Тема урока: «Письмо заглавной буквы «М»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Устьянцев Дмитрий Андреевич
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_pismu_1_klass.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 29.10.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 1 «в»

Урок: 1

Время: 8.50-9.30 Кабинет: 214

Студент: Устьянцев Дмитрий Андреевич

Группа: 45

Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

                                     Тема урока: «Письмо заглавной буквы «М»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию прописной буквы «М», соединениях с буквой «М», написании слов с буквой «М», умения писать и соединять прописную букву «М» с другими буквами.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.познакомить с написанием прописной буквы «М» и её элементами;

2.учить писать прописную букву «М» отдельно и в соединении с другими буквами;

3.формировать умение составлять и анализировать звуковую модель;

4.развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1.учиться писать прописную букву «М» и её элементы;

2.учиться писать прописную букву «М» в соединении с другими буквами;

3.выполнять гигиенические навыки письма;

4.учиться выполнять звуко-буквенный анализ.

Развивающие:

1.развивать мелкую моторику при письме посредством практической деятельности;

2.развивать мышление, внимание, память, графический и двигательный образ буквы «л» в ходе выполнения упражнений

Личностные:

1.формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

2.формирование заинтересованности в выполнении речевых и письменных заданий

Воспитательные:

1.воспитывать аккуратность при работе в прописи посредством соблюдения гигиенических требований;

2.воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь при изучении новой буквы

УМК: «Школа России» Пропись: 1 кл., 2 ч./Горецкий В.Г., Федосова Н.А.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная.

Словесный: беседа

1.Приветствует учащихся.

2.Создает эмоциональный настрой.

3.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Дмитрий Андреевич, сегодня урок проведу у вас я.

- Прозвенел уже звонок – начинается урок.

- А теперь все повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

- Давайте вместе прочитаем пословицу на экране: «Пишут не пером, а умом». Как вы её понимаете?

- Верно

1.Приветствуют учителя

2.Настраиваются на работу.

3.Показывают готовность к уроку.

- При письме работаем по алгоритму: помним, в какой последовательности пишем и соединяем буквы.

УУРД: самоопределение; личностное включение в учебную деятельность.

Учебная презентация,

слайд №

Актуализация знаний и мотивация

(3-4 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Наглядный:

Ребус

Слого-звуковой анализ слов

Проблемная ситуация

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

2. Подводит к новому материалу.

-Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем эти слова вместе.

- Какая общая буква?

-Верно. Из каких элементов состоит строчная буква «м»?

-Буква «М» строчная или прописная? Почему?

-Какие два звука обозначает буква «М» на письме?

-В чем разница буквы и звука?

-Кто хочет попробовать написать букву «М»? Почему не можем написать?

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Воспринимают информацию.

- Москва, Маша, Марс.

-М.

-Короткая наклонная прямая, провесная линия, короткая наклонная прямая с закруглением внизу вправо.

-Прописная, потому что это имена собственные.

-[м] и [м`].

-Звук мы слышим и произносим,

букву мы пишем и читаем.

-У каждой буквы есть своя

последовательность написания, а

мы не знаем её.

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация, слайд №

Постановка учебной задачи
(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный: подводящий диалог

Моделирование

1.Предлагает сформулировать тему урока.

2.Помогает в формулировании целей урока.

3.Помогает в составлении плана урока.

-Назовите тему урока.

-Какие цели мы можем поставить?

-Используйте опоры:

Узнать…

Учиться …

-Давайте составим план урока. Что мы должны сегодня сделать?

Опоры:

Рассмотрим...

Узнаем…

Будем учиться…

-В процессе урока, мы будем опираться на этот план, и смотреть какие пункты мы выполнили.

1.Формулируют тему урока.

2.Формулируют цели урока.

3.Составляют план урока.

Тема: Письмо прописной буквы «М».

 -Цели:

1.Узнать, как пишется новая буква;

2.Учиться писать слова с новой буквой

1) Рассмотрим элементы прописной буквы «М».

2) Узнаем, как пишется прописная буква «М».

3)Будем учиться писать прописную букву «М» и соединять её с другими буквами.

УУПД: самостоятельное формулирование темы и цели урока;

Учебная презентация, слайд №

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: написание буквы

письмо в воздухе

1. Предлагает задания для выполнения.

