Открытый урок по русскому языку во 2 классе в коррекционной школе на тему: «Различие слов, обозначающих предмет и действие предмета по вопросам».
план-конспект урока (2 класс)

Махотина Анна Александровна

Открытый урок по русскому языку во 2 классе в коррекционной школе на тему: «Различие слов, обозначающих предмет и действие предмета по вопросам».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе в коррекционной школе на тему: «Различие слов, обозначающих предмет и действие предмета по вопросам».

Подготовила: учитель начальных классов Махотина А.А.

Цель урока: формировать у учащихся умения различать слова, обозначающие предмет и действие предмета по вопросам.

Задачи:

1.Образовательные:

-закреплять знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названия действий; 

-закреплять умения учащихся находить слова, обозначающие предмет и действие предмета в предложении по вопросам;

 -закреплять умения правильно соотносить слова обозначающие предмет со словами действиями предмета, с помощью вопроса;

-закреплять умение определять ударение и находить безударную гласную в словарных словах;

- познакомить учащихся с новым словарным словом;

2. Коррекционно-развивающие:

-развивать общую и мелкую моторику;

- развивать и корригировать устную и письменную речь учащихся;

-развивать словарный запас;

- развивать мышление, память, внимание учащихся.

 3. Воспитательные:

 -воспитывать интерес к учебному предмету;

- воспитывать активность и любознательность на уроке;

- воспитывать аккуратность;

- воспитывать дисциплинированность.

Оборудование: учебники, тетради, презентация в программе Smart Notebook.

Ход урока.

1.Организация начала урока.

- Ребята, закройте глаза, (Звучит звук природы) представьте зелёный луг. Тёплый ветерок качает траву, бабочки перелетают с цветка на цветок. Пение птичек. Солнечные лучи касаются вашего лица.

Откройте глаза. Я вижу улыбки на ваших лицах. Повернитесь друг к другу, поделитесь своей улыбкой. Я надеюсь, что хорошее настроение мы сохраним на весь урок.

2. Актуализация знаний.

- К нам пришла на урок героиня сказки «Снежная королева». Давайте угадаем кто она. (Слайд 2) На доске написано имя, но буквы в этом имени все перепутались. Вам необходимо правильно расставить все буквы, чтобы прочитать ее имя. (На доске написано имя Герда). Она будет героиней нашего сегодняшнего путешествия. Герда просит помощи, ей надо найти своего друга Кая, который находится в ледяном плену у Снежной Королевы. Поможем ей сегодня. В путешествии надо быть внимательными, старательными и аккуратными, а то снежная Королева заколдует и вас.

-Ну что отправляемся в путь!

3.Пальчиковая гимнастика

-Откроем свои тетрадочки.  Прежде чем записать число разомнем свои пальчики.

Раз, два, три, четыре,                                                        

(Дети загибают по одному пальцу на правой  руке)                        

Из снега мы снежок слепили.                                        

(Меняют положение рук)

Круглый, крепкий,                                                              

(Рисую в воздухе круг, с силой сжимают ладони)

Очень гладкий                                                                    

(Гладят ладонью тыльную строну другой)

И совсем-совсем не сладкий!                                        

(Грозят указательным пальцем)

Раз подбросим                                                                    

(Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок)

Два - поймаем                                                                    

(Ловят воображаемый снежок)

Три – уроним                                                                      

(Роняют снежок )

И….сломаем                                                                        

(Хлопки ладоней)

4.Минутка чистописания

-Запишите число, классная работа.

Это что за старички? 
Изогнулись, как крючки? 
Ну-ка, выпрямите плечи! 
Сразу станет всем вам легче. 
Головы выше поднимите, 
На парте не лежите

Как мы уже сказали, мы отправляемся с вами путешествовать сегодня с Гердой. Давайте посмотрим, с какой буквы начинается ее имя (С буквы «Г»). Именно эту букву мы сегодня пропишем на минутке чистописания.

(Слайд 3)

- Заглавная буква «Г» состоит из 2-х элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу, поперечной закругленной линии вверху. Строчная буква «г» состоит из короткой прямой линии с закруглением вверху и внизу.

 (Показ учителя на слайде)

(Дети пишут строчную и прописную букву Гг в тетради)

5.Словарная работа.

- Итак, у нас с вами первое задание. (Слайд 4) На пути Герды встретилась речка, может она поможет нам найти Кая. Давайте попросим у нее помощи.

- Речка поможет нам, если мы выполним ее задание.

-(Слайд 5)На доске картинки, а под ними написаны слова. Но слова не простые, а словарные. Сейчас мы посмотрим помните ли вы как пишутся эти словарные слова. Вам необходимо поставить ударение в словах и вставить трудную букву в этих словах.  (Дети по очереди выходят к доске вставляют безударные гласные и ставят ударение в словах)

…гурец, п…льто, к…рова, в…рона, в…робей.

