?

- На этом наш урок подошел к концу, спасибо вам за активную работу, урок окончен.

Тема урока была «Слова, у которых несколько значений».

Мы узнали словах, которые имеют несколько значений, о словах, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение  и т.д.

Р.: оценка

П. (общеуебные): рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деят-ти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и его значение"

Конспект урока по русскому языку "Слово и его значение". 3 класс. УМК "Перспектива"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова,которые случайно звучат и пишутся одинаково"

Класс: 2УМК: ПНШТип урока Урок открытия новых знанийТема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутсяУчитель:  Сульдина Вера ПетровнаДата 214.11.2018Цель урока: знакомство со словам...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова, которые так легко перепутать" 4 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование ценностного отношения обучающихся к определению значения слов в контексте....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Слово и его лексическое значение», 2 класс

Цели деятельности учителя:познакомить обучающихся с понятием «лексическое значение слова»;формировать умение работать с толковым словарем.Планируемые результаты:Предметные:знать определени...

Конспект урока по русскому языку на тему «Слово и его значение», 4 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование представления о способах определения лексического значения слова, омногозначных и однозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о заимствованных и у...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...