Слова, обозначающие предметы (посуда).
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Скрипченко Светлана Фёдоровна

Представление лексической темы "Посуда" на примере новых слов, обозначающих предмет и отвечающих на вопрос "Что это?" , совершенствование коммуникативных качеств в игровых ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

для обучающихся с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант) 1 класс.,

педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Скрипченко Светланы Фёдоровны (первая квалификационная категория)

Предмет: речь и альтернативная коммуникация, математические представления

Тема: «Слова, обозначающие предметы. Посуда».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

Сформировать представление по лексической теме «Посуда» на примере новых слов, обозначающих предмет и отвечающих на вопрос «Что это?», совершенствовать коммуникативные качества в игровых ситуациях.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные: познакомить обучающуюся с новыми словами, указывающими на предмет (кружка, чашка, стакан, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник), с обобщающим понятием «Посуда».

Коррекционно-развивающие: развивать речь, память, зрительное восприятие и внимание, слушание, артикуляционную моторику, обогащать предметный словарь за счёт введения слов с использованием глобального чтения; соотносить словесный образ с иллюстрацией, с предметом, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, вверху, внизу), сравнивать количество предметов, развивать мелкую, общую моторику рук и кинестетические анализаторы.

Коррекционно-воспитательные: воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, доброжелательного отношения друг к другу, привитие бережного отношения к посуде.

Ожидаемые результаты

(БУД – базовые учебные действия)

Познавательные: обеспечение необходимой мотивации при ответах на вопросы, запоминание названия посуды (кружка, чашка, стакан, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник), узнавание напечатанных слов. Повторение временных, пространственных представлений, понимание слов, обозначающих порядковый счёт в пределах 6.

Личностные: пробуждение речевой активности, развитие коммуникативной функции речи, расширение словарного запаса, умение переносить способ действия из игры в жизненную ситуацию.

Коммуникативные: совершенствование коммуникативных качеств в игровых ситуациях.

Регулятивные: умение воспринимать объяснение учителя, не перебивать, не издавать посторонних звуков, умение понимать и выполнять инструкции учителя, умение определять круг действий для достижения поставленных задач, осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, вносить дополнения и коррективы в случае расхождения полученного результата с эталоном, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Педагогические технологии

Интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровье сберегающие, игровые, коммуникативные.

Методы, методические приемы

Словесные, наглядные, практические.

Материалы

Презентация «Посуда», пенал, рабочие тетради, коммуникативная карточка, дидактические карточки по лексическим темам «Игрушки», «Мебель», «Школьные принадлежности», «Посуда», веер с цифрами, три чашки, три ложки, три блюдца жёлтого, зелёного, красного цвета из набора детской посуды, чайник, чашка с блюдцем, ложки деревянная, железная, поднос, мешочек для посуды, стакан с водой , трубочка пластиковая, скатерть.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание

Введение в урок

Организационный этап: Рада тебя видеть, Женя. Я с утра улыбаюсь. У меня хорошее настроение. Хочешь, я тебе подарю его? Улыбнись и подставляй ладошку! (Я хлопаю ладошку, приветствую девочку)

Прозвенел звонок весёлый.

Ты готова? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем.

Мы работать начинаем!

Женя, давай посмотрим в наш календарь. Покажи, какое сегодня число, месяц, день недели? Сколько уроков в понедельник? И первый урок какой?

Мотивационный этап: Женя, у нас на уроке присутствует мама, составь слово «мама» из букв и прикрепи их внизу картонного листа. Если ты будешь отвлекаться на неё, я буду снимать буквы в слове. Твоя задача сделать так, чтобы все буквы остались на месте.

Основная часть

Повторение пройденного материала: Давай вспомним, изученные слова, указывающие на предмет.

(Показываю три картинки с игрушками, школьными принадлежностями, мебелью, карточка с вопросом). Открываем тетрадь, где закладки. К школьным принадлежностям относятся слова… (я произношу слово, а обучающаяся находит его в своей тетради и показывает). К теме «Игрушки» относятся слова … К теме «Мебель» мы записывали слова… На какой вопрос отвечают все эти слова? (показывает на карточку «Что это?»). Итак, мы повторили слова по изученным темам, они обозначают предмет и отвечают на вопрос «Что это?»

Актуализация знаний, объявление новой темы. Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Сегодня в чудесном мешочке есть для тебя что - то интересное. Опусти ручку и доставай скорее. (достаёт предметы посуды и выкладывает на поднос: чашка, чайник, блюдце, ложка, я озвучиваю).

Отгадай загадку:

Что поможет без труда

Приготовить нам всегда

И обед, и завтрак, ужин?

Что это? (кладу на стол напечатанные слова: игрушки, мебель, школьные принадлежности, посуда).

Глобальное чтение слова «посуда». Правильно, все эти предметы можно назвать одним словом «посуда». Тема нашего урока «Слова, обозначающие предметы. Посуда.» (Приклеиваем слово «Посуда» в тетрадь, карточку с вопросом)

Изучение нового материала: Работа с дидактическими карточками «Посуда»: кружка, чашка, стакан, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник».

