Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Слова-названия предметов разного рода". УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род слов-названий предметов и выделять окончания слов-названий предметов разного рода;
Планируемые результаты
Предметные:
знать: род слов-названий предметов.
уметь: выделять окончания слов-названий предметов разного рода, определять род.
уметь: находить информацию в словаре, анализировать её.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности, самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по русскому языку "Слова названия предметов" | 457.5 КБ |
Презентация | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 08. 10.19 ФИО учителя: Залялова Н. А.
Школа: 148 ФИ студента: Закирова Ильяна, 46 гр.
Класс: 2 «М» ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
Кабинет: 209
Конспект урока русского языка
Тема: «Слова-названия предметов разного рода»
Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род слов-названий предметов и выделять окончания слов-названий предметов разного рода;
Планируемые результаты
Предметные:
знать: род слов-названий предметов.
уметь: выделять окончания слов-названий предметов разного рода, определять род.
уметь: находить информацию в словаре, анализировать её.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности, самоконтроль.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: УМК «ПНШ» учебник Русский язык 2кл.: Учебник: В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой Словесный: учебный диалог. | 2 мин | Фронтальная форма работы -Здравствуйте, ребята, меня зовут Ильяна Иремелевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я желаю вам удачи на сегодняшний урок. Присаживайтесь. -Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие. -Добрый день всем девочкам! -Добрый день всем мальчикам! -Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся на свои места. Девочки приветствуют. Мальчики приветствуют. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог.
Наглядный: презентация Практический: списывание | 5 мин | Фронтальная форма работы - Откройте свои тетради и запишите число и классная работа. Давайте начнём наш урок с минутки чистописания. Вы видите на слайде три слова. Кто прочитает нам их? большой большая большое - Чем отличаются данные слова? -Верно, назови их. -А почему у них разные окончания? -Правильно. Какого рода эти слова? -Спасибо. Давайте разберем типы соединений. Как соединяются буквы Б и О? -А как соединяются буквы О и Л? -Верно, а какое соединение у букв Л и Ь? (И так далее определяют типы соединений всех букв в словах большой, большая, большое). -Запишите в тетрадях красивым почерком эти три слова, первое слово пишем с большой буквы, остальные через запятую с маленькой. | Работают в тетрадях. Читают слова. -окончаниями -ой, ая, ое. -потому что это слова разного рода -большой-м, большая-ж, большое-ср. -верхнее соединение. -нижнее соединение. -среднее соединение. Записывают слова в тетрадь. | Р.: принятие и сохранение учебной задачи. К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П.: формирование универсальные логических действий грамотности учащихся. |
III. Постановка учебной задачи Наглядный: рассматривание слайда Словесный: подводящий диалог Словесный: учебный диалог; формулирование темы, цели. | 5 мин | Фронтальная форма работы - Посмотрите на слайд и назовите тему сегодняшнего урока. - Почему вы не можете сказать? -Верно, вам нужно из этих слогов составить слова, чтобы мы смогли узнать, какую тему мы будем продолжать с вами изучать. Сло ва-наз метов раз ного ро да пред вания -Кто догадался, поднимает руку и отвечает. -Правильно, молодцы! Мы продолжаем изучать тему «Слова-названия предметов разного рода». -Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? -Верно, ребята. На сегодняшнем уроке мы будем определять род слов-названий предметов, выделять окончания и основу слов. | -мы не можем сказать -слоги перепутаны - Слова-названия предметов разного рода -будем закреплять умения определять род слов-названий предметов и выделять окончания и основу слов-названий предметов по родам. | П.: подведение под понятие П.: построение речевого высказывания Р.: целеполагание |
