Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Краснова Надежда Викторовна

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных.

 «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных.

 «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Учитель: Краснова Надежда Викторовна

Тема урока:        Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных.

 Цель: обобщить знания о склонении и падежах имён существительных

Развивать умение распознавать имена существительные в разных падежных формах.

Развивать умение употреблять существительные в нужном падеже;

Отрабатывать умение определять склонение и падеж имён существительных;

Развивать орфографическую зоркость, воспитывать самостоятельность, умение рассуждать и обосновывать свои рассуждения, чувство коллективизма.

«Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Цель урока:        Упражнение в нахождении слов в предложении, обозначающих предмет, действие предмета и его признаки; развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свои рассуждения.

Тип урока:        повторение, закрепление умений и навыков

Планируемые результаты:

Личностные УУД:-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:-Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД).

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

(Коммуникативные УУД).

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию.

Предметные:

-Уметь распознавать части речи, определять грамматические признаки имен существительных.

-Уметь правильно использовать их в речи.

Организация пространства:Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Основные понятия        : Части речи: существительное, прилагательное, глагол, признаки частей речи: род, число, падеж.

УМК:В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть2. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова Русский язык 4 класс (коррекционный)

Оборудование:

- проектор, экран, компьютер.

Технологии:        КСО (коллективный способ обучения), критическое мышление, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Орг. Момент

(работают оба класса)

Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:

                   Слайд 1.

      « Прикоснись ко мне добротой.

       И болезни смоет волной,

       И печаль обойдет стороной,

       Озарится душа красотой»

 Как вы понимаете «Прикоснись ко мне добротой»

(улыбнись, скажи доброе слово)

Оказывается для счастья надо очень мало, просто нести добро

Дети отвечают: «Улыбнуться, сказать доброе слово»

Личностные желания «прикоснуться добротой»

  1. Минутка каллиграфии и актуализация знаний.

(работают оба класса)

На минутке каллиграфии мы будем отрабатывать написание буквы, которая стоит в алфавите пятой по счету. Назовите мне ее.

- Д, соединение с буквой о. Какое соединение?

(показ на доске, На доске запись:

До
добро,

(4кл.) Придумайте однокоренные слова к слову добро (доброта, добрый)

(4а) -Костя, на кокой вопрос отвечает данное слово?

-Что оно обозначает?

-Ты образуй слово, которое отвечает на вопрос какой? И подумай, что оно будет обозначать.

(4кл) -Докажите, что эти слова можно назвать однокоренными.

Найдите  имена существительные, укажите их грамматическое значение?

(4а) -Костя, образуй слово, которое отвечает на вопрос что делать, что оно будет обозначать.

-Значит какая тема сегодняшнего урока?

-Какую цель поставим сегодня на урок?

На второй строчке пишут добро, обращается внимание на соединения, а на первой строчке дети пишут букву «Д»

Пишут «добро», «доброта», «добрый».

Слова отвечают на вопрос Что? И обозначают предмет.

  Отвечают: «Имя существительное и его грамматические признаки»

Пытаются сформировать цели урока.

Костя -  слова, обозначающие предмет, действие предмета и его признаки

Познавательные: использование имеющихся знаний

Коммуникативные:

оформление своей мысли в устной  речи

Регулятивные:

определять цель учебной задачи

 

3. Работа над темой. а)Предупредительный диктант.

б)Объяснительный диктант.

(работают оба класса)

а) Сейчас мы будем определять орфограммы в каждом слове, объяснять их написание.

Трава, роса, волна

Как проверить безударную гласную?

(4а)Костя с данными словами составить и записать предложение. Подчеркнуть слова, обозначающие предмет, действие предмета и его признаки

(4кл) Что объединяет эти слова?

К какому склонению они относятся?

  Вывод: Какие существительные относятся к первому склонению?

б) Солнце, праздник

 Как проверить непроизносимую согласную?

К какому склонению относятся эти слова?

Задание: записать несколько слов второго склонения.

 Вывод: Какие существительные относятся ко второму склонению?

 

Дочь, мышь, молодежь

 

На какое правило данные слова?

 К какому типу склонения они относятся?

Записать несколько слов третьего склонения.

 Вывод: Какие существительные относятся к третьему склонению?

