Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Слова-названия предметов разного рода". УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род слов-названий предметов и выделять окончания слов-названий предметов разного рода;

Планируемые результаты

Предметные: 

знать: род слов-названий предметов.

уметь:  выделять окончания слов-названий предметов разного рода, определять род.

уметь: находить информацию в словаре, анализировать её.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности, самоконтроль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         08. 10.19                                                                                                ФИО учителя: Залялова Н. А.

Школа: 148                                                                                                ФИ студента: Закирова Ильяна, 46 гр.

Класс: 2 «М»                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет:  209                                                                                                                                                                                     

Конспект урока русского языка

Тема: «Слова-названия предметов разного рода»

Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род слов-названий предметов и выделять окончания слов-названий предметов разного рода;

Планируемые результаты

Предметные: 

знать: род слов-названий предметов.

уметь:  выделять окончания слов-названий предметов разного рода, определять род.

уметь: находить информацию в словаре, анализировать её.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности, самоконтроль.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: УМК «ПНШ»  учебник Русский язык 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Словесный: учебный диалог.

2 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ильяна Иремелевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я желаю вам удачи на сегодняшний урок. Присаживайтесь.

-Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

-Добрый день всем девочкам!

-Добрый день всем мальчикам!

-Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на свои места.

Девочки приветствуют.

Мальчики приветствуют.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог.

        

Наглядный: презентация

Практический:

списывание

5 мин

Фронтальная форма работы

- Откройте свои тетради и запишите число и классная работа. Давайте начнём наш урок с минутки чистописания. Вы видите на слайде три слова. Кто прочитает нам их?

    большой          большая          большое

- Чем отличаются данные слова?

-Верно, назови их.

-А почему у них разные окончания?

-Правильно. Какого рода эти слова?

-Спасибо. Давайте разберем типы соединений. Как соединяются буквы Б и О?

-А как соединяются буквы О и Л?

-Верно, а какое соединение у букв Л и Ь?

(И так далее определяют типы соединений всех букв в словах большой, большая, большое).

-Запишите в тетрадях красивым почерком эти три слова, первое слово пишем с большой буквы, остальные через запятую с маленькой.

Работают в тетрадях.

Читают слова.

-окончаниями

-ой, ая, ое.

-потому что это слова разного рода

-большой-м, большая-ж, большое-ср.

-верхнее соединение.

-нижнее соединение.

-среднее соединение.

Записывают слова в тетрадь.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: формирование универсальные логических действий грамотности учащихся.

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: рассматривание слайда

Словесный: подводящий диалог

Словесный: учебный диалог; формулирование темы, цели.

5 мин

Фронтальная форма работы

- Посмотрите на слайд и назовите тему сегодняшнего урока.

- Почему вы не можете сказать?

-Верно, вам нужно из этих слогов составить слова, чтобы мы смогли узнать, какую тему мы будем продолжать с вами изучать.

Сло   ва-наз       метов         раз  ного           ро      да           пред            вания

-Кто догадался, поднимает руку и отвечает.

-Правильно, молодцы! Мы продолжаем изучать тему «Слова-названия предметов разного рода».

-Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

-Верно, ребята. На сегодняшнем уроке мы будем определять род слов-названий предметов, выделять окончания и основу слов.

-мы не можем сказать

-слоги перепутаны

- Слова-названия предметов разного рода

-будем закреплять умения определять род слов-названий предметов и выделять окончания и основу слов-названий предметов по родам.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Практический: выполнение упражнения; лексический анализ.

.

Словесный: учебный диалог.

Практический: выполнение упражнения; лексический анализ.

Частично-поисковой: работа с деформированными словосочетаниями.

Словесный: учебный диалог.

Практический: выполнение задания; частичный морфемный разбор.

11 мин

Фронтальная форма работы.

Парная форма работы.

Индивидуальная форма работы.

-Скажите мне, ребята, что такое словосочетание?

-Верно, ребята. А сейчас объединитесь в пары и придумайте словосочетания.

-Молодцы. Теперь откройте свои учебники на стр. 66 и найдите первое задание. Вам нужно сравнить три группы словосочетаний. - Чем отличаются словосочетания внутри каждой группы?

-Да, ребята, слова в первом словосочетании в каждой группе стоят в ед. ч., например, река и город, а слова во втором словосочетании в каждой группе стоят во мн.ч., например, облака и реки.

-Чем сходны эти группы?

-Правильно, также они сходны тем, что во всех используется одно и то же слово-название признака.

-Чем же отличаются данные группы?

-Да, все эти группы различаются тем, что в них используются разные слова-названия предметов. В первой группе слова-названия предметов какого рода?

-Как вы это определили?

-Во второй группе?

-В третьей группе?

-Молодцы, все верно!

-Переходим к следующему заданию в учебнике.

-Разгадайте зашифрованные записи этих словосочетаний.

-Почему зашифрованных записей меньше, чем словосочетаний?

-Да, назовите окончания слов?

-Теперь придумайте свои словосочетания по этому образцу. В качестве слов-названий предметов используйте слова: мальчик, девочка, село. Слова-названия признаков оставьте прежним. И не забудьте называть окончания.

Физминутка

Вот так яблоко! (Встали)

Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)

Руку протяните (Протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (Руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой).

-это два слова, связанных по смыслу.

Приводят примеры словосочетаний в паре.

-слова в первом словосочетании стоят в ед. числе, а во втором-во мн.ч.

-тем, что в группах есть словосочетания в ед.ч. и есть это же во мн. ч.

-в них используются разные по роду слова-названия предметов.

-женского

-река-она, женский род

-мужского рода, он-город

-среднего, оно-облако

1. большая река

2.большое облако

3.большой город

4.большие облака

5.большие реки

-потому что в словосочетаниях «большие города и большие облака» у слов одинаковые окончания.