Схема вопросов: Что это? (показываю коммуникативную карточку, картинку, обучающаяся находит к ней слово из двух слов). Ставлю все картинки рядом: Покажи, из чего пьют? Из чего едят? Чем едят? В чём готовят пищу? В чём котлеты жарят? Чем режут хлеб? В чём воду кипятят?

Дыхательная и артикуляционная гимнастика: Ставлю стакан с водой и трубочку: покажи, как кипит вода в чайнике.

«Подуем на чай». (Показываю в тетради картинку с плоскостным изображением чашки с приклеенными к ней полосками бумаги). Я предлагаю тебе выпить чаю, но он горячий. Давай подуем на него: по моей команде ты сделаешь вдох и подуешь на полоски бумаги, вытянув губы трубочкой. Вот так. (2-3 раза).

Первичное закрепление материала:

Перед тобой картинка с изображёнными на полке предметами. Какие предметы стоят на верхней полке, на нижней полке (наклеивает слова к каждому предмету, сколько предметов на каждой полке, покажи цифру? Поровну предметов посуды на каждой полке? Сколько всего предметов?

Отдохнём немного и послушаем песню «Мы посудою гремим». Будем ложечкой издавать звуки с помощью посуды. Стакан, чашка, ложки деревянная, железная.

Физкультминутка или

динамическая пауза

«Я чайник-ворчун» Я чайник – ворчун, хлопотун (шаги на месте), я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, поворачиваем голову вправо-влево). Я чай кипячу (пуф- пуф-пуф) и кричу: (хлопки в ладоши) Эй, люди, я с вами чайку попить хочу.

Рефлексия

Дидактическая игра «Собери посуду». Ой, у нас чашка и блюдце – разбились. Посуда может разбиться, даже деревянная раскололась, бережно относись к ней.

Зрительная гимнастика: Тебе нужно быть внимательной, чтобы соединить части в единое целое, а для этого сделаем зрительную гимнастику, пусть наши глазки отдохнут. Посмотри вверх-вниз, налево-направо, посмотри в окно, на кончик своего носика. Готова соединить части? (складывает пазлы). Установи чашку в прямоугольное отверстие в середине блюдца.

Игра «Четвёртый лишний» (задания в тетради, слова - помощники перепутаны). Рассмотри картинку, какой предмет лишний? Почему? Зачеркни его (находит «лишний» предмет в каждой группе и обобщает остальные предметы: игрушки, мебель, школьные принадлежности, посуда).

Оцени свою работу на уроке. Закрась смайлик красным цветом, если работала неактивно, жёлтым, если тема не совсем понятна, зелёным, если тебе всё понятно и была активна на уроке. Я с тобой согласна! Посмотри, буквы в слове «мама» все на месте! Значит, и поведение отличное!

Мониторинг

Подведение итогов: Сюрпризный момент: Посмотри, что это под жёлтой скатертью спряталось? Да, детская посуда! К нам пришла кукла Маша на чаепитие. Накроем стол и угостим Машу чаем.

Заключение

Организованное окончание урока: На уроке мы работали с новыми словами по теме «Посуда»: кружка, чашка, стакан, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, узнали, что они обозначают предмет и отвечают на вопрос «Что это?». Полученные знания о посуде помогут тебе использовать их в жизни? Ты – умница, знаю, что любишь чистоту и помогаешь маме на кухне. Женя, я оставлю тебе чашечку с блюдцем, их можно раскрасить после уроков. Релаксационный момент: сядь удобно, закрой глазки и представь, каким цветом ты раскрасишь чашечку, блюдце, будет ли у тебя узор на посуде? Спасибо за урок!

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

На уроке сформированы необходимые знания, умения, навыки, использовались доступные средства обучения (загадка, дидактические игры, ответы на вопросы по картинкам, музыкальная минутка, сюрпризный момент с игровой ситуацией, презентация), которые позволили достичь положительных результатов в формировании БУД. Осуществлялась работа по активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков глобального чтения слов и математических представлений. Проводилась работа по совершенствованию коммуникативных качеств в игровых ситуациях. Осуществлялась работа с обучающейся по развитию мелкой моторики пальцев рук (собирание пазлов), творческих способностей, перенос способа действия из игры в жизненную ситуацию. Девочка получила положительный эмоциональный настрой от урока. Знания, полученные на уроке, пригодятся Евгении при социализации и адаптации её в обществе.

Учитель надомного обучения: Скрипченко С. Ф.

Дата: г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов».

Сценарий урока русского языка с элементами театрализаии для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"...

Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"

Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"...

Урок по письму и развитию речи " согласование слов обозначающих предмет со словами, обозначающими действие" 2 класс

Урок - закрепление ранее полученных знаний. Образовательной целью данного урока является:- формировать умение учить детей согласовывать слова, обозначающие действия, со  словами, обозначающи...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе в коррекционной школе на тему: «Различие слов, обозначающих предмет и действие предмета по вопросам».

Открытый урок по русскому языку во 2 классе в коррекционной школе на тему: «Различие слов, обозначающих предмет и действие предмета по вопросам»....

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...