2. Контролирует выполнение работы.

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

-На какие две группы делятся письменные буквы?

-В какой строке пишутся прописные буквы?

-Перед тем, как начать писать, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому (Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому (Две ладони сомкнуть под углом – крыша)

Указательный и средний,

Безымянный и последний (Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем).

А мизинчик – малышок (Все пальцы в кулачке, мизинцы – разогуты)

Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга).

Вместе пальчики – друзья. (Сжим. и разжим. пальч. в кулачки).

Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок»).

-Перед тем, как начать писать, давайте повторим правила посадки.

-Верно. А как должна лежать тетрадь?

-Хорошо. А как правильно держать ручку?

-Откройте прописи на стр.7. Посмотрите в правый верхний угол. Какую букву вы видите?

-Верно. Посмотрите в левый верхний угол. Что изображено там?

-Из скольких элементов состоит буква?

-Давайте рассмотрим первый элемент. Как он называется?

-Рассмотрим второй и третий элемент. Кто знает их название?

-Сейчас я вам покажу, как пишется буква «М». Внимательно следите за движением руки. 1 элемент – ставлю точку чуть выше нижней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии, закругляем, плавно вправо, ведём вверх наклонную до верхней линии рабочей строки. 2 элемент - не отрываясь пишем прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

-Попробуйте написать элементы в воздухе. 1 элемент, 2 элемент, 3 элемент. Обведите в прописях эти элементы.

-Молодцы, теперь приступаем к написанию. Возьмите ручку, положите прописи правильно, выпрямите спину и напишите первую строчку.

-Будем писать букву «М». Сначала в воздухе. И 1, и 2, и 3, и 4.

-Теперь в прописях под счет обведём букву, которая изображена в мороженом: и 1, и 2, и 3, и 4.

-Напишите букву в прописи до конца строки. Кто закончил, руку на локоток.

-Отлично. Напишите следующие 2 строчки.

-Возьмите карандаш  и подчеркните те буквы, которые получились лучше всего.

1.Отвечают на вопросы.

2.Выполняют задания.

-Строчные и прописные.

-В рабочей (узкой) и дополнительной верхней.

Выполняют движения пальцами.

-Сидеть прямо; ноги держать прямо, стопы на полу/подставке; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки на столе, опираются о край парты, а локти выступают за ее край.

 -Под наклоном.

- Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец.

-Печатную букву «М».

-Мороженое. Прописная буква «М»

-Из 3.

-Длинная наклонная прямая с закруглением внизу влево.

-Короткая наклонная прямая с закруглением внизу вправо.

Прописывают элементы буквы в воздухе.

Прописывают элементы буквы «М».

Прописывают букву в воздухе.

Прописывают букву.

Подчеркивают букву.

УУПД: подведение под понятие;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу.

УУКД: учитывать различные мнения при сотрудничестве

Учебная презентация, слайд №

Пропись №3

Первичное закрепление
(7-8 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Индивиду альная

парная

Словесный:

учебный

диалог

Практический:написание слогов и слов

Наглядный:

демонстрация.

1. Предлагает задания на закрепления новых знаний.

- После того как мы научились писать букву «М», что мы будем делать?

- Посмотрите на страницу. Какие слоги вы видите?

- Какие у них соединения?

- Почему?

- А теперь напишите слоги в прописи по образцу.

- Обменяйтесь прописями. Если ваш сосед по парте написал правильно, аккуратно и без исправлений, то поставьте карандашом “+”.

- Какой следующий шаг?

- Какие слова нам предлагают прописи?

- Прочитайте это слово, сколько в нем слогов? Считаем.

- Как вы это определили?

- Сколько в слове букв и звуков?

- Давайте посмотрим, как пишется эти слова.

- Пропишите эти слова.

- Обменяйтесь прописями. Если ваш сосед по парте написал правильно, аккуратно и без исправлений, то поставьте карандашом “+”.

Проводит динамическую паузу

1.Выполняют задания.

- Мы будем учиться писать ее с другими буквами.

-Слоги ма, мо, ми, мы.

-Нижнее.

- У слогов нижнее соединение, потому что написание следующих букв

начинается снизу.

Прописывают слоги в прописях.

Проверяют написанное в парах по критериям.

- Следующий шаг написание слов.

- Москва.

-В слове «Москва» 2 слога.

