Технологическая карта урока русского языка "Учимся составлять текст", 1 класс, "Школа россии"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Матвеева Арина Евгеньевна

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать умение составлять текст.

2. Закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении.

Предметные:

1. Уметь находить и исправлять ошибки на изученные правила.

2. Уметь строить устное монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

2.  Развивать навык письменной речи, посредством составления текста.

Личностные:

1. Формулирование простых выводов на основе прочитанного, услышанного устно.

2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями.

УМК: «Школа XXI века» Русский язык 2 класс. Часть 2 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. (2012)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 02.04.2024

Школа: МАОУ «Академический Лицей №95 г. Челябинска»

Класс: 2-7

Урок: 1

Студент: Матвеева Арина Евгеньевна

Группа: 33

Учитель: Бурага Светлана Владимировна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 8:00-8:40

Кабинет: 103

Тема урока: «Учимся составлять текст»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цель урока: формирование у обучающихся умения составлять текст.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать умение составлять текст.

2. Закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении.

Предметные:

1. Уметь находить и исправлять ошибки на изученные правила.

2. Уметь строить устное монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

2.  Развивать навык письменной речи, посредством составления текста.

Личностные:

1. Формулирование простых выводов на основе прочитанного, услышанного устно.

2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями.

УМК: «Школа XXI века» Русский язык 2 класс. Часть 2 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. (2012)

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М:

беседа

П: эмоциональный настрой

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Можете садиться

- Посмотрите на своего соседа по парте и подарите ему улыбку.


Приветствуют учителя.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: 

Решение грамматико-орфографических задач

П: 

Словарная работа

Внешний контроль

Ф: фронтальная

М: 

продуктивный

П: 

Составление предложений

Внешний контроль

Организует словарную работу.

Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от последней записи и напишите число, «Классная работа», как указано на доске.

- Какие орфограммы нам встретились при записи числа?

- Сейчас мы выполним словарный диктант, для чего он нужен?

- На экране будут слова с пропущенными буквами. Вам необходимо списать слова, вставив пропущенные буквы, и обозначить орфограммы ручкой зеленого цвета. На это задание у вас будет две минуты.

Пишем словарь после классной работы.

Слова: з..мляника , праз…ник, вч…ра, яг…да, х..рошо.

- Вижу, что многие закончили. Проверьте слова по эталону с экрана. Какая орфограмма в словах земляника, праздник, вчера, ягода, хорошо.

Актуализирует знания обучающихся.

-Давайте попробуем устно составить с этими словами предложения и объединить их в общий текст.

- Сейчас по цепочке каждый составит с одним словом одно предложение. Следующий ученик должен составить предложение так, чтобы оно стало продолжением первого предложения

- У вас отлично получилось.

- Давайте вспомним, а что такое текст?

- Что такое заголовок у текста и зачем он нужен?

- Что такое концовка у текста? Для чего она нужна? Какой она должна быть?

- «2 апреля», непроверяемая безударная гласная в корне слова, словарное слово

- В слове «Классная» - орфограмма удвоенная с, словарное слово. И в слове «работа» - первая буква «а» непроверяемая, словарное слово.

 - Для того, чтобы запоминать слова с орфограммами и уметь их правильно писать.

- Земляника: правописание безударной гласной в корне слова.

- Праздник: непроизносимая согласная в корне слова.

- Вчера: непроверяемая безударная гласная в корне слова.

- Ягода: непроверяемая безударная гласная в корне слова.

- Хорошо: буквосочетание ОРО, ОЛО

Составляют со словами текст.

- Да, так как предложения связаны по смыслу.

- Нет, так как предложения не связаны по смыслу.

-Текст- это несколько предложений связанных по смыслу.

- Текст состоит из нескольких предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу.

- Заголовок — это название текста. По заголовку можно объяснить, о ком или о чём говорится в тексте, то есть определить тему текста.

- Это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

ПУУД: устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают

РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий

КУУД: слушать и понимать речь других.

КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: 

беседа

П: 

ответы на вопросы

Внешний контроль

М:

беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Сейчас в парах попробуйте прочитать и поставить части так, чтобы получился текст.

Славная птаха!

Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей. Она очень внимательно посмотрела на меня. Глаза у нее карие, грудка серая — снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы черные. И пестринки по бокам.

Однажды у меня на окне появилась птица.

- Какую часть вы поставили первой?

- Почему?

- Какая часть вторая?

- Почему?

- Почему оставшуюся часть поставили последней? 

- Что мы только что повторили?

- Ребята, а вы умеете составлять текст?

- Кто считает, что ему еще нужно потренироваться в составлении текста?

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

- Все верно! Тема нашего урока: «Учимся составлять текст».

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? С помощью слов подсказок на экране.

Продолжить…

Составляет план урока вместе с обучающимися.

- Для того чтобы наш урок был продуктивным, давайте составим план.

- На слайде представлен план, но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова. У вас есть 10 секунд на раздумья.

1. Выполним словарную _______.

2. Вспомним, что такое______.

3. потренируемся в _______ текста.

4. Выполним _______________.

5. Подведем _________.

- Итак, кто может прочитать готовый план?

- Согласны ли вы с этим планом?

- Молодцы! Какие пункты плана мы с вами уже выполнили?

- Сегодня на уроке в процессе работы вы будете заполнять лист самооценивания, напротив каждого задания вы будете выбирать цифру от 1 до 3, в соответствии с тем как вы выполнили задание.