а)Дети находят и объясняют орфограммы в словах, а затем записывают слова, повторяют правила проверки безударной гласной, находят то, что объединяет эти слова (являются именами существительными и относятся к первому склонению)

б) Дети записывают слова, а затем объясняют орфограммы. Находят общее, что их объединяет, повторяют правила, как проверить непроизносимую согласную и правописание мягкого знака существительных после шипящих.

Познавательные:

Сравнивать и объединять слова в группу, определять склонение имен существительных.

Регулятивные:

Планировать свою деятельность

Коммуникативные:

Обоснование своего ответа

4. Физкультминутка

Что украшает нашу жизнь? (Природа: цветы, птицы, бабочки и т.д.)

 

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Удивляются красоте бабочки, моральный и физический отдых

Личностные:

Осознание своей роли в природе

5. Закрепление пройденного

(работают оба класса)

Верно ли утверждение, что добрый человек любит природу? (да)

Как не любить эту красоту! (показ слайдов с изображением природы)

(4кл. и 4а)Задание: составить предложения,

(4кл) разобрать по членам предложения, определить падеж имен существительных и склонение.

(4а)Найти и подчеркнуть слова, обозначающие предмет, действие предмета и его признаки

 Снег искрится на солнце.

Проблемная ситуация: как определить склонение существительного в косвенном падеже?

(надо поставить существительное в именительный падеж)

Разрешение проблемной ситуации, дети приходят к выводу, что существительное необходимо поставить в именительный падеж для того, чтобы определить его склонение.

Познавательные:

Установление логической связи, постановка и решение проблемы

Личностные:

Положительное отношение к природе

Регулятивные:

Умение производить контроль своих действий

Коммуникативные:

Умение правильно и грамотно стоить предложение

7. Работа по учебнику(4а)

Стр.109 №51

Дети определяют слова, обозначающие предмет, действие предмета и его признаки

Регулятивные:

Применение нового знания

Познавательные:

Умение выделять существенные признаки

Коммуникативные:

Умение выразительно прочитать стихотворение

9. Списывание с дополнительным заданием.(4кл.работа в парах)

«Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу!»

Дети списывают со слайда и определяют падеж и склонение имен существительных в косвенных падежах и проверяют задание друг у друга.

Познавательные:

Применение новых знаний

Регулятивные:

Контроль, самоконтроль.

Коммуникативные:

Умение слушать друг друга и спокойно воспринимать критику

10. Составление цветика – семицветика.  

(работают оба класса)

Мы сейчас составим тоже три волшебных цветка. Первый цветок будет состоять из лепестков, на которых записаны слова первого склонения и т. д.

(4кл.) Лепестки со словами: доброта, отвага, ласка, дружба, забота, внимание, уважение, сочувствие, мужество, честность, щедрость, чуткость, справедливость, скромность.

(4а) распределить слова предметы и признаки предметов:

Доброта, добрый, ласка, ласковый, забота, заботливый

Я хочу, чтоб эти слова были главными в жизни

Каждый ученик получает по одному слову на лепестке и прикрепляет к определенному цветку.

Познавательные:

Умение выделять существенные признаки, группировать слова

Регулятивные:

Определять контроль своих действий

Личностные:

Желание стать лучше.

11. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке? Какие орфограммы встретились на уроке? Какие правила мы повторили? Кто может повторить самый главный вопрос на уроке. Как мы на него ответили?

Дети отвечают на вопросы.

Познавательные:

Умение делать выводы, применение ранее полученных знаний в разрешении проблемных ситуаций.

Регулятивные:

Самооценка

Коммуникативные:

Умение отвечать на вопросы полным ответом.

12. Домашнее задание

Написать мини – сочинение: «Какое бы желание вы загадали, если бы у вас был один единственный волшебный лепесток»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-ом классе по теме: Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

Конспект урока по УМК  "Русский язык" В. П. Канакиной нетрадиционной формы проведения....

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"

Главная цель урока  совершенствовать умение определять падежи имен существительных и правильно употреблять их в нужном падеже....

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о склонении существительных и распознавании падежей» УМК «Школа России»

Цели урока:1.                Формировать  умение склонять имена существительные в единственном числе.2....

Урок русского языка для 2-3 класса по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными"

Урок - закрепление позволит учителю проверить сформированность у учащихся навыка проверки парных согласных в корне слова, обобщить знания учащихся, полученные в процессе изучения данной темы....