Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
Тип урока: рефлексии
Цель урока: создание условий для формирования умения у учащихся описывать предмет, составлять текст-описание по картине с использованием имён прилагательных.
Задачи урока
Дидактические:
- уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его; описывать предметы;
- знать отличительные признаки текста-описания и роль прилагательных в тексте данного типа.
Развивающие:
- развивать устную речь, посредством фронтальной работы;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. (Школа России), компьютер, проектор, презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 19.04.2022 Школа: МАОУ СОШ №84 Класс: 2 | Студент: Балакина И.В Группа: 42 Учитель: Леонтьева A.Г
|
Тема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
Тип урока: рефлексии
Цель урока: создание условий для формирования умения у учащихся описывать предмет, составлять текст-описание по картине с использованием имён прилагательных.
Задачи урока
Дидактические:
- уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его; описывать предметы;
- знать отличительные признаки текста-описания и роль прилагательных в тексте данного типа.
Развивающие:
- развивать устную речь, посредством фронтальной работы;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. (Школа России), компьютер, проектор, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку . 2. Создание эмоционального настроя. 3. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! | Показывают свою готовность. Ответное приветствие. Записывают число, классная работа, словарь. | Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 1, 2. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический: тест. Практический: словарный диктант. Наглядный: презентация, карточки | Повторение по теме урока: 1. Повторение пройденного материала - Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду поочередно показывать вам карточки со словарными словами с пропущенными гласными. Ваша задача – поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой. Готовы? Словарные слова
- Молодцы! Скажите, почему в этих словах нужно запомнить правописание безударных гласных? Как же мы тогда проверим их правописание? - Совершенно верно! | Выполняют письменное задание в тетради. Поднимают карточки с соответствующими гласными.
- В этих словах нужно запомнить правописание безударных гласных потому, что их нельзя проверить ударением. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 3, 4. | |
- Ребята, давайте немного потренируемся перед началом урока. Кто больше подберет имен прилагательных к существительному, представленному на слайде? Цветок - Хорошо. Как доказать, что подобранные вами слова – прилагательные? Что такое имя прилагательное? - Верно. Что обозначает имя прилагательное? - Отлично! Ребята, подобрав имена прилагательные к существительному «цветок», что мы сделали? - Верно. Ребята, а вы помните, как называется текст, где описывается предмет или явление? - Верно (повторяют определение текста-описания). - Какие вопросы можно задать к тексту-описанию? - Какова роль прилагательных в тексте-описании? - Молодцы! - Ребята, что мы только что с вами делали? | - Воспользуемся словарём. Подбирают имена прилагательные к существительному. - Имя прилагательное – часть речи. Оно всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему. - Имя прилагательное обозначает различные признаки предмета: цвет, форму, вкус, размер, внутренние качества людей и животных, внешние качества человека. - Описали предмет (цветок). - Текст – описание. - Повторяют определение текста – описания. - Какая? Какой? Какие? Какое? | ||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий и формирующий диалог. Наглядный: презентация. Фронтальная работа. | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. 2. Подведение к формулировке темы и целей. - Посмотрите на слайд. Что вы видите? (На слайде представлена картина Ф.П. Толстого). - Это репродукция картины Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассмотрите внимательно картину. - Как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся? - Верно! Тема нашего сегодняшнего урока представлена на слайде и звучит она так: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» | Читают предложения. Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока. - Картину с изображением птички, цветов и бабочки. Рассматривают картину. - На уроке мы будем описывать картину Ф.П. Толстого и научимся составлять текст – описание. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 5, 6, 7, 8. | |
Физминутка | Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук. Мы читали, мы писали, Наши плечики устали. Чтобы плечики размять, Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.) А теперь давайте, братцы, За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.) | Выполнение физминутки. | Учебная презентация: слайды № 11. | ||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | 1. Обобщение материала урока. - Ребята, но для начала нам нужно потренироваться и выполнить ещё несколько упражнений. - К данным на доске именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите в тетрадь. Русский язык, любимая …, грецкий …, зимние …, душистая …, сочные …, большая …, косолапые … - Обозначьте стрелочкой, от какого слова надо ставить вопрос к имени прилагательному. - Кто еще раз скажет, на какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Как определить имена прилагательные единственного и множественного числа? -Верно, молодцы! Итак, выполним последнее задание по обобщению знаний об имени прилагательном. Ваша задача - составить из данных вам слов три предложения (дети получают карточки со словами). СВЕТИТ, СНЕГ, ЯРКОЕ, ТАЕТ, СОСУЛЬКИ, ПЛАЧУТ, МАРТОВСКИЙ, ДЛИННЫЕ, СОЛНЫШКО - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте, что написал ваш товарищ. - Каким членом предложения будут являться прилагательные в записанных вами предложениях? - Молодцы! Вы все знаете о прилагательном. - Ребята, теперь приступим к основной части нашего урока. Послушайте стихотворение: | Ответы детей на вопросы учителя. К предложенным именам прилагательным подбирают подходящие по смыслу существительные, записывают в тетрадь. Выполняют задание. - Какая? Какой? Какие? Какое? - Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета, а во множественном числе – признак нескольких предметов. Выполняют задание в карточках. Проверяют. Читают составленные предложения. - Второстепенным членом предложения. | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 17, 18, 19. | |