-большие, окончание-ие; города и облака, окончание-а

большая девочка

большие девочки

большой мальчик

большие мальчики

большое село

большие сёла

Повторяют движения за учителем.

П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания

Л.: умение

воспринимать новую информацию.

К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

Л.: Обеспечение

ценностно-смысловой ориентации учащихся.

К: Формулирование собственного мнения и позиции.

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление

Словесный: учебный диалог.

Практический: выполнение задания: частичный морфемный разбор.

4 мин

-Давайте перейдем к заданию «Если буква заблудилась». Для этого откроем стр. 67. Прочитаем стихотворение Марины Дружининой.

-Обратите внимание на слово, которое выделено большими буквами. Какое слово здесь должно быть?

-Давайте хором произнесём это слово.

-Что изменилось?

-Сколько звуков изменилось?

-Верно, звук [у] поменялся на звук [и], а твёрдый звук [р] стал мягким звуком [р,].

-И какой вывод мы можем сделать?

-Совершенно верно. Изменились не только звуки, но и значение слова.

-Сейчас найдите упражнение 43. Прочитай задание.

-Вам необходимо проверить, правильно ли выполнил это задание Миша.

-Почему же Миша ошибся, выделяя основу и окончание в некоторых словах?

-Совершенно верно, мы не можем изменить данные слова, значит, окончаний они не имеют.

-Теперь в тетрадях запишите слова в три столбика по-своему, правильно выделите основу и окончания.

-Кто выйдет к доске и запишет слова в 1-й столбик?

(Далее выходят к доске еще два ученика и записывают слова в столбики).

-Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание?

-Верно, и еще мы можем сказать, что слово женского рода часто имеют окончание а/я, также нулевое окончание, как в нашем случае, слова в мужском роде имеют чаще всего не только нулевое окончание, но также могут иметь окончание а/я, а слово в среднем роде чаще всего имеют окончание о/е.

Читают стихотворение.

-Гриша

Произносят слово вместе с учителем хором.

-изменились звуки

-два звука - гласные и согласные

- изменяется значение слова и звуки.

-слова пальто и кафе – неизменяемые слова, у них нет окончаний.

Ж.р                  М.р             Ср.р

волна               сон             весло

песня              конь           пальто

сталь              дядя           поле

тень            мишка          кафе

-чтобы определить род, мы меняем слово на местоимения «он, она, оно»

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П.: формирование универсальных логических действий грамотности учащихся.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа, взаимооценка.

Наглядный: сопровождение презентации.

6 мин

Индивидуальная форма работы.

-Сейчас я вам раздам карточки. В них вы видите различные слова, которые вам нужно распределить на три столбика. В первом столбике вы запишите слова женского рода, во втором - мужского, в третьем - среднего. После этого обязательно выделите окончание и основу слова.

-Кто еще раз объяснит, что вам нужно сделать?

-Правильно. Приступайте к заданию. Помните, что выполнять вы должны самостоятельно, не помогая друг другу.

Панамка, бабочка, испуг, пальто, какаду, шампунь, братишка, остров, мысль, свирель, дядя, солнце, стол, верблюд, кафе, сталь, мишка, кофе, тюль, стихотворение.

-Теперь проверьте друг у друга и поставьте оценку.

Критерии:

0 ошибок – оценка «5»

1-2 ошибки – оценка «4»

3-4 ошибки – оценка «3»

5 и более – оценка «2»

-Все проверили? Хорошо. Сдавайте свои листы, и мы продолжим урок.

Слушают задание учителя.

-распределить слова в три столбика по родам. Выделить оконч. и основу.

Ж.р.: панамка , бабочка , мысль  , свирель   , сталь   ; М.р.: испуг    , какаду, шампунь   , братишка , остров   , дядя , стол   , верблюд   , кафе, мишка , кофе, тюль  ; Ср.р.: пальто, солнце .

Взаимопроверка по эталону. 

Оценивают по критерию.

Р.: осуществление итогового контроля

П.: структурирование знаний.

Р.: коррекция, оценка;

VII. Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог.

Практический: составление предложений.

4 мин

-Сейчас найдите упр. 44 и прочитайте задание.

-Еще раз объясните, что нам предстоит сделать?

- А как они стоят в словаре «ПП»?

-А как вы напишите слова так, как они стоят в Обратном словаре?

-Совершенно верно, давайте проверим.

Читают задание.

-написать слова сначала так, как они стоят в словаре «Пиши правильно».

-в алфавитном порядке

-ориентироваться будем на алфавит, но выстраиваются слова по последним буквам слова.

1) арбуз, береза, враг, город, дуб, залив.

2) береза, дуб, залив, враг, город, арбуз.

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщающий диалог.

4 мин

Деятельностная

-Ребята, какую тему мы сегодня повторяли?

- Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке?

-Закончите предложения:

Сегодня на уроке я повторил(а) …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Мне было непонятно …

-Отлично, урок окончен, до свидания!

- Слова-названия предметов разного рода

Проводят самоанализ деятельности.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: «Изменение имен прилагательных по родам»

Конспект урока по русскому языку на тему:«Изменение имен прилагательных по родам»...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Изменение имён прилагательных по родам»» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных роде; о том, что род прилагательного  совпадает с родом, существительного, ...

Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; во...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имён прилагательных по родам, числам"

Конспект урока русского языка для обучающихся 2 класса с применением метода интеллект-карт....

Проверочная работа по русскому языку по теме «Слова-названия предметов разного рода» 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Задания направлены на проверку знаний учебного материала по теме «Слова-названия предметов разного рода» 2 класс по учебнику УМК "ПНШ" ...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода,  формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...