- Молодцы, хорошая работа.

-Давайте подумаем, на какие вопросы отвечают эти слова? (На вопросы «что?», «кто?»)

- А что они обозначают? (Слова обозначают названия предметов)

- Назовите из списка словарных слов те, которые отвечают на вопрос что? (огурец, пальто)

- А теперь назовите словарные слова, которые отвечают на вопрос кто? (корова, ворона, воробей)

(Слайд 6)

- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним словарным словом. Угадайте загадку.

Есть , ребята , у меня два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?    

-Правильно,  это коньки. (Слайд с изображением коньков)

- Коньки – это узкие стальные полозья, которые прикрепляются к обуви для катания на льду. Сначала коньки делали из дерева. Затем появились металлические коньки.

- Для чего используются коньки? (для катания, для игры в хоккей, для бега)

- Давайте все вместе произнесём слово «коньки» (Дети хором произносят слово)

- На какую букву падает ударение в слове «коньки»? (Ударение падает на букву «и»)

-Какой звук мы произносим в слове «коньки» после звука «к»? (После звука «к» мы произносим звук «а»)

- Давайте посмотрим как пишется слово «коньки». (Слайд 7)(На доске появляется это слово).

- На самом деле в слове слышится звук «а», но пишется буква «о». Она в этом слове является безударной, её надо запомнить.

- Запишите новое словарное слово каждый у себя в тетради, поставьте ударение и подчеркните безударную  гласную в этом слове.

- На какой вопрос отвечает слово коньки? (На вопрос что?)

-Если слово коньки отвечает на вопрос что?, то что оно обозначает? (Оно обозначает название предмета)

-Молодцы!

6. Работа по теме урока.

(Слайд 8)

-Речка привела нас не к Каю, а в  дом волшебницы.  

Волшебница была не злая и не добрая, а просто давно хотела иметь у себя маленькую девочку. Она заколдовала Герду. Герда осталась у нее. Давайте, поможем убежать Герде из дома волшебницы и выполним еще одно задание.

(Слайд 9)

-Посмотрите на доску, здесь находится уже знакомый нам предмет-это коньки. Здесь же есть и слова. Давайте их прочитаем (жмут, танцуют, скользят, прыгают, едут, разговаривают)

- На какой вопрос отвечают эти слова (Эти слова отвечают на вопрос «что делают?) (Высвечивается вопрос)

- Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Эти слова обозначают действия предмета)

-Нам надо с вами подобрать к слову коньки, только те слова-действия, которые подходят для этого слова.

К доске вызывается один ученик.

(Коньки (что делают?) жмут, скользят, едут. Остальные слова ученик убирает.)

(Слайд 10)

- Убежав из дома волшебницы Герда на своем пути встречает ворона Карла, который приводит её во дворец принца и принцессы. Помогут ли они Герде? Чтобы узнать,  давайте выполним следующее задание.

(Слайд 11)

- На доске изображены две корзинки, одна корзинка принца с название «Что делает?», а другая корзинка принцессы с названием « Что делают?» Вокруг корзинок слова. Давайте прочитаем их. (Один из учеников читает слова в слух). Что за слова мы только что с вами прочитали? (Слова, обозначающие действия предмета).

-Нам необходимо к каждому слову задать вопрос и поместить в нужную корзинку.

(Ученики выходят к доске, с помощью вопроса распределяют слова по корзинам)

Слова: улетают, греет, воет, слушают, пишут, вешают.

Физкультминутка для глаз. (Слайд 12)

- Принц и принцесса дали Герде теплую одежду и карету, Герда отправилась в дальнейший путь. Дорога приводит  ее в лес. Там её встретили лесные жители. (Слайд 13)

- У нас два столбика слов. Давайте прочитаем левый столбик слов (Дети читают).

- На какой вопрос они отвечают? (Они отвечают на вопрос «кто?»).

-Что обозначают эти слова? (Слова обозначают названия предметов).

- Давайте прочитаем правый столбик слов (Дети читают).

-На какой вопрос отвечают эти слова? (Слова отвечают на вопрос «что делает?»)

-Что обозначают эти слова? (Слова обозначают названия действий предметов)

- Нам надо каждое слово-предмет соединить стрелочкой с подходящим словом-действием, при этом не забываем ставить вопрос.

лягушка        кукует

ворона        воет

волк        квакает

кукушка         каркает

-Молодцы, мы с вами узнали как животные и птицы подают свой голос, а теперь мы идем дальше.

-Лесные жители не успели предупредить Герду о разбойниках, которые поджидали ее в лесу. И они взяли её в плен.