Мы из цветов составляем букеты И подбираем цветок за цветком. Словно душистое свежее лето Вместе с букетом приходит в наш дом. Цветы, как люди на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие теплые костры. - С чем автор сравнивает цветы? - Ребята, давайте ещё раз внимательно рассмотрим картину Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». - Подумайте, почему художник дал картине такое название? - Как вы думаете, к какому жанру изобразительного искусства можно отнести это художественное произведение? - Верно. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и объединенных в группу. Показ портрета художника - Федор Петрович Толстой (1783-1873) был талантливым русским художником, скульптором, автором медалей в память Отечественной войны 1812 года. Картина «Букет цветов, бабочка и птичка» – одна из самых известных работ художника. - Что вам больше всего понравилось в картине? - Каким получился букет? Как мы можем его описать? - К какой части речи относятся слова, которыми вы описываете букет? - Какие названия цветов из букета вы знаете? - Какие прилагательные помогут описать каждый цветок выразительнее? | Слушают стихотворение. - С людьми и маленькими теплыми кострами. Высказывают свои предположения. - Данное художественное произведение – натюрморт. Внимательно слушают учителя, извлекают полезную информацию. Делятся своими впечатлениями. - Букет яркий, летний, радостный, полевой, красивый. - Имя прилагательное. - Бархатцы, космея, душистый горошек, левкой, мак. - Мак – красный с белой каймой. Бархатцы – ярко-оранжевые. Космея – яркая, розовая, блестящая, свежая. Душистый горошек – светло-розовый, нежный. | П: анализ объектов с выделением существенных признаков П: построение речевого высказывания П: анализ | |||||
- Молодцы. Какие еще предметы на картине привлекают вас? - Как художник изобразил бабочку? - Да. Что привлекло бабочку, как вы думаете? - Опишите птичку. - Нарядная птица, как щегол. Смотрит на нас внимательно. - Что вы чувствовали, когда рассматривали эти предметы? - Ребята, теперь рассмотрите репродукцию картины, в «картинной галерее» вашего учебника. - Какие детали картины вы можете описать еще? - Вы очень внимательны. Действительно, в работах Федора Петровича много незаметных с первого взгляда деталей. Все живые и неживые предметы на картине отображают невидимые связи в природе. | - Бабочка и птичка. - Бабочка широко раскрыла крылышки. Она желтого цвета с синими и зелеными крапинками. Она похожа на бабочку Махаон. -Бабочку привлекли яркость букета и запах цветов. - Маленькая, экзотическая, с ярким оперением. Черные крылья с оранжевыми пятнами. Белая головка с красным пятнышком у клюва. Рассказывают о своих чувствах и впечатлениях. Рассматривают репродукцию картины в учебнике. - Цветы стоят в стеклянной вазе. На стеблях цветов насекомые. По листьям на столе ползет красная гусеница. Внимательно слушают учителя. | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: работа с иллюстрацией | - Мы внимательно рассмотрели картину, подробно описали предметы на ней. А теперь попробуйте записать 3-5 предложения по данной картине. - Ребята, послушайте, что получилось у меня. Например: В небольшой стеклянной вазе стоит букет из различных цветов: красного мака, оранжевых бархатцев и синего левкоя. На вазу присела красивая жёлтая бабочка. На столе сидит птичка с ярким оперением, которая вцепилась своими тоненькими лапками в серый карандаш. На упавших листочках от цветов можно увидеть ярко- рыжую гусеницу. -Давайте прочитаем, что получилось у вас | Записывают предложения по картине. Читают примеры своих предложений. | П: анализ П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: анализ | Учебная презентация: слайд № 20. | |
ДЗ | Самостоятельно дома написать развернутый текст-описание по картине. | ||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Самооценивание. - Кто помнит, какая была тема урока? - А какую цель мы ставили? - А кто вспомнит план работы на уроке? - Скажите, мы достигли поставленной цели? - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация текст-описание по репродукции картины Ф.П.Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"
Эту презентацию я сделала используя за основу этот материалhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/01/17/sochinenie-po-kartine-f-p-tolstogo-buket-tsvetov-babochkaРабота изначальн...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Сочинение по картине Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», 2 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины.Планируемые результаты:Предметные:знать, из каких час...
технологическая карта урока русского языка Тема: «Текст – описание. Роль в нём имён прилагательных.», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках; закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографи...
Технологическая карта русского языка Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.» 2 класс УМК "Школа России"
Тема: Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.»Цели деятельности учителя: Сформировать умение описывать предмет, определять роль прил...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (УМК "Школа России, 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Планируемые результаты:Предметные: знать: отличите...
Конспект урока русского языка: " Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст ...
Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...