-Сколько гласных, столько и слогов.

- Москва: 6 букв, 6 звуков.

Смотрят на написание слов.

Прописывают слова.

Проверяют написанное в парах по критериям.

УУПД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу.

УУКД: учитывать различные мнения при сотрудничестве

УУПД: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

УУПД: структурирование знания;

Учебная презентация, слайд №

Пропись №3

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Словесный: слово учителя

Индивидуальная

Парная

Взаимопроверка

1. Предлагает выполнить задание самостоятельно.

2.Организует проверку выполненных заданий.

-Возьмите карточки, кто прочитает задание?

-Кому задание непонятно?

-Проверяем. Поменяйтесь карточкой с соседом по парте. Поставьте “+”, если все буквы и соединения написаны правильно. Пример представлен на слайде.

-Кто поставил себе “+”? Кто поставил “-”? Какие были ошибки?

1.Выполняют самостоятельную работу.

-Пропиши букву «М» по точкам.

2.Проверяют и оценивают выполненные задания в парах.

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу.

УУРД: контроль, коррекция, оценка.

Учебная презентация, слайд №

Карточки

 

Включение в систему знаний, повторение

(3 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного

Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Индивидуальная:

написание предложения по контуру

1. Предлагает выполнить задания на закрепление пройденного материала.

-Ребята, что еще нам надо учиться писать?

-Все верно. Какое предложение нам дано?

-Как вы поняли, что это предложение?

- Верно, первый слог – с большой буквы, и в конце стоит точка.

- О чем в нем говорится?

- Назовите слово с буквой «М».

- Напишите это предложения.

- Давайте поработаем со словом мыла. Сколько в нём слогов и на какой слог падает ударение?

- Разделите слово на слоги, поставьте ударение. Под каждой буквой поставьте зелёную точку, если звук согласный мягкий, синюю – если согласный твёрдый, красную – если гласный.

- Обменяйтесь прописями. Если ваш сосед по парте написал правильно, аккуратно и без исправлений, правильно выполнил задание, то поставьте карандашом “+”.

1. Записывают предложение.

- Мы не писали предложения.

- Мама мыла Милу.

- Есть законченная мысль.

-О том, что мама мыла Милу.

-Мама, мала, Милу.

Прописывают.

-2 слога. Ударение падает на 1 слог.

Выполняют задание.

Проверяют написанное в парах по критериям.

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу.

УУПД: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия.

УУПД: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

Учебная презентация, слайд №

Пропись №3

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности,

осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Словесный: беседа

1. Организует беседу по уточнению понимания темы, целей деятельности урока.

2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

 Давайте подведем итоги нашего урока. Назовите тему урока.

-Какие цели мы ставили? Мы достигли их?

-Какие пункты у нас были в плане? Все ли пункты мы выполнили?

-А теперь, дополните предложение:

-На сегодняшнем уроке я узнал(а)…

-Мне было трудно …

-Своей работой на уроке я …

-Посчитайте, сколько “+” вы получили. Те, кто получил 3 “+” - получают наклейку, а кто меньше - жетончик за работу на уроке.

-Спасибо за урок. Мне было очень интересно поработать с вами. До свидания!

1.Отвечают на вопросы.

2.Анализируют свою работу на уроке.

- Письмо прописной буквы «М».

-Узнать, как пишется новая буква;

Учиться писать слова с новой буквой. Достигли.

Рассмотрим элементы прописной буквы «М». Узнаем, как пишется прописная буква «М». Будем учиться писать прописную букву «М» и соединять её с другими буквами. Выполним самостоятельную работу. Закрепим изученное. Мы выполнили все пункты.

Дополняют предложения

Подсчитывают «+», получают награду за работу.

УУПД: контроль и оценка процесса и результатов

действия; УУЛД: Самооценка;

Учебная презентация, слайд №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Русский язык, 1 класс. Тема урока: Письмо заглавной буквы Д

Тип урока: изучение нового материалаЗадачи урока: учить писать заглавную букву Д, развивать графические навыки; развивать словарный запас учащихся, устную и письменную речь, фонематический слух, зрите...

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ю". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте урока представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ю. Включены физкультминка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Я". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Я. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Х. Включены физкультминутка и  пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ц". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ц. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Т". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное  изучение  написания новой буквы. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....