(Слайд 14)

Но маленькая разбойница помогла Герде сбежать из разбойничьего плена. Герда на добром олене отправляется на дальнейшие поиски. Дорога до замка Снежной королевы была очень тяжелой и трудной.

Очень уставшие они попадают в хижину доброй Финки.

Чтобы Финка помогла Герде нам надо выполнить следующее задание.

(Слайд 15)

- Посмотрите на доску, на ней несколько картинок. Рассмотрим первую картинку. Кто на ней изображен? (На ней изображен мальчик). Что делает мальчик на картинке? (Мальчик бежит). Задайте вопрос от слова «мальчик» к слову «бежит». (Мальчик (что делает?) бежит). Давайте запишем предложение, которое у нас получилось на доске. (Один ученик записывает на доске, остальные в тетради). Найди в этом предложении слово, обозначающее предмет (Мальчик). Как мы подчеркнем это слово? (Одной чертой) Назови слово, обозначающее действие предмета (Бежит) Как мы подчеркнем это слово? (Двумя чертами)

Мальчик (что делает?) бежит. Хор (что делает?) поет. Собака (что делает?) играет.

-Молодцы, вы справились с этим заданием.

Физкультминутка

Носом вдох, а выдох – ртом.

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша. Как погода хороша!

Не боимся мы пороши – ловим снег, хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега вам и нам!

Мы теперь метатели. Бьём по неприятелю!

Размахнись рукой, бросок!

Прямо в цель летит снежок!

7. Обобщение изученного материала. 

(Слайд 16)

-Финка отогрела и накормила оленя с Гердой. Показала им дорогу к замку Снежной Королевы. Но Снежная Королева тоже не хотела просто так сдаваться, она послала снежные ветра и бураны. Поэтому олень совсем выбился из сил. Давайте поможем Герде добраться до замка.

-Откройте учебник на стр.132 упр.2.

-Прочитаем задание. (Один ученик читает, после чего другой читает текст).

-Как вы думаете, какое заглавие подходит к этому тексту: «Секрет» или «Чудесные фигурки»? Почему? (Чудесные фигурки, потому что при помощи хитрости дедушки фигурки оживали и это казалось чудом для детей)

- Прочитайте следующее задание. (Дети находят и записывают предложения о медведе, о клоуне, о внуках)

Медведь топает.

Клоун пляшет.

Удивляются внуки.

-Прочитаем следующее задание. (Дети в каждом предложении ищут слова названия предметов и названия действий предметов, подчеркивают слова одной и двумя чертами)

- Неожиданно вьюга утихла и Герда увидела замок снежной королевы. (Слайд 17)

А вот и сама Снежная Королева. (Слайд 18) Давайте поможем Герде победить Снежную королеву и спасти Кая.

(Слайд 19)

- На доске записано предложение, но в нем пропущено слово. Давайте подберем подходящее слово по смыслу. Посмотрим правильно ли мы подобрали слово. Слово появляется на доске. На какой вопрос отвечает пропущенное слово? Определите, что обозначает пропущенное слово в предложении?

Утром выпал … .

Дети … в снежки.

На реке встал … .

8.Подведение итогов урока.

-Своим добрым и горячим сердцем Герда отогрела Кая и победила Снежную Королеву.

(Слайд 20) Любовь и добро растопят любые льды и снега.

- Вот и подходит наш урок к концу.

-Давайте подведем итоги нашего сказочного урока.

-О каких словах мы говорили сегодня на уроке?

- На какие вопросы они отвечают?

- Что для вас было самым интересным на уроке?

- Кто-то узнал что-то новое для себя на уроке?

9. Рефлексия.

(Слайд 21)

- Каждый из вас должен сейчас подойти к доске выбрать эмблему (пусть солнышко выберет тот, кто считает свою работу на уроке отличной и все задания он выполнил правильно, а снежинку выберет тот, кому трудно было справиться с заданиями на уроке и у него не все получилось).  И повесит выбранную эмблему на льдину.

- У нас сегодня больше солнышек, значит льдина растаяла. И заканчиваем наш урок, так же как и начинали с солнечных улыбок.

10. Домашнее задание.

Карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ПО ОС "ШКОЛА 2100" СУФФИКС И ЕГО РОЛЬ В СЛОВЕ.

Открытый урок по русскому языку "Суффикс и его роль в слове" 3 класс. Урок построен по технологии проблемного диалога с презинтацией...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Конспект открытого урока по русскому языку образовательная система "Гармония" "Как узнавать буквы корня в словах названиях действий"

Конспект открытого урока по русскому языку образовательная система "Гармония" "Как узнавать буквы корня в словах названиях действий"...