IV. «Открытие» нового знания Практический: выполнение упражнения; лексический анализ. . Словесный: учебный диалог. Практический: выполнение упражнения; лексический анализ. Частично-поисковой: работа с деформированными словосочетаниями. Словесный: учебный диалог. Практический: выполнение задания; частичный морфемный разбор. | 11 мин | Фронтальная форма работы. Парная форма работы. Индивидуальная форма работы. -Скажите мне, ребята, что такое словосочетание? -Верно, ребята. А сейчас объединитесь в пары и придумайте словосочетания. -Молодцы. Теперь откройте свои учебники на стр. 66 и найдите первое задание. Вам нужно сравнить три группы словосочетаний. - Чем отличаются словосочетания внутри каждой группы? -Да, ребята, слова в первом словосочетании в каждой группе стоят в ед. ч., например, река и город, а слова во втором словосочетании в каждой группе стоят во мн.ч., например, облака и реки. -Чем сходны эти группы? -Правильно, также они сходны тем, что во всех используется одно и то же слово-название признака. -Чем же отличаются данные группы? -Да, все эти группы различаются тем, что в них используются разные слова-названия предметов. В первой группе слова-названия предметов какого рода? -Как вы это определили? -Во второй группе? -В третьей группе? -Молодцы, все верно! -Переходим к следующему заданию в учебнике. -Разгадайте зашифрованные записи этих словосочетаний. -Почему зашифрованных записей меньше, чем словосочетаний? -Да, назовите окончания слов? -Теперь придумайте свои словосочетания по этому образцу. В качестве слов-названий предметов используйте слова: мальчик, девочка, село. Слова-названия признаков оставьте прежним. И не забудьте называть окончания. Физминутка Вот так яблоко! (Встали) Оно (Руки в стороны) Соку сладкого полно. (Руки на пояс) Руку протяните (Протянули руки вперед) Яблоко сорвите. (Руки вверх) Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками) Трудно яблоко достать. (Подтянулись) Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули) И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой). | -это два слова, связанных по смыслу. Приводят примеры словосочетаний в паре. -слова в первом словосочетании стоят в ед. числе, а во втором-во мн.ч. -тем, что в группах есть словосочетания в ед.ч. и есть это же во мн. ч. -в них используются разные по роду слова-названия предметов. -женского -река-она, женский род -мужского рода, он-город -среднего, оно-облако 1. большая река 2.большое облако 3.большой город 4.большие облака 5.большие реки -потому что в словосочетаниях «большие города и большие облака» у слов одинаковые окончания. -большие, окончание-ие; города и облака, окончание-а большая девочка большие девочки большой мальчик большие мальчики большое село большие сёла Повторяют движения за учителем. | П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания Л.: умение воспринимать новую информацию. К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной Л.: Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся. К: Формулирование собственного мнения и позиции. Р.: Принятие и сохранение учебной задачи. Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V. Первичное закрепление Словесный: учебный диалог. Практический: выполнение задания: частичный морфемный разбор. | 4 мин | -Давайте перейдем к заданию «Если буква заблудилась». Для этого откроем стр. 67. Прочитаем стихотворение Марины Дружининой. -Обратите внимание на слово, которое выделено большими буквами. Какое слово здесь должно быть? -Давайте хором произнесём это слово. -Что изменилось? -Сколько звуков изменилось? -Верно, звук [у] поменялся на звук [и], а твёрдый звук [р] стал мягким звуком [р,]. -И какой вывод мы можем сделать? -Совершенно верно. Изменились не только звуки, но и значение слова. -Сейчас найдите упражнение 43. Прочитай задание. -Вам необходимо проверить, правильно ли выполнил это задание Миша. -Почему же Миша ошибся, выделяя основу и окончание в некоторых словах? -Совершенно верно, мы не можем изменить данные слова, значит, окончаний они не имеют. -Теперь в тетрадях запишите слова в три столбика по-своему, правильно выделите основу и окончания. -Кто выйдет к доске и запишет слова в 1-й столбик? (Далее выходят к доске еще два ученика и записывают слова в столбики). -Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание? -Верно, и еще мы можем сказать, что слово женского рода часто имеют окончание а/я, также нулевое окончание, как в нашем случае, слова в мужском роде имеют чаще всего не только нулевое окончание, но также могут иметь окончание а/я, а слово в среднем роде чаще всего имеют окончание о/е. | Читают стихотворение. -Гриша Произносят слово вместе с учителем хором. -изменились звуки -два звука - гласные и согласные - изменяется значение слова и звуки. -слова пальто и кафе – неизменяемые слова, у них нет окончаний. Ж.