Цифра 1 – если не справились с заданием

Цифра 2 – если были трудности

Цифра 3 – если задание было выполнено успешно.

Выполняют упражнение.

- Однажды у меня на окне появилась птица.

- Потому что говорится с чего начинается история.

- Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей. Она очень внимательно посмотрела на меня. Глаза у нее карие, грудка серая — снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы черные. И пестринки по бокам.

- Рассказывается сама история.

- Подводит итог.

- Что у текста есть своя концовка.

- сегодня мы будем учиться составлять текст.

- Продолжить учиться составлять текст.

1. Выполним словарную работу.

2. Вспомним, что такое текст.

3. Потренируемся в определении частей текста.

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Подведем итог.

- Выполнили словарную работу, вспомнили, что такое текст.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

ПУУД: формулировать с помощью учителя цель.

РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения  

результата.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал: лист самооценивания

Обобщение и систематизация знаний и умений

(10 мин)

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике

Ф:

фронтальная

Ф:

фронтальная

М:

Языковой анализ

П:

Анализ текста

Внешний контроль

Ф:

И

М:

Продуктивный

П:

Завершение текста

Организует деятельность обучающихся по наблюдению за языковым материалом.

- Ребята, у текста есть всего 3 части, это начало текста, основная часть текста и концовка.

- В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.

- В основной части раскрывается содержание высказывания.

- Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.

- У каждой части свое назначение.

- Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.

- Сейчас шепотом прочитайте текст и попробуйте выделить в нем начало, основную часть и концовку.

- Почему именно эта часть текста это начало?

- Почему это концовка?

Вишенка

        Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Инна и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз.

- Все верно! Вы внимательно меня слушали.

- Откройте учебники на странице 59, упражнение 1.

- Кто хочет прочитать задание?

- Подумайте, о чем может говориться дальше. В парах попробуйте устно продолжить и закончить текст.

- Кто нам расскажет, что у него получилось?

Слушают учителя.

- Начало текста: вот наш сад.

- Основная часть: в саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Инна и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки.

- Концовка: теперь она радует глаз.

Выполняют задание в паре

  

РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

ПУУД:  анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

КУУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:

Презентация

Учебник

Раздаточный материал лист самооценивания

Динамическая пауза (1 мин)

Организует динамическую паузу.

 Видео

Обобщение и систематизация знаний и умений

(10 мин)

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике

Ф: парная

М:

Языковой анализ

П:

Анализ текста

Внешний контроль

 

Организует деятельность обучающихся по наблюдению за языковым материалом.

- На карточке номер 2 вам нужно будет выполнить задание в парах. Вам нужно будет вставить пропущенные слова в текст и разделить его на три части.

- Время закончилось. Какая пара хочет прочитать что у него получилось?

- Почему именно эта часть текста это начало?

- Почему это концовка?

- А кто сделал по другому?

Вывод: мы знаем что у каждого текста должно быть свое начало, основная часть и концовка.

- Оцените себя на этом задании.

Выполняют задание в парах.

-Начало: надвинулась тёмная туча.

Основная часть: над лесом блеснула яркая молния. Глухо прокатился отдалённый гром. Пронёсся свежий ветер.

Концовка: хлынул проливной дождь.

ПУУД:  находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

РУУД: строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных заданий

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника

Раздаточный материал: карточка №2

Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная
М: 

эвристический

П:

Выбор слова

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- Ребята, сейчас вам нужно будет выполнить самостоятельную работу. В тетради. Откройте учебники на странице 59 упражнение №2. Прочитайте задание про себя. Кто нам прочитает его вслух?

-Назовите тему текста

- Кто не понял задание?

Прочитай окончание текста. О чём могла идти речь в тексте? Как он мог называться? Объясни. Запиши свои варианты ответов по образцу.

- Ниже есть слова подсказки.

- Кто прочитает свои ответы на вопросы?

- Сейчас у вас есть 1 минута чтобы сочинить начало и середину текста.

- Кто хочет поделиться тем что у него получилось?

- Ребята, а те, кто слушает будут оценивать выступающего по трем критериям.

- 1) соответствие теме

2) есть ли в тексте 3 части

3) выразительность

- Кому не понятно?

- Что мы сейчас с вами сделали?

- Давайте заполним лист самооценивания звездочками.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют задание.

- Выполнили самостоятельную работу.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе;  корректировать свои учебные действия.

ПУУД:  анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей

Раздаточный материал Карточка №4

Рефлексия деятельности (по продукту)

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: 

беседа

П: 

ответы на вопросы, рефлексия

Самоконтроль

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока.  

- Какую цель мы поставили на урок?

- На сколько частей мы можем разделить текст?

- В какой части заключена главная мысль текста?

- Попробуйте охарактеризовать одни словом наш с вами урок.

- Спасибо за работу! Урок окончен.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

- Продолжить учиться составлять текст.

- На 3 части

КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка Тема: «Текст – описание. Роль в нём имён прилагательных.», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках; закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографи...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным рисункам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения учащихся составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокЗадачи урокаДидактические:научить  определять и раскрывать тему текста;научить ...

Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Текст-повествование" (УМК "Школа России", 2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 13.04. 2022Школа: №45Класс: 2 ВУрок: 1Время: 8:00 – 8:40 Кабинет:40Студент: Никифорова ПолинаГруппа: 42Учитель: Лещева И. Г....

Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание ус...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка "Изложение текста по Г. Скребицкому" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умения воспроизводить текст на основе зрительного восприятия.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания учащихся по изученным орфо...