р М.р Ср.р волна сон весло песня конь пальто сталь дядя поле тень мишка кафе -чтобы определить род, мы меняем слово на местоимения «он, она, оно» | П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации П.: формирование универсальных логических действий грамотности учащихся. Р.: принятие и сохранение учебной задачи. К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: самостоятельная работа, взаимооценка. Наглядный: сопровождение презентации. | 6 мин | Индивидуальная форма работы. -Сейчас я вам раздам карточки. В них вы видите различные слова, которые вам нужно распределить на три столбика. В первом столбике вы запишите слова женского рода, во втором - мужского, в третьем - среднего. После этого обязательно выделите окончание и основу слова. -Кто еще раз объяснит, что вам нужно сделать? -Правильно. Приступайте к заданию. Помните, что выполнять вы должны самостоятельно, не помогая друг другу. Панамка, бабочка, испуг, пальто, какаду, шампунь, братишка, остров, мысль, свирель, дядя, солнце, стол, верблюд, кафе, сталь, мишка, кофе, тюль, стихотворение. -Теперь проверьте друг у друга и поставьте оценку. Критерии: 0 ошибок – оценка «5» 1-2 ошибки – оценка «4» 3-4 ошибки – оценка «3» 5 и более – оценка «2» -Все проверили? Хорошо. Сдавайте свои листы, и мы продолжим урок. | Слушают задание учителя. -распределить слова в три столбика по родам. Выделить оконч. и основу. Ж.р.: панамка , бабочка , мысль , свирель , сталь ; М.р.: испуг , какаду, шампунь , братишка , остров , дядя , стол , верблюд , кафе, мишка , кофе, тюль ; Ср.р.: пальто, солнце . Взаимопроверка по эталону. Оценивают по критерию. | Р.: осуществление итогового контроля П.: структурирование знаний. Р.: коррекция, оценка; |
VII. Включение в систему знаний Словесный: учебный диалог. Практический: составление предложений. | 4 мин | -Сейчас найдите упр. 44 и прочитайте задание. -Еще раз объясните, что нам предстоит сделать? - А как они стоят в словаре «ПП»? -А как вы напишите слова так, как они стоят в Обратном словаре? -Совершенно верно, давайте проверим. | Читают задание. -написать слова сначала так, как они стоят в словаре «Пиши правильно». -в алфавитном порядке -ориентироваться будем на алфавит, но выстраиваются слова по последним буквам слова. 1) арбуз, береза, враг, город, дуб, залив. 2) береза, дуб, залив, враг, город, арбуз. | П.: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К.: умение полно и точно выражать мысли |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: обобщающий диалог. | 4 мин | Деятельностная -Ребята, какую тему мы сегодня повторяли? - Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке? -Закончите предложения: Сегодня на уроке я повторил(а) … Мне было интересно … Мне было трудно … Мне было непонятно … -Отлично, урок окончен, до свидания! | - Слова-названия предметов разного рода Проводят самоанализ деятельности. | П.: построение речевого высказывания П.: осуществление синтеза Р.: осуществление итогового контроля |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему: «Изменение имен прилагательных по родам»
Конспект урока по русскому языку на тему:«Изменение имен прилагательных по родам»...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Изменение имён прилагательных по родам»» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных роде; о том, что род прилагательного совпадает с родом, существительного, ...
Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; во...
Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имён прилагательных по родам, числам"
Конспект урока русского языка для обучающихся 2 класса с применением метода интеллект-карт....
Проверочная работа по русскому языку по теме «Слова-названия предметов разного рода» 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Задания направлены на проверку знаний учебного материала по теме «Слова-названия предметов разного рода» 2 класс по учебнику УМК "ПНШ" ...
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода, формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...